Сценарий детского мероприятия «Посиделки в горнице у бабушки Арины»
методическая разработка на тему

Проневская Надежда Васильевна

Чтение произведений литературы рассматривается сегодня как важнейший элемент культуры, средство повышения интеллектуального потенциала нации, творческой и социальной активности российского общества. Поэтому приобщение подрастающего поколения к литературе является одним из приоритетных направлений современного образования.

 В связи с этим в нашем  дошкольном учреждении был реализован проект «Наши любимые книги».  Он позволил эффективным способом, обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих задач,  а также построить образовательный процесс с учетом интеграции образовательных областей по данной теме.

Представленный ниже сценарий мероприятия «Посиделки в горнице у бабушки Арины» разработан и апробирован на практике, как  результат  этого проекта в подготовительной группе ДОУ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posidelki_v_gornitse_babushki_ariny.docx42.4 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий  детского мероприятия

«Посиделки в горнице у бабушки Арины»

Чтение произведений литературы рассматривается сегодня как важнейший элемент культуры, средство повышения интеллектуального потенциала нации, творческой и социальной активности российского общества. Поэтому приобщение подрастающего поколения к литературе является одним из приоритетных направлений современного образования.

 В связи с этим в нашем  дошкольном учреждении был реализован проект «Наши любимые книги».  Он позволил эффективным способом, обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих задач,  а также построить образовательный процесс с учетом интеграции образовательных областей по данной теме.

Представленный ниже сценарий мероприятия «Посиделки в горнице у бабушки Арины» разработан и апробирован на практике, как  результат  этого проекта в подготовительной группе ДОУ.

Цель мероприятия: создание условий для активного использования литературного опыта в речевой практике.

Местом проведения данного мероприятия может быть комната русского быта в ДОУ  или музыкальный зал, оформленные под  русскую избу и оборудованные предметами старины. В «горнице»  должно быть отведено место творческим работам, изготовленным в процессе проекта (книжки-малышки со сказками придуманными детьми и их родителями и др.), а также можно разместить выставку самых необычных книг.
Мероприятие предусматривает использование проектора, месторасположение которого необходимо тщательно продумать.    Проецировать слайды  можно прямо на стену, а проектор задекорировать  под «волшебную шкатулку» это придаст мероприятию  сказочности.

                                                                                                                                                                                                                                                           

В мероприятие  входит  семь  заданий с различными вопросами, по усмотрению  педагога их количество можно варьировать. Некоторые задания рассчитаны на детей, которые умеют  читать. Конверты с заданиями из сундучка вынимают сами дети, бабушка Арина их зачитывает.

Оборудование:

- костюмы для Бабушки Арины и домовенка Кузи;

- сундук;

- разноцветные конверты с заданиями;

- наборы «Чудо-крестики №  2 » (развивающая игра Воскобовича  В.В.) по количеству детей  и схемы составления сказочных героев: Василисы Прекрасной, Кощея Бессмертного;

- карточки с лабиринтом;

-карандаши по количеству детей;

- мешок с предметами (см. сценарий);

- туесок;

- презентация «Здесь живут сказки»;

- мультимедийное оборудование.

Действующие лица: Бабушка Арина – ведущая, домовенок Кузя.

Детей   встречает бабушка  Арина в русском сарафане. Она знакомится с ребятами по русскому обычаю с попевками: «В светлом теремочке выросла Катюшка. Люди ее любят, все ее голубят», «Наша Настенька в дому, что оладушек в меду», «Баю-баю- баиньки, Кирюше купим валенки» и др. Дети садятся на лавки.

Бабушка Арина:

Добрый вечер добрым людям!

Мы знакомы с вами будем?

Так знакомы? Или нет?

Не-е-ет?
Я бабушка Арина. Сказки детям сказываю, да загадки загадываю.

А  вы-то, любите сказки? ( Да. )

Ну, коли так, тогда сегодня мы с вами вспомним  сказки и поговорим о них.

