интегрированное занятие на тему "экспериментирование"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Мозгот Юлия Юрьевна

Цель занятия:  привлечь внимание детей, родителей и воспитателей к такому виду деятельности как экспериментирование.

Задачи

Образовательные:

   1. Познакомить детей с  свойствами воздуха;

   2. Познакомить детей с  свойствами различных жидкостей и магнитов;

   3. Учить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;

   4. Учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения;

Коррекционно-развивающие:

1.    Развивать и корректировать внимание, мышление и память.

2.    Развивать общую и мелкую моторику.

3.    Формировать правильный речевой выдох.

4.     Развивать и корректировать пространственно-временные  представления.

5.    Развивать навык самостоятельного связного высказывания на основе умозаключений.

6.    Учить детей контролировать гнев с помощью одной из дыхательных техник.

Воспитательные:

1.    Воспитывать интерес к самостоятельной деятельности;

2.     Развивать  групповую сплоченность и положительное эмоциональное отношение участников  друг к другу.

3.    Дать детям почувствовать радость открытий;

4.    Учить детей преодолевать стеснение, помогает выявить симпатии, испытывать радостные эмоции.

Здоровьесберегающие:

      1. Планировать объем образовательного материала с учетом психофозиологических особенностей детей.

      2. Способствовать созданию благоприятного климата.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг

«РАСКРЫТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

ПЕДАГОГА И СПЛОЧЕНИЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЕКТИВА»

Составлено педагогом-психологом

первой квалификационной категории

Мозгот Ю.Ю.

Введение

Потребность в индивидуальности педагога особенно остро стоит в современном обществе, т.к от того насколько педагог может проявить себя, реализоваться в профессии зависит его психологическое самочувствие и  результативность труда. Поэтому в общеобразовательных   учреждениях необходимо создавать благоприятные психологические условия, в которых он мог бы реализовать свою личность. А благоприятный психологический климат зависит прежде всего от уровня сплоченности педагогического коллектива.

Сплоченность коллектива – это понятие, раскрывающее особенности межличностных отношений в коллективе, единство ценностных ориентаций, единство целей и мотивов деятельности в пределах совместной деятельности. Товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют хороший социально-психологический климат.

Фактор, воздействующий на социально-психологический климат коллектива, обусловлен индивидуальными и психологическими особенностями каждого из его членов. Сквозь призму личностных особенностей человека преломляются все влияния на него как производственного, так и непроизводственного характера. Поэтому для формирования того или и социально-психологического климата коллектива имеют значение не столько психологические качества членов, сколько эффект их сочетания.

Общая цель: достичь хороших межличностных отношений (специфики формальных и неформальных организационных связей в коллективе и соотношение между ними), демократического уровня в коллективе, оптимального уровня психологической совместимости коллектива, раскрытие внутреннего творческого потенциала педагога.

Задачи:

  • консолидация группы, формирование в ней эмоционально позитивной атмосферы;
  • раскрытие творческого потенциала педагога;
  • активизация и укрепление доверия педагога к самому себе, к собственным желаниям и потребностям, развитие его индивидуальности, расширение самосознания, поиск эффективного индивидуального стиля педагогической деятельности;
  • повышение уровня самооценки педагога;
  • развитие эмоционального восприятия;
  • развитие у педагогов способности к педагогической рефлексии;
  • развитие средств эффективного общения педагога с коллегами по работе;
  • помочь человеку войти в диссоциированное состояние, чтобы увидеть и осознать свои проблемы как бы со стороны, повысит уверенность в себе

Материалы: ватман , цветные карандаши, бумага формата А4,старые  газеты, мяч, игрушка солнышко, магнитофон, записи звуков природы ( горы).

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. «Правила» (10 мин.):

- ведущий читает правила по одному, объясняет, комментирует, вешает соответствующий лист на магнитную доску (правила висят до конца тренинга),

- на листе, где зафиксированы все правила, ребята ставят свои подписи: «Мы все голосуем за эти правила, значит мы все их соблюдаем» (в любой момент тренинга к этим подписям можно вернуться, чтобы корректировать поведение ребят).

2.Знакомство  (10 мин.):

Цель: Знакомство участников тренинга друг с другом, умение презентовать себя.

Материала: игрушка солнышко

- начиная с ведущего, каждый называет свое имя + прилагательное на первую букву имени (Маша – мирная, Ваня – веселый, и т.д.),

- при этом можно передавать игрушку из рук в руки,

- второй круг: тот, у кого в руках игрушка (передается от игрока соседу справа), называет имена + прилагательные 3 предыдущих игроков,

- остальные могут помогать, подсказывать.

3. Знакомство с картами МАК (упражнения-ледоколы в тренингах)

Каждый вытягивает карту и говорит о своем настроении через карту - в чем настроение похоже на то, что изображено на карте, в чем нет.

4. ГОВОРЯЩИЕ РУКИ

Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.

Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.

Варианты инструкций образующимся парам:

  1. Поздороваться с помощью рук.
  2. Побороться руками.
  3. Помириться руками.
  4. Выразить поддержку с помощью рук.
  5. Пожалеть руками.
  6. Выразить радость.
  7. Пожелать удачи.
  8. Попрощаться руками.

Обсуждение:

  • Что было легко, что сложно?
  • Кому было сложно молча передавать информацию?
  • Кому легко?
  • Уважаемые коллеги как вы думаете, что обозначает слово «сплочение»? Сплочение – это возможность стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо, когда тебя понимает и поддерживает твой коллега, хорошо услышать и помочь, когда необходима эта помощь, как хорошо понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

- Сплочённость – это:

  • совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников коллектива;
  • атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;
  • активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников.

5.   ГУСЕНИЦА

Цель: игра учит доверию.

- Сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту.

    Разминочный

6.    МЫ СТОБОЙ ПОХОЖИ ТЕМ, ЧТО…

Цель: снятие агрессии.

Бросая мяч любому человеку, называем его по имени и говорим: «Мы с тобой похожи тем, что…». (Например: что живем на планете Земля, работаем в одном коллективе и т.д.)

Обсуждение:

  • Какие эмоции испытывали во время упражнения?
  • Что нового узнали о других?
  • Что интересное узнали?

Дыхательное упражнение ПРИЁМНИК

Чем ниже рука, тем выше звук, чем выше – тем тише звук.

6.1Упражнение «Шеренга» (5-10 мин.)

Цель: сплочение коллектива. Упражнение позволяет осознать невербальные средства установления контакта, апробировать их в безопасных условиях группы, проверить свои возможности установления контакта в различных ситуациях, понять, что при установлении контакта не существует универсальных средств и правил, а прежде всего необходимо ориентироваться на человека, с которым взаимодействуешь.

