Методическая разработка для детей средней группы"Воспитываем пешехода"
методическая разработка (средняя группа) по теме

Изучение правил дорожного движения- конечно дело нужное, но главная задача все же не в этом. Суть заключается в том, чтобы "привить" детям устойчивые навыки безопасного поведения в любой ситуации. Поэтому для обучения детей правилам дорожного движения,решила использовать все доступные формы и методы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon методическая разработка по пдд323 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Бобровский детский сад «Колосок»

                                         

     

 

             

Щади здоровье,

Жизнь щади.

За движением следи.

Экзамен, важного значения

Держи по правилам движения.

                                    О. Базаров

                       

      Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма – в чём проблема?

4-х- летний ребенок знает, что дорогу надо переходить на зеленый свет. Знает – и что же!?- а мама бежит с ним на красный! А ведь дети уже в детском саду изучают ПДД.

       Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного-травматизма в дошкольных учреждениях.          

        Именно поэтому  я поставила для себя такую задачу выработать у детей стереотип безопасного поведения на дороге.

         Не для кого не секрет что основными причинами дорожного происшествия является незнание правил уличного движения или не соблюдение их.  Конечно, изучение правил – дело нужное, но главная задача все же не в этом. Суть заключается в том, чтобы привлечь детям устойчивые навыки безопасного поведения в любой ситуации.

       Поэтому для обучения детей правилам дорожного движения я решила использовать все доступные формы и методы работы. Это – беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивание стихов, чтение художественных текстов, просмотр видеофильмов, настольные и дидактические игры, занятия.

        Мной был написан перспективный план на год. В него включено 9 занятий, которые проводятся 1 раз в месяц и все выше перечисленные методы.                                        

       Также большое внимание уделила привлечению к этой работе родителей. Для них были приготовлены: беседы, консультации, общие требования, анкеты, ситуации для анализа, рекомендации, конкурсы и т.д.  

       

             

Средняя группа

В средней группе воспитатели знакомят детей с местами движения машин и людей, рассматривают вместе с ними иллюстрации с изображениями транспортного светофора, игрушку-светофор, действующую от батарейки. Во время проведения дидактических и сюжетно - ролевых игр, дети следят за работой светофора, уточняют назначение его световых сигналов для пешеходов и водителей. Очень важно разъяснить: когда загорается зеленый для пешеходов и разрешает им движение (при предварительной оценке состояния улицы), для водителей в это время горит красный - запрещающий сигнал. Когда загорается зеленый сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал: «Стой!» Дети наблюдают, как с помощью светофора регулируется движение машин и людей. Полученные знания закрепляются в дидактических играх («Найди свой цвет», «Хорошо - плохо», «Собери светофор»).
Дорожное движение требует от ребенка большого внимания, поэтому значительное место отводится играм на развитие внимания («Что изменилось?», «Кто позвал?», «Кто ушел?», «Сделай, как было» и др.).
Дети средней группы встречаются с сотрудником ГИБДД, рассматривают патрульную машину, знакомятся с назначением светового сигнала - проблескового маячка на крыше машины.
Новым для них будет разговор о пешеходном переходе, его назначении. Дети упражняются в поиске его на макетах участка детского сада и на иллюстрациях в книгах.

 С детьми 4-5 лет воспитатель, продолжает работу по развитию ориентировки в окружающем. Более широкой становится программа целевых прогулок.

Воспитатель знакомит детей с трудом водителей некоторых видов транспорта; в легковых автомобилях и некоторых видов транспорта; в легковых автомобилях автобусах ездят люди, на грузовых машинах привозят в детский сад продукты и другие грузы; в кабине за рулем сидит шофер, он ведет машину быстро и осторожно, чтобы не произошло аварии.

С целью обогащения опыта детей, закрепления их представлений о транспорте на целевых прогулках проводятся наблюдения. Дети уточняют особенности передвижения, определяют сходство и отличие автобуса, машины.

Дети знакомятся с конкретными правилами дорожного движения, рассказывают им о назначении желтого сигнала светофора, объясняют правила поведения пешеходов: ходить по улице спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара; переходить дорогу только по переходу, при зеленом свете светофора. Воспитатель знакомит детей со словами «проезжая часть», «односторонне и двустороннее движение», «пешеход», «наземный (подземный) переход».

                     

по ознакомлению детей с правилами дорожного движения (ПДД)

Содержание

Срок

Ответственный

Тема: «Знакомство с улицей» (что есть на улице, какая она, тротуар и проезжая часть).

  1. Ознакомительное занятие по правилам дорожного движения.
  2. Целевая прогулка по улице, рассказ воспитателя.
  3. Просмотр видеофильма «Детям о правилах дорожного движения».
  4. Занятие по изодеятельности «Улицы» - коллективная работа (конструирование из бросового материала, рисование, аппликация).

Сентябрь

Воспитатели

группы

Тема: «Нужно слушаться без спора указаний светофора (перекресток)».

  1. Рассматривание макета светофора, рассказ воспитателя о назначении светофора.
  2. Конструирование из бумаги «Светофор»
  3. Занятие: Уроки Светофорчика
  4. . Дидактические игры: «Собери светофор», «Машины и светофор», «Укрась улицу» и др.

 

Октябрь

Воспитатели

группы

Тема: «Дорожные знаки»

  1. Занятие «Что означают дорожные знаки»
  2. Заучивание стихов про дорожные знаки.
  3. Экскурсия на улицу «Назови знак»
  4. Беседа про дорожные знаки

Ноябрь

Воспитатели
группы

  Тема: «Мы – пешеходы». 

  1. Встреча с инспектором ГИБДД (рассказ о правилах перехода    улиц, дорог).
  2. Отгадывание загадок по ПДД, обыгрывание ситуаций на дороге.
  3. Сюжетно-ролевая игра «Мы по улице идем».              
  4. .Кукольный спектакль «Сказка   про Буратино, который не знал            правил дорожного движения».

Декабрь


Воспитатели
группы

  Тема: «Где можно играть».

  1. Рассказ воспитателя о том, где можно и где нельзя играть.
  2. Рассматривание иллюстраций, составление детьми рассказов по серии картин «Наша улица».
  3. Рисование на тему «Где можно играть».
  4. Музыкальное развлечение «В страну Светофорию».  

Январь

Воспитатели

группы

       Муз.руковод.

   Тема: «Мы – пассажиры».

  1. Беседа «Как вести себя в общественном транспорте»
  2. Прогулка на остановку, наблюдение за транспортом, за пассажирами.
  3. Рассматривание иллюстраций, обсуждение различных ситуаций поведения пассажиров
  4. Занятие – экскурсия «В транспорте»

Февраль

Воспитатели
группы

Тема: «Будущие водители».

  1. Сюжетно-ролевая игра «Шоферы».
  2. Выставка детских работ «В стране Светофории».              
  3. Чтение художественной литературы.
  4. Занятие «Какие бывают машины»

Март

Воспитатели

группы

   Тема: «Мы соблюдаем правила дорожного движения».

  1. Просмотр видеофильма «Детям о ПДД»
  2. Сюжетно-ролевая игра «Улица»..
  3. Музыкально-спортивный праздник «Азбука дорожного движения».
  4. Занятие «Правила для пешехода»

Апрель

Воспитатели группы
Муз.руководитель,
Инструктор по физическому воспитанию

Праздник на улице (с приглашением родителей, инспектора ГИБДД) 

Май

воспитатель

группы
Муз.руковод.

 

Мероприятие

Дата

Ответственный

Общее родительское или групповые собрания с целью ознакомления родителей с планом работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ).

Сентябрь

воспитатели группы

Анкетирование родителей

Октябрь

Воспитатели группы

1. Консультация для родителей.
2. Листовка – обращение о выполнении ПДД зимой

Ноябрь

воспитатели группы

Встреча с работниками ГИБДД ( Профилактика детского травматизма на дорогах города)

Декабрь

Воспитатели

группы

Консультация для родителей («Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог»).