А скажите-ка, робятки, как можно сказать о сказке, какая она? (Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.)

Сказки отличаются от других произведений, детушки, тем, что у многих из них особенное сказочное начало. А ну-ка определите, подходит такое начало к сказке или нет:

«За горами, за морями, не на небе – на земле, жил старик в одном селе…».(да)

«Как-то раз мы пошли в лес.» (Нет)

«И стали жить-поживать да добра наживать».(Нет, это конец сказки)

Ну, тогда определите, подходит ли такой конец к сказке:

 «С тех пор мы никогда не ссорились» (Нет)

«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» (Нет, это слова из середины сказки).

«И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало» (Да).

Каки ребята умные, все-то они про сказки  знают. Вы таки умные, как мой дружочек. Ох, и любим мы  с ним вечеровать, да друг другу сказочны загадки загадывать. Уж он-то такой мастер на это дело, и сказку расскажет и загадку про нее загадает, а потом эту загадку  то в сундук положит. А может вы его знаете? Любит он таки слова говорить: «Охти, мне матушки! Охти, мне, батюшки! Ох,  беда-беда, огорчение» Ну, догадались, кто мой дружочек? (Кузя)

Кузенька, ты где? (Бабушка Арина ищет его, заглядывая под стол, под лавку)
Выходи, милок. (Выходит Кузя из-за печки)

Кузя: Ох, беда, беда, огорчение! Чего случилось-то?

Бабушка Арина: Да вот, Кузенька, ребятишки к нам в гости пришли, поразвлекай-ко их своими заданьями про сказки. Ох, батюшки, ты пошто без сундучка то? Потерял?

Кузя: Ох, беда, беда, огорчение, сундук-то я  от Бабы-Яги под печку спрятал, помоги, бабуленька,  достать. (достают сундук)

Бабушка Арина: Такой тяжелый, поди  уж переполнился загадками?

Кузя: Сейчас, поубавим их. Вот первое заданьице.

( Достают конверт с заданием, бабушка Арина читает.  

 

ЗАДАНИЕ № 1 «ОТГАДАЙ  СКАЗКУ ПО ПРЕДМЕТУ»

  (В это время Кузя  бегает по комнате и охает.)  

Кузя:  Охти мне, матушки!Охти мне батюшки! Позор на мои лапти, недоглядел, недосмотрел!

Бабушка Арина: Что, Кузенька, суетишься? Аль случилось чего?

Кузя: Да забыл, куда мешок положил. Видно он со мной в жмурки-пряталки играет.

 Бабушка Арина:А зачем тебе, мезонька,  мешок?

 Кузя: Да я в нем  предметы из сказок от кикимор вредных  прячу. Ненароком не приметила где лежит?

Бабушка Арина: А вот, Кузенька, на печку глянь. Поди он.

(Достают мешок, радуются и предлагают детям  достать предмет из мешка и назвать из какой он сказки)

Предметы:

Ключ («Буратино)

Пирожок («Маша и медведь», «Гуси-лебеди»)

Горошина («Принцесса на горошине»)

Сапоги  («Кот в сапогах»)

Скалка ( «Лисичка со скалочкой»)

Стрела  («Царевна- лягушка»).

Игрушка  козлёночек («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).

Ложка («Жихарка»)

ЗАДАНИЕ №2  «СОБЕРИ ПО СХЕМЕ СКАЗОЧНОГО ГЕРОЯ»

(схемы, Набор «Чудо-крестики № 2»  ) Приложение 1

(Кузя приносит из-за печки наборы)

Бабушка Арина:Что это, Кузя, у тебя такое? Отродясь такого не видывала.

Кузя: А вот, бабуля, из этих цветных фигурок ребята должны выложить портреты Василисы-Прекрасной и Кощея-Бессмертного.

Бабушка Арина: А может  робята  не помнят как они выглядят?