Ход упражнения: участники строятся в шеренгу по : росту; цвету волос; алфавиту имен; размеру ноги; знаку зодиака и т.д.

Инструкция: «Сейчас вам предстоит построиться в шеренгу по цвету глаз, от самых светлых к самым темным. При построении запрещается разговаривать. Итак, начали». На построение дается 2 минуты. Затем предлагается построиться по цвету волос, от самых светлых к самым темным. Условия те же. Последнее задание самое сложное: построиться по росту с закрытыми глазами, не разговаривая.

Вопросы для обсуждения:

  • Что вы сейчас чувствуете?
  • Что вам больше всего понравилось?
  • Трудно ли вам было выполнять упражнение?

7. «Ладошка» (30 мин.):

- на листе А4 обвести свою ладонь, подписать имя на ладони, а на каждом пальце написать свои хорошие качества,

- сесть в круг, по хлопку ведущего все одновременно передают свой лист соседу справа,

- на полученном листе каждый пишет пожелание хозяину этого листа или увиденное в нем хорошее качество,

- ладошки передаются по кругу, пока не вернутся к хозяевам.

Рефлексия (5 мин.):

- Что для вас было труднее – написать про себя или про новых знакомых?

- Нравится ли вам, как дополнили ладошку другие игроки?

- С чем из полученного вы согласны?

- Что стало для вас приятным открытием?

- Свои ладошки с пожеланиями вы оставляете себе – это подарок каждому из нас от группы.

8. Упражнение «Коллажирование на свободную тему» (30–40 мин)

Коллажирование, как и любая визуальная техника, дает возможность раскрыть потенциальные возможности человека, предполагает большую степень свободы, является безболезненным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. Кроме того, при изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у участников художественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешный результат. Коллажирование позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания. Значительно расширить возможности техники коллажирования может ее интеграция с другими арт-технологиями. Примером может служить включение в коллаж рисунков, личных фотографий участников, авторами которых они являются, либо на которых они запечатлены, а также использование коллажа в перфомансе и инсталляции.

На основе данной техники нами были разработана методика «Коллажирование на свободную тему», целью которой является знакомство студентов-психологов со стратегиями социального взаимодействия и повышение их коммуникативной компетентности. В ходе работы они получают возможность осознать особенности своего индивидуального стиля взаимодействия с окружающими людьми, что является значимым для эффективного осуществления ими будущей профессиональной деятельности. Особенностью данной методики является то, что создание коллажей происходит в групповой форме, что позволяет включить участников в совместную деятельность и проследить особенности их социального взаимодействия.

Цель упражнения: развить способность группы приходить к общему мнению, идти на компромисс, уметь договариваться.

Материалы: ватман, простые карандаши, глянцевые журналы, клей, соответствующая работе музыка и фантазия участников.

Ход упражнения

Группа садится во круг стола, им предлагаются ватман, простые карандаши, глянцевые журналы и клей. Группа определяется с тематикой коллажа (природа, животные и т.д.), вместе договариваются кто рисует выбранный рисунок(желательно, чтоб вместе, рисунок должен быть объемным). Участники должны распределить цвета и то место на ватмане, которое они будут заполнять.

Вопросы для обсуждения:

  1. Легко ли было определиться с темой?
  2. Были ли трудности при выборе рисунка?
  3. Возникали ли разногласия в ходе работы? 

Релаксация.              Мудрец из храма 

Психотерапевты часто используют в медитативных техниках архетипические образы древнего старца-мудреца, храма, пламени свечи и тому подобные (см. например, Дж. Рейнуотер, (1992), поскольку они позволяют человеку получить доступ к ресурсам собственного подсознания. В описываемой ниже психотехнике применяются все перечисленные архетипы.

  • Представьте себя стоящем на поляне в летнем лесу. Густая трава подымается до колен, и лепестки цветов касаются ваших ног. Вокруг деревья, их листвой шелестит теплый ветерок. Солнечные лучи создают причудливую мозаику света и тени. До вас доносятся пересвисты птиц, стрекотание кузнечиков, потрескивание веток. Вам приятен аромат трав и цветов. Кудрявые барашки в синеве летнего неба предвещают отличную погоду. Вы пересекаете поляну и углубляетесь в лес. Под вашими ногами узкая тропинка. Она едва заметна в траве. Видно, по ней нечасто ходят. Вы не торопясь идете по лесу и неожиданно видите сквозь кроны деревьев крышу здания необычной архитектуры. Вы направляетесь к этому зданию. Деревья отступают, и вы оказываетесь перед удивительным строением. Это храм. Он стоит далеко от суеты городов и уличной толкотни, от погони за призрачным счастьем. Этот храм – место тишины и спокойствия, место для размышлений и углубления в себя. Несколько широких ступеней ведут к тяжелой дубовой двери. Солнечные лучи играют на позолоте узоров, украшающих дверь. Вы подымаетесь по ступеням и, взявшись за золотую ручку, открываете дверь. Она поддается неожиданно легко и бесшумно. Внутри храма – полусумрак и приятная прохлада. Все звуки остаются снаружи. На стенах старинные росписи. Повсюду полки, на которых множество книг, странных фолиантов, свитков. Напротив двери, через которую вы вошли, – большой дубовый стол, за которым сидит старец в белоснежной одежде. Его добрые и мудрые глаза устремлены на вас. Прямо перед ним в подсвечнике горит свеча. Подойдите поближе к старцу. Это мудрец, знающий все сокровенные тайны мира, события прошлого и будущего. Вы можете спросить его о том, что вас волнует, – и, возможно, вы получите ответ, которого так долго искали... Мудрец указывает вам на свечу. Вглядитесь в это живое пламя, в его волшебную сердцевину. Смотрите на него... Внутри пламени появляется сначала размытый, а теперь все более четкий образ... Переведите взгляд на мудреца. Он держит в руках календарь. На листе календаря четко выделяется дата запомните ее... Время посещения храма заканчивается. Поблагодарите мудреца за то, что встретился с вами... Вы выходите из храма и прикрываете за собой дверь. Здесь, снаружи, по-прежнему солнечный день. Вы спускаетесь по ступеням и снова выходите на лесную тропинку, по которой возвращаетесь к полянке, где началось ваше путешествие. Вы останавливаетесь, в последний раз окидываете взглядом пейзаж вокруг... и вновь переноситесь сюда, в эту комнату...

9. Фотокадр с картами МАК

Каждый вытягивает одну карту и встает в позу, которая изображена. Делается групповой или индивидуальный снимок. Весело и оригинально! 

