Затейники
методическая разработка (старшая группа) на тему

Каширина Светлана Сергеевна

Литературная викторина по произведениям Н.Н. Носова для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_viktorina_po_proizvedeniyam_n.n._nosova.docx28.68 КБ

Предварительный просмотр:

Затейники

Цель.

Приобщение детей дошкольного возраста к культуре чтения.

Задачи.

  1. Активизация детей в совместной деятельности.
  2. Расширение читательского кругозора  дошкольников.
  3. Обобщение и систематизация  знаний воспитанников о жизни и творчестве Н.Н. Носова.
  4. Воспитание бережного отношения к книгам.
  5.  Развитие связной монологической и диалогической речи, интонационной выразительности.
  6. Обучение грамоте, чтение слов.
  7. Развитие логического мышления: умения аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать.
  8. Формирование умения решать кроссворды.
  9. Закрепление порядкового счета, ориентировка в пространстве.
  10. Совершенствование музыкально-ритмических способностей детей.
  11. Активизация двигательных навыков.
  12. Развитие общей и мелкой моторики.

Оборудование.

Портрет писателя, выставка книг и иллюстрации к произведениям Н.Н. Носова, эмблемы команд, «Конструкторы букв» Воскобовича, карточки с цифрами, коврограф с набором липких лент для кроссворда, буквы на липучках, 2 корзины, маленькие мячи по количеству детей, коробка с предметами: огурец, пистолет, лопатка, кастрюля, 2 ведра, 2 удочки и рыбки с магнитами, костюм Незнайки для взрослого, конверты с загадками и картинками-отгадками, дирижерская палочка, погремушки для девочек, по 2 кубика для мальчиков, 2 мольберта, 2 листа форматом А3,  цветные маркеры, заводная собачка.  

Ход.

Воспитатель. Сегодня, ребята, мы отправимся в путешествие. А в какое – вы узнаете, отгадав загадку.

Ты беседуй чаще с ней –

Будешь вчетверо умней. (Книга.)

Воспитатель обращает внимание на выставку книг.

Воспитатель. С книгами какого писателя мы сегодня встретимся?

Дети. Н.Н.Носова

Воспитатель. Мы отправимся путешествовать по произведениям замечательного детского писателя Николая Николаевича Носова.

Воспитатель. В библиотеке мы узнали о жизни Носова, о том, какой он был увлекающийся человек.  Ему все было интересно. А еще он очень любил детей. Поэтому и произведения, написанные им о детях и для детей, такие веселые, смешные, поучительные, забавные и интересные.

Воспитатель. Путешествовать мы будем командами. Поприветствуем их: команда «Винтик» и команда «Шпунтик».

Приветствие команд.

Воспитатель. Сначала  детские рассказы  Н.Н. Носов писал для  своего сына Пети. Расставив буквы по порядку, мы узнаем название самого первого рассказа, который был опубликован в журнале «Мурзилка». («Затейники»)

Игра «Поставь по порядку».  Команды составляют слово из конструктора букв Воскобовича,  с одной стороны которых буквы, с другой написаны цифры.

Воспитатель. В этом кроссворде спрятались названия рассказов Носова. Разгадав его, мы сможем встретиться с одним из любимых детских героев.

Воспитатель. Задание для команды «Винтик». Узнайте название рассказа по отрывку.

«Мама ушла. Миша сначала вел себя хорошо: не шалил и ничего не трогал. Потом он только подставил к буфету стул, залез на него и открыл у буфета дверцы». («Леденец»)

Дети заполняют первую строчку кроссворда.

Воспитатель. В рассказе «Живая шляпа» Вовка и Вадик стреляли картошкой в шляпу, под которую случайно попал котенок Васька. 

Сейчас мы проверим меткость наших участников. Победит та команда, у которой будет больше точных попаданий.

Игра «Попади в цель».

Воспитатель. Задание для команды «Шпунтик». Узнайте рассказ по отрывку.

«Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет». («Фантазеры»)

Дети заполняют вторую строчку кроссворда.

Воспитатель. В «Бюро находок» попали эти предметы.  Определите, в каких рассказах Носова они встречаются. («Огурцы» - огурец, «Саша» - пистолет, «На горке» - лопатка, «Мишкина каша» - кастрюля)

Игра «Бюро находок». Соперники  показывают  по одному предмету из коробки команде, которая угадывает название рассказа.

Воспитатель. Задание для команды «Винтик». Отгадайте рассказ по отрывку.

«А еще у Виталика был котенок Мурзик. Он был серый, пушистый, а глаза у него были большие, зеленые. Мурзик очень любил смотреть на рыбку. По целым часам он сидел возле аквариума». («Карасик»)

Дети заполняют третью  строчку кроссворда.

Воспитатель. А сейчас мы вспомним незадачливых рыболовов из рассказа «Шурик у дедушки» и сами попробуем наловить по целому ведерку рыбы.

«Колдуй, баба, колдуй дед!

Колдуй, серенький медведь!»

Игра «Рыболов». Удочкой с магнитом дети ловят рыбу.

Воспитатель. Задание для команды «Шпунтик». Узнайте рассказ по отрывку.

«У Бобки были замечательные штаны: зеленые, вернее сказать, защитного цвета. Бобка их очень любил и всегда хвастался:

- Смотрите, ребята, какие у меня штаны. Солдатские!» («Заплатка»)

Дети заполняют четвертую  строчку кроссворда.

Воспитатель. Нам осталось вставить недостающие буквы в кроссворд и узнать имя главного героя сказочной повести Н.Н. Носова.

Участники обеих команд по очереди вставляют недостающие буквы и все вместе  прочитывают имя героя. (Незнайка)

Под веселую музыку в зал вбегает Незнайка.

Незнайка. Ой- ой-ой… Куда это я попал?.. Вы меня знаете?.. А вы кто? (Дети называют свои имена)

Незнайка. А откуда вы меня знаете?

Дети. Из книги Н.Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»

Незнайка. Тогда вы должны знать всех моих друзей. Давайте играть: я буду загадывать загадки про моих друзей, а вы их отгадывать. Хотите?.. Тогда слушайте внимательно.

Незнайка по очереди загадывает командам загадки.

 Загадки.

  • Одевался он всегда в черный костюм, а когда садился за стол, надевал на нос очки и начинал читать какую-нибудь книгу, то совсем становился похож на профессора. (Знайка)
  • Он всегда ходил в белом халате, а на голове носил белый колпак с кисточкой. (Пилюлькин)
  • В костюмах он ценил главным образом карманы: чем больше карманов, тем лучше костюм. Самый лучший его костюм состоял из семнадцати карманов. (Пончик)
  • Он всегда ходил в клетчатых костюмах. И брюки у него были клетчатые, и пиджак клетчатый, и кепка клетчатая. Увидев его издали, коротышки всегда говорили: «Глядите, глядите, вон идет шахматная доска». (Сиропчик)

Незнайка. А вы знаете, что я самый лучший художник, музыкант и сочинитель стихов? Вот хочу написать книгу, только пока у меня ничего не получается.

Воспитатель. Какой ты, Незнайка, хвастун! Всему надо учиться! Наши ребята прочли очень много книг, и теперь они многое знают и умеют. И сейчас они тебе это докажут.

Незнайка. А на музыкальных инструментах они умеют играть?

Воспитатель. Конечно!

Незнайка. Сейчас мы это проверим.

Оркестр исполняет песню «В траве сидел кузнечик». (Незнайка дирижирует, девочки гремят погремушками, мальчики стучат кубиками).

Воспитатель. Незнайка, ты говорил, что умеешь сочинять стихи. Сейчас ребята тебе загадают загадки о школе, а ты  отгадай и правильно подбери рифму.