Январь

воспитатели группы

Привлечение родителей к оформлению выставки «ПДД – наши лучшие друзья»

Февраль

Воспитатели групп

Участие родителей в проведении Всероссийской недели безопасности:

  • Конкурсы рисунков
  • Участие в детских праздниках
  • Подготовка фотоматериалов «Улицы Мурманска»
  • Экскурсия « Пешеходный переход»

Март

Старший воспитатель, воспитатели группы

 Участие в подготовке и проведении детского праздника «Посвящение в пешеходы»

Апрель

Старший воспитатель, воспитатели группы

   День открытых дверей: «Светофория встречает гостей»

Май

Воспитатели группы, родители

Для детей-пешеходов

Когда ты идешь по улице пешком, то являешься пешеходом. Ходить по улице тебе разрешается только по тротуарам или пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, чтобы не мешать движению встречных пешеходов. Если тротуара нет, иди навстречу движения по обочине или краю дороги. Тогда не только водитель видит тебя издали, но и ты видишь приближающуюся машину.

Для того, чтобы перейти на другую сторону улицы, имеются определенные места и называются они пешеходными переходами. Они обозначены дорожными знаками «Пешеходный переход» и белыми линиями разметки «зебра». Если нет обозначенного пешеходного перехода, ты можешь переходить улицу на перекрестках по линиям тротуаров или обочин.

Прежде чем перейти дорогу, убедитесь в полной безопасности. Остановись у края проезжей части, прислушайся, посмотри налево и, если нет машин, дойди до середины проезжей части. Еще раз посмотри направо, и при отсутствии транспорта закончи переход. Дорогу нужно переходить под прямым углом и в местах, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.

Если на пешеходном переходе или перекрестке есть светофор, он покажет тебе, когда идти, а когда стоять и ждать. Красный свет для пешеходов — стой,

желтый — жди, зеленый — иди. Никогда не переходи улицу на красный свет, даже если машин поблизости нет.

Как только загорелся зеленый свет, не «бросайся» с тротуара на дорогу. Бывает, что у машины неисправны тормоза, и она может неожиданно выехать на пешеходный переход. Поэтому переходить дорогу надо спокойно.

Переходи, а не перебегай!

Чтобы не оказаться на дороге в аварийной ситуации, ты должен понимать, когда автомобиль становится опасным. Машина не может остановиться мгновенно, даже если водитель нажмет на тормоз. Она еще несколько метров будет быстро скользить по дороге. Так быстро, что не успеешь сделать даже шага назад.

Намного безопасней, если ты и водитель видите друг друга издалека. Тогда и он успеет затормозить заранее, и ты сможешь вовремя остановиться.

Главное правило безопасного поведения — предвидеть опасность. Замедли шаг, прислушайся, когда подходишь к арке, углу дома — в общем, к любому месту, откуда может неожиданно выехать машина.

Умный пешеход никогда не выбежит на дорогу, даже если это место для перехода. Он пойдет спокойно, потому что для водителя выскочивший на дорогу человек — всегда неожиданность, и неизвестно, сумеет ли водитель с этой неожиданностью справиться.

Опасно играть рядом с дорогой: кататься на велосипеде летом или зимой на санках.

Знай правила безопасности пешеходов, не нарушай их, научись применять в жизни!

Для детей-пассажиров

Когда ты едешь в транспорте, то являешься пассажиром. Кажется, что ничего трудного тут нет — сел и поехал. Однако и для пассажира существуют правила безопасности.

На остановке ожидают общественный транспорт люди. Самые нетерпеливые выскакивают прямо на проезжую часть. При этом можно поскользнуться и упасть под колеса автобуса. Что случится дальше, легко догадаться. Поэтому, когда ждешь автобус или троллейбус, никогда не стой на краю тротуара и не выбегай на проезжую часть. Опытный пассажир не стремится в первый ряд, зная, что напирающая толпа может случайно вытолкнуть его прямо под колеса.

Входи в транспорт через среднюю и заднюю двери, выходи — через переднюю. Не задерживайся, сразу проходи внутрь салона. Не стой у дверей, мешая другим людям. Кроме того, это небезопасно, ведь двери закрываются и открываются автоматически.

Находясь в салоне автобуса, не думай о том, что теперь за твою безопасность отвечает водитель. И внутри пассажирского транспорта может произойти несчастье, если водителю придется вдруг резко затормозить. Держись за поручни! В ситуации экстренного торможения хуже всего тем, кто не очень хорошо может отреагировать на внезапную остановку — это больные и пожилые люди. Помни: уступать им места — это правило не только вежливости, но и безопасности.

Подготовься к выходу заранее, чтобы не пришлось спешить. Выйдя из транспорта, не спеши. Особенно, если тебе нужно перейти на другую сторону улицы. Приучи себя к правилу: переходить улицу только тогда, когда транспорт уедет от остановки и только на перекрестке или по пешеходному переходу.Если тебе еще нет 12 лет, ты не имеешь права ездить в легковых автомобилях на переднем пассажирском сиденье. Потому, что это место — самое опасное. А самое безопасное место — за спиной водителя. Если ты едешь на этом безопасном месте, при экстренном торможении у тебя будет меньше всего шансов серьезно пострадать. Находясь в автомобиле, не мешай водителю, не отвлекай его.

ИГРЫ С ДЕТЬМИ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ПРИВИТИЮ НАВЫКОВ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВИЛ  ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.

                                      ПТИЦЫ  И  АВТОМОБИЛЬ,

       Дети –птички летают по комнате взмахивают руками  (крыльями).

Воспитатель говорит:                                        

Прилетели птички,

Птички невелички,

Все летели, все летели,

Крыльями махали                                            Дети бегают, ловко взмахивают руками.

Так они летали                                                  

Крыльями махали,

На дорожку прилетели.                                 Присаживаются, постукивают пальцами по

Зернышки клевали.                                        коленям.

 

Воспитатель берет в руки игрушечный автомобиль и говорит:

Автомобиль по улице бежит,

Пыхтит, спешит, в рожок трубит,

Тра-та-та, берегись, берегись,

Тра-та-та, берегись, посторонись.

Днти-птички бегут    от автомобиля.

                                ИГРА «ВОДИТЕЛИ».

               Ведущий обращается к детям: «Ребята. мы сейчас проведем с вами игру на внимание».

               Представьте себе, что вы не простые участники игры, а водители автомобиля, в руках у вас руль, перед вами дорога и на пути у вас-светофор.

                Красный свет-проезда нет

               Желтый свет –предупреждение

               Свет  зеленый – путь открыт

               Продолжай движение.

              Когда я скажу – желтый свет: вы стойте спокойно, поднимайте руку вверх и произносите «шшш».

             Когда я скажу – зеленый: держите в руках руль, произносите  «ррр»,    подражая шуму  мотора и двигайтесь по прямой линии.

              Когда я скажу – красный свет: вы  остановитесь и поднимаете руки вверх, игра проводится с  «обманом», то есть движение одно, а свет другой.

               Например: свет зеленый, а руки ведущего поднята вверх.

Проигравшим предлагается исполнить танец. В заключение все хором повторяют стихи.

ИГРОВОЙ ПРАЗДНИК «Я ШАГАЮ ПО УЛИЦЕ».

           Зал, где проходит игра, напоминает перекресток большого города, в центре которого светофор.

           Ведущий –РЕБЯТА! Вы , конечно выучили правила дорожного движения,  сигналы светофора, а сегодня мы еще раз повторим с вами все, что вы знаете.

У любого перекрестка

Нас встречает светофор

И заводит очень просто

С пешеходом разговор:

                        Свет зеленый- проходи!

                        Желтый – лучший подожди.

                        Если свет зажегся красный

                        Значит-

                       Двигаться опасно!

Стой!

Пускай пройдет трамвай

Наберись терпения

Изучай

И уважай

Правила движения.

