Славься, День Победы!
материал (подготовительная группа) по теме

сценарий праздника. посвященному Дню Победы для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_maya_novoe.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование любви к своей Родине.

Для ребенка - дошкольника Родина – это мама, близкие, родные люди, окружающие его. Это улица, дом, где он живет.

Любовь к Родине - это одно из самых сильных чувств, без которого человек не может ощущать своих корней. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал причастность к своей Родине.

        Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека. Люди с момента рождения незаметно для себя привыкают к окружающей среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.  Базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.

Поэтому очень важно с самого раннего детства заложить  правильные нравственные основы, которые сделают детей более устойчивыми к нежелательным влияниям,  научат их  правилам  общения и умению жить среди людей. Ведь именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности. Таким образом,  заложив фундамент с детства, мы можем говорить о том,  что воспитываем  настоящих патриотов своей Родины.

              Большую роль в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников  играет музыка. Затрагивая  тему патриотизма, нельзя оставить без внимания тему Великой Победы. Это день светлой памяти погибших в годы Великой Отечественной  войны. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен. В сердце каждого ребенка эта тема находит отклик.

Мною разработан сценарий праздника «Этих дней не смолкнет слава».

Содержание праздника строилось с учетом духовного становления личности ребенка и формирования у него патриотических чувств  к  Родине.

       Целью  праздника    является воспитание любви и уважения  к защитникам Отечества,  к ветеранам войны.  Важным моментом в ходе праздника является стремление   познакомить детей с обликом воевавшей Родины и показать значимость нашей Победы.  

Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают    передать героизм, мужество, стойкость солдат, прошедших Великую Отечественную войну.

         В разработку сценария « Этих дней не смолкнет слава» мною впервые  включены фрагменты из  военных кинохроник, фильмов, которые в сочетании с музыкой Шостаковича наиболее полно передают   картину грозных, страшных событий. В подготовке и проведении праздника будут задействованы как родители, так и учащиеся детской музыкальной школы искусств. Детям дошкольникам будет интересно услышать песни военных лет, исполненные на гитаре, аккордеоне, баяне.  Родители  примут участие в подготовке ленты  памяти.  

В результате проведенной работы  у детей  будут сформированы следующие ценностные ориентиры:

  • патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа;
  • историческое единство русского народа;
  • понимание значимости даты 9 Мая;
  • общечеловеческое братство, в котором один народ, одна культура дополняют другие.

Впечатления от праздника надолго останутся в памяти детей и окажут положительное воздействие на формирование их морального и духовного облика.

     

Программное содержание.

 1. Познакомить с обликом воевавшей Родины

2. Привить детям чувство гордости за Родину, победившую в Великой Отечественной войне.

3. Воспитание любви и уважения к защитникам Родины  

Предшествующая работа:

Чтение произведений художественной литературы о Великой отечественной войне, разучивание песен на военную тематику, конкурс рисунков на темы: «Наша Родина», «Славься День Победы», работа с родителями по подбору фотографий родственников, участвующих в военных действиях, в тылу, в блокадном Ленинграде, узников лагерей, работа по организации выступления детской школы искусств.

Атрибуты:

   Атрибуты военного времени (автоматы, ружья, гармонь, котелки), военная форма, пилотки солдатские, живые цветы, лента памяти, свечи, флаги и  «салютики» по кол-ву детей, бескозырки,  голубые платки,  «туннели»,  низкие кубики, кегли,  конверты, бинты, 4  полоски ткани белого цвета, сапоги

Оборудование:

DVD  диски с записью хроники военных лет, экран,  проектор, музыкальный центр,  записи песен военных лет

Оформление зала:

Зал украшен воздушными шарами, голубями.

На ширме:  панно с изображением символов 9 Мая, салюта, цветов, у центральной стены вазы с цветами, боковые стены украшены рисунками детей на темы: «Наша Родина», «Славься День Победы», стенд с лентой памяти, рядом  с ширмой оборудована «землянка» и  «костер»,

Ход праздника.