Притча. Например «История-напутствие» из книги Носсрата Пезешкяна «Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия»

История-напутствие

В одной персидской истории рассказывается о путнике, который с великим трудом брел, казалось, по бесконечной дороге. Он весь был обвешан всякими предметами. Тяжелый мешок с песком висел у него за спиной, туловище обвивал толстый бурдюк с водой, а в руках он нес по камню. Вокруг шеи на старой истрепанной веревке болтался старый мельничный жернов. Ржавые цепи, за которые он волок по пыльной дороге тяжелые гири, обвивались вокруг его ног. На голове, балансируя, он удерживал наполовину гнилую тыкву. Со стонами он продвигался шаг за шагом вперед, звеня цепями, оплакивая свою горькую судьбу и жалуясь на мучительную усталость.

В палящую полуденную жару ему повстречался крестьянин. «О, усталый путник, зачем ты нагрузил себя этими обломками скал?» — спросил он. «Действительно, глупо, — ответил путник, — но я до сих пор их не замечал». Сказав это, он далеко отшвырнул камни и сразу почувствовал облегчение. Вскоре ему повстречался другой крестьянин: «Скажи, усталый путник, зачем ты мучаешься с гнилой тыквой на голове и тащишь за собой на цепи такие тяжелые железные гири?» — поинтересовался он. «Я очень рад, что ты обратил на это мое внимание. Я и не знал, что утруждаю себя этим». Сбросив с себя цепи, он швырнул тыкву в придорожную канаву так, что она развалилась на части. И вновь почувствовал облегчение. Но чем дальше он шел, тем сильнее страдал. Крестьянин, возвращавшийся с поля, с удивлением посмотрел на путника: «О, усталый путник, почему ты несешь за спиной песок в мешке, когда, посмотри, там вдали так много песка. И зачем тебе такой большой бурдюк с водой — можно подумать, что ты задумал пройти всю пустыню Кавир. А ведь рядом с тобой течет чистая река, которая и дальше будет сопровождать тебя в пути!» — «Спасибо, добрый человек, только теперь я заметил, что тащу с собой в пути». С этими словами путник открыл бурдюк, и тухлая вода вылилась на песок. Задумавшись, он стоял и смотрел на заходящее солнце. Последние солнечные лучи послали ему просветление: он вдруг увидел тяжелый мельничный жернов у себя на шее и понял, что из-за него шел сгорбившись. Путник отвязал жернов и швырнул в реку так далеко, как только смог. Свободный от обременявших его тяжестей он продолжал свой путь в вечерней прохладе, надеясь найти постоялый двор.

Теперь многие свои переживания и привычки воспринимает как ненужный груз, балласт. «Мои воспитатели всегда советовали мне: «Будь бережливым!» Их совет преследует меня и по сей день. Как только появляется желание быть бережливым, я делаю столько всего ненужного, что это в конце концов обходится мне гораздо дороже.

Можно притчу «все в твоих руках»

10.Рефлексия «Мне сегодня...»

Каждый участник группы должен завершить фразу: «Мне сегодня...», оправдались ли ваши ожидания?

Подведение итогов занятия



Предварительный просмотр:

ГБОУ Лицей №1571, отделение дошкольного образования «Веснушки»

педагог-психолог  Мозгот Ю.Ю., учитель-логопед Соловьева А.В.

Семинар-практикум для воспитателей

на тему:

«Приемы и игры для работы с агрессивными,

тревожными и гиперактивными детьми».

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме  агрессивности , гиперактивности и тревожности у дошкольников.

Задачи:  познакомить педагогов с понятием «агрессивность», «гиперактивность», «тревожность», группами детей, характеризующихся данными проблемами; раскрыть их психологические особенности; представить  педагогам содержанием  игр, направленных на преодоление агрессивности, гиперактивности, тревожности  у воспитанников; содействовать развитию эмпатийности,  коммуникативных умений у педагогов.

    Все дети разные. Но все они нуждаются в нашей любви, ласке, заботе. И все они достойны этой награды: и тихони, и забияки, и задиры, и шалуны.
Для того чтобы немного облегчить поиск удачных приемов воспитания и обучения, необходимо иметь представление о некоторых категориях детей, с которыми часто бывает трудно ладить. Это – агрессивные , гиперактивные  и тревожные дети.

Что же такое агрессивность?

Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: «Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)».

Портрет агрессивного ребенка:

  • в каждой группе встречается хотя бы один такой ребенок;
    он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки;
  •  намеренно употребляет грубые выражения,
  •  “гроза” всего детского коллектива, источник огорчений воспитателей и родителей;
  • этого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять;
  •  его поведение – это отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события;
    он ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников, но, к сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как сделать лучше  он не знает;
  • ему кажется, что весь мир хочет обидеть именно его;
  • эмоциональный мир недостаточно богат, в палитре его чувств преобладают мрачные тона;
  • очень часто подозрителен и насторожен, любит перекладывать вину за затеянную им ссору на других;
  • часто перенимает формы поведения у родителей.

        Агрессия – это прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным» - неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как сделать лучше – он не знает.

Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых – наказание. В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем». Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других.

Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

Выделяют следующие виды агрессии:

  1. Физическая (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта;
  2. Вербальная – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);
  3. Косвенная – действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т.п.), и действия, характеризующиеся направленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т.п.);
  4. Раздражение (вспыльчивость, грубость);
  5. Негативизм (оппозиционное поведение).

Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:

- стремление привлечь к себе внимание сверстников;

- стремление получить желанный результат;

- стремление быть главным;

- защита и месть;

- желание ущемить достоинство другого, с целью подчеркнуть свое превосходство.

Часто дети проявляют агрессивное поведение (щипают, бьют, обзывают) потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение, и наше общение с ними станет более эффективным и приятным для обеих сторон.

Работа воспитателей с агрессивными детьми должна проводиться в трех направлениях:

1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.

Работа с гневом

Поскольку чувство гнева чаще всего возникает в результате ограничения свободы, то в момент наивысшего «накала страстей» необходимо разрешить ребенку сделать что-то, что, может быть, обычно и не приветствуется нами. Причем тут многое зависит от того, в какой форме – вербальной или физической выражает ребенок свой гнев.

Например, в ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника и обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется «оскорбленному». Если ребенок умеет писать, можно позволить ему подписать рисунок так, как он хочет, если не умеет — сделать подпись под его диктовку. Безусловно, подобная работа должна проводиться один на один с ребенком, вне поля зрения соперника.

Помочь детям доступным способом выразить гнев, а педагогу – беспрепятственно провести занятие может так называемый «Мешочек для криков» (в других случаях - «Стаканчик для криков», «Волшебная труба «Крик» и др.). Перед началом занятия каждый желающий ребенок может подойти к «Мешочку для криков» и как можно громче покричать в него. Таким образом, он «избавляется» от своего крика на время занятия.

