Сценарий мероприятия "Игрушка старины"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Звягина Любовь Сергеевна

Цели и задачи проекта:

  • воспитывать духовно – нравственные качества через любовь к  культуре своих предков;
  • привить детям любовь и бережное отношение к игрушке;
  • познакомить с историей игрушки и обычаями старины;
  • вспомнить об очень старых игрушках и рассказать о них детям;
  • вовлечь в творческую работу по изготовлению игрушек детей и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_narodnaya_igrushka.docx33.17 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад «Берёзка» с. Каликино

Добровского района

Сценарий мероприятия

  «ИГРУШКА СТАРИНЫ»

(В ХОДЕ ПРОЕКТА «НАРОДНАЯ ИГРУШКА»

СТАРШАЯ ГРУППА

                                                         

                                                           Воспитатель Звягина Любовь Сергеевна

                                                     

                                                      Март 2016г.

Цели и задачи:

  • воспитывать духовно – нравственные качества через любовь к  культуре своих предков;
  • привить детям любовь и бережное отношение к игрушке;
  • познакомить с историей игрушки и обычаями старины;
  • вспомнить об очень старых игрушках и рассказать о них детям;
  • вовлечь в творческую работу по изготовлению игрушек детей и родителей

Оборудование:

  • куклы русские народные, изготовленные родителями,
  • картинки,
  • матрёшки,
  • предметы старины,
  • материал для изготовления кукол

Ход праздника

Сцена оформлена в стиле русской избы

(рушники, предметы старины, куклы изготовленные своими руками)

Ведущая:   Добрый вечер, дорогие  гости. Мы начинаем наше  итоговое мероприятие проекта «Народная игрушка» -  «Игрушка старины».

Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.

Выходит бабушка в русском костюме, с пирогом на подносе.

Дети заходят в русских костюмах, ухватившись за руку  друг за другом цепочкой  под  хороводную музыку «Хоровод с бабушкой»

Хоровод «Хоровод с бабушкой»

Дети:

В гости к доброй бабушке

Мы пришли, мы пришли.

Хоровод у домика

Завели, завели.

Бабушка:

Очень, детки, весело

Стало мне, стало мне.

Радуюсь сегодня я

Детворе, детворе.

Дети:

Расскажи нам, бабушка,

Как ждала, как ждала.

Что гостям ты, бабушка,

Припасла, припасла?

Бабушка:

Я для милых деточек

Свой пирог принесу.

С праздником поздравить вас

Всех хочу, всех хочу.

Дети:

Угощает бабушка

Всех ребят, всех ребят.

Пирога попробовать

Все хотят, все хотят.

Бабушка:

Вы веселье, детки, мне

Принесли, принесли

Всем гостям я кланяюсь

До земли, до земли.

(Бабушка ставит пирог на стол.

Дети садятся на скамейки)

Ведущая:   Поскольку вечер посвящен игрушкам  и обычаям  того далёкого времени, то мы не можем не вспомнить о старшем  поколении. Поэтому  хотелось бы  сделать нашу встречу  теплой, задушевной, оставить суету и неразбериху наших дней, вспомнить что-то забытое, оглянуться и вернуться назад, в старину. 

 Жива та память старины                                            Кузьмина Камила

 От поколенья старшего

 Важны обряды и слова

 Из прошлого из нашего.

 

Как когда-то в век старинный,                               Вислоушкина Анастасия

В те далекие года,

Проводились посиделки

Нужно помнить их всегда

Ведущая: А вот об обычаях и костюме нашего села  мы попросим рассказать нашу гостью  Директора дома культуры Валентину Сергеевну

      (Выступление директора дома культуры Валентины Сергеевны )

Ведущая:   Так все вместе в старину работали и веселились. Сообща, с шутками и  прибаутками делали в старину трудные дела.

(Девочки  встают полукругом)

                                                            Песня «Маков Цвет»

1)Пойду, молода,

Уж мне горе не беда,

Уж мне море по колено,

Я девчонка молода.