(Дети входят в зал под торжественную музыку, рассаживаются)

 

Под музыку вальса девочки танцуют с цветами.

Ведущий.         Такою всё дышало  тишиной,

                          Что вся Земля еще спала, казалось,

                          Кто знал, что между миром и войной

                          Всего каких-то пять минут осталось!

(Во время танца включается фонограмма рева сирены, разрыва снарядов, танец обрывается и девочки расходятся. На экране  появляются кадры кинохроники военных лет – бомбежка, наступление немецких войск, танков, рев самолетов)

1-й ребенок

                                Было обычное жаркое лето-

                                Бабушка мне рассказала об этом-

                                Все отдыхали: кто с мамой на даче,

                                Кто на реке загорал и рыбачил,

                                В лагере детском ребята

                                Горе и бед до поры не видали.

2-й ребенок

                                Вдруг грохот раздался-

                               И все потемнело,

                               Словно огромная птица взлетела.

                               Рвутся снаряды, огонь полыхает,

                               Огненный враг на страну наступает.

                               Гибнут простые, мирные люди.

                               Кто уцелел, никогда не забудет.

                               От боли стонала Земля,

                               Страшное слово узнала – «Война»

          Звучит музыкальный  фрагмент  из  седьмой симфонии Дмитрия                    

         Шостаковича

 Ребенок

                        Война! Жестче нет слова!

                        Война! Печальней нет слова!

                        В тоске и славе этих лет,

                       Земли немало кровью оросили,

                       И вечно будет помнить мир о том,

                       Как шли сыны и дочери России

                       Сквозь гром войны

                       К победе над врагом!

 Воспитатели исполняют  1 куплет   песни « Священная война»

муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача

Ребенок

                       Вставай, народ!

                      Услышав клич Земли,

                      На фронт солдаты Родины ушли.

                      Отважно шли солдаты в бой

                      За каждый город и за нас с тобой!

Ведущий.

Весь наш народ, как один человек, встал на защиту своего Отечества. Храбро сражались солдаты с врагами, отстаивая каждую пядь родной земли.

А что значит Родина для вас, ребята?

(ответы детей)

Муз. руководитель

                 Слышишь, песенку ручья?

Дети.

                Это Родина моя!

Муз. руководитель

                Слышишь голос соловья?

Дети.

                  Это Родина моя!

Муз. руководитель

                Дом, и улица, и сад!

Дети.

                Это Родина моя!

Муз. руководитель

                Руки матери твоей,

               Шум ветвей и звон дождей,

               И в саду смородина

Дети.

              Это тоже Родина!

Дети подготовительной группы  исполняют песню «Моя Россия»

(слова Н.Соловьевой, музыка Г. Струве)

Ведущий.

(обращает внимание на выставку рисунков в музыкальном зале)

К празднику многие из вас  нарисовали рисунки,  они все разные: кто нарисовал цветы, возложенные к памятнику солдатам, кто-то праздничный салют, кто-то  военный парад,  но  на большинстве  рисунков изображена военная техника: танки, «катюши», здесь мы видим  солдат, стреляющих из  автоматов,  они сражаются с врагом.

И не удивительно, ведь многие из вас могли слышать рассказы о военных сражениях от своих    прадедушек, родных, близких.

Дети старшей группы исполняют песню  «Рисунок»

(слова В. Орлова, музыка М. Протасова)

Ведущий. 

 Как бы не было тяжело в бою, но  в минуты затишья, свободные от боя, наши солдаты вспоминали о доме, своих близких, родных, писали письма, пели песни, заводили пляски…

Инсценировка «После боя»

(Выходят дети-солдаты в военной форме, под музыку они    рассаживаются вокруг «костра» рядом с «землянкой», каждый берет в руки свои атрибуты)

Звучит фонограмма песни «Минуты затишья» в исполнении А. Маршала

(группа детей исполняет импровизацию:  кто-то  «играет на гармошке»,  кто-то « пишет   письмо», кто- то «чистит автомат», кто-то    «латает шинель»)

1-й ребенок

Эх, браток, сыграй что-нибудь задушевное, родное!

