Конспект развлечения в подготовительной группе "Кузьминки"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Аристарина Вера Викторовна

Данное развлечение позволит познакомить детей с посиделками как явлением старорусского быта, закрепить знания о традиционных занятиях и обрядах, а так же формировать эмоционально-окрашенные чувства причастности детей к наследию прошлого  и нравственно-патриотические позиции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                            Конспект развлечения

в подготовительной группе

на тему: «Кузьминки»

 Цель:  

   Познакомить детей с посиделками как явлением старорусского быта, закрепить знания о традиционных занятиях и обрядах.

Задачи:

  1. Формировать у детей эмоционально – осознанное отношение к художествен-ному образу осени, воплощённого на полотнах великих художников.
  2. Формировать эмоционально-окрашенные чувства причастности детей к наследию прошлого  и нравственно-патриотические позиции.
  3. Стимулировать положительную мотивацию к изучению произведений русского фольклора, развивать творческое мышление.
  4. Формировать речевую культуру у детей на основе приобретения навыков образной метафорической речи (работа с пословицами, загадками, фразеологизмами, народным красноречием).

Предварительная работа

    Цикл бесед  по ознакомлению детей с обычаями, культурой и осенними обрядовыми праздниками русского народа. Знакомство с покровителями ремесел святыми Кузьмой и Демьяном.

Разучивание пословиц, поговорок, загадок; народных игр, песен и танцев.

Обучение игре на русских народных инструментах: ложках, трещотке, доске, рубели и т.д.

Изготовление костюма для Кузьмы.

  Совместное творчество детей с родителями: изготовление поделок, атрибутов к развлечению, выпечка пирогов, угощения для детей.

Изготовление народного календаря.

Оформление зала: 

   На центральной стене красивыми занавесками оформлено небольшое деревенское окно, за стеклами которого осенний пейзаж. Возле окна стол, накрытый вышитой скатертью, сервированный расписной посудой, самовар, пряники, баранки. Возле стола с обеих сторон – скамьи. На них вышивка, вязание, клубки с шерстью, у самой стены – прялка. По обеим сторонам от скамеек стоят стеллажи с посудой, поделками в русском национальном стиле, на заднем плане – печка.

В зал входит воспитатель, обращается к гостям: Здравствуйте, дорогие мои. Поздравляю вас с праздником Кузьмы и Демьяна. Кузьма и Демьян святые. Божьи кузнецы, врачеватели и ремесленники. В этот день наши предки устраивали праздничные посиделки. Вот и я вас приглашаю в мою избу на посиделки.

В зал под музыку входят дети в народных костюмах.

Воспитатель: Здравствуйте, ребятушки. А скажите мне: почему вы такие нарядные сегодня?

Дети: Сегодня праздник Кузьмы и Демьяна.

Воспитатель: К нам на праздник пришли гости. Давайте по русскому обычаю поприветствуем их.

Дети (хором): Здравствуйте! Добро пожаловать! Милости просим!

Воспитатель: А теперь послушайте, дети, загадку:

 Листья клёна пожелтели,

В страны юга улетели

Быстрокрылые стрижи…

Время года подскажи:  (Осень)

Воспитатель: А давайте мы осень в гости позовём.                 

Дети: Осень, осень, В гости просим.

Под музыку появляется  Осень

Осень: В платье из жёлтого ситца,

Бусы – рябинки на грудь.

 В уши – серёжки- заколки

Дорого - любо взглянуть.

Девочка (обращаясь к Осени): Осень - царица, ты по злату мастерица:

 С пряльцем, с донцем, с гребнем, с веретенцем

 И с высоким колосочком, и с широким снопочком.

 Журавли – за моря. Осень - на поля.

Ну-ка, скажи нам Осень,

Что в подарок принесла?

Осень: Всем хороша я, пригожа

Золота, яшмы не счесть.

Яблоки, шишки, орехи –

 Всё в сундучке моём есть!

А принесла я вам сегодня необыкновенные подарки, посмотрите сами. Что это? (Картины) Беседа по картинам (жанр, авторы, цвета осени, настроение)

  Осень. Спасибо вам, дети за то, что так много обо мне знаете!  За это я подарю вам вот этот молоточек да эту наковаленку. А почему я подарила вам их в ноябре – подумайте, погадайте! Ну,  а теперь  мне в лес пора, дел ещё у меня много. До свидания, дети. (Уходит)

Воспитатель: А я знаю, почему Осень подарила нам сегодня молоточек и наковаленку.  А вы?

Ангелина: 14 ноября отмечался нашими предками праздник «Кузьминки»

Маруся: На Кузьминки славили кузнецов Кузьму и Демьяна.

