КОНСПЕКТ ФИЗКУЛЬТУРНОГО СЮЖЕТНО – ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕННИЙ ЛЕС»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Курганова Ирина Адольфовна

КОНСПЕКТ ФИЗКУЛЬТУРНОГО СЮЖЕТНО – ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ

С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕННИЙ ЛЕС»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_kurganova.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ № 275

КОНСПЕКТ ФИЗКУЛЬТУРНОГО СЮЖЕТНО – ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ

С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕННИЙ ЛЕС»

                                                                                                                                                                                        ВЫПОЛНИЛА:

                                                                                                                                                                                        ВОСПИТАТЕЛЬ

                                                                                                                                                                                        КУРГАНОВА ИРИНА АДОЛЬФОВНА

НИЖНИЙ НОВГОРОД

2013г.

АННОТАЦИЯ: Занятие направлено на формирование и коррекцию осанки детей, в нем подобраны упражнения для сенсомоторного и психо-эмоционального развития ребенка. Занятие проводит педагог, прошедший подготовку в Центре здоровьесберегающих технологий.

ЦЕЛЬ: Сенсомоторное развитие, осуществление сенсорной стимуляции и формирование сенсомоторных координаций.

ЗАДАЧИ:

  1. Заинтересовать детей и через воображаемые образы направлять их на выполнение движений.
  2. Укреплять мышечный  корсет у детей, формировать правильную осанку.
  3. развивать ловкость и координацию движений
  4. Формировать чувство равновесия.

ОСНАЩЕНИЕ:

  • Мешочки – «шишки» по количеству детей – вес 100гр.
  • Куб (30х30х30) 4 шт.
  • Гимнастическая скамейка (2 шт.)
  • Мячи резиновые по количеству детей d- 20 см
  • Обручи по количеству детей
  • Атласная лента 3 м
  • Две корзины

Упражнения

Дидактический материал

Методика проведения

Методические указания,

комментарии

Ребята, послушайте загадку:

 «Если на деревьях  листья пожелтели,

Если в край далекий

Птицы улетели,

Если небо хмурится,

Если дождик льется,

 Это время года

Как зовется? (Осень)

Ребята, а вы хотите отправиться в лес и посмотреть, что там происходит  осенью?

Воспитатель приглашает детей сесть в круг. Дети садятся свободно, произвольно, кому как удобно.

1.

И.П.-лежа на спине, руки ладонями на живот.

Дети произвольно выполняют брюшное дыхание

Ребята, посмотрите на небо: «Дождик брызгать начинает, нам, конечно, помешает, надо тучи разгонять, всем на спинку лечь, дышать, будем воздух набирать и животик надувать, дальше дуть мы начинаем, этим тучи прогоняем».

Вот и солнышко выглянуло, можно отправляться в осенний лес. Дорога нас ждет дальняя, давайте приготовимся к походу.

Дети остаются также в кругу, но уже принимают заданное и.п. и выполняют задания.

Дышит каждый ребенок произвольно.

В положении  лежа, пятки и носки вместе. Сделать глубокий вдох так, чтобы почувствовать руками движение брюшной стенки, т.е. надуть живот, затем сделать медленный выдох.

2.

И.П. – сед на пятках, подогнув носки

1) растирание ладоней (5-10 сек)

2) Растереть щеки разогреем

 (5 сек)

3) Растереть лоб

(5 сек)

4) Растереть волосистую часть головы (5 сек)

5)Растереть уши

(5 сек)

Разогреем руки. Сложить ладони, пальцы вверх, локти опущены. Растереть ладони, двигая их одну вверх, другую вниз.

Разогреем щеки круговыми движениями ладоней.

Продольными движениями ладоней (поочередно правой, левой) растереть лоб.

Подушечками пальцев рук  растереть волосистую часть головы от лба к затылку

Указательными и большими пальцами  рук медленно растираем круговыми движениями ушные раковины.

Дети остаются также в кругу, но садятся на пятки, подогнув носки.

Сначала дети растирают ладони.

Ладони плотно прижаты друг к другу так, чтобы, растирая их, почувствовать тепло.

Затем щеки. Ладони плотно прижать к щекам. Круговыми движениями, наружу, растереть щеки.

