Проект "Удивительные насекомые"
проект (старшая группа) на тему

Бодунова Екатерина Николаевна

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств и стал проект «Удивительные насекомые», который разработан и осуществлен с учетом реализуемой в детском саду программой «От рождения до школы» под редакцией Н.В. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_udivitelnye_nasekomye.docx26.59 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

Название проекта   Удивительные насекомые__

Продолжительность проекта

01.06.2015г. – 28. 08.2015г.

Тип проекта

Познавательно-исследовательский

Участники проекта

Дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.

Возраст детей

От 5 до 6 лет

Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект

Проект можно начать с вопросов о том, нужны ли насекомые нам и природе? Почему дети уничтожают насекомых? Знают ли дети, какие насекомые живут рядом с нами? Знают ли дети, как насекомые зимуют? Приносят ли они пользу или вред? Где можно взять информацию по теме?

Итогом беседы, её логическим завершением станет возникновение проблемной ситуации: у детей отсутствуют знания о насекомых луга.

Обсуждая эту проблему, следует подвести детей к тому, что прежде чем планировать конкретные действия, сначала следует больше узнать о насекомых живущих на лугу.

Актуальность

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Большую роль в экологическом воспитании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.

Экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения неэффективен без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов и рассветов.К сожалению, можно часто увидеть, как ребенок пытается топтать жука, оторвать крылья бабочке, разрушить гнезда, муравейники, бессмысленно уничтожить живые существа – именно поэтому, задача взрослых – воспитать устойчивое негативное отношение к таким действиям.В нашем детском саду создана система экологического воспитания дошкольников, которая основана на интеграции экологического воспитания во все виды деятельности и ориентирована на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств и стал проект «Удивительные насекомые», который разработан и осуществлен с учетом реализуемой в детском саду программой «От рождения до школы» под редакцией Н.В. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Цель проекта

Формирование у детей представлений о жизни насекомых.

Задачи проекта

Расширение и систематизация знаний детей о насекомых: бабочках, муравьях, пчёлах, жуках, местах их обитания, характерных особенностях; развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы; сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности; обогатить личностный опыт детей по взаимодействию с природой; развивать интерес к окружающему миру; расширять кругозор; сформировать элементарные исследовательские умения у детей; развивать творческое воображение и мышление; развивать навыки продуктивной деятельности; развивать коммуникативные навыки.

 Итоговое мероприятие проекта

КВН «Знатоки насекомых»

Продукт проекта

Творческие работы воспитанников.

Ожидаемые результаты по проекту

У детей сформируется  представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе ; обогатится личностный опыт детей по взаимодействию с природой; повысится интерес к окружающему миру; расширится  кругозор; повысится творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки; разовьются навыки продуктивной деятельности.

Содержание проекта

Этапы реализации проекта

Действия педагогов

Действия детей

Действия родителей

Подготовительный этап

Подбор материала, метод. литературы, информации по теме

Участие в тематических беседах, наблюдениях, рассматривание иллюстраций по теме

Участие в предполагаемых формах работы по проекту

Организационный этап

Составление плана проекта, определение  сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта.

Разработка  положений смотров, конкурсов, конспектов занятий, сценария итогового мероприятия.

Активное участие в формах работы по теме

Проведение круглых столов с родителями консультаций по теме проекта, участие в мероприятиях, выполнение индивидуальных поручений.

Формирующий этап  

Организация различных форм детской деятельности. Проведение конкурсов и смотров в рамках проекта.

Активное участие в формах работы по теме.

Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставок  совместных работ, фото выставок и фотоколлажей по теме проекта.  

Итоговый этап

Проведение итогового мероприятия (КВН). Награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами. Анализ результатов проектной деятельности. Обобщение опыта.

Совместная работа при подготовки итогового мероприятия. Участие в итоговых мероприятиях.

Участие в итоговых мероприятиях.

Перспективный план работы по проекту

«Удивительные насекомые»

Подготовительный этап.

Содержание работы

Срок

Ответственные

  1. Познакомиться с содержанием и методикой организации проектной деятельности, определить цели и задачи проекта.
  2. Составить план работы.
  3. Консультация для родителей «На природу с ребенком», «Расскажите о насекомых», знакомство  с планом проекта

Июнь

 (1 нед)

воспитатель

Исследовательский этап.

  1. Насекомые в мире литературы. Поместить различные «Умные книжки о насекомых» – вызывать желание узнавать что-то новое о насекомых.
  2. Чтение художественной литературы : Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»; В.Сутеев «Под грибом», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», басня Крылова «Стрекоза и муравей» и др.
  3. Разучивание считалок, потешек, стихов про насекомых.
  4. П/игра «Ловишки-муравьишки».

Июнь

 (2 нед)

воспитатель

  1. Беседы с детьми: «Кто такие насекомые?», «Где дом у насекомых?», «Кто, как, где спит?», «Кто живёт в подземном царстве?», «Бывают ли насекомые детёнышами?», «Насекомые в природе нашего края" и др.
  2. На прогулке наблюдать за разнообразием насекомых на участке, их характерными особенностями.
  3. Пополнить дидактическими играми «Угости насекомое», «На лугу», «Собери цветок», «Узнай чьё крылошко».
  4. Пальчиковая гимнастика «Насекомые», «Пчела и жук», «С кем дружит цветок».
  5. Лепка «Божьи коровки, жучки и паучки», «Гусеница-красавица».
  6. Организовать конкурс декоративно-прикладного творчества «В мире насекомых»
  7. Подвижные игры «Медведь и пчелы», «Пчелы и цветы»

Июнь

 (3-4 нед)

воспитатель

  1. Просмотр и обсуждение мультфильмов: «Муха-Цокотуха», «Стрекоза и муравей», «Пчелка Майя», «Дюймовочка» и т. д.
  2. Разгадывание загадок про насекомых.
  3. Рассматривание иллюстраций к книгам и картинок про насекомых.
  4. Организовать выставку рисунков «Насекомые малышки – наши меньшие братишки».
  5. Игры с рисованием «Дорисуй насекомое по образцу», «Раскрась насекомое».
  6. Изготовление макета «Царство насекомых».
  7. Пальчиковая гимнастика «Стрекоза», «Пчела».
  8. Дыхательная гимнастика «Комарик», «Жук».
  9. Подвижные игры «Медведь и пчелы», «Пчелы и цветы», «Жуки», «Пчелки».

