Викторина «Юные знатоки» посвященная к 135-летию писателя
методическая разработка (старшая группа) на тему

викторина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_yunye_znatoki.docx29.77 КБ

Предварительный просмотр:

 

Викторина «Юные знатоки» посвященная  к 135-летию писателя

К. И. Чуковского для детей старшего дошкольного возраста

 В дошкольных учреждениях особое место занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге, потребности в чтении.

Необходимость чтения очевидна: с развитием технического прогресса- телевидение, компьютерные игры- чтение книг занимает мало места в жизни человека.

Основными методами литературного развития детей являются чтение (рассказывание) взрослого, инсценированные произведений, беседы после чтения, чтение с продолжением, рассматривание иллюстраций, литературные праздники. Чтение художественной литературы, как вид совместной деятельности педагога с ребенком интегрируется с познанием, развитием речи, художественным творчеством

Чтение, рассказывание и пересказ художественной литературы ребенку дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие.

Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, о труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт дошкольника.

31 марта исполнится 135 лет со дня рождения, Чуковского Корнея Ивановича – настоящий классик детской литературы, автор детских загадок, песенок, перевёртышей.

Очень любил Корней Иванович сочинять и сказки.Он считал, что «сказка для каждого нормального ребёнка – самая здоровая пища, не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб, и никто не имеет права отнимать у него эту здоровую, ничем не заменимую пищу». Выразительные, яркие, динамичные сказки завораживают детей, ведь Чуковский в своих сказках играет с малышами, и для маленьких слушателей чтение этих сказок превращается в забавную игру.

И в то же время они развивают мышление и воображение ребенка, дают прекрасные образцы литературного языка. Поэтому так огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение произведений К.И. Чуковского. Дети слышат его стихи с первых лет жизни. К старшей группе юные «читатели» уже многое знают наизусть.

Родился К.И. Чуковский 1 апреля 1882 года в Петербурге. Отец из их семьи ушёл, и мать вместе с сыном переехала в Одессу. Там маленький К.И. Чуковский начал учиться. А Корней – это не совсем его имя. По-настоящему его звали Николай Корнейчуков. Он из своей фамилии сделал имя и фамилию, и получилось Корней Чуковский. Свое литературное имя он придумал так удачно, что оно срослось с ним и перешло по наследству его детям, внукам и правнукам.

Когда ему было 13 лет, он был уже журналистом. Став журналистом, он стал интересоваться детской литературой и особенностями детской речи. К.И. Чуковский был очень весёлый и интересный человек. Он очень любил детей и старался писать для них интересные сказки. И дети очень любили его произведения. А вы любите? (Да.)

В Подмосковье, в знаменитом поселке писателей Переделкино, открылся музей К.И. Чуковского. Здесь можно встретиться с Мойдодыром, Бармалеем, Крокодилом, увидеть те комнаты, где жил проказник Бибигон.

В этом поселке есть библиотека. Местные жители называют ее «дом дедушки Корнея». Потому что ее на свои деньги построил и укомплектовал, был в ней главным работником все тот же писатель Чуковский.

Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.

Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку:

Жил да был крокодил,

Он по улицам ходил.

Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.

А вот второй случай. Вот как об этом вспоминал сам Корней Иванович: “Однажды, работая в своём кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

А нечистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!

Так родился на свет “Мойдодыр”.

Викторина «Юные знатоки»

Организационный момент.
Участие в викторине принимают 2 команды. Для этого нам ребята, нужно разделиться на две команды. Всего будет 8 заданий. Каждая команда за правильный ответ получает золотой ключик.

Цель:закрепить  знания детей о творчестве писателя К. И. Чуковского, развивать интонационную выразительность речи, внимание, мышление, воображение, память, артистизм, эстетические чувства, любовь к поэзии, способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию читать, доставить детям радость.

Предварительная работа: Чтение и прослушивание на дисках произведений К.И.Чуковского «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Айболит», «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Путаница», «Федорино горе», «Телефон» и др, рассматривание иллюстрации, организация выставки книг К.И. Чуковского, презентация, конкурса чтецов художественное творчество по теме.

Материалы и оборудование: атрибуты к сказкам, портрет К.И. Чуковского,
выставка книг К.И. Чуковского, иллюстрации и картинки с изображением персонажей из сказок  К.И.Чуковского, рисунки по сказкам К.И. Чуковского, золотые ключики, медали.

Задание№1

Угадай сказку.

Сказка начинается, а как она называется…?

Веселится народ

Муха замуж идет

За лихого, удалого

Молодого комара (Муха - Цокотуха)

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор
(Доктор Айболит)

Маленькие дети!

Ни за что на свете

Не ходите в Африку, в Африку гулять!

В Африке акулы, в Африке гориллы,

В Африке большие злые крокодилы

Будут вас кусать, Бить и обижать,  

Не ходите, дети, в Африку гулять. (Бармалей)

Солнце по небу гуляло

И за тучку забежало.

Глянул заинька в окно

Стало заиньке темно (Краденое солнце)

Но не слушали газели

И по-прежнему галдели:

Неужели, в самом деле

Все качели погорели?

Что за глупые газели! (Телефон)

Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

Убежал как от огня. (Мойдодыр)

Скачет сито по полям, а корыто по лугам.

За лопатою метла, Вдоль по улице пошла.

Топоры-то, топоры, Так и сыплются с горы.

Испугалася коза,

Растопырила глаза: «Что такое? Почему?

Ничего я не пойму». (Федорино горе)

Отчего ты плачешь, Глупый ты Медведь?

Как же мне, Медведю, Не плакать, не реветь?

Бедный я, несчастный Сирота,

Я на свет родился, Без хвоста (Топтыгин и Лиса)

Замяукали котята: «Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята, Хрюкать!

А за ними и утята: «Не желаем больше крякать!

Мы хотим, как лягушата, Квакать (Путаница) 

Задание №2

Угадай героя сказки.

Мальчик, который прилетел с Луны. (Бибигон)

Он лечил всех зверей. (Айболит)

Разбойник, из-за которого чуть не сгорел Айболит. (Бармалей)

Она нашла денежку и купила самовар. (Муха-Цокотуха)

Он проглотил солнце. (Крокодил)

Бабушка, которая не ухаживала за своей посудой. (Федора)

Он просил шоколад для сыночка. (Слон)

Рыжий и усатый, страшный великан. (Таракан)

Кривоногий и хромой умывальник. (Мойдодыр)

Он спас Муху-Цокотуху. (Комар)

Физкультминутка (в парах).

Бежали мимо речки смешные человечки. Прыгали, скакали, Солнышко встречали. Прыгнули на мостик И забили гвоздик Потом - бултых в речку. А где же человечки?(Пальцы (указательный и средний) «бегут» по рукам от кисти до плеча товарища). (Пальцы «прыгают» на плечах). (Ласково взять лицо товарища ладонями). (Положить друг другу руки на плечи). (Постучать кулачками о кулачок). (Взять друг дуга за руки и присесть). (Встать и спрятать ладошки у товарища подмышками).

Физкультминутка

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик,

Раз – сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Полетели, полетели

И на место тихо сели.

Задание №3

Из какой сказки иллюстрация?

Воспитатель показывает детям иллюстрации из произведений К.И.Чуковского: «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Доктор Айболит», «Бармалей», «Мойдодыр», «Федорино горе», «Краденое солнце», «Топтыгин и лиса» дети отгадывают.

Задание №4 

Угадай кто это?(если дети затрудняются с ответами, можно показать картинки с изображением персонажа сказки).

«Зверь, которого нет ни в одном зоопарке, ведь его не поймаешь: у него две головы, и пока одна спит - другая сторожит». (Тянитолкай)

Как пойду я павлином, по горам, по долинам,

Так и ахнет звериный народ: ну что за красавец идёт! (Топтыгин)

Он рычит и кричит и усами шевелит:

Принесите-ка мне звери ваших детушек.