2-й ребенок

                Только взял боец трехрядку,

                Сразу видно – гармонист.

                Для начала, для  порядку

                 Кинул пальцы сверху вниз.

                И от той гармони старой,

               Что осталась сиротой,

                Как-то вдруг теплее стало

                На дороге фронтовой.

( Ребенок из  детской музыкальной школы искусств  исполняет на аккордеоне песню   «Синий платочек» музыка Г. Петербургского, девочки под эту музыку  исполняют танец с синими платочками)

Танец «Синий платочек»

исполняют девочки  старшей  группы  ( приложение 1)

Ведущий

До победы было ещё далеко. Земля горела под ногами лютого врага.

Выходят  дети   в военных  формах.

 Дети:

                 1.  Страна стонала под чужими сапогами

                    Фашист германский пол-Европы растоптал

                   "Назад ни шагу, ведь уже Москва за нами!"

                    Слова священные здесь политрук сказал.

 

                 2. А фриц прикидывал, к биноклю припадая

                      Как скоро он по Красной площади пройдет.

                  И форму новую к параду примеряя.

                  В тот страшный, сорок первый год.

 

              3. Но на пути заразе той

                 Стал грудью русский Ваня.

                 Той лютой памятной зимой

                 Устроил фрицам баню.

                 Зима в России так люта,

                 Боится немец стужи.

                 А Ваня жару поддает

                 Из пушек и катюши.

 

        4.   Пришлось отправиться в обратную дорогу

              Туда, откуда к нам непрошенным пришел.

             Он огрызался и молился Богу,

             Но на захватчика был Ваня очень зол.

 

       5.   К Волге – Матушке реке

            Рвался враг в сорок втором,

           Но дрался насмерть в Сталинграде

           Каждый воин, каждый дом.

           В сорок третьем, наконец

           Войне случился перелом

           В сраженье танковом на Курской

          Дуге, охваченной огнем.

 

     6.   И в обратную дорогу

         Фриц уж шмотки собирал

         А вдогонку русский Ваня

         Сзади жару поддавал.

Кадры из кинофильма "Офицеры", звучит песня из фильма "Нет в России семьи такой…"

Ведущий

Храбро сражались с врагом наши воины на фронтах Великой Отечественной войны. Они готовы были отдать свои жизни за то, чтобы мы с вами жили мирно.  Сейчас  наша    страна зорко оберегает границы своей Родины, воспитывает храбрых солдат, воинов, которые в случае чего  смогут, не раздумывая постоять за неё.

                    Песня «Будем солдатами» Музыка и слова З. Роот,

                   исполняют мальчики  подготовительной группы

Ребенок:

                  Над кораблем алеет наше знамя,

                 А за кормой - лазурная волна.

                 Мы подрастем и станем моряками

                  Защитой станем мы тебе, страна!

                         Матросский танец «Яблочко»

                 исполняют мальчики старшей группы  (приложение 2)

Ведущий

                В этот праздник майский

               Солнце ярко светит.

              В этот день весенний радуются дети.

             Веселись, детвора, начинается игра.

Аттракционы «Опасная разведка», «Перебинтуй раненого бойца», «Портянки» (приложение 3)

Ведущая

На свете есть много важных слов – Мама, Счастье, Родина. Но ещё одно

Важное для нас слово- Мир! Победа и мир – эти два слова неотделимы.  Наши  солдаты, не задумываясь, отдавали свои жизни на полях сражений за то,  чтобы мы сейчас с вами жили счастливо, мирно.

Дети.

