Конспект фольклорного праздника "Капустница"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Лазарева Татьяна Германовна

Цель: Формирование общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста на основе приобщения к культурному наследию русского народа.

Задачи:

1.     Продолжать знакомить детей с обрядами, традициями, духовной жизни русского народа;

2.     Закрепить знания малых форм фольклора. Учить детей чувствовать красоту русской песни, народной игры, разнообразие ритма, поэтическое богатство и выразительность языка;

3.     вырабатывать у детей четкие координированные движения во взаимосвязи с речью;

4.     Развивать эмоциональный потенциал детей;

5.     Закрепить навыки основных движений русской народной пляски.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_folklornogo_prazdnika_kapustnitsa.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Капустница»

Фольклорный праздник для детей 5 - 6 лет.

Цель: Формирование общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста на основе приобщения к культурному наследию русского народа.

Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с обрядами, традициями, духовной жизни русского народа;
  2. Закрепить знания малых форм фольклора. Учить детей чувствовать красоту русской песни, народной игры, разнообразие ритма, поэтическое богатство и выразительность языка;
  3. вырабатывать у детей четкие координированные движения во взаимосвязи с речью;
  4. Развивать эмоциональный потенциал детей;
  5. Закрепить навыки основных движений русской народной пляски.

Предварительная работа:

  1. Включение потешек, прибауток, считалок, загадок, пословиц и поговорок в повседневную жизнь детей.
  2. Проведение бесед с родителями об использовании малых фольклорных форм в семьях.
  3. Знакомство детей с предметами народного быта;
  4. Ознакомление детей с приемами заготовки капусты на зиму (шинковка, засолка, квашение);
  5. Подбор русских народных мелодий;
  6. Разучивание движений русского народного танца.
  7. Подборка родителями рецептов засолки белокачанной капусты
  8. приготовление блюд из капусты.

Оснащение (оформление): русские народные костюмы, костюм капусты, маска зайца, свежие овощи (капуста, морковь), пироги с капустой, магнитофон.

Предметно – развивающая музыкальная среда: «Вейся капустка» - русская народная песня, оркестр им. Андреевой, «Пчелочка злотая» - русская народная песня.

Действующие лица: ведущая, Хозяйка,  Капуста, дети, родители.

Литература:

  1. О.А. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», СПб., изд. «Детство - Пресс», 1998.
  2. О.А. Князева как жили люди на Руси? Рабочая тетрадь для занятий по программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», СПб., изд. «Детство - Пресс», 1998.
  3. М.В. Тихонова. Красна изба…. Знакомство детей с русскими народным искусством, ремеслами, бытом.  СПб., изд. «Детство - Пресс», 2000
  4. Г.П. Федорова На золотом крыльце сидели… Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. СПб., изд. «Детство - Пресс», 2000
  5. Г.П. Федорова Заглянет солнце и в наше оконце. Игры и потешки для развития способностей детей. «Колокольчик», СПБ., 1997.
  6. Л.И. Мельникова. Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях М. 2000
  7. Е.н. Кулагина Русские традиции в обряды в Вашем доме, Система Плюс, СПб., 1997.
  8. «Русский фольклор». Песни, сказки, былины, загадки, игры, пословицы, М. «Художественная литература», 1986.

Ход праздника:

Хозяйка:( встречает гостей (родителей) в избе)

Сегодня мы расскажем и покажем, как на Руси жили, осенние обряды водили, запасы на долгую зиму делали.

Закончился сентябрь – рябинник, пришел октябрь. Про него говорят, что он капустой пахнет.

Действительно самым любимым овощем на Руси была капуста. Народ ее называл первой барыней на деревне. В русских семьях капусты заготавливали много, а так как люди всегда помогали друг другу, то каждый хозяин назначал свой день уборки и рубки капусты. Он созывал на помощь соседей. Приглашаем и вас на капустную вечеринку.

Гостья: Принимай, хозяйка, гостей!

Под музыку входят дети.

Хозяйка: Здравствуйте, красны девицы. Здравствуйте, господа честные. (русский поклон).

Дети: здравствуйте хозяйка. (русский поклон)

Хозяйка: Давненько у меня не бывали. Мне не помогали. Ноября-то ждать, время терять. Тут каждому найдется и местечко и словечко.

Гостья: Да, соседушка! В этом году осень знатная, урожаем богатая. Нужно о зиме подумать, запасы сделать. Огурцы посолить, капусты нарубить, квашеная капуста полезная, да вкусная. Пора и нам капусту звать кочанок завивать.

Под музыку входит капуста

Я с вами играть не намерена в прятки.

 Расту я, как овощ обычный, на грядке.

 Всё лето толстею. А как же иначе? -

 Мне к осени нужно быть круглой, как мячик!

 Одёжек на мне, коль разденете, пачка,

 Но честно признаюсь, что я не мерзлячка.

 Чем больше одёжек, тем  буду ценнее -

 Так люди сказали, а людям виднее.

 И в щах, и в борщах мне замены не сыщешь,

 Начинка в пирог, голубцы – вкуснотища!