Кузя: А я им подмогну  маленько, подсказку дам. ( Детям выдаются наборы, а схемы они выбирают на свое усмотрение).

Бабушка Арина: Молодцы, вы так хорошо справляетесь с Кузиными заданиями, а вот сможете ли вы повторить все его заковыристы движения? А? (Дети отвечают). Ну, тогда вставайте в круг. А ты, Кузенька, в центр круга, да придумай движения поинтереснее.  

Проводится  игра «Затейники» (физкультминутка между заданиями, которую ведущий проводит, ориентируясь на время). 

В центре затейник - Кузя. Дети идут по кругу со словами:

 «Ровным кругом

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте.

Дружно вместе

Сделаем вот так»

Дети останавливаются, затейник показывает движения. Дети повторяют за ним.

ЗАДАНИЕ №3  « УГАДАЙ СКАЗКУ»

Бабушка Арина: Пришло время, Кузенька-батюшка, тебе волшебную шкатулку открывать, да показать мальцам,  каки сказки там живут. Может они сами догадаются и назовут их.  (слайды 2-9 презентации «Здесь живут сказки»).

ЗАДАНИЕ № 4  «ПОМОГИ МАШЕНЬКЕ ВЫЙТИ К ДОМУ»  Приложение 2

( Каждому ребенку выдают карточку с лабиринтом и карандаш.)

Бабушка Арина: Кузя, милок, объясни-ко, что это за неведомые дорожки перед Машенькой.

Кузя: Это, бабуленька, Маша в лес пошла , да заблудилась. Неведомо ей, какая  дорожка ее к дому приведет. Ребята, подскажите,  в какой сказке такое случилось? (дети отвечают). А теперь, давайте, мои  хорошие, поможем  Машеньке и найдем ей правильную дорожку домой.

ЗАДАНИЕ № 5 «НАЗОВИ  ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ»

Бабушка Арина: А где, Кузенька, вопрос- то, на который надо дать ответ?
Кузя:   В народе говорят: подальше положишь, поближе возьмешь, вот  я их в туесок и спрятал. (берет туесок, достает записку с вопросом). Охти мне, батюшки, да здесь и ответы есть, только из них надо выбрать правильный.

   (Дети достают  из  туеска записки с вопросами.  Ведущие зачитывают,  дети отвечают)

1.Чем велел постоянно пользоваться великий Мойдодыр?

-полотенцем

-зубной пастой

- мылом

2. Какой герой сказки ездил на русской печи:

-Прохор

-Емеля

-Еремей

3.Как звали мальчика, которого унесла Снежная королева:

-Иван

-Кай

-Нестор

4.Как называется говорящий обитатель каморки папы Карло, который хотел предостеречь Буратино от необдуманных поступков:

-мышка

-таракан

-сверчок

5.Как называется континент, куда выезжал лечить зверей Айболит:

-Австралия

-Америка

-Африка

6.За какого грызуна мышь хотела отдать замуж Дюймовочку?

-заяц

-крот

-бурундук

7.Кого небитого возил на себе волк?

-зайца

-лису

белку

8.Кто помог капризным зверятам в сказке «Путаница» море потушить:

-пожарный

-бабочка

-принцесса

 ЗАДАНИЕ № 6 «УГАДАЙТЕ, КТО СКАЗАЛ»

 Кузя: Это заданье очень забавно. Вы должны догадаться, кто из героев сказки «Теремок» сказал:   «Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?»  Выходите, кто желает изобразить животных.

(Выходят дети, желающие изобразить животных. Бабушка Арина  на ухо им сообщает:  голосом  какого героя они должны сказать эту фразу и еще изобразить его движениями. А присутствующие в зале должны догадаться, кто это. (мышка, лягушка, зайчик, волк, лиса, комар, медведь, волк).

ЗАДАНИЕ № 7  КРОССВОРД « КТО ГОВОРИТ ЭТИ СЛОВА?»