                                               «СВЕТОФОР»

В центре  зала устанавливают светофор. Зрительный зал делятся на две команды. Участники игры должны быть очень внимательными. Когда ведущий зажигает зеленый свет, ребята должны  топать ногами- будто идут: когда горит желтый свет, то ребята должны хлопать в ладоши : при красном свете в зале должна быть тишина.

             Перед началом игры обязательно надо провести репетицию, чтобы все ребята  поняли условия игры.

             Выигрывает та  команда, ребята которые внимательнее.

             1.За ошибки – штрафные очки, сколько человек ошиблось, столько и штрафных очков.

                                             

                                       «ИГРА НА СТАРТ»

                  Две команды по пять человек. Они встают по команде ведущего в затылок друг к другу. Первым вручают самокат. На трассе «Гонок» можно поставить путь и не нарушит правила движения.

                                       «УГАДАЙ – КА»

                Играющие встают в ряд. На полу перед каждым несколько табличек с дорожными знаками, перевернутыми рисунком вниз (знаки можно изготовить сами). Такой же комплекс знаков находится у ведущего. Он открывает любой знак из своего набора. Участники игры должны быстро найти такой же  в своем комплекте. Выигрывает тот, кто быстрее отыщет знак, а потом правильно назовет его и объяснит его знание.

                                     

                                                      ЗАГАДКИ

Что за чудо синий дом,

Окна светятся кругом.

Носит обувь из резины,

А питается бензином

(Автобус)

Чтоб машины не спешили,

Шел спокойно пешеход

Помогать мы им решили

Мы дежурим круглый год

(Дорожные знаки )

Лежит подушка,

Наволочка резиновая,

Вместо пуха и пера – воздух?

(Шина)

Стоит дом – кто в него

Войдет, тот ум приобретет.

(Школа)

Мчат колеса на дороге,

Над дорогой мчатся ноги

Это еду я –

Бегом

Это я бегу –

Верхом

Я и сидя

Бегу

И сижу

На бегу!

И машину качу,

И качусь, как хочу

(Велосипед)

Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный,

Горим и день и ночь –

Зеленый, желтый, красный.

(Светофор)

Занятие №1. «Наше село».

      Цель: закрепить представление детей о словах: пассажир, пешеход;

познакомить детей с движением транспорта и пешеходов;

дать представление о том, как важно учить правильно ходить и ездить

воспитывать у детей дружеские  взаимоотношения.

Материал: картины с видами села, открытки, рисунок улицы, где видна

проезжая часть и тротуары с пешеходами, карандаши, альбомные листы бумаги.

Ход занятия:

   1. Вступительная беседа.

   «Мы живем с вами в селе. В нашем селе много улиц».

   Вопрос: «На какой улице вы живете?» (Ответ детей).

   На каждой улице много домов. По улицам днем и ночью едут машины.

Они подвозят хлеб и другие продукты к  магазинам, моют улицы. Автобусы и перевозят людей на работу и  с работы. Тех, кто едет в автобусе, называют пассажирами, а когда люди идут пешком, их называют пешеходами.

   2. Использование иллюстрационного материала.

   Воспитатель называет составные части улицы- проезжую часть, тротуары,

   говорит, для чего они предназначены.

   3. Вопросы:

   —«Где должны ходить пешеходы» (Ответы детей). Пешеходы должны ходить по

   тротуарам и пешеходным тропинкам.

   —«Почему нельзя ходить по тротуарам?» (Ответы детей). Верно, сказал: …,

   что по проезжей части ездят машины, которые могут сбить пешехода, потому

   что ходить по ней нельзя. А если тротуаров нет, то прохожие должны ходить

   по краю проезжей части.

   4. Песенки на тему «Наш город».

   Подведение итога.

   «Ребята, вам понравилось наше занятие? Что вам запомнилось на нем?

   (Ответы 3-5 детей). Рисунками, нарисованными вами мы украсим нашу группу.

   И будем ходить, и любоваться улицами нашего села.

   

Занятие №2

«Где и как проходить улицу».

   Цели:

   1. Дать представление об обстановке на улице.

   2. Закрепить знания о дорожных знаках, указателях, о их назначениях.

   3. Упражнять детей в поведении на улице, в правилах перехода через

      дорогу.

   4. Воспитывать привычку соблюдать правила дорожного движения (ПДД).

   Материал: зрительные ориентиры, с помощью которых обозначаются улицы,

   дорожные знаки, пешеходный переход.

   Ход занятия:

   Вступительная беседа:

   «Ребята, сегодня мы с вами будем учиться правильно переходить через

   улицу, которую сами построим в нашем зале. По улицам города беспрерывно

   движется транспорт, чтобы никто не попал под машину и не было аварии, все

   должны соблюдать ПДД. Эти правила должны знать водители автомобилей и

   автобусов, мотоциклисты и велосипедисты. Эти правила хорошо должны знать

   и все пешеходы: взрослые и дети, школьники и дошкольники. В правилах

   сказано, что доля машин отведена проезжая часть, а для

   пешеходов—тротуары. В правилах сказано также, что улицу можно переходить

   в тех местах, где есть линии разметки или указатели перехода, а где их

   нет—на перекрестках улиц по линиям тротуара.

      Практические действия:

      Вместе с детьми рисую улицу: обозначаем проезжую часть, тротуар,

   перекресток и переходы. Построив детей на отдельные группы, воспитатель

   водит детей по тротуарам и перекресткам.

   Активизация внимания: «Ребята. Здесь у нас будет проезжая часть улицы—для

   машин».

   Вопрос: «А где нам нарисовать тротуар для пешеходов?»

   Обобщение: «Правильно, тротуар находится рядом с проезжей частью.

   Нарисуем его».

   Вопрос: «А теперь, кто из вас покажет, где должны ехать машины и где

   ходят люди?»

   Объяснение: «Теперь нарисуем еще одну улицу, чтобы она пересекалась с

   этой, и обозначим ее тротуары. Здесь (показывает) улицы будут

   пересекаться. В этом месте образуется перекресток».

   Напоминание: «Так запомните ребята, что переходить улицу можно там, где

   есть линии и указатели перехода».

   Объяснение: «Сейчас мы нарисуем такой переход. Он называется «зебра»

   (рисует). Этот переход сделан так, чтобы видели, где переходить улицу,

   чтобы водители транспорта тоже его издали заметили и заранее снизили

   скорость. В местах переходов часто устанавливают знак «пешеходный

   переход». Он показывает, где можно переходить улицу.

   Показ: «Знаю «пешеходный переход»

   Вопрос: «Ребята, а если нет на дороге такого знака, линии «зебра», или

   подземного перехода, можно переходить улицу например здесь?» (указывает

   на перекрестке без дополнительных обозначений).

   Разъяснение: «Что на перекрестках без указателей или других обозначений

   улицу переходят по линии тротуара.

   Показ.

   Вопрос: «А можно ли переходить улицу здесь?»

   Показывает на часть улицы, где нет ни перекрестка ни обозначения

   перехода».

   Объяснение: «Переходить улицу там , где не обозначен переход или нет

   перекрестка ни в коем случае нельзя. Здесь машины едут быстро. Если кто-

   нибудь выйдет на дорогу, автомобиль не успеет остановиться и собьет

   человека. Ведь шофер думает, что все пешеходы, взрослые и дети знают

   правила и переходят улицу только там, где это разрешено, а здесь он не

   ждет появления человека.

   Пробный ход. Дети подвое переходят «улицу».

   Напоминание: « Улицу дети нужно переходить спокойно, шагом. Не в коем

   случае не перебегать ее. Можно споткнуться и упасть. Если улица с

   двусторонним движением, то, прежде, чем сойти с тротуара, нужно

   посмотреть налево и убедиться, что улица свободна—нет транспорта, затем,

   дойти до середины улицы, посмотреть направо—нет ли машин. Только после

   этого можно переходить на другую сторону».

   Показ: как надо переходить улицу.

   Напоминание: «Когда переходишь улицу, нужно обязательно крепко держаться

   за руку мамы или папы и переходить только с ними».

