Конспект занятия по рисованию "Хохломская тарелка"
план-конспект занятия по рисованию

Ермолаева Елена Александровна

Расширение представления детей об изделиях народного декоративно-прикладного искусства (хохлома).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hohlomskaya_tarelka.docx20.45 КБ

Предварительный просмотр:

 «Хохломская тарелка»

для детей группы общеразвивающей направленности, в возрасте от 6 до 7 лет

Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие              

Занятие: Рисование

Цель: Расширение представления детей об изделиях народного декоративно-прикладного искусства (хохлома) . 

Задачи:

Образовательные:

- Расширять представления детей о хохломском промысле и его особенностях. Учить детей составлять узор в соответствии с формой основы. Учить подбирать краски, подходящие к цвету фона. Упражнять в рисовании элементов хохломской росписи.

Развивающие:

- Развивать художественный вкус.

Воспитательные: 

- Воспитывать эстетические чувства.

Предварительная работа: Беседа о хохломе, рассматривание хохломской посуды, рисование элементов росписи (реснички, усики, завиток, петелька, кривули). 

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: столик с разнообразной посудой из хохломы, иллюстрации, предметы с хохломской росписью, презентация, телевизор. Кисть, гуашь, салфетка, баночка с водой. 

Раздаточный материал:  Бумажные круги, заранее тонированные детьми гуашью желтого цвета, тонкие кисти, гуашь красного, черного и зеленого цветов, баночки с водой, салфетки.

Мотивация: путешествие к мастерам хохломы

Ход занятия:

I. Вводная часть. Мотивационный момент:

Воспитатель: Педагог приветствует юных художников.

– Здравствуйте, дорогие гости, пожалуйте к нам в гости.

Посмотрите да полюбуйтесь, какая здесь у нас посуда собрана. Она не простая.

Ее сделали русские мастера-умельцы из Хохломы.

Посмотрите!

Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!

- Вы, конечно же, узнали – это Хохлома

Хохломская роспись – алых ягод россыпь.

Отголоски лета в золоте травы

Рощи – перелески, шелковые всплески

Солнечно – медовой золотой листвы.

За окошком метели и морозы трещат,

А в избе за палитрой мастерицы сидят.

Ни цветка, ни травинки

В сером зимнем лесу,

Лишь сухие былинки ветер гнет на весу.

Пламя лижет дровишки и от печки тепла,

Словно летом, полянка

В их глазах расцвела.

Кисть купается в краске,

Здесь прижалась разок,

И блеснул на посуде золотой завиток.

Звонко тренькнет синичка

За промерзлым стеклом,

Кисть рисует реснички

Рядом с тем завитком.

А сухие былинки под веселым мазком

Превратились в травинки,

Усик вьется ползком.

Блещут краски так ярко

Золотой хохломы,

Что в лучах ее теплых

Согреваемся мы.

Воспитатель: Ребята, понравилось вам стихотворение? А сейчас я вам предлагаю послушать рассказ о Хохломе и ее мастерах – умельцах.

Просмотр презентации.

Происхождение названия промысла связано с местом продажи изделий. Хохлома – это крупнейшее торговое село, откуда поставляли золотистую расписную деревянную посуду. Со временем и сами изделия стали называть Хохломой.

Хохломские изделия изготавливают из липы. Перед использованием древесину предварительно выдерживают на открытом воздухе не менее года. Сначала из липы вытачивают на токарном станке формы изделий. Их просушивают, а потом покрывают жидким слоем местной жирной глины. Изделия становятся похожими на глиняные. Это делают для того, чтобы дерево не впитывало масло. Затем изделия смазывают льняным маслом и просушивают, потом три – четыре раза покрывают олифой. В последний раз сушат не до конца, а так, чтобы пристал порошок алюминия, который заменяет дорогие серебро и олово, которыми пользовались раньше. От алюминия изделия становятся блестящими, похожими на металлические. Теперь заготовки можно расписывать.

Расписывают изделия масляными красками. А кисточки для работы мастера делают из хвоста белки. Такими кисточками можно выполнять и очень тонкие и широкие мазки. Хохломские узоры наносят кистью без предварительной прорисовки орнамента карандашом. Каждый раз мастера создают дивные узоры, никогда не повторяя в точности предыдущий орнамент. Известный хохломской мастер Степан Павлович Веселов говорил своим ученикам: «Учитесь у стариков, да и у природы, а пишите свои узоры, что близки сердцу. Это и будет настоящее творчество».