       И маков цвет,

       И не маков цвет,

       Алы щёки, румяна,

       Поглядите на меня!

2)Ой, стук-стукоток,

Милый взял за локоток,

Я по кругу поплыла,

Всех подруг обогнала.

       И маков цвет,

       И не маков цвет,

      Алы щёки, румяна,

       Поглядите на меня!

И маков цвет,

И не маков цвет,

Алы щёки, румяна,

Поглядите на меня!

3)Не пудрилась я,

Не румянилась я,

Я на речку босичком,

Умывалась родничком.

        И маков цвет,

        И не маков цвет,

        Алы щёки, румяна,

       Поглядите на меня!

4)И пол проломлю,

Потолок проломлю,

На доске остануся-

С милым не расстануся.

       И маков цвет,

       И не маков цвет,

       Алы щёки, румяна,

        Поглядите на меня!

И маков цвет,

И не маков цвет,

Алы щёки, румяна,

Поглядите на меня!

     Алы щёки, румяна,

     Поглядите на меня!

Ведущая:  Очень интересно и весело проходило свободное от работы время у детей и взрослых. Они водили хороводы, мастерили, играли в игры. Вот сейчас я то же предлагаю поиграть всем в одну старинную игру «Жмурки»

(взрослые и дети встают в круг)

 

Игра «ЖМУРКИ»

Колокольчик – бубенцы

Раззвонились  удальцы

Дили – дили – дили – дон

Отгадайте, что за звон

(Дети и взрослые идут по кругу. У одного человека завязаны глаза, он пытается поймать второго человека,  звонящего в бубен. Круг может сужаться)

 Ведущая: Главными  музыкальными  инструментом в старину были ложки, трещотки, будочки, ну а когда появилась гармонь  - этот музыкальный инструмент стал самым любимым для мужчин и женщин.

                                      Танец «Гармонист Тимошка»

Солнце яркое встаёт!                                           Вислоушкина А.
Спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары:
Продаются самовары,
Продаются санки,
И конфеты, и баранки.
Покупают люди сушки,
И на дивную игрушку
Смотрят долго, не спеша:
До чего же хороша!

Ведущий. Разные бывают на свете игрушки. И очень большие, и совсем маленькие, из дерева и ткани,  глины, да соломы.  У каждой игрушки есть имя.  А есть игрушки, носящие одно и тоже имя Матрёшка. Матрёшка самая знаменитая русская игрушка. Ей уже больше 100 лет. Придумал её художник Сергей Малютин. Он увидел в Японии пустотелую куклу из дерева, в которую вкладывались маленькие куколки. Но эта кукла была с сердитым лицом старика-японца. А Сергей Малютин переодел куклу, нарисовал улыбающееся лицо, с голубыми круглыми глазками, с румяным лицом. Одел её в пёстрый платочек и русский сарафан. А назвал куклу – Матрёшкой – это старинное русское имя.

Много очень таких кукол. Они живут в больших и маленьких городах, селах. Эта игрушка особенная. Она легко разбирается.  Матрёшку знают во всем мире. Это русский сувенир. Сейчас Матрёшка символ России. Её очень любят разные народы, покупают и дарят знакомым и друзьям.  

- Я игрушка не простая, у меня есть свой секрет.                     Кузьмина К.

У меня семья большая, вся со мною. Видишь? Нет?

Куклы спрятались внутри, если хочешь, посмотри!

(6 девочек выходят танцевать)

Мы, матрёшки, мы подружки,                                      Кузьмина К.
Утром рано мы встаём
Вшестером поём частушки,
И танцуем вшестером.
Никогда мы не скучаем:
Шесть у нас платочков есть.
Чашек шесть у нас для чая,
И салфеток тоже шесть.
И кроваток нам не нужно,
Потому что в час ночной
Спим мы все одна в другой.

Танец «Русские матрёшечки»

Ведущая: Как только на земле появились дети, появились куклы. У каждого народа они свои, сделанные из  разного материала, овеянные разными обычаями. У нас в России, они были не просто детскими игрушками, а талисманами – оберегами, хранящими своего хозяина.

Ведущий: Ребята,   а во что же в старину играли малыши, которым нужны были погремушки. Делались игрушки – погремушки так:

 - Дедушка из бересты плел кубик, клал в него сухой горох или камушки. Иногда такую погремушку закрепляли на палочку. В ручку ребенку вложат, он и гремит, побрякивает, радуется.

 - Кур режут, горлышко (зоб) оставляют. Сушат, трут в золе. Оно делается тоненьким, очищается. Потом его надувают, бросают внутрь горох, завязывают. Погремушка готова! Горлышко у кур маленькое, погремушка получается как раз по кулачку ребенка.

   Ведущая: Давным-давно в одном селе жила баба, которая захотела позабавить своих детей и вырезала им из дерева “Ауку” – спеленатого младенца. Ребятишки поиграли с “Аукой” и забросили ее на печь. Однажды муж бабы стал собираться на ярмарку. Взял он “Ауку” и думает: покажу купцам, которые торгуют фигурками. Повез её. Купцу понравилось. Он купил куклу и заказал ещё несколько штук. Так появились в крестьянском быту деревянные игрушки: кони, зайцы, медведи, птицы. Иногда, игрушки делали “с движением”: плясуны, пильщики, кузнецы и др.

                    Показать альбом и куклу Кузнецовой Марии Петровны

Ведущая: Я хочу вас познакомить  с  нашей землячкой из соседнего села Волчье – Кузнецовой Марией Петровной, которая делает вот таких кукол. Её куклы можно увидеть во многих городах России. Ими любуются жители Липецка, Москвы, Воронежа, Сургута.   Мария Петровна изготавливала куклы  по высоте человеческого роста.  А наряд у куклы  соблюдает традиции волченского народа.        

                                                     Музыка плясовая

                                                     Игра «РАСТЯПА»

Раз, два, три – «Растяпа»  ты

(По кругу стоят по 1 человеку, остальные пляшут в кругу. С окончанием музыки стараются занять любое место за стоящим человеком, кому места не достаётся, тот Растяпа. Произносится фраза и игра снова начинается.)

Ведущая:У славян игрушки всегда имели глубокий смысл. Особенно – разного рода куклы. Кукла оберегала, “хранила” ребенка, дом, род. Это куклы “берегини”, “пеленашки”, “лихоманки”, “обереги” (показать куклы). Считалось, когда дети много и усердно играли в куклы, в семье были прибыль и достаток, если же небрежно обращались с игрушками – быть в доме беде. Верили, что игрушка охраняет сон детей (до сих пор дети укладываются спать с любимой игрушкой). Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась ещё и символом продолжения рода.

(Вынести столы с подготовленным  рабочим  материалом, поставить перед скамейками, пригласить родителей сесть на скамейки, а дети стоят перед столами)

            МАСТЕР  КЛАСС   - ИЗГОТОВЛЕНИЕ  КУКЛЫ СТАРИНЫ

 - Пошаговый показ и изготовление тряпичной куклы»

Ведущая: Ребята, придумайте с мамами имя для своей куклы. Назовите свои куклы старинным  женским  именем (Дуняша, Матрена, Маняша, Фёкла, Пелагея…)    

                           (Родители убирают  всё с рабочего стола.

                                      Дети берут изготовленных кукол,

 становятся полукругом  для исполнения песни)

Песня «Кукляндия»

1.Немало разных кукол есть на свете,
Немало разных кукол есть на свете,
Глаза их удивления полны.
И верим мы, что куклы тоже дети,
И верим мы, что куклы тоже дети,
Но только дети сказочной страны.
Припев:

Кукляндия,  кукляндия- волшебная страна,
Пусть вы о ней не знаете, но всё же есть она.
Там кукольные лестницы, дома и города,
Туда пускают маленьких, а взрослых никогда.