   Практические действия: дети подвое и группами переходят «улицу», ходят по

   «тротуару».

   Подведение итога: «Ребята, вы поняли как нужно вести себя на улице? Все

   усвоили? Что вы нового узнали на нашем занятии? Мне понравилось как вели

   себя на нашей «улице». В следующий раз попробуем на улице.

   

Занятие №3.

«Экскурсия по улице». (на прогулке)

   Цели:

   1. Закрепить знания правил дорожного движения.

   2. Упражнять детей в названии таких понятий, как «переход» (надземный и

      подземный), «островок безопасности».

   3. Воспитывать у детей такие качества как взаимовыручка и помощь

      нуждающимся.

   Материал: фотографии или иллюстрации с изображением площадей.

Ход экскурсии:

Вступительная беседа: «Ребята, вы хорошо знаете, что в нашем городе очень

много улиц. Они тянутся в разных направлениях, иногда пересекаются».

Вопросы: «Как называется место пересечения улиц?» (перекресток).

«А кто может ответить, что такое «переход» и какие переходы бывают?»

«Что такое «островок безопасности»? для чего он нужен? Как называется

улица, на которой находится детский сад?»

Практические действия: Предлагаю дойти по тротуару, придерживаясь правой

стороны. Дойдя до перекрестка, располагаю детей так, чтобы они не мешали

пешеходам.

Вопрос: «Как называется это место?»

Обобщение: «Перекресток—это место, где пересекаются улицы или дороги».

Вопрос: «А если будет пересекаться сразу много улиц, как это место можно

назвать?»

Обобщение: «Площадь—незастроенное и большое и ровное место (в городе,

селе), от которого обычно расходятся в разные стороны улицы.

Объяснение: «Площади бывают большими. На площадях часто делаю скверы,

сооружают фонтаны, воздвигают скульптуры. Каждая площадь имеет све

название».

Вопросы: «Кто знает как называется самая главная площадь нашей страны и где

она находится?» (Красная Площадь в Москве). «Какие площади вы еще знаете?»

«На какие части делится дорога?»

Обобщение: проезжая часть для машин, тротуары для пешеходов.

Вопросы: «Какое движение на этой улице?» (двустороннее). «Как вы это

определили?» (машины едут в обе стороны навстречу друг другу). «Как

регулируется движение на том месте? (показ), где находится пешеходная

дорожка?

Практическое действие: дети наблюдают за пешеходами и водителями

транспорта, действия которых согласуются с сигнализацией светофора.

Худ. Слово. Чтение стихотворения Я. Писунова:

Посмотрите, постовой

Встал на нашей мостовой,

Быстро руку протянул,

Ловко палочкой взмахнул.

Вы видали? Вы видали?

Все машины сразу встали!

Дружно встали в три ряда,

И не едут никуда.

Не волнуется народ—

Через улицу идет

И стоит на мостовой

Как волшебник постовой.

Все машины одному,

Подчиняются ему

Вопросы: «О ком говорится в этом стихотворении? Какая ситуация

описывается?».

Практические действия: Дети наблюдают за действиями пешеходов.

Напоминание: «Вспомните ребята, как нужно переходить улицу, посмотрите на

пешеходов. Каждый пешеход, прежде чем перейти улицу должен определить,

какое на ней движение, так как от этого зависят правила перехода. Если на

улице одностороннее движение, смотреть надо в ту сторону, откуда едут

машины».

Объяснение: «Через дорогу нужно переходить спокойно, придерживаясь правой

стороны. А строгое выполнение ПДД, дисциплина самих пешеходов, делают

движение по улицам безопасным. Обратить внимание детей на то, как старику

(старушке), инвалиду помогают перейти через дорогу, как сотрудник ГИБДД,

останавливает движение машин, чтобы женщина могла спокойно перевезти

коляску с ребенком и т.п.

Подведение итога: «Ребята, когда вы придете в группу, поговорите с малышами

об увиденном. А сами, когда переходите через дорогу не забывайте о ПДД».

Занятие№4

«Поведение детей на улице».

Цель:

   1. познакомить детей с основными правилами поведения на улице.

   2. закрепить знания о ПДД.

   3. воспитывать у детей внимательность (особенно на дороге).

Материал: сказка про «Зайку велосипедиста», мяч.

Ход занятия:

Вступительная беседа: «Ребята, сегодня мы поговорим о правилах поведения на

дороге. Какие правила вы знаете?»

Вопрос: «Почему нельзя устраивать игры на проезжей части?»

Обобщение: «Там ездят машины, а играя не заметишь подъехавшую машину и

попадешь под нее».

Игровое задание: «Здесь наш двор. Мы играем в мяч. Вдруг он выкатывается на

дорогу. (выталкиваю мяч). Что нужно делать? (ответы детей)».

Обобщение: «Надо сказать маме или кому-нибудь из старших, чтобы они взяли

мяч. А самим не в коем случае не бегать за ним. Это очень опасно».

Вопрос: «А где можно кататься на велосипедах?» (обычно дет отвечают: «по

дороге»)

Обобщение: «На велосипедах можно кататься только во дворе дома или на

детской площадке. Учтите, что на тротуаре тоже нельзя кататься на

велосипедах и устраивать игр».

Вопрос: «Почему? Кто ответит?»

Объяснение: «По тротуару ходят пешеходы. Игра и езда на велосипедах будут

ей мешать. Они должны сойти на проезжую часть, а это очень опасно».

Чтение сказки про «Зайку велосипедиста».

Беседа: «Ребята, вам понравилась сказка? Вы внимательно ее слушали? Сейчас

проверим».

Вопросы: «Какие правила нарушил Зайка? С какой скоростью он ехал по лесу?

Как он ехал на велосипеде?»

Зачитываю отрывок: «То бросит руль, то руку за спину заложит».

Вопросы: «Какие дорожные знаки встречались у него на пути? (не кричать,

грибы, гнездо, берлога и норка)». «Обращал ли он на них внимание? А в

реальной жизни есть такие знаки? Правильно Зайка сделал, что посадил к себе

на велосипед пассажиров? Почему? Чем закончилось путешествия Зайки? А

почему все это произошло?» (не знал ПДД).

Подведение итога: «Ребята, я надеюсь вы не будете себя вести на дороге как

Зайка-велосипедист, вы ведь уже знакомы с ПДД. Что вам запомнилось на

занятиях?»

Занятие№5

«Когда мы пассажиры»

Цель:

   1. добиться, чтобы дети усвоили понятие «пешеход», «пассажир».

   2. получили представление о правилах поведения в общественном транспорте.

   3. воспитывать вежливое отношение друг к другу.

   Ход занятия:

   1. Вступительная беседа: «Вспомните ребята, кого называют пассажирами? А

      тех, кто едет по тротуарам? Сейчас мы с вами будем играть в

      пассажиров. Представим себе, что наша комната—салон автобуса, мы сидим

      на своих местах и ждем отправления. А Вова, вот мы ему поставим стул

      впереди всех, будет шофером. Он нас повезет. На остановке автобуса,

      назовем ее «Детский Сад», будет стоять 4 человека».

   Напоминание: «Ожидая автобус, запомните, ни в коем случае нельзя выходить

   на проезжую часть, а то он или другая машина могут сбить вас».

   Практические действия.

Итак, начали. Вова, поехали. Быстрее, еще быстрее. Скоро остановка

 «Детский сад».

Напоминание: «Запомните ребята, во время движение двери руками трогать

нельзя, пока их не откроет сам водитель. У него есть специальная кнопка.

Нажмет и двери откроются. Ну вот мы и приехали. Остановка «Детский Сад».

Выходите. Вова, мы берем новых пассажиров. Садитесь, пожалуйста, на свои

места. Сейчас мы отправляемся. Едем дальше, буду вам задавать вопросы».

