Конспект НОД приобщение детей к русской национальной культуре. "Здравствуй масленица".
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Василенко Марина Валерьевна

Конспект НОД для детей средней группы.

Приобщение детей к русской национальной культуре.

Тема: «Здравствуй, Масленица».

Подготовили и провели: Василенко Марина Валерьевна

                                               Аникина Оксана Михайловна.

Цели:

·        Знакомство детей с русским народным праздником масленицей.

·        Приобщение детей к русской национальной культуре.

Задачи:

·        Вызвать интерес к русскому национальному празднику «Масленице»

·        Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, умение и желание применять их в жизни;

·        Развивать мелкую моторику;

·         Обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с соленым тестом и крупами.

Интеграция образовательных областей:

·        «Чтение художественной литературы»

·        «Художественное творчество»

·        «Коммуникация»

·        «Социализация»

·        «Здоровье»

·        «Познание»

·        «Музыка»

Предварительная работа: Разучивание хороводных игр, закличек.

Материалы и оборудование: Кукла «Масленица», блины, обруч с завязанными на нём лентами, желтое соленое тесто, крупа покрашенная в золотой цвет, клеенка, костюм «Весна», МР3 проигрыватель, подборка тематических аудиоматериалов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maslenitsa.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей средней группы.

Приобщение детей к русской национальной культуре.

Тема: «Здравствуй, Масленица».

Подготовили и провели: Василенко Марина Валерьевна

                                               Аникина Оксана Михайловна.

Цели:

  • Знакомство детей с русским народным праздником масленицей.
  • Приобщение детей к русской национальной культуре.

Задачи:

  • Вызвать интерес к русскому национальному празднику «Масленице»
  • Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, умение и желание применять их в жизни;
  • Развивать мелкую моторику;
  •  Обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с соленым тестом и крупами.

Интеграция образовательных областей:

  • «Чтение художественной литературы»
  • «Художественное творчество»
  • «Коммуникация»
  • «Социализация»
  • «Здоровье»
  • «Познание»
  • «Музыка»

Предварительная работа: Разучивание хороводных игр, закличек.

Материалы и оборудование: Кукла «Масленица», блины, обруч с завязанными на нём лентами, желтое соленое тесто, крупа покрашенная в золотой цвет, клеенка, костюм «Весна», МР3 проигрыватель, подборка тематических аудиоматериалов.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня у нам с вами необычный день. Вы верите в чудеса? (Да). А хотели бы оказаться в прошлом? (Да). Мы сегодня окажемся с вами на старинном русском празднике- «Масленице».  Но сначала узнаем, что же это за праздник.

Скажите какое у нас с вами время года? (Зима).

А какой месяц? (Февраль)

Мы знаем, что февраль-это последний месяц зимы.

А какое время года настанет после того как пойдет февраль? (Весна) Правильно после зимы приходит весна. В старину люди думали, что смены времен года не будет, если не провести в свой срок нужный обряд. Зиму надо было проводить, а весну встретить, иначе весна-красна мимо проедет.  Масленица и есть праздник в честь возрождающегося по весне солнца. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души.  Длился праздник целую неделю – с понедельника по воскресенье Хотели бы вы оказаться на празднике «Масленице»? (Да, очень).

Праздник Масленицы начинался в понедельник и назывался этот день-«Встреча». В этот день все встречали соломенную куклу «Масленицу». Давайте и мы с вами позовем к нам в гости «Масленицу».

Дети читают закличку.

«Как у наших ворот

 Собирается народ!

Мы сегодня зиму провожаем!

 Весну красную встречаем! 

Приезжай к нам в гости, Масленица,

 На широкий двор –

На горах покататься,

 В блинах поваляться,

Сердцам потешаться!»

Звучит музыка «Зимушка -зима». На санях вывозят куклу «масленицу».

Посмотрите, ребята, к нам в гости приехала «масленица». Посмотрите какая она красивая, нарядная. В старину к первому дню праздника изготовляли из тряпок и соломы чучело Масленицы. Наряжали ее в расписной сарафан и платок нарядный. Эта кукла –символ зимы. Ее возили на санях по всему городу и люди ей радовались.

Второй-день недели назывался «Заигрыш». В этот день устраивались игры и потехи. Заливали ледяные горки и весело катались на санках. А вы хотите покататься на санках. (Да)

Игра «Катание на санях». Дети встают парами друг за другом и «катаются на санках», пока звучит музыка.

Уж мы саночки возьмем,

Мы на улицу пойдем,

Сядем в саночки-самокаточки,

Да с горы-то-ух!..

В снег пушистый-бух!..

Третий день Масленицы - среда - «лакомка». В этот день лакомились блинами. Блины самый главный символ «Масленицы». А вы хотите полакомиться блинами? (Да).

Пальчиковая гимнастика.

Брынцы - брынцы, (ладушки)

 Пеките блинцы!

 (Хлопки ладонь о ладонь - горизонтально)

 Мажьте масленее

 (Поглаживают друг другу ладони)

 Будьте повкуснее!

Брынцы - брынцы, (ладушки)

 Подайте блинца!

 (Протягивают руки вверх ладонями).

Давайте и мы с вами напечем вкусных и румяных блинков.

Детям предлагается соленое тесто и крупа. Дети «пекут» блины и украшают их раскрашенными крупами.

(На фоне работы детей звучит песня «Вы блины мои, блины»).

По окончании работы дети любуются своими блинами.

В четверг проходила «широкая» Масленица- «Разгуляй». Самый веселый день. В этот день гуляли с утра до вечера, пели частушки, плясали, водили хороводы.

Игра «Карусели».

Пятый и шестой день были гостевыми днями. В эти дни ходили в гости и угощались блинами.

 В воскресенье - седьмой и последний день Масленицы - был обычай «проводов зимы».

В этот день звали в гости весну а чучело из соломы выносили на улицу и сжигали его. Давайте и мы позовем к нам в гости «Весну» ?!.

Приди, Весна, приди, красна!

Приди, Весна, с радостью,

С великой милостью:

С жарким солнцем,

С высоким хлебом,

С урожаем богатым,

С добром ко всем ребятам!

Звучит песня-закличка «Ясна, красна приди, Весна».

Входит весна с угощением (блинами) для детей.

Весна:

.      Вот и я

        Вы меня звали, друзья?!

        Я Весна – Красна!

        Бужу землю ото сна.

        Наполняю соком почки,

        На полях ращу цветочки,

        Прогоняю с речек лед,

        Светлым делаю восход.

        Всюду в поле и лесу –

        Людям радость я несу!

Жаль с Масленицей расставаться, да делать нечего.

Пришла пора её провожать. Проводим?

 "Масленица, прощай! На тот год опять приезжай!"

(Дети провожают «Масленицу».)

Масленица приходила,

 Нас блинами угостила.

Блины-хороши, с маслом, с вареньем.

Подходите пробуйте наше угощенье!

Весна приглашает детей за столы и угощает чаем и блинами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация «Приобщение детей к русской национальной культуре в условиях дошкольного учреждения и семьи»

1 слайд  Тема работы «Приобщение детей к русской национальной культуре в условиях дошкольного учреждения и семьи».2 слайд  Цель исследования - обоснование необходимости приобщения детей к об...

"Приобщение детей к русской национальной культуре через организацию праздника Масленица"

Выступление на окружной зимней методической неделе (для работников ДОУ) музыкального руководителя структурного подразделения "детский сад" ГБОУ СОШ "Центр образования" пос. Варламово...

Приобщение детей к русской национальной культуре в условиях дошкольного учреждения и семьи

Обоснование необходимости приобщения детей к общечеловеческим ценностям – культуре своего народа....

Конспект занятия по приобщению детей к русской национальной культуре во 2 младшей группе на тему: «Праздник игрушки»

Программные задачи:   Приобщать детей к истокам русской национальной культуры путем интеграции изобразительного искусства, фольклора и музыки:- продолжать знакомить с народной дымковской...

Консультация для педагогов. Роль семьи в приобщение детей к русским национальным традициям.

Консультация для педагогов. Роль семьи в приобщение детей к русским национальным традициям.Нравственно-патриотическое воспитание....

Консультация для родителей детей дошкольного возраста "Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре"

Издавна семья считалась хранителем культурных и нравственных ценностей, которые передавались из поколения в поколение. ...