Народные календарные праздники для детей
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Молчанова Елена Петровна

 Сценарий  развлечения, предназначенный  для детей старшего возраста (5-7) Данный материал будет полезен воспитателям, музыкальным руководителям инструкторам по ф/к ДОУ. В современных условиях жизни основное время дети проводят  за компьютерными играми. Уходит из жизни детей  традиционные детские игры, особенно необходимые для полноценного и разностороннего развития личности ребёнка.Элементы движения, включаемые в исполнение, не только существенно влияют на развитие общей координации, но и позволяют точнее передать, и, в конечном счёте, освоить национальный характер самовыражения.
Виды деятельности: коммуникативная, двигательная,  познавательная, игровая.
Цель:
Приобщение  детей к истокам русской народной культуры посредствам народных игр,активизация речевого развития через двигательную и театрализованную деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Хозяйка:Здравствуйте ребята, гости дорогие. Вот и закончилась новогодняя суета.
Зима самое интересное время для игр и забав.
Скоморох:Хорошо зимой – работы никакой.Сидишь себе в избе, чаёк попиваешь, про
былое вспоминаешь.Помню,в молодости весело было зимой.С Рождества Христова начинались святки - веселились ребятки. Ходили они по избам, пели песни-колядки, желали хозяевам счастья, здоровья в новом году.
Хозяйка: А ещё зима богата праздниками.

Ведущая:

Тихо кружатся снежинки,

Сказка приходит к нам в дом.

Ёлка, подарки, картинки

Зовём это всё Рождеством!

Звёздочки в небе сверкают,

Но ярче всех лишь одна.

О радости нам возвещает.

О празднике Рождества.

В этот волшебный праздник

Всё наполняется вдруг

Верой, Надеждой, Любовью

И светом добра вокруг!

Ведущая:

Пришло время светлого, радостного праздника

Рождества Христова. С 7 января по 19 наступают

Святые дни – святки. На Руси во время святок

Дети наряжались в необычные костюмы и ходили по домам и пели

Песни - колядки. Детей называли колядовщиками. Им давали разные сладости. Считалось, если не дать детям угощение,

То случится беда.


Хозяйка:Так что же  такое святки?
Дети читают стихи
-Праздник этот самый длинный.
Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.
-От Рождества и до Крещения,
Приготовив угощенье,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в святки.
-Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас.
Скоморох: День сегодня непростой, праздник к нам пришел святой.
Наступило Рождество, начинаем торжество!
Хозяйка: Гости дорогие, гости званые!
С новым годом! С новым счастьем!
Чтоб здоровы были! Много лет чтоб жили!
Скоморох: Колядовщиаки  мы и в поле загулялись да сюда забралися
На людей посмотреть себя показать!
Дети читают колядки

Скоморох: А теперь игра - не развлеченье,
А с большим, большим значеньем.
игра «Мотальщики»
Скоморох (достает из мешка палочки для игры):
На концах бечевок палки
Называются „моталки”.
Посреди бечевок рыбка
Ты мотай бечевку шибко.
Тот, кто первый намотает,
Тот и рыбку получает,
Рыбку не простую,
Рыбку золотую.
Скоморох: А теперь игра богатырей, для тех, кто дуть умеет всех сильней!                                      

  игра с шариками «Богатыри»       
двое игроков, сидя на коленках, должны задуть шарики в ворота
 
Скоморох: Кроме того, одной из характерных традиций является катание колеса.
Деревянное колесо поджигается и катается с горы или в гору.   Колесо всегда
образно отождествлялось с солнцем, а горящее колесо, которое катится в гору,
символизирует собой прибавление дня.
Солнышко, повернись!
Красное, разожгись!
Красно солнышко, в дорогу выезжай,
Зимний холод забывай! …
Колесо, гори-катись 
игра «Катание колеса"
Со весной красной вернись! ... 
Скоморох: Ещё  хотите поиграть свою удаль показать?
Есть забава неплоха! Кто в мешке без остановки
Проскакать сумеет ловко?
игра «Прыжки  в мешках»
Скоморох: (считалка)
Зимний вечер темен, долог.
Насчитаю сорок ёлок
Скину шубку на снежок
Все пожалуйте в кружок.
Ну, а тот кто водит
Первым пусть выходит!

Хоровод

Хозяйка: А кто хочет погадать, да судьбу свою узнать? Достают горшочек,  водят хоровод и поют:
Горшочек с вершочек
Скажи нам дружочек:
Что сбудется, станется?
Плохое пусть останется!
Желающие подходят, достают предмет из горшочка. Хозяйка  комментируют.
-Хлеб - житье в достатке.
-Колечко - колечко, сей мать муку, пеки пироги.
-Вата - кому станется, мягкая жизнь достанется.
-Монетка-к достатку, жить будешь богато.
-Конфета– лучше нету радости для ребят, чем сладости.
-Кусочек спички–щепка деревянная к крепкому здоровью.
-Ниточка–ниточка далеко потянется, ждет тебя путешествие.
-Зеркальце–собою любоваться.Делом не заниматься.
Хозяйка: Всего один горшочек остался.                                                                          

Баба-Яга:И мне погадайте. Я тоже счастья хочу!                                                         
достает из горшочка веточку Что это? Растолкуйте!
Скоморох: Видно к новому помелу!
Баба-Яга огорченно заглядывает под горшочек А колечка там нет?
Скоморох:Так, кто же тебя замуж возьмет? Тебе сколько лет?
Баба-Яга:Ах так! Ах вот ты так разгоняет всех помелом Сейчас я буду хозяйкой.
попляшите вы у меня! Устрою я вам экзамен!
игра «Ведьмина метёлка» 
Дети встают в круг и передают друг другу веник, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тому Баба-Яга
даёт шуточное задание.
               

Я—Бабка Ежка, Костяная ножка!

Буду вас развлекать, буду с вами играть!                                                                       
игра «Здравствуй, бабушка Яга!» 
Дети стоят в кругу, баба Яга в центре. 
Дети:Здравствуй, бабушка Яга! 
Б.Я.:Здравствуйте, ребятки! 
Дети:Костяная ты нога! топают ногой 
Б.Я.:Ух, вы, дошколятки! Заморожу я вас! 
Дети:А мы не боимся!  машут руками перед лицом 
Б.Я.:Заколдую я вас! 
Дети:А мы разбежимся! 
Звучит тревожная музыка
Баба Яга крутится (колдует). Дети бегают врассыпную по залу. 
Б.Я.: Стоп! стучит метлой. 
Все замирают в различных позах. Под `страшную` музыку баба Яга ходит между детьми -ищет, кто пошевельнется. Забирает - `это на «завтрак», потом `на обед` и т.д. 
Баба Яга А знаете, есть такая народная примета- кто на Рождество чихнёт, тот здорово год проживёт! Кто болеть не хочет- чихнём-ка разок все вместе, а? Три-четыре- «Апчхи!!!!!!!!!»
Все чихают
Дети хором: Дай Вам Бог здоровья!!!!
Б-Я вносит тазик с водой и веник
Снегу маленько я растопила…Кто Рождественским снегом окропится, тот от недугов исцелится!!!
Б-Я бежит по залу, брызгая на детей и взрослых.
Хозяйка: А ещё есть такая примета- если звёздочку с неба поймаешь…И желание загадаешь…-То оно непременно исполнится!
Лопают воздушный шар и оттуда вылетают блестящие конфетти-звёздочки.
Скоморох:Загадывайте все желания!
Все колядовщики.
Сеем, веем, посеваем! 
С Новым годом поздравляем,
На телят, на жеребят
И на маленьких ребят,
Чтоб здоровы были Много лет жили.
Баба-Яга Что с ногами не пойму вправо, влево носятся.
Не стоят они на месте так плясать и просятся! Хоровод.