Воспитатель, видя, что дети «распетушились» и уже готовы вступить в «бой», может мгновенно отреагировать и организовать, к примеру, спортивные соревнования по бегу, прыжкам, метанию мячей. Причем обидчики могут быть включены в одну команду или находиться в командах-соперницах. Это зависит от ситуации и от глубины конфликта. По завершении соревнований лучше всего провести групповое обсуждение, во время которого каждый ребенок сможет выразить чувства, сопутствующие ему при выполнении задания.

Конечно, проведение соревнований и эстафет не всегда целесообразно. В таком случае можно воспользоваться подручными средствами. Легкие мячики, которые ребенок может швырять в мишень; мягкие подушки, которые разгневанный ребенок может пинать, колотить, резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и по полу; газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить, - все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, если мы научим детей пользоваться ими в экстремальных ситуациях.

Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций

Следующим очень ответственным и не менее важным направлением является обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций. Далеко не всегда агрессивный ребенок признается, что он агрессивен. Более того, в глубине души он уверен в обратном: это все вокруг агрессивны. К сожалению, такие дети не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих.

Как уже отмечалось выше, эмоциональный мир агрессивных детей очень скуден. Они с трудом могут назвать всего лишь несколько основных эмоциональных состояний, а о существовании других (или их оттенков) они даже не предполагают. Нетрудно догадаться, что в этом случае детям сложно распознать свои и чужие эмоции.

Для тренировки навыка распознавания эмоциональных состояний можно использовать разрезные шаблоны, этюды М.И. Чистяковой (1990), упражнения и игры, разработанные Н.Л. Кряжевой (1997), а также большие таблицы и плакаты с изображением различных эмоциональных состояний.

Еще один способ научить ребенка понимать свое эмоциональное состояние и развить потребность говорить о нем – рисование. Детей можно попросить сделать рисунки на темы: «Когда я сержусь», «Когда я радуюсь», «Когда я счастлив» и т.д.

Для того чтобы дети могли верно оценивать свое состояние, а в нужный момент и управлять им, необходимо научить каждого ребенка понимать себя, и прежде всего – ощущение своего тела. Сначала можно потренироваться перед зеркалом: пусть ребенок скажет, какое настроение у него в данный момент и что он чувствует.

Конечно, обучение ребенка распознаванию своего эмоционального состояния и управлению им будет успешным лишь в том случае, если она будет проводиться систематически, изо дня в день, в течение довольно длительного времени.

Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию

Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. Эмпатия – это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее. Поэтому так важна работа педагога по развитию у ребенка чувства эмпатии.

Одной из форм такой работы может стать ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. Например, если в группе произошла ссора или драка, можно в кругу разобрать эту ситуацию, пригласив в гости Котенка, или Тигренка, или любых известных детям литературных героев. На глазах у ребят гости разыгрывают ссору, похожую на ту, которая произошла в группе, а затем просят детей помирить их. Дети предлагают различные способы выхода из конфликта. Можно разделить ребят на две группы, одна из которых говорит от имени Тигренка, другая — от имени Котенка. Можно дать детям возможность самим выбрать, на чью позицию им хотелось бы встать и чьи интересы защищать. Какую бы конкретную форму проведения ролевой игры вы ни выбрали, важно, что в конечном итоге дети приобретут умение вставать на позицию другого человека, распознавать его чувства и переживания, научатся тому, как вести себя в сложных жизненных ситуациях. Общее обсуждение проблемы будет способствовать сплочению детского коллектива и установлению благоприятного психологического климата в группе.

Во время подобных обсуждений, можно разыгрывать и другие ситуации, которые, чаще всего, вызывают конфликты в коллективе:

  • как реагировать, если товарищ не отдает нужную тебе игрушку,
  • что делать, если тебя дразнят,
  • как поступить, если тебя толкнули, и ты упал, и др.

Целенаправленная и терпеливая работа в этом направлении поможет ребенку с большим пониманием относиться к чувствам и поступкам других и научиться самому адекватно относиться к происходящему.

В целях коррекции агрессивности также полезно использовать релаксационные техники. У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации. Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку. Регулярное выполнение таких упражнений делает ребенка более спокойным, уравновешенным, а также позволяет ребенку лучше понять, осознать чувство собственного гнева.

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств, способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка.

Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствуют мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.

На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.

Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям не устраняют это качество, а напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия - агрессию.
Если же родители вовсе не обращают внимания на агрессивные реакции своего ребенка, то он очень скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.

Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, «золотую середину», могут научить своих детей справляться с агрессией.

Игры с агрессивными детьми:

1.Игра «Тух-тиби-дух!».

Цели: «Тух-тиби-дух!" —  рецепт снятия негативных настроений и восстановления сил в голове, теле и сердце. В этом ритуале заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово "тух-тиби-дух" сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

Инструкция: Я сообщу вам сейчас особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований, короче, против всего, что портит настроение. Чтобы это слово подействовало по-настоящему, вам необходимо сделать следующее. Начните ходить по группе, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из детей, и трижды сердито-сердито произнесите волшебное слово. Это волшебное слово — "тух-тиби-дух". В это время другой ученик должен стоять тихо и слушать, как вы произносите волшебное слово, он не должен ничего отвечать. Но если он захочет, он может ответить вам тем же — трижды сердито-сердито произнести: "Тух-тиби-дух!". После этого продолжайте прогуливаться по классу. Время от времени останавливайтесь перед кем-нибудь и снова сердито-сердито произносите это волшебное слово. Чтобы оно подействовало, важно говорить его не в пустоту, а определенному человеку, стоящему перед вами.    

     2. Игра “Обзывалки”.

 Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, ..., морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты, ..., солнышко!» Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

3. Игра «Передай мяч»

Цель: снять излишнюю двигательную активность.

Сидя на стульях или стоя в кругу играющие стараются как можно быстрее передать мяч не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей.

Что такое гиперактивность?

'Гипер...' - (от греч. hyper - над, сверху) - составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово 'активный' пришло в русский язык из латинского 'a tivus' и означает 'действенный, деятельный'.
Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.
Причины возникновения гиперактивности: генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни, и т. д.

Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.

Однако подход к лечению гиперактивного ребенка и его адаптации в коллективе должен быть комплексным. Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор медицинских наук, профессор Ю.С. Шевченко, «ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться...»

Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Но нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не улучшают его поведения, а порой даже становятся источниками новых конфликтов. Кроме того, такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка «отрицательных» черт характера. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним - вполне посильная задача.

Очень часто педагоги задают себе вопрос: 'Что делать, если у ребенка выявлены признаки гиперактивности? Диагноз в медицинской карте не поставлен, а родители не придают значения возникшим проблемам, надеясь, что с возрастом все пройдет.