2. Мы в детстве симпатичным куклам нашим,
Мы в детстве симпатичным куклам нашим,
Придумываем сами имена.
Играем вместе с куклами и пляшем,
Играем вместе с куклами и пляшем,
И в небо смотрим вместе из окна.
Припев.
3.Грустить умеют куклы и смеяться,
Грустить умеют куклы и смеяться,
И даже слово"мама" говорить.
Ролями можно с ними поменяться,
Ролями можно с ними поменяться,
Чтоб точно также радость всем дарить.
Припев (2 раза).

Ведущая: Ребята, поставьте своих кукол на нашу выставку.

                (Дети занимают места на скамейках, а родители за столами)

Ведущая: сегодня я с радостью хочу отметить вас, уважаемые  родители, кто принял активное участие в нашем проекте, в оформлении выставки «Игрушка своими руками». Большое всем спасибо.

Награждение грамотами участвующих семей

Вручение грамот за выставку

Ведущая: так же сегодня хочется  отметить родителей, которые приняли участие в областном конкурсе по изготовлению Романовской игрушки «Моя семья». Всего приняли участие 4 семьи только нашей группы из детского сада. Конкурс проходил в нашем муниципальном районе. Родители с детьми в ходе мастер – класса вылепливали глиняную игрушку вместе с ребёнком и по итогам в области наши семьи награждены областными  грамотами за участие: семья Шаховой Алёны, семья Гриценко Софии, семья Звягина Ивана. А семья Васильченко Дмитрия заняла 2 место в области была отмечена почётной грамотой и ценным подарком. Поздравляем вас.

                                        Вручение областных грамот

Ведущая: Повеселились очень дружно,

Подкрепиться теперь нужно –

- За столы скорей садитесь,

Сладким чаем угоститесь!

                                                       Песня  «Самовар»

В дом заходите, всех приглашаем.

Вот уж стоит на столе самовар.

Ярко на солнце боками сверкая,

Весело пускает колечками пар.

Припев: Самовар кипит, самовар поет,

В нем вода бурлит, разговор ведет.

До чего ж хорош наш душистый чай!

Веселей смотри, да гостей встречай!

Чашки и блюдца ждут не дождутся:

Вкусного чая налейте скорей!

С медом, вареньем, с плюшкой, печеньем -

Вот как у нас принимают гостей!

Припев.

Ведущая: За столы всех приглашаем

Русским чаем угощаем!

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям!

                               Музыка    Русские народные песни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Старину мы помним, старину мы чтим

мероприятие в форме игры КВН...

КОНСПЕКТ НОД «социализация», «здоровье» «Старину мы любим старину мы чтим» в подготовительной группе

Цель. Развитие физических качеств детей, через русские народные подвижные игры ЗадачиНародные игры способствуют развитию физических и умственных способностей, освоению нравственных норм, правил п...

Сценарий интегрированного старинного праздника «Сороки» средняя групп

Воспитание любви и уважительного отношения к Русским национальным традициям и обрядам. Познакомить детей с Русским старинным праздником «Сороки», который отмечается 22 марта. Вспомнить и назвать перел...

Конспект досуга в старшей группе совместно с родителями «Старина, старина, до чего ж ты хороша!»

Цель: приобщать детей к русской национальной культуре на основе использования фольклора. Задачи: пробудить интерес к истории и культуре России; способствовать развитию познавательной активности и люб...

Сценарий досуга для старших дошкольников "Старинные профессии"

Профессия – основное занятие человека, его трудовая деятельность. Большинство профессий волей-неволей исчезают из жизни современного общества, они оказываются ненужными из-за развития науки...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Интерьер и предметный мир старинного дома-избы» (экскурсия в музей на свежем воздухе «Комната старины»)

Цель: Познакомить детей с традициями внутреннего обустройства и убранства дома-избы, с народным этикетом приёма гостей. Приобщать к истокам русской народной культуры, через малые формы фольклора. ...