Воспитатель: Кузьма и Демьян — святые. (Показ икон)

Диана: Они были замечательными мастерами — кузнецами и плотниками. Кузьма и Демьян ходили по деревням и всем помогали, а денег за это не брали.

Воспитатель: Вот в честь святых мастеров Кузьмы и Демьяна и назвали этот праздник.

Ира:  А ещё говорят, что Кузьминки — по осени поминки, встреча зимы.

Воспитатель: Со временем два брата слились в один образ, и день их памяти в народе назвали по имени первого из них – Кузьминки. А в году учредили даже двое Кузьминок – еще 14(1) июля.

Как я уже сказала было у Кузьминок еще одно даже более важное значение. В этот день всем миром на селе устраивали проводы лета и встречу зимы. В народе говорили: «Пришли Кузьма и Демьян – начались посиделки.»

1-й ребенок: Много мы обрядов знаем.

Воспитатель: А давайте-ка Кузьминки обыграем!

Воспитатель в роли хозяйки: Итак, посиделки на Кузьминках!

Тара, тара, та-ра-ра, Идут девки со двора.

Песни петь да плясать – Зиму радостно встречать!

Входят девочки:

Здравствуй, хозяюшка!

Хозяйка.

Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать! Проходите дружно в нашу светлицу: уроки делать, хороводы водить, петь да веселиться.

Девочки рассаживаются на скамейке.

Девочки. Что ты, хозяюшка, нам прясть дашь?!

Хозяйка. Старым старушкам шерсти клочок, а красным молодушкам белый ленок.

Воспитатель раздает «льняную» пряжу и прядёт вместе с девочками, исполняя песню «Прялица».

Стук в дверь; две девочки подбегают, открывают дверь и вводят ряженого  Кузьму-Демьяна.

Девочки.

Кузьма-Демьян! Кузьма-Демьян пришел! Встречаем тебя хорошенько, угостим на славу.

Начинают водить вокруг него хоровод на мотив «Во кузнице».

Стук в дверь, девушки радостно перешёптываются.

Хозяйка. Проходи, честной народ, Не пыли дорожки.

Добры молодцы идут,  погулять немножко.

Мальчики. Здравствуй, хозяюшка!

Хозяйка. Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, не стесняйтесь! Мир вам, гости долгожданные, что явились в добрый час, встречу теплую, желанную мы готовили для вас!

Молодежь рассаживается, перемаргивается, начинает острословить.

1-й парень: Девочки - беляночки, где вы набелились?

Девочки хором: Мы вчера коров доили, молоком умылись.

2-й парень: Вы послушайте, девчата, нескладуху буду петь:

                      на дубу свинья пасется, в бане парится медведь.

2-я девочка: Ехал Ваня на баране, нова дудочка в кармане,

                        Ваню бабушка любила, кашей масляной кормила.

3-й парень: Настя-Настенька, плюшевая кошка,

                      Сиди дома не гуляй, веретенцами играй.

3-я девочка: Федорок с вершок, голова с горшок,

                        Шапка колышком, ноги бревнышком.

4-я девочка: А мы умницы, мы разумницы,

                       Просто знает нас наша улица!

Хозяйка: Эй, девчонки – хохотушки,

                  Не пора ли спеть частушки.

                  А мальчишки тоже встанут,

                  От девчонок не отстанут.

Дети  исполняют частушки

1. У меня на сарафане петушки да петушки.

Скоро вырасту большая, приезжайте, женишки!

2. Сарафан мой, сарафан, огненные маки,

Первый раз из-за меня на деревне драки.

3. У меня на сарафане косолапы петухи.

Я сама не косолапа –косолапы женихи.

4. У меня на сарафане голубые бантики.

Меня в этом сарафане любят наши мальчики.

Мальчики:

5. Если так, сейчас уходим, обойдемся и без вас.

Не нужны нам хороводы, только видели вы нас.

Все дети:

6. Чтобы печка разгоралась, Надо жару поддавать.

Чтоб частушка легче пелась, Надо пляской помогать!

Танец «Барыня»

Хозяйка: Сяду с вами я на лавку, вместе с вами посижу.

Да загадки слушать буду – очень уж я их люблю.

Девочки и мальчики поочередно называют загадки.

  • Голубой платок, алый клубок по платочку катается, людям улыбается. (Солнце на небе.)
  • Текло, текло и легло под стекло. (Вода и лед.)
  • Скатерть бела, весь свет одела. (Снег.)
  • Гуляет в поле – да не конь,
  • Гуляет на воле – да не птица. (Вьюга, метель.)
  • Шкаф большой, дверцы маленькие, кладут белое, вынимают черное. (Печь и дрова.)
  • Маленькое, кругленькое, а за хвост не поднять. (Клубок.)
  • Чем больше верчусь, тем больше толстею. (Веретено.)