В этом случае педагог в тактичной форме может рекомендовать родителям обратиться к специалисту: невропатологу. Ответственность за постановку диагноза должен взять на себя врач. Важно убедить родителей, что ребенку необходима помощь специалиста.

Часто взрослые считают, что ребенок гиперактивен, только на том основании, что он очень много двигается, непоседлив. Такая точка зрения ошибочна, так как другие проявления гиперактивности (дефицит активного внимания, импульсивность) в этом случае не учитываются. Особенно часто педагоги и родители не обращают должного внимания на проявление у ребенка импульсивности. Что же такое импульсивность? В психологическом словаре этот термин объясняется так: «Импульсивность - особенность поведения человека (в устойчивых формах - черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних эмоций. Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, не взвешивает все «за» и «против», он быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях».

Портрет гиперактивного ребенка:

- такой ребенок встречается в каждой группе детского сада;

- ему трудно долго сидеть на одном месте, он суетлив, много двигается, вертится на месте;

- ему сложно молчать, иногда он чрезмерно говорлив, не подчиняется инструкциям;
- он создаёт дополнительные трудности в работе воспитателю, потому что очень подвижен, вспыльчив, раздражителен и безответственен;
- он неуклюж, часто задевает и роняет различные предметы, ломает вещи, проливает молоко, у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль;

- ему трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов
- толкает сверстников, создаёт конфликтные ситуации;

- он часто обижается, но о своих обидах быстро забывает;

- может раздражать манерой своего поведения.


Игры с гиперактивными детьми :

  1. «Клубочек».

Расшалившемуся ребенка можно предложить смотать в клубок яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает его сматывать, он успокаивается. Когда подобная игра станет для ребенка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует, что он огорчен, устал или «завелся».

  1. «Разговор с руками».

 Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэты ладоней. Затем предложить оживить ладошки – нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять игру с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Что не любите?», «Какие вы?» Если ребенок не подключается к разговору, продолжите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что ручки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2–3 дней (сегодняшнего вечера или более короткого промежутка времени) они постараются  делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать. Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные ручки и их хозяина.

3.«Пальчиковые игры»

Гиперактивные дети непоседливы, а их руки часто находятся в постоянном, иногда бесцельном движении, поэтому полезно обучить этих детей специальным играм, которые бы направили избыточную активность в нужное русло. С этой целью можно использовать, например, пальчиковые игры. М. Рузиной собран и адаптирован целый ряд игр.. Заинтересованные взрослые могут познакомиться с ними в книге «Страна пальчиковых игр». Здесь они найдут и ряд других интересных и полезных игр, которые в нашем пособии не приводятся. При совместных занятиях родителей и детей они будут способствовать улучшению взаимопонимания в семье.( Воспитателями приводятся ряд примеров пальчиковых игр

4.Игра «Черепаха».

Цель: Научить контролировать  свои движения. Психолог или воспитатель   встает у стены помещения, остальные участники располагаются вдоль противоположной стены. По сигналу ведущего они начинают движение. Далее педагог говорит: «Представьте себе, что все мы — черепахи. Я — большая черепаха, а вы — маленькие черепашки. Я пригласила вас в гости на день рождения. Я жду вас в гости. Но вот беда: праздничный  торт еще не  готов.

По моей команде вы можете идти ко мне, нигде не останавливаясь. Помните: Вы — черепахи и должны идти как можно медленнее, чтобы дойти только в тот момент, когда торт будет уже готов».

Педагог следит, чтобы никто не останавливался и не спешил. Через 2—З минуты он дает новый сигнал, по которому все  замирают. Побеждает тот, кто оказался дальше всех от черепахи - именинницы.

Игра может повторяться несколько раз. Затем ведущий обсуждает с группой в кругу, трудно ли им было двигаться медленно и что им помогло выполнить инструкцию.

Что такое тревожность?

Слово «тревожный» отмечается в словарях с 1771 года. Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина. Автор одной из них полагает, что слово «тревога» означает трижды повторенный сигнал об опасности со стороны противника.

В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это 'индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают.

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога - это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлениями на празднике или отвечая у доски. Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным.

Это - проявления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях, (при ответе у доски, общении с незнакомыми взрослыми и т.д.), то следует говорить о тревожности.
Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства.

Тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

  1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой (детским садом).
  2. Неадекватными требованиями (чаще всего, завышенными).
    3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.

Портрет тревожного ребенка:

- он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг;

- робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на край стула;

- старается держать свои проблемы при себе;

- чрезмерное беспокоен, причем иногда боится не самого события, а его предчувствия;
- кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей;

- испытывает чувство беспомощности;

- опасается играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности;

- у него высокие требования к себе, он очень самокритичен;

- самооценка низкая;

- он ищет поощрения, одобрения взрослых во всех делах;

- для него характерны соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др.;

- во время проявления тревоги он часто ощущает сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Специалисты считают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет - девочки. При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание. Совершив какой-либо «неблаговидный» поступок, девочки переживают, что мама или педагог плохо о них подумают, а подружки откажутся играть с ними. В этой же ситуации мальчики, скорее всего, будут бояться, что их накажут взрослые или побьют сверстники.

Через 6 недель после начала учебного года у школьников обычно повышается уровень тревожности, и они нуждаются в 7- 10-дневном отдыхе.
Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.
Интересен тот факт, что после развода родителей, когда, казалось бы, в семье закончились скандалы, уровень тревожности ребенка не снижается, а, как правило, резко возрастает. Психолог Е.Ю. Брель выявила и такую закономерность: тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением. Может быть, именно поэтому в наше время число тревожных детей неуклонно растет.

Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка.

Существует мнение, что учебная тревожность начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Этому могут способствовать как стиль работы воспитателя, так и завышенные требования к ребенку, постоянные сравнения его с другими детьми. В некоторых семьях на протяжении всего года, предшествующего поступлению в школу, в присутствии ребенка ведутся разговоры о выборе «достойной» школы, «перспективного» учителя. Озабоченность родителей передается и детям. Кроме того, родители нанимают ребенку многочисленных учителей, часами выполняют с ним задания. Неокрепший и еще не готовый к такому интенсивному обучению организм ребенка иногда не выдерживает, малыш начинает болеть, желание учиться пропадает, а тревожность по поводу грядущего обучения стремительно возрастает.

Тревожность может быть сопряжена с неврозом или с другими психическими расстройствами. В этих случаях необходима помощь медицинских специалистов.
Игры с тревожными детьми:

Работу с тревожными детьми желательно проводить в трех направлениях:

- повышение самооценки;

- обучение умению снимать мышечное напряжение;

- отработка навыка уверенного поведении в конкретных ситуациях.

Состояние тревоги, как правило, сопровождается повышенным мышечным напряжением в области лица, шеи, рук, живота и т. д. Поэтому при работе с тревожным ребенком особенно эффективными являются упражнения на релаксацию мышц (одно из направлений работы с тревожными детьми).