 Хозяйка Славно мы колядовали, танцевали и играли.
А теперь пора, угощаться детвора.



Предварительный просмотр:

МАСЛЕНИЦА

Вед-я :   Здравствуйте ребята, дорогие

Маленькие и большие!

Собирайтесь, гости!

Встречать масленицу годовую

Нашу гостьюшку дорогую!

Скоморох: Здравствуйте, мальчишки, широкие штанишки

Смешливые девчонки, короткие юбчонки

Я – скоморох Ванька

По всему свету гуляю

Все на свете знаю

Пришел к вам позабавиться да повеселиться

Праздник Масленицы встретить!

А у Масленицы герой один –

Круглый и вкусный, а зовут его?

Дети: Блин!

Будем петь и развлекаться

Танцевать и кувыркаться!

Скоморох:  Масленица – самый веселый праздник!

Длится неделю, а ждем Масленицу целый год!

Масленицу широкую открываем – веселье начинаем!

Вед-я: Масленица – веселый народный праздник, который появился очень давно, но так полюбился людям, что его празднуют до сих пор. Масленица продолжается целую неделю – семь дней. Во время масленичной недели празднуют окончание зимы. Люди, уставшие от снега и холода, радуются солнышку, которое начинает греть все больше и больше. Проводам зимы посвящен этот праздник.

Скоморох:  Семь дней продолжается Масленичная неделя. И всю неделю пекутся вкусные блины, ведь они так похожи на солнышко, по которому все соскучились за время зимы.  Вот у нас здесь есть блины – солнышки. Их столько, сколько дней длится Масленичная неделя. Догадались, сколько здесь блинов – солнышек? Тоже семь. Каждый блинок расскажет про свой день и свою забаву вам предложит.
«Первый блин».

В: Начинается празднование в первый день недели – понедельник, его называют «встреча». В этот  делают куклу -  чучело и строят снежные горки.

СКОМОРОХ: Встречайте,  едет Масленица.  (Двое детей на «лошадках»  ввозят чучело Масленицы. Устанавливается в зале). (песня Камаринская)

Ведущая: Давайте поздороваемся с Масленицей!

СКОМОРОХ Наша масленица, ты широкая,

В детский сад к нам пришла

И веселье принесла!

Мы по кругу все пойдём

Дружно спляшем и споём. (хоровод «Веснянка» с детьми старшей группы)

В: В этот день не только встречают Масленицу, а еще в этот день пекут блины.

СКОМОРОХ: А давайте и мы с вами испечем блины. (От каждой группы один ребенок вырезает круг – блин. У кого аккуратнее).

В:  Второй блин – вторник называют «заигрыши». В этот день строят ледяные и снежные крепости для игр.

СКОМОРОХ: Мы тоже не отстанем и поиграем с ребятами. От каждой группы ребенок попадает снежком в корзину – у кого в корзине больше снежков, тот и выиграл.

ВЕДУЩАЯ: Вторник отгуляли, берем следующий блин. А следующий день недели ?

Среда называется «лакомка». В этот день приходят в гости на блины

СКОМОРОХ: Блин действительно похож на солнышко. А вот, если приделать к нему лучики, сходство станет еще большим.

(Детям предлагается сделать «лучи» из полосок бумаги желтого цвета, прикладывая их к кругу – «солнцу», лежащему на ковре).

ВЕДУЩАЯ: Следующий блин – это… четверг.  Четверг -  «разгул», самый веселый день. Возят чучело на колесе, катаются, песни поют.

СКОМОРОХ: Нашептала мне Масленица, что давно песен не слыхала, давайте повеселим ее и споем для нее песню.

Песня «Птичка, птичка».

 СКОМОРОХ: Молодцы. И нам, и солнышку, и Масленице понравилась песня.

