Развлечение "Путешествие в старину глубокую".
материал (старшая группа) на тему

Демянчук Ольга Алексеевна

Это развлечение явилось итоговым мероприятием работы с детьми в кружке "Ладушки" по приобщению к истокам русской народной культуры. Оно было представлено на методическом объединении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_starinu_glubokuyu_razvlechenie.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Владимирская область. Селивановский район.
Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №15» д.Новлянка.

                 

Развлечение

«Путешествие

в старину

  глубокую».

                                           

                                                   

                                                   Провела: воспитатель

     Демянчук Ольга Алексеевна

                                               

Задачи:
- продолжать воспитывать детей на лучших традициях русской народной культуры;

- закреплять знакомый фольклорный материал;

- расширять знания о народных обычаях, воспитывать интерес к ним;

- создавать детям радостное праздничное настроение при общении со стариной глубокой.

           

На сцене внутреннее убранство русской избы.

В центре, между окон (бутафорских), висит зеркало в обрамлении полотенца- рушника. Под зеркалом стоит большой сундук. Около окна – кровать, на ней красивое стёганое одеяло, его об- рамляет вышитый подзор, в изголовье возвышаются подушки, прикрытые узорной кисеёй. В левом углу стоит печь. Около печи лавки, в углу стол, висит люлька, прикрытая пологом.

Хозяйка (воспитатель) хлопочет у печки, дочь Алёнка вышивает     старший сын  несёт дрова и кладёт их у печки.

Хозяйка: Как за работой время быстро летит! День заметно прибавился! Весна скоро.

Алёна: Федька!

Федя: А!

Алёна: А повторь слово «иду»!

Федя: Зачем!

Алёна: Ну повторь!

Федя: Ну, иду!

Алёна: У тя нос в меду! (смеются)

Федя (чешет затылок): Алёнка, у тебя под ногами грязь!

(показывает под ноги сестре).

Алёна наклоняется и смотрит себе под ноги.

Федя (машет рукой): Не кланяйся, я тебе не князь! (смеются)

Алёна догоняет Федю, он садится на её место, где она вышивала.

Алёна: Это моё место!

Федя: Пресное тебе тесто!

Алёна: Федя, Федя, съел медведя!

Федя: Дразнила, дразнила,  во рту кусок мыла!

Затевается стихийная маленькая драка, сестра догоняет брата, в избе становится шумно.

Хозяйка: Тише! Ишь как расшумелись! Вон и куры во дворе раскудахтались!

Алёна: Маменька, это или к вестям, или к гостям! А вот и они!

(бегут с братом встречать гостей)

Входят дети с песней «Вдоль по улице ребятушки идут». После исполнения встают в одну линию, лицом к хозяевам.

Один из детей: Здравствуйте, хозяева!

Хозяйка: Здравствуйте, ребятки!

Розовые пятки,

Звонкие соловушки,

Умные головушки!

Один из детей: Не мало ли вас, не надобно  нас?

Хозяйка: Надо! Надо! Желанный гость зову не ждёт, а сам идёт.

Проходите гости дорогие! Чем богаты, тем и рады.

Дети проходят и садятся на лавки.

Хозяйка: Вот как хорошо! Будем вместе вечер коротать. И я с вами отдохну. На вас погляжу, вас послушаю, да и сама

кое-что расскажу. Ой, ребята, что я видела!

Дети: Что?

Хозяйка: Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из подворотни лают ворота!

1-й ребёнок: Лошадь ела кашу,

А мужик – овёс.

Лошадь села в сани,

А мужик - повёз!

2-й ребёнок: Стучит-бренчит по улице,

Фома едет на курице,

А Тимошка- на кошке

По кривой дорожке!

3-й ребёнок: Катя, Катя –Катюха

Оседлала петуха.

Петух заржал,

На базар побежал!

Хозяйка: Ну, ребята, вы загнули,

Чуть не до смерти пугнули,

Да и где же это видано,

Да и где же это слыхано?

Дети исполняют песню «Да и где же это видано».

Хозяйка: Ох, уж эти небылицы в лицах

Сидят в теремах- светлицах,

Щёлкают орешки

Да творят посмешки.

Ну и проказницы, ну и забавницы!

Как хорошо мы с вами сидим! Друг на друга глядим. Уютно

в нашей деревенской избе. Хранит тепло русская печка. Вот

так и в давние времена, вечерами, любили сидеть у печки

старики и молодёжь. Старики про своё житьё-бытьё рассказывали, а молодёжь слушала, не перебивала.

Вот и я сегодня приглашаю вас заглянуть в старину глубокую, встретиться с потешками и сказками, с прибаутками

и пословицами, поиграть в народные игры и вспомнить народные традиции. А поможет нам в этом наш проводник.

Вот этот волшебный клубочек мы будем передавать из рук

в руки, как раньше из уста в уста передавался фольклор.

Дети передают клубок под музыку. Как только он попадает в руки хозяйки, музыка останавливается.

Раздаётся детский плач.

Хозяйка: Проснулся наш сыночек,

Пшеничный колосочек,

Лазоревый цветочек,

Сиреневый кусточек.

Ну-ка, ну-ка, ты, не плачь,

Давай укладываться спать.

Спать тебя я положу,

Колыбельную спою.

Колыбельные песни пели матери и няньки, укачивая

младенца в колыбели или на руках. Давайте и мы споём,

сыночка спать уложим.

Дети поют колыбельные:

Баю, баюшки, баю,

Не ложися на краю,

Придёт серенький волчок,

Схватит Ваню за бочок.

Глазки закрывай,

Баю, баю, бай.

и

Баю, бай, баю, бай,

Ты собаченька не лай,

Белолапа не скули,

Мою детку не буди,

Тёмна ноченька не спится,

Моя деточка боится,

Глазки закрывай,

Баю, баю,

Хозяйка: Ну вот, слава богу, уснул. Давайте дальше продолжать.

Клубочек «ходит» по рукам.

Хозяйка: А когда младенец проснётся, его пестуют, играют с ним

ласково поглаживая и приговаривая:

Тяги, тяги, потягушеньки,

На Катю порастушеньки!

Расти, доченька, здоровая,

Как яблонька садовая!

или

Потягушечки, порастушечки!

Поперёк толстушечки,

Руки-хватушечки,

Ноги-бегушечки.

А потом ребёнка ждали новые радости-потешки. Потешки

вы знаете, наверняка мне расскажите.

Хозяйка начинает, а дети продолжают.

Вспоминаются потешки: «Ладушки..», «Сорока, сорока…»,

«Огуречик, огуречик..», «Пошёл котик на торжок..»,

«Травка-муравка..» и другие.

Хозяйка: Время идёт, ребёнок растёт, наступает пора сказок.

Клубочек катится дальше, указывая нам путь.

Звучит музыка, клубочек передаётся из рук в руки и возвращается к ведущей.

Хозяйка: Как много сказок придумано в народе! В одних совершается волшебство, в других рассказывается о животных, которые ссорятся и мирятся, а все они учат уму-разуму. Вспомните сказки и отвечайте без подсказки.

- Жил-был зайчик-побегайчик

В домике своём.

Но пришла лисичка

И выгнала его.

Кто отгадал загадку

Ответьте громко вслух

Названье этой сказки…

«Лиса, заяц и петух».

-Красна-девица грустна

Ей не нравится весна.

Ей на солнышке тяжко,

Слёзы льёт бедняжка.

«Снегурочка».

-В тёмном лесе на опушке,

Жили дружно все в избушке!

Маму дети поджидали,

В домик волка не пускали.

Эта сказка для ребят…

«Волк и семеро козлят»

-До чего ж хитра лиса!

Это прямо чудеса.

Мужичка перехитрила,

С возу рыбу утащила,

Обманула волка,

Тоже очень ловко!

«Волк и лиса»

Хозяйка: Дети, а какие русские народные сказки вы ещё знаете?

Дети вспоминают названия сказок.

Хозяйка: Сказочная викторина закончена, а наш клубочек пока-

тился дальше.

Клубочек «ходит по рукам».

Хозяйка: И в старину и сегодня все дети любили играть. А игры

были разные, для каждого времени года свои, у каждого

праздника-особые.

Засиделся народ. Выходи играть, ловкость да умение

казать.

Дети играют в народные игры «Горшки» и «Плетень».

Хозяйка: Сяду рядышком на лавке,

Вместе с вами посижу,

Загадаю вам загадки,

Кто смышлёный погляжу.

А отгадки на загадки в моей горнице находятся.

- Что из угла в угол не переставишь?

Что из избы не вытащишь? (печь)

- Сама не ест, а всех кормит? (ложка)

-В небо дыра, в землю дыра, а посередине огонь да вода.

(самовар)

- На стене висит, болтается, за него всяк хватается?

(рушник)

- Чернец-молодец, по колено в долоте? (чугунок)

- Ни свет, ни заря пошёл согнувшись со двора.

(коромысло)

-Чёрная, на длинной ручке, с загнутым носом, всегда

мешает угли в печи. (кочерга)

- Не бык, а бодает.

Не ест, а еду хватает.

Что схватит – отдаёт,

Сам в угол идёт. (ухват)

Хозяйка: Подрастали дети, становились помощниками своим родителям. С детства они знали, что труд человека кормит,

а лень портит.

Русским народом много сложено пословиц о трудолюбии. В них отразился народный ум, опыт, мудрость. Да-

вайте их вспомним. Я буду начинать, а вы продолжайте:

-Долог день до вечера, коли делать нечего;

-Умелые руки не знают скуки;

-Терпенье и труд всё перетрут;

-Дело мастера боится;

-Маленькое дело лучше большого безделья;

-Без дела жить- только небо коптить;

-Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Молодцы, ребятки!

Ну а, кто трудился от души – веселись теперь, пляши!

В старые времена был такой обычай у русских людей:

как заканчивали полевые работы, собирали урожай,

хлеб в закрома засыпали, устраивали по вечерам посиделки. Время проводили за любимым рукоделием. Девушки

пряли, вышивали, а парни посуду из глины лепили, из дерева ложки да плошки вытачивали. Весело было на посиделках! То песню затянут, то шуткой перебросятся.

Дети поют и инсценируют русскую народную песню «Вот те

гребень» и мальчики поют частушки «Новлянские ребята».

Хозяйка: Парни на посиделках за девушками наблюдали, себе невесту выбирали: «Какова пряха, такова на ней рубаха».

Ведь с осеннего праздника Покрова начинались весёлые

и шумные свадьбы.

«Мы бояре к вам пришли».

Хозяйка: А невесты все богатые были. Для себя сами приданое

готовили. Хранили его в сундуках дубовых. Там и скатерти расшитые и полотенца тканые, рубахи, да сарафаны, да платки расписные.

Танец с Павловскими платками.

Хозяйка: Станем, девицы, рядком

Да частушки пропоём.

Да и вы, молодцы, вставайте

От подружек не отстаньте.

Девочки в сопровождении народных инструментов исполняют

частушки.

В избу входит отец, с мешком за спиной.

Отец: Слышу, слышу, весело у вас в избе. Меня, наверное, и не

ждёте.

Хозяйка: Ой, дети, вот и отец с ярмарки вернулся!

Алёнушка с Федей бегут к отцу.

Отец: Вся семья вместе, так и душа на месте! Да тут гостей полная изба! Я на ярмарку ходил, ни кого не позабыл, всем

подарки привёз.

Ставит на середину избы большой мешок с подарками.

Отец: Матушке – платочек! (матушка получает платок с большими кистями, накидывает его на плечи)

Доченьке – серёжки, сыну большому – книжку.

Дети: А маленькому Ванечке?

Отец: Медовый пряничек и на зиму валеночек. Ну, а гостям –

баранки к чаю. Да что-то самовару не видать.

Хозяйка: Аннушка, сходи-ка по воду!

Аннушка берёт коромысло с вёдрами.

Посылали молодицу

Под горушку  по водицу,

А водица далеко

А ведёрко велико.

Инсценировка песни «Аннушка». Вода  заливается в самовар.

Хозяйка: А вот и каравай в печи поспел. 

(достаёт из печи каравай)

Давайте чай пить.

Мы приглашаем и вас, дорогие гости, отведать нашего

угощения.

Дорогих гостей встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим,

Поклоняясь, отведать просим.

Воспитатель в роли отца: Любим мы гостей встречать,

Сладким чаем угощать.

Славится везде недаром

Русский чай из самовара.

Крепкий чая аромат

Восхищает всех подряд!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭССЕ на тему "ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ"

мои  рассуждения  по  поводу.......

Предания старины глубокой.

1.Вход Сказителя, беседа с ним.2.Стихи о богатырях.3.Составление кратких рассказов о богатырях.4.Физминутка "Дубок".5.Слушание отрезков из музыкальных произведений.6.Игра "Собери богатыря в дорогу и з...

Презинтация годовой работы по патриотическому воспитанию "Русь - преданья старины глубокой"

Презинтация годовой работы по патриотическому воспитанию "Русь - преданья старины глубокой"Цель:  Познакомить детей с образом жизни людей древней  Руси , с их обрядами; с орудиями труда, исп...

Предания старины глубокой

Занятие в подготовительной группе по истории Отчизны на примере Отечественной Войны 1812 года...

Презентация "Бабушкин сундук - дыханье старины глубокой"

Данная презентация знакомит детей старшего дошкольного возраста со старинными вещами, которыми пользовались наши бабушки....

к конкурсу «ПРЕДАНЬЕ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ» номинация "Святки"

Представлена презентация из 2 частей с детскими работами и описаниями Рождественских традиций, обычаев. примет.Материал создан совместно с воспитателем по ФЭМП Андрияненковой А.В....

Презентация (часть первая и часть вторая) к конкурсу "Преданье старины глубокой" - номинация "Святки""

Материалы презентации подготовлены совместно с педагогом Гореликовой Т.В. содержат детские работы по теме "Рождество встречаем, песнями, колядками славим...", Рождественские обычаи, традиции, приметы....