В хохломской росписи с золотым фоном сочетаются красный и черные цвета. Иногда их дополняют зеленый, коричневый, желтый и оранжевый. Но фон является главным.

После росписи изделия покрывают лаком, а потом закаливают в печах. Под влиянием высокой температуры лак желтеет, а слой алюминия под лаком отливает золотым блеском. И вот деревянное изделие на наших глазах стало драгоценным, золотым.

Хохломская посуда не только красива, но и прочна. По словам хохломских мастеров, она не боится «ни жару, ни стужи».

Сегодняшняя хохлома, можно сказать, получила второе рождение. Художники не только сохранили лучшие традиции росписи, но и развили их, обогащая новыми приемами.

Сегодня мы с вами попробуем превратиться в мастеров Хохломской росписи, и распишем наши заготовки, что лежат у вас на столах.

II. Основная часть

Воспитатель: 

Мастера расписывают свои изделия в мастерской и чтобы нам попасть туда, мы должны пройти долгий путь через леса, болота, ручьи:

Физкультминутка:

Ребята, здесь очень узкая тропинка, поэтому выстраивайтесь друг за другом. (По команде воспитателя дети преодолевают воображаемые препятствия).

Дети идут змейкой по воображаемой тропинке, вокруг кусты, деревья. На тропинке впереди большие лужи (дети перешагивают через лужи).

Далее перед ними – ручей. Через него перекинут мостик с перилами (дети переходят по мостику, сохраняя равновесие).

Тропинка ведет через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Перешли через болото.

Что это? Тропинка стала липкой от мокрой, раскисшей глины Ноги так и прилипают к ней. Еле – еле отдираем ноги от земли (дети идут, высоко поднимая колени).

А теперь на пути ветки деревьев наклонились очень низко (дети идут в полуприсяде).

Вот мы и добрались до мастерской и сейчас мы все станем мастерами хохломской росписи.

Вопрос: Так какие цвета используют мастера?

Ответ: Красный, черный, желтый и зеленый.

Вопрос: Какие узоры вы видите на посуде?

Ответ: Листики, ягодки, завитки, точечки, усики.

Вопрос: А с чем можно сравнить эти рисунки? Умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют?

Ответ: У природы – ягодки, веточки, листки, травка.

Ребята я предлагаю сделать выставку наших изделий.

Воспитатель: Ай да мастера! Какие оригинальные и необычные у вас получились изделия.

III. Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, где мы с вами путешествовали? Чему вы научились новому? Ну а теперь я предлагаю вам немного отдохнуть, а потом поможем еще кому-нибудь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Красивая тарелка"

конспект занятия для детей среднего возраста....открытый просмотр на РМО. ЯНВАРЬ 2011 ГОД...

конспект занятия в 1 младшей группе по нетрадиционному рисованию "Фрукты на тарелке"

Конспект занятия в 1 младшей группе по нетрадиционному рисованию "Фрукты на тарелке" (рисование-экспериментирование с разными материалами). Конспект оформлен в соответвтвии с последними требованиями Ф...

Конспект занятия по рисованию "Украсим тарелку"

Рисование нетрадиционным методом - ватной палочкой на круглой основе....

КОНСПЕКТ занятия по сенсорному воспитанию на тему: « Разбитые тарелки»

                            МБДОУ «Детский сад № 87»      КОНСПЕКТзанятия по сенсорному ...

Схема конспекта занятия "Большие и маленькие яблоки на тарелке"

Образовательная область: аппликация.Возрастная группа (или год обучения) 1-2 года обучения Тема занятия  «Большие и маленькие яблоки на тарелке»Программное содержание: учить детей вырез...

Конспект занятия по лепке "Большие и маленькие яблоки на тарелке"

Образовательная область: лепка. Возрастная группа (или год обучения) 1-2 года обученияТема занятия  «Большие и маленькие яблоки на тарелке»Программное содержание. Для детей 1.г.о. – Продолжать...

Конспект занятия во второй младшей группе "Тарелка каши"

Интегрированное занятие НОД по развитию речи и аппликации. Основная цель занятия - формировать у детей представление о пользе каши в рационе детского питания...