Незнайка. Загадывайте. С этим заданием я легко справлюсь!

1 ребенок.

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

И называются все (алфавит).

Незнайка отвечает: «Азбука»

Воспитатель. Незнайка, буквы можно назвать азбукой. Но в этом случае  у тебя не получилась рифма. Послушай, как ответят дети.

Воспитатель еще раз загадывает загадку, дети отвечают.

2 ребенок.

То я в клетку, то в линейку.

Написать по ним сумей-ка!

Можешь и нарисовать…

Что такое я? (Тетрадь).

Незнайка отвечает:  «Кровать»

Воспитатель. А сейчас у тебя получилась рифма, но ответ совершенно не правильный. Послушай.

Воспитатель еще раз загадывает загадку, дети отвечают.

Незнайка. Я, кажется, все понял. Загадывайте еще загадку.

3 ребенок.

Если ты его отточишь –

Нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это? (Карандаш).

Незнайка отвечает правильно.

Воспитатель. Молодец, Незнайка!

Незнайка. Подумаешь!.. Я еще и рисовать могу.

Воспитатель. Наши дети тоже неплохо рисуют. Даже твой Цветочный город могут с закрытыми глазами нарисовать!

Незнайка. А давайте попробуем.

Эстафета «Цветочный город». (Команды рисуют цветы на мольберте с завязанными  глазами.)

Незнайка. Молодцы, ребята! Вы настоящие профессора!

Воспитатель. Теперь ты понял, Незнайка, как важно много читать книг и старательно учиться.

Незнайка. Конечно, понял.

Появляется собачка Булька, тявкает.

Незнайка. Ребята, Булька говорит, что меня Знайка срочно вызывает. Я должен бежать. До свидания!

Незнайка убегает.

Воспитатель. Вот и заканчивается наше необычное путешествие. Но с веселыми героями Н.Н. Носова мы еще не раз  встретимся на страницах его замечательных книг.

Дети выходят из зала.

Использованная литература.

Недолужко Н.И., Гущина Е.Н. Литературная викторина по произведениям Н.Носова.  (http://festival.1september.ru/articles/581043/)

Желуницына М.А. Литературная викторина по книгам Николая Носова (для детей подготовительной к школе группы). (http://festival.1september.ru/articles/525876/)

Носов Н.Н. Приключения Незнайки и его друзей. – М.: Самовар, Издание И.П.Носова, 2009.

Носов Н.Н. Фантазеры.- М.: Издание И.П.Носова: Дрофа-Плюс,2004.

Лысаков В.Г. 1000 загадок. -  М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.

Приложения

Кроссворд

Л

Е

Д

Е

Н

Е

Ц

Е

Ф

А

Н

Т

А

З

Ё

Р

Ы

Н

К

А

Р

А

С

И

К

Й

К

З

А

П

Л

А

Т

К

А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка «Затейники» (театральная деятельность) в младшей группе

Театрализованная деятельность представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актёрского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсе...

Кружок "Затейники"

Программа кружка "Затейники"  (театральная деятельность) в средней группе....

Рабочая программа разновозрастной группы(5-7)лет "Затейники"

Рабочая программа разновозрастной группы (5-7)лет.Воспитатель О.А.Солодова...

Презентация для НОД. Коммуникация. Чтение художественной литературы. Н.Носов, "Затейники".

Презентация для занятия по развитию речи. Презентация представляет собой текст рассказа и иллюстрации к нему. Иллюстрации взяты с сайта www.ollelukoe.ru....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ детей дошкольного возраста «Затейники» 6-7 лет.

Рабочая программа "Затейники" для подготовительной группы с одаренными детьми....

Программа кружка "Затейники" для младшего дошкольного возраста на 2013-2014уч. год

Приобщение  к художественному слову ,развитие творческойсамостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа....

Программа кружка "Затейники" для младшего дошкольного возраста на 2013-2014уч. год

Приобщение  к художественному слову ,развитие творческойсамостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа....