экологический праздник" По тропинкам Воронежского биосферного заповедника имени В.М. Пескова"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Першина Ирина Леонидовна

Экологический праздник, для онакомления детей с растениями и животными Воронежского заповедника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_prazdnika_po_tropinkam_zapovednika.docx44.47 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический праздник

«По тропинкам Воронежского биосферного заповедника имени В.М. Пескова».

Ведущая:  

Слайд  1

Есть просто храм, 

Есть храм науки. 

А есть ещё природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь.

С. Смирнова  

Этими прекрасными строками мы начинаем свое путешествие в Воронежский заповедник - ему исполнилось  90 лет!

Выход детей

Ведущая:

Ребята к нам в гости пришел   Старичок – боровичок

Вбегает боровичок  

Слайд 2  

 Старичок – боровичок:

Знаю лес и лес люблю,

В гости вас к себе зову.

Я люблю гулять по лесу,

В лесу хожу я целый день.

Все в лесу мне интересно

Каждый куст и каждый пень.

Я – веселый старичок,

Старичок – боровичок.

(Мой адрес – Воронежский биосферный заповедник)

Ведущая: - Ну что, ребята, принимаем приглашение старичк - боровичка?

Ответ детей

Слайд  3  

Старичок-боровичок:

На экскурсию ребята приглашают всех я вас

Будет очень интересным путешествие у нас,

Пешеходный есть маршрут, вы готовы? – тогда в путь.

музыка «Вместе весело шагать»  кусочек - минус

РИТМОПЛАСТИКА

В заповедник мы пойдем   ярким солнечным  деньком  

Из детсада по дорожке

На прогулку всех зовем.  

Осторожнее ребята солнце прячется куда – то

Туча нам грозит дождем:  Бом – бом – бом – бом.

(топают ногами)

Слайд  №3  

Но мы нисколько не дрожим, от дождя мы убежим

Снова гром, та - ра – ра, разбегайся детвора!

 (разбегаются и садятся на стульчики)

 (песня «СОЛНЫШКО НЕ СКРЫВАЙСЯ В ТУЧУ»)

Старичок-боровичок:

Мир заповедника — чистейший мир,
И дышится там легче, проще.
Но современный человек забыл,
Приятно как гулять по заповедным  тропам.

Старичок-боровичок:

Только в заповедник вошли-

Обнаружили следы.

Старичок-боровичок:

Ребята, а вы знаете, чьи это следы?

Игра «Чей след?»

(следы на экране)

Старичок-боровичок:

Ребята, кто знает, что такое заповедник?

Слайд  4

Ребёнок

Заповедник – это остров спасения для растений и животных. Здесь работают ученые – биологи, лесники и многие другие специалисты. Они следят за жизнью природы, познают ее тайны, изучают законы и стараются помочь ей уцелеть.

Ребёнок

В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных. В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.

Слайд 5

Старичок-боровичок:

На эмблеме Воронежского заповедника изображены две фигуры животных. Отгадайте, кто это?

Первая загадка  

Хоть верь, хоть не верь:
Пробегал по лесу зверь.
Нес на лбу он неспроста,
Два развесистых куста.
Трав копытами касаясь, 
Ходит по лесу красавец, 
Ходит смело и легко, 
Рога раскинув широко. 
(Олень)

Слайд  6

ТАНЕЦ ОЛЕНЕЙ

СТИХИ

1-й  

В Воронежском заповеднике,

 Олень большой  живет.

 И каждый день он травку

В лесу  своем жует.
И голову венчают
Ветвистые рога,
И жители все знают,
Что это — для врага!
Не каждый волк посмеет,
Рискнуть и нападать,
Олень всегда сумеет
Отпор достойный дать!

Слайд 7  

2-й  

«Как устал я каждый день,
Носить рога на голове!» -
Всем рассказывал олень,
Когда пришел попить к реке.

Но зверятам не понять,
Как оленю тяжело,
Каждый божий день таскать,
Сто килограммов  массу.

3-й

Вот пятнистый олененок,

По лесу гуляет,
Он совсем еще ребенок -
Ничего не знает!
Только кажется, что он,

Сам по лесу бродит,
Олениха за кустом -
Глаз с него не сводит!
Мама у него строга,
Не устанет повторять:
«Вот как вырастут рога,
Можешь сам тогда гулять!»

4-й

Олененок молодой бархатные рожки,
От меня умчался вскачь по лесной дорожке,
Светлым хвостиком махнул мне из-за кусточка,
Да осталась на песке от копытцев строчка.

Слайд  8    

ВЕДУЩАЯ

ВОТ ВАМ ВТОРАЯ  ЗАГАДКА

Работящие зверьки

 строят дом среди реки.

Если в гости кто придет,

знайте, что из речки вход.

 (бобры).

Слайд  9  

Ведущая:

В воронежском биосферном заповеднике есть  самые заботливые самые трудолюбивые зверьки. Своим созданием и существованием заповедник обязан, прежде всего, им. Это бобры. Причиной исчезновения зверьков была охота на них из-за красивого меха. Давайте им дадим слово.

ТАНЕЦ БОБРОВ

Стихи:

1-й ребенок

У лесной глубокой речке,
Где осинки, словно свечки, 
И крутой песчаный ров, 
Здесь живет семья бобров.

2-й

Но построив хатки ловко,
Спать бобры не улеглись;
Для запасов на зимовку 
Склады делать принялись.

Слайд 10

3-й

А потом, свалив осину,
Строить начали плотину. 
Всем известно: у бобров,
Нет ни пил, ни топоров.

4-й

Речку быструю весною
Бобр умеет перекрыть

И в полметра толщиною
Может дерево свалить.

5-й

Бобр каналы прорывает,
К месту складов и плотин
И по ним стволы сплавляет
Ив, березок и осин.

Слайд  11

6-й

Любит рано бобр проснуться,
С головою окунуться
Ледяной водою он 
Прогоняет лень и сон.

И поэтому бобры.
И здоровы и бодры.

Только в домиках зверей,
Нет ни окон, ни дверей.

7-й

КАК ЖЕ В ДОМИКЕ ПОПАЛИ

ЭТИ МУДРЫЕ БОБРЫ?

ВЗРОСЛЫЙ БОБР:

Если в гости кто придет,
Знайте, что из речки вход.

8-й

Плавать их никто не учит,
Им купанье – не наскучит,
Ведь на лапках у бобренка,
Между пальцев перепонка.

 

Слайд  12

9-й

Плавать может по-матросски,
В речке даже новичок.

 
Хвост бобренка гладкий, плоский,
Как телячий язычок.
Помогает хвост рулить,
И еще быстрее плыть.

Слайд  13

10-й

Шаловливому бобренку,
От рождения три дня…
Переплыл малыш речонку,
Отдалился от бобрят.

11-й

Вдруг осока зашумела…
Там быть может много дней
Щука страшная лежала,
Словно бревнышко на дне.

12-й

Задрожал малыш от страха,
Вдруг увидев щучью пасть,
И нырнул, как черепаха,
Лишь бы в зубы не попасть.

ВЕДУЩАЯ:

КАКИЕ ЕСТЬ ЕЩЕ ВРАГИ У БОБРОВ?

ВЗРОСЛЫЙ БОБР:

У бобров врагов немало – 
Щука,

выдра,

волк,

 лиса.

ПЕСНЯ  БОБРОВ

Старичок-боровичок:

А вы знаете, какие  животные не  обитают в Воронежском биосферном заповеднике? Сейчас проверим.

Звучит музыка звуки леса

Игра « Четвертый лишний

Дети подходят  к доске, указкой показывают.

Слайд   14

Старичок-боровичок:

Молодцы, ребята! А какие растения растут в заповеднике, знаете?

Игра «Узнай растение»

Дети хором называют растение, чей листочек видят.

 ( Дуб, рябина, липа, клен, вяз.).

Ведущая:  

В лесу, как у людей, есть многоэтажный дом, где все соседи живут дружно. У каждого растения свой этаж, на котором оно живет.

Игра «Этажи леса» со зрителями.

Слайд №16

Старичок –боровичок:

В нашем лесу случилась неприятнейшая история

Сценка  «Дикарь в лесу»

Я слышу  кто-то плачет

 /Появляется плачущие муравьишки/

Ведущий:

Что случилось, муравьишки?

1-ый муравей:

Нас обидел злой мальчишка.

2-ой муравей:

Он нам лапки отдавил.

1-й муравей:

Муравейник разорил.

Появляется плачущая бабочка.

Ведущий: ребенок

Бабочка - красавица,

Что в лесу случилось?

Скажи, какое горе

С тобою приключилось?

Бабочка:

Мальчик злой меня поймал,

Крылышко мне сломал.

Не могу теперь летать.

Как же мне не горевать

Ведущий: ребенок

Как зовут злого мальчика, который вас обидел?

Муравьи:

Егор!

Ведущий:

А где его найти?

1-ый муравей:

Он лежит под кустом, музыку слушает.

Под кустом лежит мальчик, рядом с ним магнитофон, вокруг сорванные цветы, мусор.

Ведущий: ребенок

Подойди сюда Егор,

Серьёзный будет разговор.

2 муравей:

Много бед ты натворил:

Муравейник разорил.

Бабочка: На поляне рвал цветы,

Поломал в лесу кусты,

Бабочке крыло сломал.

А ведь ты уже не мал!

1 муравей:

Мы не пустим тебя в лес,

Уходи из наших мест!

Муравьи, бабочки (вместе):

Уходи из нашего леса!

Егор:

Не гоните меня! Я не знаю, как правильно вести себя в лесу.

Старичок-боровичок:

Ребята, давайте научим Егора правилам поведения в лесу.

На  кране рисунки с графическим обозначением правил поведения в лесу. Дети по очереди называют правила и объясняют их.

Слайд  21 

Ребенок 1

Не шумите  в лесу!

У леса музыка своя…

Её послушайте друзья!

В лесу не нужен шум и гам:

Нельзя шуметь, галдеть,

                      кричать

И громко музыку включать

Слайд  22 

Ребенок 2

Не оставляй мусор в лесу

ты вокруг оставил банки,

Целлофан, железки, склянки…

Оставлять их здесь нельзя!

Мусор тут, в лесу, чужой,

Заберём его с собой!

Слайд  23 

Ребенок  3

Не разоряйте муравейник

Ты Егор  им,  не мешай!

Муравейник не разоряй!

Эти санитары так нужны

Для лесов твоей страны!

Слайд 24 

Ребенок  4

Не рвите цветы

Цветы украшают луга и леса.

Не надо, друзья, их бессмысленно рвать,

 Не надо букеты из них составлять…

Завянут букеты…Погибнут цветы…

И больше не будет такой красоты!

Слайд  25 

Ребенок  5

Не ломайте веток

Если ты пришел в лесок

Веди себя прилично!

Не ломай в лесу кусток

И не трогай птичек!

Слайд  26

Ребенок 6

Не обижайте лесных насекомых

Ты их встречаешь на пути –

Не обижай, а отойди !

Без насекомых лес, друг мой

И одинокий, и пустой…

ДЕТИ САДЯТСЯ

Егор:

Дорогая бабочка,

Тебя я пожалею.

И крылышко твоё

Дыханием согрею.

А вам, муравьишки-трудяги,

Я домик опять соберу.

А мусор и соринки домой заберу

Егор собирает мусор и сорванные цветы.

Вы простите, простите меня,

Я не буду природу губить!

И только в лес, как в гости,

Буду к зверятам ходить.

Слайд 27  

Экологические частушки:

1. Пропоем мы вам частушки,

Как не надо поступать!

Что с природою бывает

Коль ее не защищать!

2. Не стреляйте воробьёв,

Не стреляйте голубей,

Не стреляйте просто так

Из рогаточки своей!

3.Если вырос пред тобой

Муравейничек горой

Ты его для интереса

Лучше не пинай ногой!

4. Мы с приятелем пошли

собирать грибочки,

только леса не нашли:

там одни пенечки!

5. Мы ходили за грибами:

думали набрать маслят.

Но под нашими ногами

только стеклышки хрустят!

6. По чернику я пошел,

только ягод не нашел.

Вместо ягод на полянке

сплошь одни пустые банки!

7. Говорят, мы дошколята,

Ничего не можем.

А мы мусор уберем,

и лесу мы  поможем.

ВСЕ

8. Берегите лес вы  наш,

Дружно, хором просим Вас!

Чтоб потом не убирать,

Мусор нужно не бросать!

Слайд  28

Ведущая:

А мы предлагаем нашим зрителям  поиграть в экологическую  игру

 «Устами младенца»

Ваша задача попытаться понять, что имели в виду дети.

Детские высказывания:

 1. «Её изобрели китайцы».