              1. Нужен мир тебе и мне,

                 Чистый воздух на заре,

                Птичий гомон, детский смех,

                Солнце, дождик, белый снег,

                Лишь война, лишь война,

                На планете не нужна!

         2. Мы рисуем голубя с веткою оливы,

            Чтобы жили в мире мы радостно, счастливо.

            Белокрылый голубь наш, ты лети по свету,

            Мирным людям всей земли передай приветы.

                                              Танец голубей

исполняют девочки  подготовительной  группы на музыку песни

 «Летите голуби, летите….»

Ведущая

Многие солдаты не вернулись домой с той войны. Мы никогда не забудем героев. Минутой молчания почтим их память, и каждый в душе благодарит их за счастливый мир, в котором мы живем. Встанем и склоним головы пред их памятью.

(минута молчания)

Ребенок.

                 Всех, Отчизну отстоявших,

                Прославляет наш народ.

                О героях, в битвах павших,

                Память вечная живет!

 Ведущий

              Слава нашим генералам!

Дети

               Слава!

Ведущий

              Слава нашим адмиралам!

Дети

             Слава!

Ведущий

              И солдатам рядовым!

Дети

              Слава!

Ведущий

            Пешим, плавающим, конным,

           В жарких битвах закаленным,

           Слава павшим и живым!

Дети

           От души спасибо им!

 (дети ставят живые цветы в вазы у центральной стены)

Ведущий обращает внимание на ленту памяти.

Семья, в которой есть близкие родственники, участвующие в Великой Отечественной войне: в боевых действиях, в тылу, в блокадном Ленинграде, в партизанском отряде, дети-узники - заранее готовят материал и фотографии. На празднике дети с родителями подходят к ленте памяти помещают фотографию на ленте, называя степень родства, фамилию и имя.

И в память зажигают свечу

Дети  (по очереди):

                  1.Для ветеранов, как букет,

                   Салюты яркие сверкают.

                   Солдаты давних грозных лет

                   Войну, победу вспоминают 

                2.Как все устали от войны!

                  Врагов-фашистов разгромили.

                  Как все хотели тишины,

                  Чтоб жить, любить в свободном мире!

 

                3.И вот пришёл победный день,

                   Улыбки, слёзы – все смешалось.

                 Защитники родной земли,

                Как птицы, к дому возвращались.

 

            4.О них мы память сохраним,

               Ведь годы подвиг не состарят.

              Салюта яркие огни

              Солдат Победы нынче славят!

Звучит грамзапись песни «День Победы» муз. Давида Тухманова

(дети выполняют танцевальную композицию с цветами, салютами, флагами)

(приложение 4)

Праздник продолжается на улице.

Звучат песни Победы. Дети из школы искусств играют на аккордеоне, баяне, гитаре песни военных лет.

Всех угощают гречневой кашей в котелках, приготовленной на полевой кухне.

Затем дети с воспитателями идут возлагать цветы  к памятнику.

.

                                 Сведения об авторе

Новоженина   Ирина   Викторовна

музыкальный руководитель I квалификационной категории.

Работаю в МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 62» г. Энгельса Саратовской области с 1991 года

Общий стаж работы – 19 лет.

Окончила  Саратовское музыкальное училище по профессии: педагог, артист

Приложение 3

Соревнование «Опасная разведка»

( для подготовительных групп можно провести в командах по 4-5 человек)

Ребенок-разведчик должен проползти по «туннелю», осторожно пройти по «болоту» (низкие кубики), обойти «мины» (кегли) змейкой, взять со стула «донесение» (конверт) и вернуться тем же путем.

Соревнование «Помоги раненому»

Девочка-медсестра, одетая в белый халат, пробирается через преграды, как в конкурсе «Опасная разведка», к раненому бойцу, достает из кармана халата бинт и перевязывает бойцу руку (ногу). Побеждает та девочка, которая быстрее всех преодолела все препятствия и оказала помощь солдату.