Хозяйка: Кузьминки – встреча зимы. Кузьминки – об осени поминки.

«Кузьма и Демьян – кузнец – кует лед на земле и на водах» – так гласят народные поговорки об этом празднике проводов осени и встречи зимы. Ребята, давайте вспомним приметы русского народа, связанные с днем 14 ноября.

Приметы:

  • Если на Кузьмодемьяне лист остается на дереве, то на другие дни будут морозы.
  • Кузьма закует, а лишь Михайло раскует. (Часто на 21 ноября бывает оттепель).
  • Не заковать реку зиме без Кузьмодемьяна.
  • Снежный день обещает будущей весной большой разлив.

Хозяйка: Если весной будет много травы, значит летом будет много травы, цветов.

Дети исполняют песню «Земелюшка чернозём»

Хозяйка. Порадовали вы меня! Многое знаете! А что это за бравая музыка звучит? Видно кто-то к нам спешит.

 Входят кузнецы с молотками на плечах. Идут по кругу со словами:

 - Идут кузнецы из кузнецы,  несут на плечах по молоту.

Галки – вороны, собирайтесь к нам, варите кутью, поминайте Кузьму!

 - Эй, хозяйка, кузнецы нужны?

Хозяйка: - Кузнецы-то нужны. Да что вы умеете?

Кузнец: - Да все! Хоть ковать, хоть плясать, хоть на ложках играть!

Кузнецы меняют молотки на ложки.

Хозяйка: Перед вами выступают,

 Ох, лихие ложкари.

 Наши ложечки играют:

 От зари и до зари.

Деревянные, резные,

 Расписные напоказ.

 Обойдите-ка все страны,

 А такие лишь у нас!

Игра на ложках

Хозяйка: - Ай, спасибо, уважили, кузнецы-удальцы! Чем же вам заплатить?

1 кузнец: - Да мы бессеребренники, как наши покровители Кузьма да Демьян.

2 кузнец: - Дайте нам кашку ржану да накормите вволю.

1 кузнец: - Хозяину работа, а нам каши охота!

2 кузнец: - Хозяину ворошок, а нам каши горшок.

Хозяйка: Ну что же, вот вам каша пшённая с молочком, лапша с курочкой.

Кузнецы раскладывают ложки на столе

Хозяйка: Делу - время, потехе – час. Поиграй с нами, Кузюшка.

Проводится игра «Золотые ворота»

Хозяйка: Повеселил ты нас, Кузюшка, на славу, а теперь пора домой. Забирай осень – давай нам зиму!

Все: - До свидания, осень! Здравствуй, зима!

Хозяйка:  Отшумели посиделки,  Где пришлось нам отдохнуть

Пришло время расставанья  до следующего гулянья.

 Мы делились новостями, мы старались вас развлечь.

 Мы прощаемся с гостями,  говоря: до новых встреч.

Веселись, душа, играй! Вовсе зла не поминай!

Приходите, кто с добром!  Мы всегда вас в гости ждем!  

Дети уходят из зала под весёлую музыку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект развлечения в подготовительной группе детского сада педагога- психолога

Цели и задачи:  установить эмоциональный контакт со всеми участниками; воспитывать дружеские взаимоотношения  между детьми, желание помочь нуждающимся в трудной ситуации; развивать отн...

Конспект развлечения для подготовительной группы "Мой веселый, звонкий мяч"

с помощью игр и игровых упражнений ,дети познакомятся с историей возникновения мяча и его развитием...

Конспект развлечения в подготовительной группе Тема: «Зимнее путешествие»

Конспект развлечения в подготовительной группеТема: «Зимнее путешествие». Веселые игры для детей с участием Зиушки - зимы и снеговика...

Конспект развлечения в подготовительной группе по осеннему татарскому обряду «Ощипывание·гусей»

Этот осенний календарный праздник уходит корнями в глубокую древность. С древнейших времен поздней осенью, обычно с первым ледоставом жителями татарского села проводилась коллективная обработка ...

"Моя безопасность" (игры-тренинги) конспект развлечения в подготовительной группе

Материал позволяет сформировать представления о необходимости соблюдения правил личной безопастности в различных ситуациях....

Конспект развлечения в подготовительной группе: "Осенний калейдоскоп"

Конспект развлечения в подготовительной группена тему: «Осенний калейдоскоп»Цель: закрепить знания о сезонных изменениях в природе. Создать определенный эмоциональный настрой посредством музыки соотве...

конспект развлечения в подготовительной группе "Форт Баярд"

Развлечение проводили вместе с родителями - папами, приурочили к 23 февраля, всем очень понравилось....