2. «У нас её получают из дерева».

3. «Она легко горит».

4. «Из неё получается очень много мусора».

5. «На ней обычно рисуют и пишут». (Бумага)

 Детские высказывания:

 

1. «Его делают из песка».

2. «Чаще всего оно прозрачное».

3. «Когда падает, оно разбивается».

4. «Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто».

5. «Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара».

(Стекло)

Входит лесник

Слайд  29  

Ведущая:

Ребята, кто к нам  пришел.

ДЕТИ: лесник.

ЛЕСНИК

Здравствуйте, дети!

Правильно, я – очень важный для леса человек. Я знаю всех обитателей леса, стараюсь помочь им в трудное время. Берегу лес от пожара, сажаю новые деревья. А еще борюсь с браконьерами. Путешествуя по заповеднику, вы встретили много редких растений и животных

Слайд  30

Все они занесены в Красную книгу.

(показать детям красную книгу).

-Почему они стали редкими? Ответы  детей  

 Для чего создана Красная книга?  Ответы  детей

Почему у нее красный цвет? – ОТВЕТ ЛЕСНИКА

 Слайды  красная  книга

Ребенок  :

-Охраняется Красною книгой

Столько разных животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы!

Красная книга! Красная!

Значит природа в опасности!

ЛЕСНИК

 В Воронежском биосферном  заповеднике обитают животные, занесенные в Красную книгу. Это выхухоль, филин,

Слайд  31

змееяд, дрофа,

Слайд  32  

европейский средний дятел, орлан - белохвост и другие.

Ведущая:

Пройдя большой путь, мы узнали как нужно  вести себя в лесу, как охранять природу, много нового узнали о заповеднике.

Слайд  33

1й-Ты, человек, любя природу хоть иногда ее жалей.

В увеселительных походах не растерзай ее полей.

2й -В привычной суматохе жизни ты оценить ее спеши.

Она твой давний добрый лекарь, она – союзница души.

3й -Не жги ее напропалую и не исчерпывай до дна.

И помни истину простую-нас много, а она одна.

Хором: мы на планете вместе живем. Эта планета-наш общий дом.

Раздать шарики детям

Песня « Родина моя»  и танец.

В средине танца дети дарят шарики гостям и садятся на места.

Старичок-БОРОВИЧОК:

 Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Благодарю всех за активное участие

 Игра «Шар пожеланий»

В завершении я пускаю «шар пожеланий», каждый, кто поймает шар, говорит пожелание и передает его дальше, не забудьте про гостей.

Звучит музыка.

Слайд  34

Дети говорят6

 «Люби природу!»

 «Береги всё живое на Земле!»

 «Не обижайте наших братьев меньших»

Слайд   35  

 «Берегите леса! Сажайте деревья!»
передать шар гостям

Слайд 36

Лесник произносит вывод  и провожает  детей в садик.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Животные и растения Воронежского государственного природного биосферного заповедника имени В.М. Пескова »

Систематизировать первоначальные знания о типичных представителях животного и растительного  мира Воронежского государственного природного биосферного заповедника  имени В.М. Пескова...

Педагогический проект «Животные и растения Воронежского государственного природного биосферного заповедника имени В.М. Пескова »

Систематизировать первоначальные знания о типичных представителях животного и растительного  мира Воронежского государственного природного биосферного заповедника  имени В.М. ПесковаЗадачи п...

Консультация "Воронежский биосферный заповедник"

Где можно увидеть живых бобров, понаблюдать за ними, узнать массу интересных фактов о них и их жизни и провести целый день на природе? Такое место есть и называется оно «Воронежский государствен...

"Экскурсия в Воронежский биосферный заповедник"

Представленная методическая разработка конспект-занятие для подготовительной группы разработана с использованиеем современных технологий и соответствует требованиям ФГОС. НОД напралена на  эколог...

Педагогический проект «Животные и растения Воронежского государственного природного биосферного заповедника имени В.М. Пескова »

В связи с достаточно высокой значимостью необходимости реализации регионального принципа в системе дошкольного образования, нами был разработан проект «Животные и растения Воронежского государст...

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРИРОДНЫЙ БИОСФЕРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК ИМЕНИ В.М. ПЕСКОВА

3 декабря 2022 г. Воронежскому заповеднику исполняется 99 лет...