Соревнование «Портянки»

2 стула, на стульях лежат «портянки», рядом со стульями сапоги.

По сигналу мальчики  от  стартовой прямой бегут до стульев, садятся и заматывают «портянки», затем одевают сапоги. Побеждает тот, кто выполнит задание быстро  и умело.

 

Приложение 2

Матросский танец «Яблочко»

В танце участвуют 6-8 мальчиков. Под музыку вступления мальчики в матросской   форме встают за командирами  друг за другом в две колонны, одна напротив другой

               ○                         ○

               ○                         ○

               ○                         ○

 1-е движение.

Идут за командирами  по кругу маршевым шагом, одна колонна обходит другую противоходом. Обойдя круг, строятся в две шеренги,  лицом к зрителям, дети стоят   в шахматном порядке.

               ○    →           ←  ○

               ○                         ○

               ○                         ○

 

        1    ○      ○      ○        

        2       ○        ○        ○        

2-е движение.

На проигрыш дети 2 шеренги выбегают  на носочках вперед, руки на поясе.

Под музыку выполняют 4 раза присядку с последующим поднятием рук вверх. В это время дети 1  шеренги им хлопают.

 На последние 2 такта    дети меняются местами: 2  шеренга отбегает назад на носочках, руки на поясе, 1 шеренга выбегает вперед.

3-е движение.

Исходное положение – руки за спиной.

Смотрят в бинокль: выставляют поочередно правую ногу вперед,     изображают бинокль, затем левую ногу. На один такт – два движения, чередующиеся с притопом ноги, руки за спиной.

Дети 2  шеренги  хлопают. На  последние 2 такта меняются местами.

4-е движение.

Мальчики 2  шеренги, опершись руками на пол за спиной, выбрасывают поочередно ноги вперед восемь раз.

Остальные хлопают. На  последние 2 такта  шеренги меняются местами.

5-е движение.

«Чистят сапоги»

 Исходное положение: руки за спиной. На сильную долю выставляют правую ногу на пятку, правой рукой «чистят сапог», затем выполняют три притопа – руки за спиной. Затем левую ногу на пятку, левой рукой «чистят сапог», выполняют три притопа – руки за спиной. Движение выполняется 4 раза.

Остальные хлопают.

 На  последние 2 такта шеренги меняются местами.

6-е движение.

«Коленце»

На сильную долю- подъем правого колена и удар рукой по колену, на вторую долю- подъем левого колена и удар левой ладонью по колену, на третью  долю забросить правую ногу от колена назад и в сторону, одновременно правой ладонью ударить по пятке этой ноги, на четвертую долю – то же с левой ноги.  Движение выполняется 4 раза.

На последние 2 такта –  шеренги меняются местами.

7-е движение.

Дети в шеренгах поворачиваются за своими командирами: идут друг за другом  колоннами маршевым шагом по кругу , 1 шеренга –  направо, 2 шеренга- налево, колонны  обходят  друг друга противоходом, возвращаются на свои места.

Встают в шахматном порядке, ноги ставят на ширине плеч, руки кладут друг другу на плечи.

8-е движение.

«Волна»

1 шеренга - на сильную долю  переносит тяжесть  на правую ногу, выставленную в бок вправо, левую поднимает на носок,  головы у всех повернуты вправо,  на вторую долю встают прямо, на третью долю переносят тяжесть на левую ногу, выставленную в бок влево,  правая на носок, головы повернуты влево, на четвертую долю встают прямо.

2 шеренга делает все то же самое, только в противоположную сторону.

Движение выполняется 4 раза.

На последующие 2 такта – кружатся, маршируя вокруг себя.

На последний аккорд все дружно отдают честь правой рукой.

   

Приложение 4

Перестроение «День Победы»

(Звучит песня «День Победы». Муз. А. Пахмутовой, сл. В.К. Харитонова)

(На вступлении все перестраиваются в три концентрических круга. Дети в наружном кругу держат в руках ленты, в среднем - цветы, во внутреннем – «салютики».