Повышение самооценки ребенка.

Для достижения успеха в этом деле необходимо, чтобы взрослый сам видел достоинства ребенка, относился к нему с уважением (а не только любовью) и умел замечать все его успехи (даже самые маленькие). Кроме того, взрослый должен часто хвалить ребенка, и очень важно делать это правильно: дети всегда должны знать, за что их хвалят, и понимать, что похвала — это не просто отражение настроения учителя или родителя, а оценка его конкретной деятельности. В отношении учебных дел это выполнить просто: здесь легко увидеть, что сегодня буковка получилась красивее, чем вчера, или в диктанте ошибок уже не пятнадцать, а всего лишь десять. А вот что касается поведения или общения, то здесь успехи детей нелегко бывает оценить даже педагогам.

Поэтому вам лучше заранее продумать, какие положительные качества у ребенка уже имеются, а какие ему необходимо приобрести.

Подумайте также, как вы дадите ребенку знать, что видите его успехи и достоинства? Если вы мысленно ответили на эти вопросы, то, значит, достаточно вооружены и готовы подстраховать ребенка на пути самоизменения. Теперь смело проводите с ним игры и упражнения, описанные ниже, и постарайтесь получить от этого удовольствие, чтобы ваш ребенок ощущал себя интересной личностью, с которой приятно общаться.

1. Игра "Солнышко"

Это отличная игра, которая позволяет получить от других "психологические поглаживания", столь необходимые каждому человеку для того, чтобы ощущать себя любимым, нужным, успешным. Поэтому проводить ее нужно в обстановке доброжелательности, в окружении важных для ребенка людей. Идеально подходящий случай для этого — день рождения ребенка. Можно организовать эту игру, когда маленькие и большие гости наелись и готовы к общению и развлечениям.

Переключите их внимание на ребенка словами: "Посмотрите, что-то наш именинник совсем замерз. Давайте поиграем в игру "Солнышко" и согреем его все вместе!"

Усадите всех гостей в круг (если не хватает стульев, можно встать или сесть на пол). В центре поставьте вашего ребенка. Каждому гостю раздайте по одному цветному карандашу. Объясните, что это лучик солнца. Его можно подарить озябшему с добрыми словами, сказав о том, что гостю нравится в имениннике, за что того можно уважать. Покажите пример сами, сказав одно предложение-комплимент своему ребенку и отдав ему лучик. Тот, кого согревают, должен не забыть сказать "спасибо", можно добавить "очень приятно", если ему что-то особенно радостно будет слышать. Дальше все гости по кругу говорят что-то хорошее и отдают ребенку свой карандаш. Во время этого ребенок поворачивается лицом к говорящему.

Примечание. У присутствующих на празднике маленьких гостей тоже может возникнуть желание побыть "отогреваемым", оказаться в центре внимания. Вы можете предоставить им эту возможность, повторив игру, а можете оставить ее для таких особых случаев, пообещав ребятам, что их ждет еще много интересных игр (не забудьте, что обещания, данные детям, нужно тут же начать выполнять).

2.Игра «Щепки на реке» (К. Фопель, часть, 1998)

Цель: Эта игра способствует созданию спокойной, доверительной атмосферы в группе.

Содержание: Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это — берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой реки. По реке сейчас поплывут Щепки. Один из желающих должен «проплыть» по реке. Он сам решит, как будет двигаться:
быстро или медленно.

Участники игры — «берега — помогают руками, ласковыми прикосновениями движению щепки, которая сама выбирает путы она может плыть прямо, может крутиться, может останавливаться и поворачивать назад... Когда Щепка проплывет весь путь, она становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь...
Упражнение можно проводить как с открытыми, так и с закрытыми глазами (по желанию самих Щепок).

Обсуждение: Участники делятся своими ощущениями, возникшими у них во время «плавания», описывают, что они чувствовали, когда к ним прикасались ласковые руки, что помогло им обрести спокойствие во время выполнения задания.

3.Игра «Кенгуру»

Цель: Отработать, навык взаимодействия с партнером, способствовать сплочению группы.

Содержание:   Участники делятся на пары. Один из них кенгуру — стоит, другой — кенгуренок — сначала встает спиной к нему (плотно), а затем приседает. Оба участника берутся за руки каждой пары именно в таком положении, не разнимая рук, пройти до противоположной стены, до ведущего, обойти помещение по кругу, попрыгать вместе и т. д.

На следующем этапе игры участники мог поменяться ролями, а затем — партнерами.

Обсуждение: Участники игры в кругу делятся впечатлениями, ощущениями, возникшими у них при выполнении различных ролей.

Затем они обсуждают области применение игры в повседневной практике, а также отмечают, как игра может быть использована при работе с тревожными детьми.

      Наше встреча подошла к концу, а насколько она эффективна, мне поможет следующее упражнение. Каждый участник, по кругу, передавая мяч, должен ответить на вопросы: чем полезна для вас эта встреча? Какие конкретные приемы вы будете использовать? Заканчивается наша консультация упражнением “Пожелания”. Участники стоят по кругу и, передавая друг другу зажженную свечу, заканчивают предложения: “Я желаю себе...”, “Я желаю тебе...”.

Список литературы:

1. Ю.В. Гурин, Г.Б. Монина. Игры для детей от трех до семи лет. – СПБ.: Речь, 2008.

2. Монина Г.Б., Лютова Е.К. Проблемы маленького ребенка. - СПб.: Изд-во «Речь», 2007.

3. Монина Г.Б., Лютова Е.К. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - СПб.: Изд-во «Речь», 2007.



Предварительный просмотр:

Открытое интегрированное занятие с детьми старшего возраста

тема:

Подготовили и провели: воспитатель Киреева Ольга Николаевна

педагог-психолог Мозгот Юлия Юрьевна

учитель-логопед Соловьева Анна Владимировна

2016

Цель занятия:  привлечь внимание детей, родителей и воспитателей к такому виду деятельности как экспериментирование.

Задачи

Образовательные:

   1. Познакомить детей с  свойствами воздуха;

   2. Познакомить детей с  свойствами различных жидкостей и магнитов;

   3. Учить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;

   4. Учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения;

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать и корректировать внимание, мышление и память.
  2. Развивать общую и мелкую моторику.
  3. Формировать правильный речевой выдох.
  4.  Развивать и корректировать пространственно-временные  представления.
  5. Развивать навык самостоятельного связного высказывания на основе умозаключений.
  6. Учить детей контролировать гнев с помощью одной из дыхательных техник.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к самостоятельной деятельности;
  2.  Развивать  групповую сплоченность и положительное эмоциональное отношение участников  друг к другу.
  3. Дать детям почувствовать радость открытий;
  4. Учить детей преодолевать стеснение, помогает выявить симпатии, испытывать радостные эмоции.