Вопросы: «Можно ли разговаривать с водителем во время движения? А можно ли

высовываться в окно или выставлять руку? Разрешено ли ходить по автобусу,

когда он едет? Почему нельзя становиться ногами на сиденье? А можно в

автобусе громко разговаривать, кричать, петь песни, или читать книги?»

Поощрение: «Теперь мы с вами хорошие пассажиры и никто не сделает нам

замечание. А сейчас остановка, выходите из автобуса».

Вопрос: «Что нужно сказать водителю? Коля и Женя вышли из автобуса, кто они

теперь—пешеходы или пассажиры?»

Подведение итога: «Ребята! Вам понравилась наша поездка? Вы также себя

ведете в транспорте? Теперь постарайтесь соблюдать все правила».

Занятие №6

«К остановке пассажирского транспорта»

(на прогулке)

   Цель:

   1. расширить знания детей о пассажирском транспорте. Они узнают, что

      автобусы (троллейбусы) останавливаются на специальных остановках около

      тротуаров, у обочины дороги, трамвай—на середине улицы?…

   2. закреплять правила поведения в общественном транспорте.

   3. воспитывать культуру поведения.

Материал: карандаш, альбомные листы, атрибуты игры.

Ход занятия:

   1. Вступительная беседа: «Ребята, что делают люди, если им нужно попасть

      из одной части города в другую? А как называются люди, которые едут в

      автобусе,? Где можно сесть в автобус, троллейбус, трамвай?

      Сегодня мы с вами пойдем на остановку и понаблюдаем.

   2. Вопрос: «Вы помните как нужно себя вести в общественных местах и на

      дороге?

   3. Рассказ ребенка.

   4. Вопрос: «Как вы думаете, почему мы узнали, что именно здесь остановка

      автобуса? (здесь висит указатель).

   5. Объяснение: «Люди ждут автобус на остановке. Они стоят на тротуаре. На

      проезжую часть дороги выходить нельзя, иначе можно попасть под машину.

      Вот подъезжает автобус. Он останавливается и двери открываются. Все

      спешат к автобусу. Взрослые с детьми и пожилые люди могут войти в него

      через передние двери. Все входят не толкаясь, спокойно. В автобусе

      пассажиры должны соблюдать также особые правила».

   6. Вопрос: «Кто знает, какие это правила?»

   7. Объяснение: «Особую осторожность необходимо соблюдать на трамвайных

      остановках. Они часто находятся на середине проезжей части, поэтому

      при выходе из трамвая надо посмотреть направо и, убедившись в полной

      безопасности, идти прямо к тротуару. А если нужно перейти на

      противоположную сторону улицы слева от трамвая, то обходить его надо

      спереди, а то можно не заметить встречный трамвай. Рельсы надо

      переходить быстро, чтобы не оказаться между путей.

   8. Дидактическая игра. «Пешеход и транспорт».

   Дидактическая задача: практически освоить ПДД.

   Игровое задание: пройти или проехать без нарушений.

   Правила игры: двигаться и останавливаться по сигналу, умело регулировать

   движение.

   Материал: эмблемы с изображением разных видов городского транспорта:

   автомобиль, трамвай, троллейбус, автобус, светофор, талоны водителя,

   визитная карточка пешехода, свисток,  дорожные знаки.

   Методика проведения:

   Объяснение правил игры.

   Практическое действие.

   Напоминание: если пешеход или водитель нарушил правила, милиционер

останавливает движения, делает прокол на талоне водителя, а пешеходу

предлагает стать пассажиром. Милиционер делает отметку на визитной карточке

пешехода.

   -Указания: по сигналу ведущего (свисток) начинается движение транспорта и

пассажиров.

   -Поощрение.

   Анализ, оценка знаний и умений на практике применять ПДД, поощрения,

рекомендации и подведения итогов.

   9. Рисование на тему: «К остановке транспорта».

   Подведение итогов: «Что нового вы узнали на занятии? Что вам понравилось?

   Вы хорошо занимались, рисовали хорошие рисунки. Молодцы!»

                               

Занятие №7

«Кто регулирует движение транспорта и пешеходов»

(рассматривание иллюстраций)

   Цель:

   1Дать начальное представление о работе милиционера—регулировщика, о

      светофоре и некоторых знаках.

   2. Закреппить правил перехода через улицу.

   3. Воспитывать уважительное отношение к работникам милиции.

Ход занятия: воспитатель заранее выбирает иллюстрации, на которых изображено такое место, где виден светофор и находится инспектор.

   1. Вступительная беседа: « Посмотрите, кто стоит на перекрестке? Это

      милиционер-регулировщик-инспектор ГИБДД (государственная инспекция

      безопасности дорожного движения). Он здесь самый главный. Поднимет

      свою белую палочку и машины остановятся, ему подчиняются водители всех

      автомобилей и мотоциклов. Он следит за тем, как переходят улицу

      пешеходы.

   2. Рассказ воспитателя: «Инспекторы ГИБДД мужественные люди. Они несут

      свою службу и в жару и в холод, и дождь, и ночью и днем. Они первыми

      приходят на помощь, пострадавшим в автомобильных авариях. Они

      проверяют, чтобы машины, которые ездят по городу были исправными, с

      хорошими тормозами».

   3.  Чтение стихотворения С. Михалкова «Моя улица»

   4. Объяснение: «Бывают перекрестки, где нет регулировщика, а установлены

      уличные автоматы, называются светофорами. Все водители и пешеходы

      должны строго подчиняться их сигналам. В светофоре сменяются красный,

      желтые и зеленые огни. Эти три цвета часто называют волшебными, потому

      что они регулируют движение.

   5. Вопрос: «А что означает каждый огонь? Что означает красный цвет? Что

      означает желтый и зеленый? Как ведут себя люди?

   6. Художественное слово: чтение стихотворения С. Михалкова «Светофор».

   7. Вопрос: «Как управляют движением регулировщики?»

   8. Объяснение: «Милиционер повернулся к вам боком с вытянутой вдоль груди

      рукой—это все равно, что зеленый сигнал светофора—можно переходить

      улицу.

   9. Показ ребенка: «А если регулировщик стоит к вам спиной или грудью, то

      переходить нельзя. Это тоже,  что и красный сигнал светофора, ну а

      желтый? Это когда регулировщик стоит с поднятой вверх рукой. Он словно

      просит вашего внимания. Это как раз и соответствует желтому сигналу

      светофора.

  10. Показ ребенка.

  11. Объяснение: «Пешеходам, которые уже переходят улицу надо задержаться

      на середине, на островке безопасности. А кто только хотел переходить

      должен ждать следующего указания. Значит если регулировщик стоит

      боком—переходите! Спиной или грудью—стойте! Подчиняться указаниям

      регулировщика обязаны все: водители транспорта и пешеходы.

  12. Практическое действие: «Предлагаю одному из детей быть регулировщиком.

     

  Занятие №8                              «Дорожные знаки»

    Цель:

   1. расширять знания детей о дорожных знаках и их назначениях.

   2. закреплять знания детей о правилах дорожного движения, перехода через

      улицу, поведения на дороге.

   3. формировать у детей навыки осторожного поведения на улице.

Материал: дорожные знаки, книга с иллюстрациями.

Ход занятия:

   1. Вступительная беседа: «Сегодня мы с вами поговорим о дорожных знаках».

   2. Показ 3-4 дорожных знаков.

«Вы, наверное, видели треугольные, круглые и квадратные знаки на многих

улицах и дорогах. По этим знакам водители узнают, где можно ехать, а где

нельзя, где можно остановить машину и заправить бензином. Знаки

предупреждают об опасности на дорогах, указывают направление движения. Эти

знаки должны знать и пешеходы».

   3. Показ знака «Пешеходный переход».

   4. Вопрос: «Что это за знак, что он означает?»

   5. Показ знака «Подземный переход», «Остановка автобуса».

Вопросы: «Для чего они нужны? Что обозначают? Где вы их видели? Какие знаки

вы еще знаете?

   6. Игровая ситуация: знаки, с которыми дети были знакомы и с которыми уже

      познакомились развесить на стулья и поставить в разных местах комнаты.

      Детям предлагается по очереди сходить в «город», к бабушке, домой, они

      должны произвести соответствующие действия, которые показывают знаки.

   7. Подведение итогов: «Вам понравилось наше занятие?  Теперь вы знаете

      много дорожных знаков, и вам не составляет большого труда переходить

      через улицу».

                               

Занятие №9                 «Экскурсия в центр города»

(рассматривание иллюстраций)

   Цель:

   1. Расширять знания детей об улицах города, о большом движении на них.

   2. Закрепить навыки поведения на улице.

   3. Закрепить знания о дорожных знаках, светофоре, и о их значениях.

   4. Формировать у детей наблюдательность, осторожность на дороге.

   Ход занятия: Педагог предлагает детям рассмотреть иллюстрации с изображением городских улиц и предлагает отправиться на прогулку в центр города

   1. Воспитательная беседа: «Дети, мы сегодня поедем на экскурсию. Вы были

      в центре города и знаете, какое там большое движение транспорта и

      научимся ходить по городу».

   2. Вопрос: «Кто знает, как называется эта автобусная остановка?»

   3. Указания: «Посмотрите, как она обозначается».

   4. Художественное слово С.Михалков

                        Здесь на посту в любое время

                          Дежурит смелый постовой,

                          Он управляет сразу всеми,

                         Кто перед ним на мостовой.

   Вопросы: «О ком это стихотворение? Что он делает на перекрестке? Каким

сигналам подчиняется пешеход? При каком сигнале светофора могут ехать

автомобили и идти люди? А при каком свете нельзя ехать или переходить

улицу? Для чего нужен желтый свет светофора? А на какие знаки необходимо

прежде всего обратить внимание пешеходам? Как надо переходить улицу? А если

пешеходный переход не обозначен?

   Практические действия: переходим через улицу.

   Подведение итогов: «Какие впечатления у нас остались после нашей

экскурсии? Дети младшей группы тоже хотели бы сходить на экскурсию, но они

еще маленькие, расскажите им об увиденном.

                               

Занятие № 10          

  «Наблюдение за движением машин и работой водителя»

                                                  (на прогулке)

   Цель:

   1. Закреплять знания о двустороннем движении.

   2. Познакомить с сигнализацией машин, с новым дорожным знаком

«Въезд запрещен».

   3. Воспитывать уважение к труду водителей машин.

Ход занятия:

Вступительная беседа: «Ребята, мы находимся на перекрестке и будем

наблюдать за движением транспорта».

Указания: «Посмотрите, водитель, делая поворот на другую улицу включает у

машины спереди и сзади световые сигналы».

Вопрос: «Для чего это нужно?»

Объяснение: «Если машина должна повернуть налево, включаются сигналы с

левой стороны, а если машина будет поворачивать направо, зажгутся сигналы с

правой стороны. Поэтому на перекрестке, где водители могут сделать поворот

пешеходы должны внимательно следить за сигнализацией. И прежде чем начать

переход, надо убедиться, нет ли машины, которая может повернуть направо или

налево».

Рассказ воспитателя: «Ответственная работа у водителя. Управляя своей

машиной он все время внимательно следит за движущимся транспортом, за

сигналами светофора, пешеходами. Кроме того он обязан строго выполнять

указания дорожных знаков. Эти знаки важны не только для водителей, но и для

пешеходов».

Вопрос: «Как узнают пешеходы, что именно здесь нужно переходить улицу? Как

можно определить место перехода?»

Показ знака «Пешеходный переход». «На что указывает этот знак?»

Показ знака «Въезд запрещен». «Вот другой знак, что на нем изображено?»

Объяснение: «Этот знак вывешивается перед въездом на некоторые улицы. Он

сообщает о том, что въезд транспорта сюда запрещен».

Игровое задание: найди такой же знак.

Подведение итогов: «Молодцы ребята! Вы все усвоили, хорошо вели себя на

улице, я вами довольна!»

                               

Задание №11                                  «Загадки»

  Цель:

   1. Закреплять знания детей о видах транспорта через художественное слово.

   2. Развивать у детей смекалку и сообразительность.

   3. Воспитывать внимание, терпение при отгадывании загадок.

Материал: загадки, фишки.

Ход занятия:

Вступительная беседа: «Вы уже много знаете о ПДД, транспорте, а сегодня мы

проверим ваши знания. Я буду вам загадывать загадки, а вы мне говорить

отгадки, кто правильно ответит, тотполучает фишку, в конце занятия, у кого

больше будет фишек, тому мы дадим звание «Знаток ПДД».

Указания: «Чтобы ответить нужно, поднять руку».

Совет: «Внимательно слушайте загадку до конца».

Напоминание: «Вспомните все виды транспорта»

Художественное слово:

                               Если б я встала

                         До неба достала б. (дорога)

От дома начинается,

Не живая, а идет,

Не подвижна, а ведет.

У дома и кончается. (дорога)

Запылал у чудовища изумрудный глаз,

Значит можно улицу перейти сейчас. (светофор)

Три глаза—три приказа,

Красный—самый опасный. (светофор)

Дом по улице идет,

На работу всех везет,

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках. (троллейбус/автобус)

Не летает, не бежит,

Жук по улице бежит,

И горит в глазах жука

Два блестящих огонька. (автомобиль)

Опоясал каменный ремень

Сотни городов и деревень. (шоссе)

Встало с краю улицы

В длинном сапоге,

Чучело трехглазое

На одной ноге

Где машины движутся,

где сошлись пути,

помогает улицу

людям перейти. (светофор)

Что за чудо синий дом,

Окна светлые кругом,

Носит обувь из резины,

А питается бензином. (автобус)

Спозаранку за окошком,

Стук и звон и кутерьма,

По прямым стальным дорожкам,

Ходят красные дома. (трамвай)

Подведение итогов: «Все ребята, вы молодцы! Хорошо работали, а звание

«Знаток ПДД», мы вручим …У него больше всех фишек, он получил отличный

результат по знаниям ПДД.

                     

         

Занятие №12.                       «Конкурс на знание ПДД»

Цель:

   1. Закрепить с детьми знание ПДД.

   2. Закрепить знания, полученные на занятиях.

   3. Воспитывать взаимопонимание и доброжелательное отношение друг к другу.

Материал: разноцветные геометрические фигуры, фанты.

Ход занятия:

   1. Вступительная беседа: «Сейчас мы проведем интересную игру. Кто из вас

      быстрее и правильно ответит на вопросы, тот лучше знает ПДД. Будьте

      все внимательны. Тот кто правильно ответит на вопрос, получает фант».

   Вопросы: «Где должны ходить пешеходы? Что такое перекресток? Что такое

   пешеходные переход? Где пешеходы могут переходить улицу? Как обозначаются

   пешеходные переходы на улицах города? Какие сигналы светофора вы знаете?

   Что обозначает красный сигнал светофора? Что обозначает желтый сигнал?

   Что обозначает зеленый сигнал? Где можно кататься на велосипедах? Почему

   нельзя кататься на велосипеде по тротуару и проезжей части? Почему нельзя

   выходить на улицу и играть на мостовой? Почему нельзя высовываться в окно

   или высовывать руки, когда едите в автобусе, троллейбусе, трамвае? Что

   делает регулировщик?

   Подведение итогов: «Молодцы ребята! Вы ответили на все вопросы, все

   усвоили. Я вами довольна. Давайте выявим «Знатока ПДД» (подсчет фантов

                                               

 

             

        

Что должен знать воспитатель о правилах дорожного движения

Каждый воспитатель должен хорошо знать правила дорожного движения, чтобы со знанием дела вести воспитательную работу с детьми и родителями, обеспечить собственную безопасность.

  1. Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны
  2. Там, где нет тротуаров, нужно ходить по краю проезжей части, по левому краю дороги,
    навстречу движению, чтобы видеть движущийся транспорт и вовремя отойти в сторону
  3. Пешеходы обязаны переходить улицу только шагом по пешеходным переходам, с обозначенными линиями или указателем «пешеходный переход», а не перекрёстках с необозначенными переходами - по линии тротуара
  4. Прежде чем сойти на проезжую часть при двустороннем движении, необходимо убедиться в полной безопасности.
  5. Запрещается пересекать путь движущемся транспортным средствам, выходить из-за транспорта на проезжую часть
  6. В местах перехода, где движение регулируется, пешеходы должны переходить улицу только при зелёном сигнале светофора или разрешающем жесте регулировщика (когда он повернулся к нам боком)
  7. В местах, где переходы не обозначены и где движение не регулируется, пешеходы должны во всех случаях пропускать приближающийся транспорт. Запрещается переходить улицу около кругового или крутого поворота
  8. Группы детей разрешается водить только по тротуару, не более чем в два ряда (дети идут взявшись за руки). Впереди и позади колонны должны находиться сопровождающие с красными флажками.
  9. Перевозить детей разрешается только в автобусах, двери и окна которых должны быть закрыты. На лобовом стекле иметь опознавательный знак «Дети».

Необходимо рассмотреть три вида ситуаций:

  1. Опасных для самих детей, если они катаются на велосипеде, роликах по проезжей части улицы или двора
  2. Опасных для пешеходов (например, можно наехать, толкнуть, обрызгать пешехода водой из лужи)
  1. И наконец, ситуации, связанные с падением,травмами.

 «Что должен знать воспитатель о ПДД»

3-4 года

  1. Средства передвижения, характерные для нашей местности, их название.
  2. Части автомашины, грузовой машины.
  3. Правила дорожного движения:
  • Поведение на улице
  • Поведение в общественном транспорте
  • Сигналы светофора

Развивающая среда:

  1. Макет: тротуар, проезжая часть, светофор.
  2. Рули
  3. Атрибуты к дидактической и сюжетно-ролевой игре «Мы пешеходы»
  4. Дидактическая игра «Собери машину», «Светофор».

Художественная литература: С.Михалков «Светофор», «Зайка-велосипедист» «Улица шумит»

4-5 лет

Знание улицы: проезжая часть, тротуар, перекрёсток, пешеходный переход, островок
безопасности.

  1. Дорожные знаки: сигнал запрещён, пункт медпомощи, пункт питания, автозаправочная станция, пешеходный переход.
  2. Правила дорожного движения: переход улицы пешеходом, поведение в общественном транспорте, о чём говорят знаки.

Развивающая среда:

Макет: перекрёсток, зебра, островок безопасности.

  1. Крупные и мелкие дорожные знаки.
  2. Картинки на классификацию видов транспорта
  3. Книжка-раскладушка для родителей «Что должны знать дети о правилах дорожного движения
  4. Фланелеграф: машины, дорожные знаки

Художественная литература:

  1. Н. Носов «Автомобиль»
  2. Дорохов «Заборчик вдоль тротуара»

5-6 лет

  1. Знакомство с запрещающими и предписывающими знаками.
  2. Изучение работы регулировщика
  3. Формирование у детей умения свободно ориентироваться на дороге
  4. Закреплять правила поведения в общественном транспорте.

Развивающая среда:

  1. Макет: разные виды перекрёстков
  2. Запрещающие и предписывающие знаки, жесты регулировщика.
  3. Атрибуты к с-р играм: жезл, фуражки, шапочки-машины.
  4. Дид. игры: «Умные знаки, «Какие бывают машины», «О чём говорит...»

Художественная литература: Н.Носов « Кирюша попадает в переплёт»

6-7 лет

  1. Учить детей соблюдать правила дорожного движения
  2. Закрепить правила поведения на улице:

  • Ходить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны
  • Правильно переходить улицу на переходах, не играть на проезжей части дороги

Развивающая среда:

  1. Макет, имеющий разные виды перекрёстков
  2. Альбомы «Разные виды транспорта»
  3. Дидактические игры «Угадай какой знак», «Что показывает регулировщик», «На чём ездят люди», «Виды транспорта», «Найди и назови».

Художественная литература:

  1. Н. Носов «Автомобиль»
  2. Юрлеин «Любопытный мышонок»
  3. Кончаловская Н «Самокат»

Причины дорожно-транспортных происшествий

Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий:

  1. Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом
    (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время
    движения).
  2. Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия (наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из-за кустарника или сугробов).
  3. Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория - место для игр).
  4. Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями).

Никакой злонамеренности в большей части нет. На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных особенностей детей:

 Физиологические

  1. Ребёнок до 8 лет ещё плохо распознаёт источник звуков (он не всегда может определить направление, откуда доносится шум), и слышит только те звуки, которые ему интересны.
  2. поле зрения ребёнка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора ребёнка намного меньше. В 5-летнем возрасте ребёнок ориентируется на расстоянии до 5 метров. В 6 лет появляется возможность оценить события в 10-метровой зоне, что составляет примерно 1/10 часть поля зрения взрослого человека. Остальные машины слева и справа остаютсяза ним не замеченными. Он видит только то, что находится напротив.
  3. реакция у ребёнка по сравнению со взрослыми значительно замедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, нужно значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать её, принять решение и действовать, уходит примерно 0,8 - 1 се. Ребёнку требуется для этого 3-4 секунды. Ребёнок не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на сигнал автомобиля он реагирует со значительным
    опозданием. Даже, чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребёнку требуется до 4 секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды.
  4. надёжная ориентация налево-направо приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте.

Психологические

  1. У дошкольников нет знаний и представлений о видах поступательного движения транспортных средств (т.е. ребёнок убеждён, основываясь на аналогичных движениях из
    микромира игрушек, что реальные транспортные средства могут останавливаться так же мгновенно, как и игрушечные). Разделение игровых и реальных условий происходит у
    ребёнка в уже школе постепенно.
  2. Внимание ребёнка сосредоточенно на том, что он делает. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание, ребёнок может устремиться к ним, забыв обо всём на свете. Догнать приятеля, уже перешедшего на другую сторону дороги, или подобрать уже  укатившийся мячик для ребёнка гораздо важнее, чем надвигающаяся машина.
  3. Ребёнок не осознаёт ответственности за собственное поведение на дороге. Не прогнозирует, к каким последствиям приведёт его поступок для других участников движения и для него лично. Собственная безопасность в условиях движения, особенно на
    пешеходных переходах, зачастую им недооценивается.

Как сформировать у дошкольников навыки                                                    безопасного поведения на дороге.

Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, мы часто встречаемся со словом «привычка». Как правило, речь идёт о негативных привычках, а вернее об отсутствии положительных. Привычка - это поведение человека, закреплённое многократным повторением. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением.

Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным. Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек для них явление жизненно необходимое, по другому это называется - навыки безопасного поведения на дороге.

Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея

минимум дорожных символов и атрибутов.

Так, в первой младшей группе детей учат различать красный и зелёный цвета. Детям при этом

можно пояснить, что красный и зелёный цвета соответствуют сигналам светофора для пешеходов. Красный сигнал запрещает движение, а зелёный разрешает (желательно показать им сначала светофоры с кружочками, а затем с человечками). При проведении игры «Красный -зелёный» воспитатель поясняет, что если он показывает красный кружок - надо стоять, а если -зелёный - повернуть голову налево и направо, а потом шагать. Так закрепляется привычка осматриваться перед выходом на проезжую часть даже на зелёный сигнал светофора.

Во второй младшей группе дети продолжают знакомиться с различными видами транспортных средств: грузовыми и легковыми автомобилями, маршрутными транспортными средствами (автобусами, троллейбусами, трамваями). Ребята рассматривают иллюстрации с изображением машин, наблюдают за транспортом во время прогулок. Они уже знают, что транспортные средства имеют разные «габариты». Здесь уместно отработать умение ребёнка «видеть» большое транспортное средство (стоящее или медленно движущееся) как предмет, который может скрывать за собой опасность. Используя различные иллюстрации, наглядные пособия важно научить детей самих находить такие предметы на дороге (транспортные средства, деревья, кустарники, сугробы). А затем в ходе практических занятий выработать привычку выходить из-за мешающих обзору предметов, внимательно глядя по сторонам.