 И квасят, и тушат, сырая - не хуже,

 Гожусь я на завтрак, обед и на ужин.

 Нельзя пожевать без чудесного хруста.

 Давно всем понятно, зовусь я капуста!

Хоровод «Вейся капустка»

Капуста: Кто про капусту пословицы знает?

                Пусть говорит, не зевает.(дети и родители говорят пословицы)

Гостья: А что вы еще знаете о капусте?

Дети: полезная, много витаминов, капустные лист помогают при ожогах, ушибах, при температуре

Ребенок: Расселась барыня на грядке одетая в шумные шелка, мы для неё готовим кадку и соли крупной, полмешка.

Хозяйка: Уродилась капуста виласта, крепка да  пузата. Пора ее рубить, да в кадке солить.

 Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим….»

Хозяйка: Выполняет действия с капустой

Гостья: Вот и молодцы, засолили капусту, будем зимой ее кушать с картошкой. Солили капусту на Руси с морковкой. А еще с чем?

Дети: с брусникой, клюквой, яблоками

Капуста: А я в огороде не одна расту. (загадывает загадки об овощах)

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь - очень гладкая,

На вкус - как сахар сладкая.

(Морковь)

Над землей трава,

Под землей бордовая голова.

(Свекла)

Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

(Лук)

Неказиста, шишковатая,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

"Ну, рассыпчатая, вкусна!"

(Картошка)

Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют.

(Помидоры)

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

Сладка, а не сахар,

С хвостом, а не мышь.

(Репка)

Щеки розовые, нос белый,

В темноте сижу день целый.

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она.

(Редиска)

В огороде - желтый мяч,

Только не бежит он вскачь,

Он как полная луна,

Вкусные в нем семена.

(Тыква)

Он кусает - но не пес.

Зубок есть. Но, где же рот?

Белый носит сюртучок.

Что это, скажи…

(Чеснок)

Хозяйка: Ой, а случай какой был у моей соседки давеча.

Сценка «Хозяйка и заяц»

Гостья: Чтоб капусту растить, будем огород городить.

Игра «Колышки».

Хозяйка: Нет полянки без морошки

Нету пляски без гармошки

Хоровода без подружки

Что за праздник без частушки?

1.Ставьте ушки на макушке, слушайте внимательно,

Мы капустные частушки споём замечательно.

2.Ходит Катя между гряд, выдирает всё подряд:

Где капуста, где сорняк – не поймёт она никак.

3.Я могу капусту квасить, от безделья не грущу.

Приходите ко мне в гости – всех капустой угощу.

4.Уродилася на славу – голова бела, кудрява,

Завила оборки густо. Узнаёшь ее? Капуста!

Капуста: Лето целое старалась, одевалась, одевалась,

А как осень подошла, все наряды отдала.

Игра «Разбери капусту»

Три команды. Дети и родители разбирают кочаны капусты на листочки, побеждает та команда, у которой больше целых листочков.

Гостья: Наши мамы тоже хорошие хозяйки. Они капусту ценят, уважают, и вот какими блюдами сегодня угощают.

Мамы выносят блюда из капусты, рассказ.

Гостья: Похлопаем нашим мамам за труд и старания. Молодцы!

Хозяйка :Ой, богат будет стол сегодня вссыпчину да вскладчину.

А какая же капустница, да без пирогов с капустой?

У нас пирог свежий,

Чай горячий.

Ножи острые.

Отрежем гладко, поедим сладко.

(чаепитие детей с родителями).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фольклорного развлечения для детей 2-3 лет <<Огурчик-огурчик>>

Конспект фольклорного развлечения << Огурчик-огурчик >>...

Конспект фольклорного интегрированного развлечения в логопедической группе . Тема: "Сорок Сороков - встречаем птиц".

Дети вместе с педагогом встречают Весну, но Весна грустит без птиц, которые еще не вернулись. Надо создать условия для благополучного возвращения и птиц и Весны. Дети выполняю...

Конспект фольклорного праздника «Куринные именины» (старший дошкольный возраст)

Цель:Приобщение  детей  к  культуре, традициям родного края.Расширение  представлений  о праздниках земледельческого  календаря.Вызывать у детей положительные...

Конспект фольклорного праздника "Шутку шутить - людей насмешить"

Детский фольклорный праздник для детей средней группы....

Конспект фольклорного праздника "Шутку шутить - людей насмешить" средняя группа.

Программное содержание1. Продолжать прививать детям любовь к русской  народной культуре.2. Продолжать знакомить детей с потешным фольклором: потешками, небылицами, докучными сказками.Предваритель...

Конспект фольклорных посиделок «Зиновий синичник» (подготовительный возраст)

Народный календарь. Зиновий-синичник12 ноябряЗиновий. Зиновий-синичник, синичкин праздник. В этот день синицы прилетают из-за моря, а с ними – снегири, сойки, чечетки, свиристели. Поговорки...

Конспект фольклорного праздника "Встреча весны"

В ходе праздника дети продолжают знакомитьсяй с обрядами, традициями, духовной жизнью русского народа....