"Пушкинский бал"
материал (подготовительная группа) на тему

Киселева Анастасия Павловна

Литературный вечер для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pushkinskiy_bal.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий литературного вечера для детей подготовительной группы

«Наш Пушкин»

Цель: создание социальной ситуации обогащения познавательного и эмоционального опыта по теме и идее сказок А.С. Пушкина.

Задачи: совершенствовать умения художественно-речевой деятельности детей; обеспечивать возможность проявления детьми самостоятельности и творчества в театрализованной деятельности; воспитывать ценностное отношение к искусству.

Оборудование и ТСО: атрибуты и декорации к сказкам; фонограммы

Предварительная работа: знакомство и заучивание сказок А. Пушкина; коллективное конструирование по вступлению к поэме «Руслан и Людмила»; образно-игровые этюды под музыку; выставка детских работ «Герои сказок А.С. Пушкина».


А. Пушкин. Из поэмы "РУСЛАН И ЛЮДМИЛА" 
Звучит музыка: «Полонез» из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин».

Занавес открывается, на сцене расположились все действующие лица, они как живая картина. На заднем плане - большой дуб, под которым лежит мальчик. Это сказочник. Музыка стихает, он поднимается, оглядывается, выходит немного вперед и говорит. 
Сказочник: 
У Лукоморья дуб зеленый; 
Златая цепь на дубе том. 
Действующие лица оживают, перемещаются, иллюстрируя звучащие стихи. 
И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом; 
Идет направо - песнь заводит,

 Налево - сказку говорит
Музыка. Вперед выходит леший и замирает.

Сказочник:

Там чудеса: там леший бродит. 
Меняет свое место русалка.

Русалка на ветвях сидит. 
Музыка громче. Затем идет текст, во время которого стелется дорожка со следами и меняет свое место избушка. 
Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей; 

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей. 
Музыка. Пока звучит текст, витязи делают круг по сцене и замирают. 
Там лес и дол видений полны; 
Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

 И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской. 
На музыке с текстом идет бой королевича и царя. 
Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя. 
Музыка. Во время звучания текста через сцену под потолком пролетают картонные колдун и богатырь. 
Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несет богатыря. 
Музыка. Перемещаются царевна и волк. 
В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит. 
Музыка. Ступа меняет свое место. 
Там ступа с Бабою Ягой

Идет, бредет сама собой. 
Музыка, Кащей с сундучком выходит на передний план и садится на пол, открывает сундучок, перебирает драгоценности. 
Там царь Кащей над златом чахнет.

Музыка звучит легко и раздольно.

Там русский дух... там Русью пахнет! 
Музыка затихает, но еще слышна. Мальчик, который до этого на все смотрел со стороны, выходит вперед. 
Сказочник. 
И там я был, и мед я пил; 
У моря видел дуб зеленый; 
Под ним сидел, и кот ученый

Свои мне сказки говорил. 
Занавес закрывается. Музыка звучит громко, все герои Лукоморья под музыку раскланиваются и плавно, не спеша, прощаются со зрителем, уходят со сцены. Остается только один сказочник. Музыка стихает. 
Сказочник. 
Одну я помню: сказку эту

Поведаю теперь я свету... 
Звучит музыка (Н. Римский-Корсаков «Море»), появляются волны-дети, танцуют танец моря. Начинается "Сказка о Золотой рыбке". 

Сказка о рыбаке и рыбке 

Действующие лица: Золотая рыбка. Старуха. Старик. Море. Стража. Ведущая. 
Звучит музыка моря. На сцене появляется группа детей в костюмах морских волн. Они исполняют танец "Море и золотая рыбка". Занавес медленно открывается. На сцене, с левой стороны, старая изба. Возле избы лежит старое корыто, стоит скамейка, рыбацкие сети висят на заборе. Море и рыбка заканчивают танец, располагаются в правой стороне сцены. Ведущая находится за кулисами. "Море" (4 или б человек) находится все время на сцене. 
Ведущая. 
Жил старик со своею старухой 
У самого синего моря.

Музыка. Выходят старик и старуха, подходят к своей избе. Старуха садится прясть пряжу, а старик подходит к забору и снимает рыбацкие сети. Музыка стихает. 
Старик (перебрасывает сеть через плечо).

Старик ловил неводом рыбу.

Старуха (работая).

Старуха пряла свою пряжу. 
Старик перекинул через плечо сеть и идет к морю. Далее все действие происходит при открытом занавесе. Под музыку и "слова моря" старик переходит с одной стороны на другую. От своего дома -  к морю и обратно. 

Ведущая. Пошел старик к синему морю. 
Море. Пошел старик к синему морю. 
Старик.
В первый раз закинул невод. 
Море. Пришел невод с одною тиной. 
Старик.
Он в другой раз закинул невод. 
Море.
Пришел невод с травою морскою. 
Старик.
В третий раз закинул он невод. 
Море. 
Пришел невод с одною рыбкой, С непростою рыбкой, - золотою. 
Музыка звучит громко. Танец рыбки, запутавшейся в сетях. 
Рыбка. 
Отпусти ты, старче, меня в море! 
Дорогой за себя дам откуп: 
Откуплюсь, чем только пожелаешь.
 

Старик (удивился, а потом ласково). 
Бог с тобою, золотая рыбка! 
Твоего мне откупа не надо; 
Ступай себе в синее море, 
Гуляй там себе на просторе.

 Ведущая. Воротился старик ко старухе.

Музыка. Рыбка уплывает, а старик идет к старухе. 
Старик (старухе). 
Я сегодня поймал было рыбку,

Золотую рыбку, не простую; 
По-нашему говорила рыбка,

Домой в море синее просилась,

Дорогою ценою откупалась. 
Не посмел я взять с нее выкуп; 
Так пустил ее в синее море.

Старуха. Дурачина ты, простофиля! 
Не умел ты взять выкупа с рыбки! 
Хоть бы взял с нее избу и корыто, 
Наше-то совсем раскололось. 
Музыка. Старик безропотно пошел к морю. 
Ведущая.
Вот пошел старик к синему морю...

Море. Видит - море слегка разыгралось. 

Старик (кличет). Золотая рыбка! Рыбка! 
Море эхом повторяет: рыб-ка-а! 

Появляется рыбка. Рыбка. Чего тебе надобно, старче? 

С т а р и к (с поклоном). 
Смилуйся, государыня рыбка, 
Разбранила меня моя старуха, 
Не дает, старику, мне покою: 
Надобны ей новая изба и корыто; 
Наше-то совсем раскололось.
 
Рыбка.
Не печалься, ступай себе с богом. 
Будут вам новая изба и корыто
Музыка. Рыбка уплывает, старик идет к старухе. Пока он идет, происходит быстрая смена декорации- уже другой дом и новое корыто. 
Ведущая.
Воротился старик ко старухе.

Старуха (не дав старику слова промолвить, накинулась).  

Дурачина ты, прямой простофиля!

Выпросил, простофиля, избу и корыто!

Воротись, поклонися рыбке:

Не хочу быть черной крестьянкой,

Хочу быть столбовою дворянкой. 
Старик опять безропотно пошел к морю. 
Ведущая.
Пошел старик к синему морю. 

Море. Не спокойно синее море.

Старик (кличет). Золотая рыбка! Рыбка! 
Море эхом повторяет за ним:
Рыбка! 
Рыбка (появляется среди волн). Чего тебе надобно, старче? 
Старик (с поклоном). 
Смилуйся, государыня рыбка!

 Пуще прежнего старуха бранится,

Не дает, старику, мне покою: 
Уж не хочет быть она крестьянкой,

Хочет быть столбовою дворянкой. 
Рыбка. Не печалься, ступай себе с богом. 
Ведущая.
Воротился старик ко старухе. 
Музыка. Старик печально бредет домой. Видит дворянский терем и старуху, разодетую как дворянка. 
Старик. 
Здравствуй, барыня сударыня дворянка!

Чай, теперь твоя душенька довольна. 
Старуха (не отвечая ему). 
Воротись, поклонися рыбке: 
Не хочу быть столбовою дворянкой,

 А хочу быть вольною царицей! 
Старик (испуганно). 
Что ты, баба, белены объелась?

Ни ступить, ни молвить не умеешь!

Насмешишь ты целое царство. 
Старуха (гневно). 
Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,

Со мною", дворянкой столбовою?

Ступай к морю, говорят тебе честью; 
Не пойдешь, поведут поневоле. 
Музыка. Старик плетется к морю. 
Ведущая.
Старичок отправился к морю.

Море. Почернело синее море. 