Я сегодня их за ужином скушаю!(Таракан)

А злодей-то не шутит,

Руки-ноги он Мухе верёвками крутит,

Зубы острые в самое сердце вонзает

И кровь у неё выпивает. (Паук)

Ах, ты гадкий, ах, ты грязный,

Неумытый поросёнок!

Ты чернее трубочиста (Мальчик из «Мойдодыра»)

Задание №5 «Из какой сказки предмет?»

Воспитатель: Ребята, у меня в сказочном сундучке лежат предметы из разных сказок Корнея Ивановича Чуковского. Для выполнения  задания нужно достать предмет, всем его показать и рассказать из какой он сказки.

Задание №6

Подвижная игра « Чья команда быстрее?»

(« тараканьи бега» 2 команды, бег на четвереньках) 

Победившая команда получает золотой ключик.

Задание №7

«Доскажи словечко».

Воспитатель. Я буду читать начало строчки, а вы продолжайте.

Долго-долго крокодил 
Море синее тушил
Пирогами и блинами
И сушёными ... (грибами)

А потом позвонил Крокодил И со слезами просил: - Мой милый, хороший,

Пришли мне  … (калоши)

Как у наших у ворот

Чудо-дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное!

 

Не листочки на нём,

Не цветочки на нём…(А чулки да башмаки)

И мне не надо
Ни мармелада ни шоколада,
А только маленьких,
Ну очень маленьких ...
 (детей).

Только вдруг из-за кусточка,

Из-за синего лесочка,

Из далёких из полей

Прилетает ... (воробей)

А за нею вилки,

Рюмки да бутылки,

Чашки да ложки

Скачут по ... (дорожке)

Задание №8

Вопросы.
1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)
2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
3. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
4. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)
5.  На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)
6. Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? (Улитку)
7. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)
8. Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков)

Воспитатель: На этом наша викторина юные знатоки  закончилась. Молодцы, ребята!

Вы вспомнили  многие произведения Чуковского и даже выучили некоторые из них.

Чему нас учат сказки?

Дети. Быть добрыми, аккуратными, вежливыми.

А теперь подведём итог и посчитаем свои золотые ключики. Определяется  команда победителей, главный приз: аплодисменты участников и зрителей. Всем участникам вручаются медали «Юные знатоки».

Список используемых источников

1.Корней Чуковский. Избранное. - М.: Астрель, 2003. - 701 с.

2.Чуковская Л. Памяти детства: Воспоминания о К.Чуковском / Л.Чуковская. - СПб.: Лимбус Пресс, 2001. - 206 с.

3.Чуковский К.И. От двух до пяти / К.И.Чуковский. - М.: КДУ, 2005. - 400 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина «Юные знатоки железной дороги».

С помощью игры  закрепить знания детей о поведении на железной дороге в  железнодорожном транспорте и людям работающих на ней.   Развивать воображение, грамотность,  ло...

Экологическая викторина "Юные знатоки природы"

Игра-викторина для старших дошкольников.  Данный материал будет полезен воспитателям старших групп, родителям. Материал направлен на воспитание любви к природе, развитие познавательного интереса ...

Конкурс игры-викторины «Юные знатоки»

Конспект непосредственной образовательнойдеятельности.Виды детской деятельности:Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, социализация.Программны...

Экологическая викторина "Юные знатоки природы"

Экологическая викторина "Юные знатоки природы"...

Сценарий экологического праздника-викторины «Юные знатоки природы»

Сценарий экологического праздника-викторины «Юные знатоки природы»...

Игра викторина " Юные знатоки ПДД"

Цель занятия: обобщить знания детей старшего дошкольного возраста по правилам дорожного движения....

Викторина « Юные знатоки русских народных сказок» для старших дошкольников.

Цель: прививание любви к устному народному творчеству – к сказкам.Задачи:закреплять и расширить знания детей о народных русских сказках; развивать память, логическое мышление, наблюдат...