 Кузя: Мне Нафаня кроссвордик подарил, он хранится  в моей «волшебной шкатулке». Позор  на мои лапти, не мог я его отгадать. Давайте отгадаем его вместе.

Бабушка Арина: Ну, затейник, ты Кузьма!

Презентация «Здесь живут сказки» (слайд 10)

«Не пей, Иванушка, козлёночком станешь» - Алёнушка.

«Не садись на пенёк, не ешь пирожок» - Маша.

«Кто сидел на моём стуле и сломал его?» - Медвежонок.

«Спасите, нас съел серый волк» - Козлята.

«Ловись, ловись, рыбка, большая и маленькая» - Волк.

«Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная» - Морозко.

Бабушка Арина (заглядывает в сундук): Кузенька, а твои загадки-то закончились.

Кузя: Вот беда, беда, огорчение!

Бабушка Арина: Не огорчайся, Кузенька. Я на последок -то  запутанную загадку оставила.  (слайд 11 презентации «Здесь живут сказки»).

 У меня есть слово, буквы которого поменялись местами (в верхнем ряду), а в нижнем ряду под каждой буквой – цифра, которая подсказывает, какой по порядку буква в этом слове. Расставьте буквы в соответствующем порядке. Если всё сделаете правильно, у вас получится слово. (Получилось слово «Дружба»).  

 Как вы думаете, робята, что нам помогло- то справиться со всеми Кузиными заданиями? (ответы). Верно, наша дружба и наши любимые книги, которые позволили нам узнать так много интересных и чудесных сказок.  Молодцы, робята, со всеми заданиями справились. А теперь пришла пора прощаться.

Кузя: Доброго всем здоровьица! Не хворайте.

Бабушка Арина: Да нас навещайте.

Используемая литература:

«Метод проектирования в детском саду»  О.Д.Смирнова, Москва, «Скрипторий 2003»,  2011;

«Проверка готовности к школе» Г.Н. Федорова, Ростов-на-Дону. «Феникс» 2013;

Интернет-ресурс:

Maam.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Посиделки в горнице"

В настоящее время особенно большое внимание уделяется воспитанию духовно-нравственной сферы ребенка. В своем ежегодном Послании Президент говорил об утрате духовных ценностей в обществе и о необходимо...

Праздник русских народных ремесел "Посиделки в горнице"

Рассказать о разнообразии русского народного ремесла. Показать быт русского народа. Приобщение к русской культуре.Приобщение детей к русскому народному ремеслу. Развитие творческих способностей....

Посиделки у бабушки Арины

Отчет о проведенном мероприятии с детьми подготовительной группы по приобщению к русской народной культуре и традициям. В музыкальном зале оформленном в стиле русской избы прошло праздничное мероприят...

Конспект совместного досугового мероприятия для детей младшей и старшей группы « В гостях у бабушки Арины»

Мероприятие проводится на улице. Дети старшей группы исполняют  роли животных и играют с малышами.Цель: прививать детям любовь к домашним животным, птицам; способствовать изучению их образа жизни...

Открытое мероприятие во 2-й младшей группе «В гостях у бабушки Арины»

Открытое мероприятие во 2-й младшей группе «В гостях у бабушки Арины»Цели: Закрепить и обобщить знания детей о домашних животных.Уметь различать разных животных по характерным особенностям. Обога...

Конспект совместного досугового мероприятия для детей младшей и старшей группы « В гостях у бабушки Арины»

Мероприятие проводится на улице. Дети старшей группы исполняют  роли животных и играют с малышами. Цель: прививать детям любовь к домашним животным, птицам; способствовать изучению их образа жизн...

Конспект совместного досугового мероприятия для детей раннего возраста и старшей группы «В гостях у бабушки Арины»

Цель: прививать детям любовь к домашним животным, птицам; способствовать изучению их образа жизни, повадок; формирование правильного звукопроизношения; познакомить детей с фольклором, доставить им рад...