1 куплет:

Противоходом идут по кругу, поочередно поднимая руки вверх на каждую строчку

Припев

И.п.: лицом в круг

 Дети  выполняют взмахи руками вперед – вверх 4 раза  

Кружение шагом вокруг себя

Покачивание вправо, влево

Медленно поднимают руки вверх

На 2-ой куплет дети перестраиваются в три шеренги лицом к зрителям. Дети с лентами в руках идут вперед на зрителей. За ними - дети с цветами. Затем идет шеренга с салютиками.

На припев движения повторяются.

На 3- й куплет дети идут свободно по залу.

На припев движения повторяются)

Приложение 1

Танец «Синий платочек»  музыка Г. Петербургского

И.п.: девочки стоят в трех кружках, у каждой в правой руке платочек синего цвета.

1-я фигура

1-8 такты: девочки бегут за ведущими в кружках; платочки развеваются внизу.

9-16 такты: продолжают бег; платочки развеваются вверху. В конце останавливаются лицом к центру круга, руки опущены.

17 такт: взмах платками вверх; одновременно перенести тяжесть на правую  ногу, чуть выставленную вперед.

18 такт: платки опустить, опора на левую ногу.

19-20 такты: повторить движения как на 17-й и 18 такты.

21-24 такты: девочки кружатся полтора оборота, платок развевается впереди.

 В конце останавливаются спиной к центру кружка.

25-32 такты: повторить движения как на такты 17-24.

Останавливаются лицом к центру кружка.

2-я фигура

Движения повторяются в большом круге, который дети образуют, перестраиваясь, за ведущими кружков.

3-я фигура

1-16  такты: за ведущей девочкой идут «поперечной змейкой», останавливаются, равномерно распределившись по залу, лицом к зрителям

17-32 такты: движения те же, но при кружении дети все время останавливаются лицом к зрителям.

На окончание 32 такта - выполняют поклон  платком от  левого плеча.

           

Используемая литература:

 1.  Салют, Победа! Методическое пособие по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста/ Под ред. Н.Н. Ценаревой. – Саратов, 2006 г.

2. Музыкальный руководитель

 Иллюстрированный методический журнал для музыкальных руководителей, ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», номера 2/2010, 2/2007, 8/2008

3. А.И. Буренина Музыкальная палитра, ООО «Редакция журнала «Музыкальная палитра»  2/2005 г.

    4.  С.Н. Захарова Праздники в детском саду.- М.: Гуманит. Изд. Центр              

         ВЛАДОС, 2001 г.

     5. Никитина Е.А. Праздник 23 февраля в детском саду. Выпуск 1. – М.: ТЦ                        

         Сфера, 2008 г.

    6.  Календарные и народные праздники в детском саду. Выпуск 2.

        Весна/ Авт. – сост. Г.А. Лапшина. – Волгоград: Учитель, 2005 г.

   

                                                   Аннотация

«Музыка - необходимый душевный атрибут человеческого существования», так говорил Аристотель. Поэтому в своем сценарии праздника, посвященному Дню Победы,  я использую в работе с детьми такие методы и приемы, которые    развивают и  формируют у детей глубинные чувства любви к своей Родине, раскрывают детям величие подвига советского солдата.  

При разработке сценария учитывались знания детей из различных областей: художественная литература, произведения киноискусства, музыка, живопись.

Данная разработка  может быть использована другими музыкальными руководителями,   весь  музыкальный материал доступен и известен.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 62»

г. Энгельса Саратовской области

«Этих дней не смолкнет слава»

 Сценарий праздника, посвященный Дню Победы

 для детей старшей и подготовительной групп

                                   Музыкальный руководитель:

                                         Новоженина Ирина Викторовна

                   

                                                г. Энгельс

                                                   2010 г.