Рассказывая о назначении маршрутных транспортных средств, воспитатель знакомит детей с правилами поведения в общественном транспорте, впоследствии закрепляя полученные знания на практике. Умение правильно вести себя в общественном транспорте должно стать привычкой.

В средней группе, закрепляя понятия «тротуар» и «проезжая часть», дети знакомятся с местами движения машин и людей, отрабатывают навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны).

Новым для них будет разговор о пешеходном переходе, его назначении. Дети должны научиться находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах. После чего следует объяснить детям важность правильного поведения на самом пешеходном переходе и при подходе к нему (остановиться на некотором расстоянии от края проезжей части, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги - справа).

И в средней группе, и далее в старшей группе необходимо во время практических занятий регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей части. Легче всего это сделать в игре. В группе или на игровой площадке обозначить проезжую часть, тротуары и пешеходный переход. Каждый ребёнок должен подойти к пешеходному переходу, остановиться на некотором расстоянии от него, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, убедившись, что транспорта нет, выйти на пешеходный переход, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги - справа. Все действия детей должны быть доведены до автоматизма, правильное поведение на пешеходном переходе должно стать привычкой.

В старшей, затем в подготовительной группе дети должны получить чёткие представления о том, что правила дорожного движения направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять.

Необходимо выработать у детей положительное отношение к закону. Это как прививка от оспы, только на уровне психики.

Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах

Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах должно определяться содержание занятий по изучению правил дорожного движения с той ил иной возрастной категорией детей.

Так, в первой младшей группе дети знакомятся с транспортными средствами: грузовым и легковым автомобилями, общественным транспортом. Определяют, из каких частей состоят машины. Обучаться различать красный и зелёный цвета. Следовательно, в игровом уголке должны быть:

  • Набор транспортных средств
  • Иллюстрации с изображением транспортных средств
  • Кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора.
  • Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных
    видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта
    и т.д.)
  • Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж»,
    «Светофор».

Во второй младшей группе дети продолжают работу по распознаванию транспортных средств, знакомятся с правилами поведения в общественном транспорте, закрепляют умение различать красный, жёлтый, зелёный цвета, знакомятся с понятиями «тротуар» и «проезжая часть». Поэтому, к предметам, имеющимся в уголке безопасности дорожного движения первой младшей группы, следует добавить:

  • Картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чём едут пассажиры»,
    «Найти такую же картинку».
  • Простейший макет улицы (желательно крупный), где обозначены тротуар и проезжая
    часть
  • Макет транспортного светофора (плоскостной).

Для ребят средней группы новым будет разговор о пешеходном переходе и его назначении, правостороннем движении на тротуаре и проезжей части. Кроме того, дети 4-5 лет должны чётко представлять, что когда загорается зелёный сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный - запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зелёный сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал. В уголке безопасности дорожного движения обязательно должен быть:

Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки

  • Дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»
  • На макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.

В старшей группе ребята узнают о дорожном движении много нового. Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекрёсток», «Дорожные знаки». Следовательно, в уголке безопасности дорожного движения должны появиться:

  • Макет перекрёстка, с помощью которого ребята смогут решать сложные логические
    задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки безопасного
    перехода проезжей части на перекрёстке. Желательно, чтобы этот макет был со
    съёмными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу.
  • Также, необходим набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие
    дорожные знаки, как: информационно-указательные - «Пешеходный переход»,
    «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»;
    предупреждающие знаки - «Дети»; запрещающие знаки - «Движение пешеходов
    запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки -

«Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета - «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса - «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Хорошо иметь мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр.

  • Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?»,
    «Перекрёсток», «Наша улица»
  • Кроме того, для детей старшей группы знакомят с работой регулировщика. Значит в
    уголке БДД должны быть схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит
    жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.
  • В подготовительной группе ребята встречаются с проблемными ситуациями на дорогах (так называемыми дорожными «ловушками»), знания детей о Правилах дорожного движения уже систематизируются. Содержание уголка более усложняется:Собирается картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделатьимпровизированный телевизор, или компьютер)Организовывается окно выдачи водительских удостоверений сдавшим экзамен по ПДД.Во всех группах хорошо иметь фланелеграф - для моделирования ситуаций на дороге, а также набор диапазитивов

Содержание уголков для родителей

 по изучению правил дорожного движения

Основная цель создания уголка безопасности дорожного движения - разъяснить родителям, что именно они являются главным звеном в вопросе обучения детей Правилам дорожного движения. Именно от их действий зависит насколько прочно овладеет ребёнок навыками безопасного поведения на дороге. Именно их поведение имеет решающее значение при выборе ребёнком «своего стиля» перехода проезжей части.

Оформляя такой уголок, воспитатель должен сделать родителей своими главными союзниками в деле обучения малышей сложной азбуке дорог. Здесь важно показать родителям всю серьёзность проблемы, обозначить ситуации, которые часто приводят к трагедии, объяснить в каких случаях и почему дети чувствуют себя на дороге некомфортно.

Уголок может быть оформлен так:

  1. Единый стенд (размеры зависят от наличия свободной площади и количества помещаемой
    информации, но не менее 30*65 см).
  2. Набор составных частей, каждая из которых предназначена для размещения отдельной
    информации
  3. Книжка-раскладушка

Для привлечения внимания родителей при оформлении уголка рекомендуется использовать яркие, привлекающие внимание лозунги, например:

  • «Цена спешки - жизнь вашего ребёнка»
  • «Внимание - мы ваши дети!»
  • «Ребёнок имеет право жить!»
  • «Глупо экономить своё время, за счёт жизни ребёнка»

Учитывая важную роль родителей в вопросе обучения детей правилам дорожного движения, уголок для родителей должен содержать:

  1. Информацию о состоянии дорожно-транспортного травматизма в городе
  2. Причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей
  3. Рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге.
  4. Перечень и описание игр, направленных на закрепление у детей уже имеющихся знаний
    по Правилам дорожного движения
  5. Рассказы детей о поведении на дороге при движении в детский сад и обратно с
    родителями

                                               

 

             

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для детей средней группы «Комплексно-тематическое планирование по ПДД» на 2013-2014 уч.год.

Методическая разработка на тему П.Д.Д. позволяет предусмотреть комплекс самых разнообразных мероприятий по формированию у детей навыков правильного поведения на улицах.Знакомить с этими правилами,собл...

Методическая разработка для детей средних групп на тему: "Воспитаем пешехода!"

    Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма – в чём проблема?4-х летний ребенок знает, что дорогу надо переходить на зеленый свет. Знает – и что же!?- а мама бежит с...

Методическая разработка(для детей средней группы).На тему:"Перелётная птица- аист".

Данная методическая разработка даёт возможность расширить представление детей о аисте, особенностях их жизни.Здесь также представлено поэтапное выполнение аппликации....

Методическая разработка для детей средней группы на тему: «День удивительных звуков»

Тематический день «День удивительных звуков» с детьми среднего возрастаЦелевая аудитория:Дети (4-5 лет) средней общеразвивающей группы, списочный состав – 32 (17 девочек, 15 мальчико...

Методическая разработка для детей средней группы «Снежная красавица»

Данная методическая разработка ориентирована на детей старшего дошкольного возраста. Поможет педагогам в игровой форме провести опытно-экспериментальную работу по знакомству детей с состоянием воды зи...

Методическая разработка для детей средней группы (4 - 5 лет) на тему: "Экологический день: знакомство с дубом"

Показать взаимосвязь живой природы с окружающим миром,  дать ребёнку возможность открыть для себя волшебный мир деревьев...