Ведущая: Следующий блин – пятница – «вечерки». Теперь уж папа бабушку вечером к себе приглашает, блинами угощает.

СКОМОРОХ: Масленичные блины – просто объеденье!

Со сметаной и с икрой, с маслом и вареньем.

Почитает весь народ Масленицу нашу.

Веселее не найдешь праздника и краше.

- А хотите поиграть в игру «Отгадай – кА»?

- Ну, тогда слушайте (Загадки).

ВЕДУЩАЯ: И осталось у нас два блина. Следующий шестой  блин – суббота «посиделки». Ходят друг к  другу в гости, дарят подарки и окончательно прощаются с зимой.

СКОМОРОХ: Вы тоже приготовили друг для друга маленькие подарочки. Подарите своим друзьям. Да не просто отдайте в руки, а скажите добрые слова. И не забудьте поблагодарить за полученный  подарок. (Вручение подарков).

C:\Users\Дина\Desktop\Моментальный снимок 6 (28.04.2015 16-45).png

Ведущая: А, чтобы зиму прогонять, надо силой обладать.

Сейчас две команды детей силой померяются, и увидим, сможем ли мы зиму прогнать.

Скоморох: Выходите – ка, ребята силой богатырской померяемся!!!

(перетягивание каната)

C:\Users\Дина\Desktop\Моментальный снимок 5 (28.04.2015 16-44).png

Ведущая: Прошла Масленица - кончилось гуляньице!

Прощай, зима, прощай, Масленица!

Приходи к нам, Весна Красная!

 Давайте Масленице скажем до свидания. Ее отвезут на площадь и там с родителями посмотрите, как будут сжигать.

ВЕДУЩАЯ:  И седьмой блин – воскресенье – «Проводы» зимы. А еще его называют прощеным воскресеньем, потому что в этот день все друг у друга прощение просят  за то что совершили, за ошибки, за все то , что могло обидеть человека. Давайте повернемся к соседу и скажем –прости!

Молодцы ребята всю неделю веселились пришла пора Весну встречать, позовем ее громко и радостно.

СКОМОРОХ: Весна – красна, приходи к нас с ясным солнышком, с теплом, с весенним первым ручейком.

ВЕСНА: Я пришла под звон капели,

Успокоила метели,

Надолго с вами я останусь,

И принесу тепло и радость.

А вы любите веселиться и танцевать?

СКОМОРОХ: Тогда танцуйте с Весной и прощайтесь с зимой.

А потом угостим вас вкусными блинами.

C:\Users\Дина\Desktop\Моментальный снимок 4 (28.04.2015 16-43).png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Приобщение детей 5-7 лет к русской народной культуре через знакомство с русскими народными календарными праздниками»

Целью данного проекта является  развитие у детей дошкольного возраста устойчевого интнреса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками....

«Приобщение детей к русской традиционной культуре посредством знакомства с русскими народными календарными праздниками на примере празднования «Осенин»»

Развитие  у детей дошкольного возраста интереса к русской традиционной культуре в процессе ознакомления с праздниками народного календаря.1.Приобщение детей к народным традициям на примере праздн...

Педагогический проект "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками"

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками...

Народные календарные праздники и обряды как средство экологического воспитания детей.

Доклад, в котором представлен цикл занятий "Времена года"....

Музыкальные праздники в детском саду как эффективное средство приобщения детей к народным календарным праздникам и обрядам.

Музыкальные праздники в детском саду как эффективное средство приобщения детей к народным календарным праздникам и обрядам....

Кружковая работа по приобщению к русской народной культуре через знакомство с народными календарными праздниками «Березка»

Кружковая работа «Березка» направлена на ознакомление детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентирована на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей....

Использование народных календарных праздников в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Народные (фольклорные) праздники – это часть духовного наследия народа. И в России, и в других странах основные народные календарные  праздники носили природно-земледельческий характер. Сох...