Старик (кличет). Золотая рыбка! Рыбка! 
Море эхом повторяет: Рыбка! 

Рыбка (появляется среди волн). Чего тебе надобно, старче? 
Старик (с поклоном). 
Смилуйся, государыня рыбка! 
Опять моя старуха бунтует: 
Уж не хочет быть она дворянкой, 
Хочет быть вольною царицей.

Рыбка. 
Не печалься, ступай себе с богом! 
Добро! будет старуха царицей! 
Музыка, постоял старичок, поплелся домой. Подходит к дому и видит царские палаты, старуха - царица, а рядом с ней слуги. 
Старик (испуганно). 
Здравствуй, грозная царица!

Ну, теперь твоя душенька довольна. 
К старику подбежали слуги, заставили его стать перед царицей на колени. 
Старуха. 
Воротись, поклонися рыбке.

Не хочу быть вольною царицей,

Хочу быть владычицей морскою,

Чтобы жить мне в Окияне-море,

Чтоб служила мне рыбка золотая

И была б у меня на посылках. 
Старик, молча, на коленях отполз и пошел к морю. 
Ведущая.
Вот идет старик к синему морю.

Море. Видит, на море черная буря.

Ведущая. Так и вздулись сердитые волны.

Море. Так и ходят, так воем и воют. 

Старик (кличет). 
Золотая рыбка! Рыб-ка! 
Море эхом повторяет: рыб-ка! 
Рыбка. Чего тебе надобно, старче? 
Старик (с поклоном). 
Смилуйся, государыня рыбка!

Что мне делать с проклятою бабой?

Уж не хочет быть она царицей,

Хочет быть владычицей морскою; 
Чтобы жить ей в Окияне-море, 
Чтобы ты сама ей служила 
И была бы у ней на посылках.

Ведущая. Ничего не сказала рыбка.

Море. И ушла в глубокое море.

Старик. 
Долго ждал я у моря ответа, 

Не дождался, к старухе воротился. 
Старик идет к своему дому, а там все как прежде. 
Старик. 
Глядь: наша старая землянка; 
На пороге сидит моя старуха, 
А пред нею разбитое корыто.

Море (эхом). А перед нею разбитое корыто. 
Музыка моря. "Волны-море" выходят на середину сцены, танцуют. Занавес закрывается. На авансцене море, рыбка, выходят старик со старухой, кланяются. 

Музыка. 

Ведущая. 
Есть имена, как солнце!

Имена - как музыка!

Как яблоня в расцвете!

Я говорю о Пушкине: поэте, 
Действительном в любые времена! 
Музыка.

Двое детей подходят к портрету Пушкина и кладут цветы. 
Вместе. Пока в России Пушкин длится,

Метелям не задуть свечу!

Общий поклон, все покидают сцену.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранний возраст. Методическое объединение для воспитателей Пушкинского района СПб.

В помощь воспитателям групп раннего возраста: 1. Особенности периода раннего детства (материалы для презентации) 2. Правила общения с ребенком для взрослых (памятка) 3. Организация режимных моменто...

Развлечение «Сказочная Пушкинская страна»

Продолжать знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина; в игровой форме повторить и закрепить у детей знания о содержании сказок А.С.Пушкина; развивать речь, образное мышление, память; воспитывать лю...

Организация адаптационного периода (из опыта работы ГДОУ № 23 Пушкинского района Санкт-Петербурга)

Статья "Организация адаптационного периода (из опыта работы ГДОУ № 23 Пушкинского района Санкт-Петербурга)" опубликована в сборнике "Традиции и инновации в специальном образовании": материалы XIV...

"Принципы построения предметно-пространственной развивающей среды в детском саду" (на материале ГДОУ № 23 Пушкинского района)

Статья опубликована в сборнике "Процессы модернизации и ценности культуры" : Материалы XVIII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Процессы модернизации и ценности культуры»...

"Что за прелесть эти сказки" - пушкинская викторина

Это викторина знакомит детей с творчеством А.С.Пушкина, расширяет их кругозор....

Вечер развлечений в подготовительной группе "Пушкинские сказки"

Целью вечера развлечений является: закрепление знаний детей о сказках А.С.Пушкина, рРазвитие у детей творческие способностей, умения создавать выразительные образы героев сказок, используя различные и...

Творческий проект "Пушкинское слово"

Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо учить детей понимать и любить произведения литературы, живописи, музыки, научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют и...