Июль

 1 нед-2 нед

воспитатель

  1. Организовать прогулку по территории детского сада, понаблюдать за разнообразием насекомых.
    Рассмотреть части тела через лупу, характерные особенности, закрепить названия насекомых.
  2. Беседа с детьми на тему «Какую пользу или вред приносят насекомые»
  3. Артикуляционная гимнастика «Хоботок», «Шмель», «Комарик кусает».
  4. Рисунки на асфальте «Насекомые».
  5. Пальчиковая гимнастика «Муравей», «Труженица пчела».
  6. Подвижные игры «Пчелки и ласточка», «Жуки».

Июль

 3 нед

воспитатель

  1. Коллективная работа - изготовление коллажа «Бабочки на лугу».
  2. Составление описательных рассказов о насекомых, используя схемы.
  3. Беседа на тему «Опасные насекомые».
  4. Конструирование из бросового материала «Бабочки», «Стрекозы», «Божьи коровки».
  5. Муз. подвижная игра «Песенка стрекозы».

Июль

 4 нед

воспитатель

  1. Организовать фотовыставку «Отдыхаем не вредя».
  2. Задания на количественный счет насекомых.
  3. Д/игра «Закончи предложение»  (употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе)        .
  4. Игровая ситуация «Познакомь лису с насекомыми» (умение классифицировать насекомых не путать с животными и птицами).
  5. Подвижные игры «Бабочки, лягушки и цапли».

        

Август

1 нед

воспитатель

  1. Сюжетно ролевая игра «Приключение в лесу».
  2. Составление вместе с детьми кроссворда про насекомых.
  3. Игра «Подбери признак» (Бабочка какая? Муравей какой?..)
  4. Дыхательная гимнастика «Жук», «Пчелка».
  5. Пальчиковая гимнастика «Светлячок-червячок», «Божья коровка».
  6. Прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», П. Чайковского «Вальс цветов»;  Майкапар «Мотылёк», «Вальс»; Д.Жученко «Две гусеницы разговаривают»

Август

 2 нед

воспитатель

  1. Инсценировка песни В.Иванникова «Пчёл детей учила мать».
  2. Инсценировка басни «Стрекоза и муравей».
  3. Игра «Интервью про насекомых» (формирование навыков диалогической речи).
  4. Рассматривание иллюстраций из «Красной книги».
  5. Артикуляционная гимнастика «Пчела», «Кузнечик», «Бабочка летает вокруг своего цветка».
  6. Конструирование из природного материала «Пчела и ее друзья».

Август

 3 нед

воспитатель

Заключительный этап

  1. Инсценировка сказки «Муха-цокотуха».
  2. Разучивание песен: Ю.Жетенеевой «Божие коровки»; И.Кушниковой «Как прекрасен мир»; Е.Гомоновой «Доброта».
  3. М/п игра «На лугу», «Бабочки».
  4. Рисование на асфальте «Бабочка-красавица».
  5. КВН с привлечением родителей «Знатоки насекомых».
  6. Оформление портфолио проекта.

Август

 4 нед

воспитатель

         

 Список литературы:

1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6–7 лет. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002.

2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

3. Веракса Н.Е. Работа над проектами в детском саду//Современное дошкольное образование.– 2008.– № 5

4. Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию" – современная технология экологического образования дошкольников//Дошкольная педагогика.–2006.–№ 3

5. Плешаков А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. – М.: Просвещение, 2008

6. Рыжова Н. О программах экологического образования дошкольников//Дошкольное образование.–2004.–№ 11

7. Рыжова Н. Экологические сказки: Для работы с детьми предшкольного возраста//Дошкольное образование.–2008.– (Библиотечка "Первого сентября").

8. Рыжова Н. Блок "Я и природа" ("Дом под крышей голубой")//Дошкольное воспитание.–2004.–№ 11; № 12.– (Работаем по программе "Наш дом – природа").

9. Экологические проекты с детьми – реальность и сказка на одном пространстве//Дошкольное образование.–2004.–№ 12

10. Экологические игры Натальи Рыжовой//Дошкольное образование.–2008.–№ 19. № 23; 2009.–№ 5; № 8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ БАЛ НАСЕКОМЫХ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦАРСТВУ НАСЕКОМЫХ С ПЧЕЛОЙ МАЙЕЙ"

Целью презентации проекта было обобщение знаний о насекомых, где с помощью перевоплощения дошкольники продемонстрировали свои знания о пользе и значении живого существа в природе. Также был представле...

Конспект занятия для детей средней группы «Насекомые нужны, насекомые важны».

Расширять представление детей о разнообразии насекомых, выделяя их отличительные признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища, усиков)....

Экологический проект "Не обижайте насекомых" из цикла "Насекомые - лесные лекари"

Формирование представлений о животном мире, в том числе и насекомых, падает на первые семь лет жизни ребенка. Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка. Набл...

Каких насекомых можно встретить осенью? С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пережить зиму и опять встретить солнышко. Сентябрь, пожалу

Каких насекомых можно встретить осенью?С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пере...

НОД с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»

НОД  с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»Задачи:• Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобща...