Нетрадиционное рисование - одно из средств развития творческих способностей дошкольников.
статья по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Курнышева Наталья Вячеславовна
В данной статье говорится о том, что рисование с использованием нетрадиционных техник изображения является наиболее благоприятным и эффективным средством для развития творческих способностей детей. Также представлены некоторые виды нетрадиционных техник изображения и их характеристики. Достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как ребенку, так и взрослому.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционное рисование – одно из средств развития творческих способностей дошкольников.

Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности, которые есть у человека от природы, часто остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а соответственно, и нереализованными в будущей жизни. Успешность любого вида профессиональной деятельности человека зависит от многих условий. Одним из них является наличие развитого воображения в зрелые годы и творческих способностей. Поэтому формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение данной задачи начинается уже в дошкольном возрасте, так как дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок с радостью и удивлением открывает для себя незнакомый и удивительный мир, исследуя его.

Советский и российский педагог И.Я. Лернер утверждал, что творчеству можно учить, но этот процесс отличается от привычного обучения. Рисование является одним из самых любимых занятий детей А рисование с использованием нетрадиционных техник изображения можно считать тем самым процессом, который отличается от привычного обучения. Оно является наиболее благоприятным и эффективным средством для развития творческих способностей детей.

Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства. Это огромная возможность для ребенка думать, пробовать, искать и, самое главное, самовыражаться. Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении достаточно долгого промежутка времени. Кроме этого, их использование позволяет осуществить индивидуальный подход в воспитательно – образовательной деятельности.

Использование нетрадиционных техник в рисовании:

  • Учит детей свободно выражать свой замысел;
  • Учит детей работать с разнообразным материалом;
  • Развивает наблюдательность, память, пространственное мышление и познавательные способности;
  • Развивает чувство цвета, композиции, ритма, чувство фактурности и объемности;
  • Развивает мелкую моторику рук;
  • Развивает эстетическое восприятие и эмоциональность;
  • Развивает художественный вкус, творческие способности, воображение, фантазию;
  • Способствует снятию детских страхов;
  • Развивает уверенность в своих силах;
  • Доставляет радость и создает положительный настрой.

Нетрадиционные техники рисования часто демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как ребенку, так и взрослому.

Виды нетрадиционных техник изображения и их характеристики:

#1056;исование пальцами и ладошкой.

Краска наливается в плоские розетки (тарелки, миски). Палец или ладошка обмакивается в краску и прижимается к листу бумаги. Правило - каждый палец набирает одну определенную краску. Вымытые пальцы (ладошка) сразу вытираются салфеткой.

#1056;исование жесткой кистью (тычком).

Жесткая кисть опускается немного в краску, затем слегка ударяется вертикально по бумаге. Получается фактурность пушистой или колючей поверхности. Правило – кисть должна быть сухой.

3. Рисование ватными палочками (пуантилизм).

Ватная палочка обмакивается в краску, затем ею точечно украшается изображение на листе бумаги или создается рисунок.. Можно использовать пучок палочек, скрепленных вместе (например, резинкой).

4. Рисование ватными дисками.

Ими можно рисовать целыми, сложив их пополам или вчетверо. Краска наносится на диск, затем диском печатается на листе бумаги.

#1056;исование губкой (кусочком поролона).

Кусочек поролона зажимается прищепкой, опускается в краску. На лист бумаги наносятся отпечатки, которые создают фактурность предмета.

6. Рисование отпечатками и штампиками.

На отпечатываемую поверхность наносится краска, затем отпечаток ставится на лист бумаги. Краску можно нанести с помощью кисти, а можно сделать подушечку для штампиков из губки с краской, а сами штампы из фруктов, овощей, пластилина, пробок, бутылок, ластика и т.п.

#1056;исование отпечатками стаканчиков и горлышками разного диаметра.

Краска наливается в плоскую тарелку. Стаканчик (флакон, крышка) опускается в краску, и отпечаток наносится на лист бумаги. Получается цветная фантазия из колечек.

#1056;исование вилкой.

Краска набирается на вилку из тарелки. Отпечаток делается плоской поверхностью вилки. Создается эффект «лохматости».

#1056;исование расческой.

Краска разных цветов наносится на лист бумаги в виде капель рядом друг с другом. Затем расческой производится движение по всем каплям краски, соединяя и размазывая их. Краску можно добавлять.

#1056;исование свечой или восковыми мелками и акварелью.

На плотном листе бумаги или картона свечой или восковыми мелками наносится рисунок по замыслу. Затем лист покрывается одним или несколькими слоями акварели.

#1043;раттаж (воскография).

На поверхность всего листа бумаги наносится слой воска (свечой или восковыми мелками. Затем лист покрывается черной гуашью. После высыхания краска процарапывается заостренной палочкой (шпажкой, зубочисткой), и создается рисунок.

#1055;ластилинография.

Фон и персонажи изображаются с помощью пластилина. Объекты могут быть более или менее выпуклыми, рельефными. Контур тоже может быть уже нанесен заранее. Пластилин наносится на бумагу в виде шариков, полосок или размазывается.

#1053;абрызг.

На зубную щетку берется немного краски, которая затем разбрызгивается с помощью расчески или карандаша. Над листом бумаги щетка ведется по расческе, или набрызг создается движением карандаша по щетке к себе, чтобы брызги попадали на лист, а не на художника. В рисунке можно использовать трафареты, которые постепенно убираются, создавая эффект многослойности, и наносить краску разных цветов.

#1052;онотипия.

Данная техника используется для рисования симметричных предметов. Лист бумаги складывается пополам, и на одну половинку наносится рисунок. Пока краска не высохла, лист снова складывается пополам и слегка прижимается. На второй половинке получится отпечаток.

#1050;ляксография.

На листе бумаги делается пятно: ставится клякса из акварельной краски. Затем дорисовываются детали. Или же берется трубочка для коктейля и на кляксу выдувается воздух. Просто полет фантазии!

#1056;исование нитью (ниткография).

Лучше всего рисовать шерстяной нитью. Нить обмакивается в краску (концы нити остаются сухими) и кладется или в лист, сложенный пополам, или между двумя листами в произвольном порядке. Затем листы прижимаются, а нитью производится движение, она тянется за кончики. Создается узор отпечатыванием с движением нити.

#1056;исование марлей.

К мокрому листу бумаги прикладывается слой марли и расправляется. Сверху марли кистью наносится рисунок. Когда он высохнет, марля снимается. На бумаге остается рисунок в виде отпечатка фактуры марлевой ткани.

#1056;исование солью, манной крупой или опилками.

На лист цветного картона наносится рисунок клеем ПВА (часто на зимнюю тематику). Сверху насыпается соль, манная крупа или мелкие опилки. После того, как все высохнет, лишнее стряхивается.

19. Рисование с использованием пленки.

На лист бумаги наносится рисунок. И пока краска не высохла, к рисунку быстро прикладывается пленка в нужном месте, и аккуратно, вращающими движениями, создаются морщинки пленки на бумаге. В морщинках собирается краска. После высыхания пленка аккуратно снимается. Часто таким способом делается фон.

#1056;исование воздушно – пузырчатой пленкой.

На пленку наносится краска, затем пленка прикладывается к листу бумаги с рисунком, и получается отпечаток.

#1056;исование мыльными пузырями.

В любой мыльно – пенящийся раствор добавляется краска или пищевой краситель, и с помощью трубочки делается большое количество мыльных пузырей (чтобы пузыри быстро не лопались, можно добавить глицерин). Затем к пузырям сверху прислоняется влажная бумага. В результате получаются абстрактные разноцветные узоры. Также можно пузыри накладывать ложечкой на лист бумаги.

#1056;исование на мятой бумаге или мятой бумагой.

Бумага предварительно сминается. Затем на расправленный лист бумаги наносится задуманный рисунок. На сгибах бумаги краска впитывается сильнее, и за счет этого получается интересный эффект мозаики. Или же сминается тонкий лист бумаги, обмакивается в краску, и примакиванием создается рисунок.

#1056;исование воздушными шарами.

Каждая краска разбавляется водой до состояния жидкой сметаны. Надуваются воздушные шарики разных размеров. На лист бумаги наносятся капли краски разных цветов. Затем прикладывается шарик и слегка прижимается к бумаге. Краски можно шариком смешивать. Также шарик можно немного покрутить.

#1056;исование листьями, перьями птиц.

На листочек дерева наносится краска. Затем он прикладывается к бумаге и прижимается, чтобы получился отпечаток. Предварительно можно нарисовать фон. С перышками работа делается аналогично, только прижимается перо листом бумаги, чтобы не испачкать руки. Обычно так рисуются пейзажи, натюрморты. Еще перышком можно рисовать как обычной кистью.

#1069;бру.

Готовится негустой клейстер с добавлением немного канцелярского клея (или раствор воды с загустителем). Образовавшиеся сверху пузырьки можно убрать обычной газетой, приложив к поверхности на 15 – 30 секунд. Акриловые краски (желательно) разбавляются водой до жидкого состояния. Затем на кончик палочки набирается краска и ставятся капли на поверхность жидкости, или же краска набирается на кисточку и тихонько стряхивается. Далее из получившихся капель палочкой или тонкой кистью осторожно создается рисунок. Берется лист бумаги, аккуратно кладется на поверхность и через несколько минут за края поднимается. Бумага должна быть плотная (для акварели или плотная шероховатая).

Во многих техниках изображение можно дорисовывать, также можно комбинировать разные техники в одном рисунке. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка всегда индивидуальна и неповторима. Каждая из этих техник словно маленькая игра. А сам творческий процесс завораживает, это настоящее волшебство!

Перечень нетрадиционных техник намного больше и разнообразнее. Такое многообразие нетрадиционных техник изображения не оставляет сомнений в необходимости их использования для развития творческих способностей. Взрослые должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать творческой личностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Нетрадиционные техники аппликации как средство развития творческих способностей дошкольников"

ull;Тип проекта: творческий, групповой, долгосрочный.•Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.•Срок  реализации проекта – ноябрь 2017– март  201...

Презентация к выступлению на город. Мастер-класс "Рисование песком, как средство развития творческих способностей дошкольников."

Мастер-класс. Рисование песком, как средство развития творческих способностей дошкольников....

Консультация для педагогов ДОУ на тему: "Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей дошкольников".

Познакомить педагогов ДОУ с опытом работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники аппликации....

Мастер-класс «Техника нетрадиционного рисования «Эбру» как средство развития творческих способностей дошкольников»

Эбру (воздушные облака) — техника рисования на поверхности воды с последующим переносом изображения на бумагу или другую твёрдую основу (дерево, ткань, керамику, кожу).В мире это искус...

Использование нетрадиционных техник лепки как средство развития творческих способностей дошкольников

Лепка – один из самых эмоциональных из продуктивных видов изобразительной деятельности.  Она даёт возможность даже самому маленькому ребёнку ощутить себя мастером и творцом....

РИСОВАНИЕ ПЕСКОМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКА

Автором статьи рассмотрено новое направление в рисовании - рисование песком, его особенности и влияние на развитие детского творчества. Автор отмечает, что методы развития творчества и творческих спос...