Ладонь движется по лбу  от одного виска к другому и обратно.

Мягкими движениями подушечками пальцев растереть волосистую часть головы, раздвигая волосы.

Указательными и большими пальцами рук растираются ушные раковины круговыми медленными движениями, выполняя массаж дети воздействуют на биологически активные точки. Растирание биологически активных зон способствуют тонизированию работы всех систем организма. (Систематическая  стимуляция этих зон оказывает положительное влияние на развитие органов чувств  и двигательной системы).

3.

Ходьба

- на полной стопе

- ходьба на носках, руки в стороны

-ходьба на пятках, руки за голову

Ходьба в быстром темпе шаги небольшие.

Отправляемся в путь

По колючим хвойным иголкам мы на носках пойдем.

«Руки  в стороны держать, веселей прошу шагать»

А по грязи мы на пятках пойдем.

«Так на пятки мы встаем, друг за другом мы идем. Руки все за головой, Спину всем держать прямой».

Построение в колонну. Дети выполняют ходьбу по кругу  за направляющим. Круг должен быть как можно  шире, чтобы дети не мешали друг другу.

Ходьба  дает умеренное    и постепенное  разогревание организма, усиление функционирования    сердечно – сосудистой и дыхательной систем.  

Ходьба выполняется легко и непринужденно, обратить внимание на координированную   работу рук и ног.  

Ходьба на высоких полупальцах, колени прямые, смотреть прямо. Руки ладонями точно вниз точно в стороны, шаги небольшие.

Выполняя ходьбу на пятках, носки сильнее взять на себя. Обратить внимание на положение туловища, таз не отставлять. Руки в замок за голову. Локти развести в стороны. Смотреть прямо.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

4.

Подвижная игра «Деревья»

Вот мы и пришли в лес. Посмотрите, какой он красивый! Сколько разных деревьев. Здесь и стройные березки и могучие дубы.

Давайте поиграем в игру «Деревья». Мы с вами в лесу. В лесу растут высокие ели, могучие дубы, плакучие березы, маленькие стройные елочки.

Ребята! Сейчас я вам раздам шишки, которые пригодятся нам в лесу. У всех есть шишки? Прекрасно! Давайте пойдем дальше по лесу и найдем большую поляну, на которой можно играть, отдохнуть

Дети двигаются по залу, поочередно по сигналу воспитателя принимают образ разных деревьев: дуб, береза, елочка, ель. Взрослый помогает, давая подсказки.

Дети продолжают ходьбу по залу в колонне за направляющим, воспитатель по ходу раздает мешочки в форме шишек, с вложенной в них стопой листов бумаги (примерно 100гр.)

Проанализировать и повторить с детьми позы, отображающие те или иные деревья.

Упражнения с предметами на голове включаются в комплекс для укрепления мышц спины, плечевого пояса, брюшного пресса, шеи, ног.

5.

Ходьба:

- с пяточки (шишки на голове), руки в стороны

- преодоление куба (мешочек – шишка на голове)

  1. шаг на куб, правую руку согнуть, ладонь ко лбу.
  2. приставить ногу
  3. Шаг с куба на пол, руки вниз
  4. Шаг вперед

Давайте положим наши шишки на голову и понесем, чтобы он не цеплялся за ветки деревьев.

Вот прошли мы по тропиночке и сразу же появились на пути препятствия – пенечки.

    «В лес пришли и сразу кочки,      попадаются пенечки»  

Вот мы встанем на пенек, приставим другую ногу, а руку приложим ко лбу, да внимательно посмотрим вокруг.

Делая шаг на куб, голову вниз не опускаем. Иначе шишка упадет. Ребята, проверьте, никто из вас не потерял шишку? Молодцы! Вот вы какие ловкие!

Дети кладут мешочек шишку на голову и вместе с ним продолжают ходьбу.

Дети выполняют ходьбу с преодолением куба, «шишка» также на голове.

По периметру зала расставляются 4 куба.

Воспитатель обязательно объясняет и показывае5т детям правильное выполнение упражнения.

Дети кладут мешочек «шишку» на голову, руки в стороны и выполняют ходьбу. Спина прямая, смотреть прямо. Подбородок слегка приподнят. Дети должны стараться шагать мягко, спокойно, так, чтобы мешочек не упал. А это возможно только при хорошем сохранении равновесия.

(Для сохранения равновесия, удерживания мешочка на голове ,в работу включаются разные группы мышц, а это ведет к укреплению мышечного корсета и формированию  правильной осанки. Стимулируется работа вестибулярного аппарата, зрительного анализатора. Развивается ловкость, чувство равновесия.

6.

И.П. – стойка ноги врозь. Мешочек с песком зажат между коленей, руки вниз. Толчком двумя ногами дети перепрыгивают через веревку с продвижением вперед.

Только закончились пенечки, как путь перекрыло нам бревнышко. Бревнышко не простое, перебраться через него мы сможем, выполняя прыжки вперед – назад, да еще при этом надо продвигаться вперед, а мешочек нужно зажать между колен.

Воспитатель должен показать правильное выполнение задания. Для того, чтобы детям было легче передвигаться вперед, надо сделать разметку. Ориентируясь на нее, детям будет не трудно выполнять прыжки. Метки можно выполнить цветной изолентой в виде крестиков.

Мешочек с песком зажать точно между внутренних поверхностей коленных чашечек, стопы параллельны друг другу. Выполнять прыжки с точным продвижением вперед толчком двумя ногами.

Выполнение упражнения способствует активизации работы вестибулярного аппарата, формируется пространственная ориентация. Развивается ловкость (удержание мешочка и выполнение прыжков), выносливость (напряжение группы мышц, удерживающих мешочек во время прыжков), дыхательная и сердечно – сосудистая система.

7.

Ходьба по гимнастической скамейке

Впереди виднеется замечательная полянка, на которой мы немного отдохнем. Нам только нужно пройти по мостику через речку.

Вот мы и на полянке теперь можно отдохнуть и поиграть. Но вся поляна усыпана еловыми шишками. Если мы начнем бегать и прыгать, то  можем травмироваться. Давайте соберем все шишки в корзину. Попробуйте собрать их пальцами ног! Это не только  забавно, но и полезно!

Воспитатель расставляет две гимнастические скамейки с расстоянием между ними 1 метр. Собирает у детей шишки в корзину. Дети поточным методом друг за другом идут по одной скамейке правым боком, по другой – левым.

Воспитатель разбрасывает по залу небольшие еловые шишки.

Небольшая опора требует от детей определенных усилий  для сохранения равновесия. У детей улучшается координация, через стопу происходит активизация всех систем  организма, включается  пространственный, вестибулярный аппарат и зрительные факторы.

8.

Игра «Кто больше соберет шишек»

(2-3 мин.)

Упражнения для профилактики плоскостопия.

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ     УПРАЖНЕНИЯ

9.

И.П. – стойка, руки вниз.

  1. Плечи поднять вверх;
  2. Плечи отвести назад;
  3. Плечи опустить вниз;
  4. Расслабиться.

Ребята, мы так увлеклись кочками да пенечками, что совсем забыли про нашу осанку. Хотите быть стройными и красивыми?  Давайте вспомним, как надо стоять и повторим наше упражнение для красивой и здоровой спины.

Дети встают по всему залу лицом к  воспитателю на расстоянии вытянутых рук и вместе с воспитателем делают упражнения.

 В стойке при выполнении данного упражнения втянуть ягодицы. Ноги прямые , колени не сгибать, смотреть прямо. Вдох и выдох с закрытым ртом, дышать животом.

10.

И.П. – стойка, предплечья подняты вперед-вверх параллельно полу.

1) – хлопок, пауза;

2) – два хлопка, пауза;

1-2-3- три хлопка, пауза;

1-2-3-4 - 4 хлопка, пауза;

1- 2-3-4-5 – 5 хлопков в ладоши.

Давайте, ребята, похлопаем  громко в ладоши и, одновременно будем считать вслух. Молодцы! Достаточно, а то можем испугать лесных жителей.

Воспитатель должен добиться точного выполнения задания. Если с первого раза не все сразу получилось. Надо выполнить еще раз , следует добиваться правильного выполнения.

Хлопки выполняются быстро. Дети должны выполнить заданное количество хлопков и успеть проговорить это же количество вслух. Упражнение развивает координацию движений. Воспитывает чувство ритма у детей.

11.

И.П, - стойка  ноги врозь, руки  к плечам.

1) встать на полупальцы, руки вверх.

2) И.П.

3) – наклон вперед, руки вверх

4) И.П.

5) наклон  вниз, руками коснуться пола

6)И,П,

7)полуприсед, руки вперед

8) И.П.

В лесу ходить трудно. То надо ветки отодвинуть, то приходиться наклоняться. Чтобы уставать как можно меньше. Надо размять наши спины. Поставим ноги врозь, согнули руки к плечам. Все ребята встали на носки. Потянулись за руками. Вернулись в И.П. Наклонились  вперед и потянулись за руками. Вернулись  в И.П. Наклонились вперед и потянулись за руками. Снова вернулись в И. П. Делаем  наклон вниз, стараясь руками коснуться пола. Выпрямиться. А теперь приседаем, руки вперед.

Вот как мы постарались. Все мы умеем делать!

Воспитатель объясняет и одновременно разучивает упражнение с детьми. Сначала можно несколько раз выполнить упражнение в медленном темпе, а затем выполнить в быстром. Воспитатель словесно напоминает упражнение и выполняет его вместе с детьми.

Встать на носки. Потянуться  за руками, посмотреть на кончики пальцев рук. Колени не сгибать. Втянуть ягодицы. Наклон вперед выполняем  с прямой спиной. Наклон вниз, как можно ниже, колени не сгибать. Постараться руками коснуться пола. Полуприсед выполнять с прямой спиной, руки точно вперед.

 При подъеме  на носки происходит перемещение туловища в пространстве, уменьшается площадь опоры. Для сохранения равновесия включаются различные мышечные группы.  Тем самым тренируется вестибулярный аппарат. При смене положения рук включается в работу зрительный анализатор. Зрительный контроль тела включается при каждом целенаправленном движении в пространстве, таким образом, формируется зрительная координация.

 Наклоны укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, улучшают подвижность позвоночного столба.

12.

И.П. основная стойка, руки в стороны, полуприсед

1)выпрямиться, мах правой ногой вперед- вверх, хлопок руками над головой;

2) И.П.

3)то же левой н6огой

4)И.П.

Давайте еще покажем, как  мы умеем делать махи ногами. Встали прямо, ноги вместе, руки в стороны и немного присели. Выпрямляемся и делаем мах правой ногой вперед, поднимаем руки вверх и делаем хлопок над головой. Ногу опускаем и снова немного приседаем. А теперь выполняем мах другой ногой. Отлично, вы были похожи на птенцов, которые очень хотели взлететь, но пока у них ничего не получается.

Воспитатель показывает, как правильно выполняется это упражнение и одновременно объясняет. Дети выполняют упражнение вместе с воспитателем.

 Мах выполняем прямой ногой, носок и колени вытянуты. Во время маха опорная нога тоже вытянута. Руки точно вверх, хлопок точно над головой.

Упражнение формирует вестибулярно - моторную координацию. Развивает чувство и систему равновесия, укрепляет мышечный корсет.

13.

И.П.- стойка, руки на поясе.

1-3 три прыжка на двух ногах

4- сильный толчок  двумя ногами. Высокий прыжок вверх.

Взмах руками вперед-вверх.

Застоялись мы на месте. Давайте- ка,  попрыгаем, друзья. Потом немного поиграем на этой полянке

Прыжки развивают выносливость, укрепляют дыхательную и сердечно – сосудистую системы. При выполнении прыжка тренируется равновесие. Формируется способность ориентироваться в пространстве. Развивается зрительно – двигательная координация.

                                                                                              ОСНОВНАЯ        ЧАСТЬ

14.

Игра  «Мяч не теряй!»

Воспитатель предлагает детям поиграть с мячом. Дети разбегаются в разные стороны и свободно играют с мячами. На слова: «Мяч не теряй, вверх поднимай!», все останавливаются и показывают свои мячи, подняв их вверх. (3-4 раза)

«Какие красивые и прыгучие у нас мячи? Хотите поиграть с ними?»

(с обручами, шишками)

Первая игра с мячами. Она называется «Мяч, не теряй!»

Воспитатель объясняет правила игры, затем дети начинают играть.

15.

Игра с обручами: «Найди свой домик»

Звучит легкая музыка, веселая музыка, дети бегают, прыгают, кружатся . Как только начинает звучать  медленная мелодия, дети бегут к своему домику, встают в обруч. Тот, кто не успел занять место в обруче, выходит из игры.

Теперь поиграем с обручами. Игра называется «Найди свой домик»

На одной стороне зала на полу раскладываются обручи (на 1 меньше, чем детей).

Желательно проводить игру под музыкальное сопровождение.

Музыкальное сопровождение способствует развитию слуха и моторной координации.

16.

Игра с метанием «Соберем все шишки» (метание мешочков в горизонтальную цель)

«Ребята, кто из вас самый меткий? Сейчас мы это проверим!»

Мешочек-шишку положить на ладонь правой (левой руки). Движением снизу-вперед- вверх выполняют бросок  «шишки»  в центр обруча.

 Начертить на полу линию старта, на расстоянии 3-4 м  от этой линии положить на пол три гимнастических обруча.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ   ЧАСТЬ

17.

Игра малой подвижности «Чей голосок?

«(Имя ребенка) ты сейчас в лесу, мы зовем тебя: «Ау!». Ну-ка глазки открывай, поскорей узнай, кто тебя зовет?»

Играющие становятся в круг, один из играющих становится в середине и закрывает глаза. Воспитатель указывает на того, кто  будет петь или говорить: «Ау!». Стоящий в центре с закрытыми глазами должен угадать, кто пел. Узнанный ребенок идет в середину. Если водящий не угадывает, он продолжает водить.

18.

Упражнения на релаксацию.

И.П. – лежа на полу в удобной для каждого ребенка позе, закрытые глаза.

«Хорошо мы с вами, ребята, поиграли и позанимались. Пора и отдохнуть. Давайте ляжем на спину и послушаем музыку осеннего леса.

Дети лежат на полу в удобной позе по всему залу с закрытыми глазами и слушают спокойную музыку, выполняют брюшное дыхание.

Релаксация. Отдыхая, дети выполняют спокойное, ровное брюшное дыхание. Происходит активизация парасимпатического тонуса за счет брюшного дыхания. В положении лежа отсутствует нагрузка на позвоночник. Мышечный корсет находится в расслабленном состоянии. Состояние релаксации помогает всем системам организма вернуться к обычному ритму работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. «Оздоровительно – коррекционная работа с детьми в период их подготовки к школе», Молостова Ф.И., Молодцова В.М., Лебедев Ю.А., Силкин Ю.Р., Филиппова Л.В., Нижний Новгород, Москва, 2001г.;
  2. Подвижные игры для дошкольников из серии «Растим здоровыми», Москва, 2008г.;
  3. «Физическое воспитание как средство сенсомоторного развития дошкольников» Шилкова И.К., Большев А.С., Лебедев Ю.А., Силкин Ю.Р., Филиппова Л.В., Нижний Новгород, Москва, 2001г.;
  4. Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ, Моргунова О.Н., Воронеж , 2005 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Осенние посиделки"

Исходя из опыта работы в дошкольном учреждении, нужно подчеркнуть, что обучение счет с помощью мультимедийных игр-презентаций должно осуществляться не только на занятиях, но также в кружковой и индиви...

Конспект совместной игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Страну Фантазеров» (игры с правилами)

Организация совместной игровой деятельности с детьми подготовительной группы (игры с правилами)...

Сюжетно- игровое занятие для детей старшего дошкольного возраста " В царстве снежной королевы"

Сюжетно-  игровое занятие для детей старшего дошкольного возраста " В царстве снежной королевы"...

План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую сказку»

План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую  сказку»Цель: Способствовать гармоничному развитию и пси...

Конспект музыкального занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Осенняя песня» П. И. Чайковского

https://youtu.be/Asva3B4Avzw Конспект музыкального занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Осенняя песня» П. И. ЧайковскогоФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ:Квест- играСмолина Н.В. ...