Здоровьесберегающие:

      1. Планировать объем образовательного материала с учетом психофозиологических особенностей детей.

      2. Способствовать созданию благоприятного климата.

Оборудование и материалы: 

столы, накрытые клеенкой, емкости и сосуды разной формы и размера, стаканчики с холодной водой, трубочки, полиэтиленовые пакеты, банка с водой, 2 мандарина, камушки, контейнеры от киндер-яиц, тарелки с молоком, крышки от бутылок с жидким мылом, ложки одноразовые, ватные палочки, баночки с пищевым красителем, тарелочки с молоком, тарелочки с манной крупой и цветными скрепками, магниты , воздушный шарик, зеленый картон с наклеенным цветочком, маленькие  бабочки из цветной бумаги и скобы для степлера, картофельный крахмал, йод, сахар-рафинад, кусочки белого хлеба.

Этапы занятия

Деятельность педагогов

Деятельность детей

Орг. момент

Здравствуйте, дети! Меня зовут Доцент Почемучкина (ДП). Сегодня я приглашаю вас в свою научную лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория?

Какие вы умные ребятки, да, лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А, вы любите экспериментировать?

Сегодня мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием. А помогут нам совершать открытия наши старые друзья Симка и Мася. (звучит песня из мультфильма «Фиксики»).

Фиксики здороваются с ребятами и предлагают познакомиться. Проводится игра-ПРИВЕТСТВИЕ! «Волшебное знакомство» Дети по кругу передают солнышко (мягкая игрушка) и называют свое имя, улыбаются и прицепляют на каждый лучик разноцветные прищепки-зажигают каждый лучик, а солнышко поглаживает по щечкам, ладошкам и так далее в ответ!

- Это то место, где проводят опыты, исследования и делают научные открытия.

-Да

- Играют.

Основной этап

Правила поведения в лаборатории

ДП.- Ну вот вы и познакомились с нашими гостями. Ребята! Прежде, чем начать проводить опыты, я хотела познакомить Вас с очень важными правилами:

В нашей лаборатории  ЗАПРЕЩАЕТСЯ

- трогать оборудование, приборы и реагенты без разрешения (иначе может произойти что-то страшное и даже взрыв!)

- вставать с места с реагентами и приборами в руках

- засовывать что-либо в нос, рот, уши, пробовать на вкус.

ДП.-Ребята, вы готовы соблюдать эти правила?

Тогда занимайте места.

- внимательно слушают и запоминают.

- Да

Дети проходят к заранее оборудованным столам.

Опыты с воздухом

Опыт №1. «Где спрятался воздух?»

Оборудование: целлофановые пакеты.

Игра «злые мыльные пузыри»

Опыт №2 «Как увидеть воздух?»

Оборудование: трубочки для коктейля, стаканы с водой.

 Опыт №3 «Тонет-не тонет».

Оборудование : пластиковые киндер-яйца, камушки, стакан с водой.

Опыт №4« Волшебные мандарины», (демонстрационный).

Оборудование: трехлитровая банка с водой, 2 мандарина ( с кожурой и очищенный).

 

Чему же будет посвящена наша первая серия опытов вы сможете узнать, отгадав загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

ДП. Верно! Это воздух.

Скажите, вы видите воздух вокруг нас?

Значит, воздух, какой?

Давайте поймаем воздух.

Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты.

Что произошло с пакетами?

Где можно использовать это свойство воздуха?

Давайте сделаем вывод:

А теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку?

Значит, воздух, какой?

Давайте проверим, действительно внутри находится воздух?

Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками.

Что вы чувствуете?

Какой сейчас можно сделать вывод?

Подуйте через трубочку на свою ладошку.

Что почувствовала ладошка?

Воздухом мы дышим через рот или через нос, а потом его выдыхаем.

Фиксики: А сейчас мы вам откроем секрет о том, как можно увидеть воздух.

 Погрузите трубочку в стакан с водой и подуйте.

На воде появились пузырьки.

Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно?

А как вы думаете почему?

Дети стоят в кругу. Симка просит детей назвать такие ситуации, когда они злятся на кого-то. После того как дети высказались, Симка продолжает: «Сейчас я научу вас, как справляться со своим гневом и злостью. Закройте глаза и представьте, что у вас в руках трубочка для мыльных пузырей. (дети подносят ладони к губам, имитируя соломинку). Медленно выдыхайте, чтобы образовался мыльный пузырь, который наполнен злостью, Сделайте большой злой пузырь. Вот он образовался и полетел вверх, выше и выше. Он становится меньше и меньше и вот совсем исчез. Теперь сделайте другой «злой» пузырь и подождите до тех пор, пока он не исчезнет в воздухе и лопнет. Пускайте пузыри до тех пор, пока вся злость не выйдет из вашего тела. Затем можно открыть глаза». Когда дети откроют глаза, Симка продолжает: « А сейчас подул прохладный ветерок и унес остатки всех злых пузырей, которые были  у нас.

Фиксики: Как вы думаете, если опустить яйцо в воду оно утонет или будет плавать?

Фиксики: А теперь бросьте в воду камушек. Что произошло?

А теперь утяжелим наше яйцо и положим в него камушек.

Почему яйцо стало тяжелым, но все равно плавает?

Фиксики: Как вы думаете, что будет, если опустить эти мандарины в воду?

Проводится опыт.

Д.П. Вот мы с Вами поэкспериментировали с воздухом. А теперь давайте поиграем.

Игра: Мы с Вами превращаемся в один большой воздушный шар. Встаньте в круг и крепко держите друг друга за руки. А Симка и Мася будут иголками, которые будут стараться проткнуть наш шарик. Если Фиксикам удастся рассоединить наши руки, то шарик начнет сдуваться вот так (показ действия- дети бегут в центр круга и произносят звук –с-).Симка и Нолик бегают вокруг шарика,  пытаясь его проткнуть( рассоединить руки детей).

- Воздух.

- Нет, не видим.

- Невидимый.

- Выполняют.

- Они надулись, приобрели форму.

- Надувной матрац, спасательный круг.

- Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета в который он попадает.

-Видим.

- Он прозрачный, бесцветный, невидимый.

- Выполняют.

- Шипение. Так выходит воздух. Мы его не видим, но чувствуем.

- Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный, не имеет формы.

 - Движение воздуха – ветерок

- Выполняют

-Выполняют.

- Выполняют.

- Это воздух, который мы выдыхали.

- Воздушные пузырьки поднимаются вверх.

Потому что воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не будет.

- Утонет

-Не утонет.

Дети кладут яйцо в стакан с водой.

- Яйцо от киндер-сюрприза не тонет.

- Камушек утонул.

Камушек маленький, но тяжелый, поэтому он утонул, яйцо большое, но легкое, поэтому оно плавает на поверхности.

- Яйцо с камушком все равно не тонет.

- Предметы внутри которых есть воздух не тонут, плавают на поверхности.

- Я думаю, что мандарин с кожурой утонет, потому что он большой, а мандарин без кожуры будет плавать, потому что он маленький.

- Вывод: Мандарин с кожурой не утонул, потому что в кожуре есть воздух.

Проводится игра  2-3 раза.

Опыты с жидкостями.

Опыт№5 « Крахмал и йод».

Оборудование: пробирка, вода, картофельный крахмал, палочка для размешивания, ложка, йод, дольки лимона, сахар-рафинад, кусочки белого хлеба.

Опыт № 6. «Взрыв из красок».

Оборудование: тарелочки с молоком, пищевые красители, ватная палочка, крышечки от бутылок с жидким мылом.

ДП «Делу время, потехе-час!». Отдохнули, пора возвращаться в нашу лабораторию. Дети проходят к столам.

ДП: Ребята как одним словом назвать воду, молоко , сок?

ДП.: Правильно жидкость. Следующая серия экспериментов посвящается различным жидкостям.

Фиксики предлагают добровольцу из зала растворить в воде картофельный крахмал

 Какого цвета получился раствор?

Какой цвет получится, если в него добавить йод?

Вывод: при смешении крахмала и йода цвет раствора становится сиреневым.

ДП. Ребята, давайте проверим в каких продуктах есть крахмал, а в каких нет.

Фиксики: Ребята, а сейчас мы проведем самый красивый опыт, его иногда называют танцующие краски или взрыв красок.

Возьмите ложки , добавьте в тарелочку с молоком пищевые красители, а теперь возьмите ватную палочку ,опустите ее в крышку с жидким мылом и капните в центр тарелочки с молоком.

- Жидкости.

- Белого.

- Йод оранжевого цвета, значит получится светло оранжевый или коричневатый

Дети. приглашенные ДП на сцену, добавляют пипеткой йод и размешивают раствор палочкой. Все наблюдают появление сиреневого цвета).

-  Дети и Фиксики капают йод на кусочек хлеба, сахар и дольку лимона.

Вывод: В лимоне и сахаре нет крахмала, потому что йод коричневый, а хлеб поменял свой цвет и стал сиреневым, значит в нем содержится крахмал.

Вывод: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для этого опыта не подходит обезжиренное молоко.

Игра

 Фиксики приглашают детей  поиграть в ручеек. Игроки разбиваются по парам и, взявшись за руки, образуют «живой коридор - ручеек». Оставшийся без пары игрок проходит внутри коридора, выбирая себе пару. Обычно, по правилам, мальчик выбирает девочку, а девочка – мальчика. Новая пара, пройдя через коридор, становится впереди, а оставшийся без пары игрок снова ищет пару. Игра  проводится  под музыкальное сопровождение и в быстром темпе!

- Играют.

Притча

ДП. рассказывает притчу: Давным-давно по имени Магнус. С утра до вечера он пас овец. Чтобы его сапоги не изнашивалась, он подбил их железными гвоздями, а палка на которую он опирался железным наконечником. Однажды Магнус набрел на черные камни. Он заметил, что его сапоги и палку притягивает к этим камням. Тогда он снял сапоги и перевернул палку- притяжения не было. Он опять одел сапоги и перевернул палку, снова почувствовав притяжения. Сначала эти камни стали называть « камнями Магнуса», а затем магнитами. Следующая серия опытов посвящена магнитам.

Слушают

Опыт №7 « Что притягивает магнит?».

Оборудование: мелкие деревянные и природные камушки, крупная скрепка, магниты.

Опыт №8. « Волшебный платочек».

Оборудование: платочки, скрепка, магнит.

Опыт № 9. «Кладоискатели».

Оборудование: тарелочки с манной крупой, на дне которых лежат цветные металлические скрепки, магниты.

Опыт № 10. «Посади бабочку на цветок».

Оборудование: зеленый картон с наклеенным цветочком, бумажная бабочка, в туловище которой скоба для степлера.

Как вы думаете какие предметы притягивает магнит?

Проводится эксперимент.

Фиксики: Как вы думаете действует ли магнит через ткань?

Фиксики: А сейчас мы научим вас фокусу, который вы можете провести со своими друзьями.

Какой секрет в этом фокусе?

Фиксики: а теперь мы превращаемся в кладоискателей, перед нами подносы, в которых зарыт клад. Искать его мы будем при помощи магнитов.

Фиксики предлагают ребятам научиться проводить еще один фокус, с помощью которого они могут разыграть своих друзей.

Почему бабочка двигалась?

-дерево,

- камушки,

- железо (скрепку).

Магнит притягивает только предметы из металла.

- Действует.

- Нет.

Дети кладут на руку магнит, накрывают его платочком, поднимают  платочек с помощью скрепки. У нас получилось,  как будто скрепка держит платочек, потому что магнита не видно.

- Магнит действует через ткань.

Дети водят магнитами по поверхности тарелки.

Вывод: магнитное поле действует через манную крупу.

Ребята кладут на «лужайку» ( зеленый картон) бабочку,  с обратной стороны картона водят магнитом, управляя бабочкой.

Магнит действовал через картон на скобу степлера, так как она металлическая.

Вывод: Магнит взаимодействует с металлическими предметами через лист картона.

Итог.

Итак, подведем итоги.  Что интересного вы сегодня узнали?

А в заключении наших увлекательных исследований исполним зажигательный танец с Фиксиками «Телевизор».

 - что воздух можно увидеть, почувствовать, воздух легче воды …..

- Йод окрашивает крахмал в фиолетовый цвет, т.о. можно определить в каких продуктах есть крахмал или нет.

- свойства магнитов.

- Ура!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятияв младшей группе «В гостях у Курочки Рябы». Совместное интегрированное занятие музыкального руководителя:Мишина Елена Анатольевна и воспитателя Слав Марианна Савельевна и Богданова Елена Анатольевна.

Конспект интегрированного занятия в младшей группе«В гостях у Курочки Рябы». Совместное интегрированное занятие музыкального руководителя Мишина Елена Анатольевна и  воспитателя Слав Марианн...

Конспект интегрированного занятия по хореографии по теме "Музыкальный счёт". Самоанализ интегрированного занятия по хореографии по теме "Музыкальный счёт".

Конспект интегрированного занятия по хореографии для детей подготовительной к школе группы по теме "Музыкальный счёт"Самоанализ интегрированного занятия по хореографии для детей подготовительной к шко...

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки» Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки»Интегрированное занятие  по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»Образовательные области: познават...