Конспекты праздников и развлечений для детей старшего дошкольного возраста.
материал (старшая группа) на тему

Клевцова Татьяна Александровна

Праздник «Масленица», Развлечение «Колядки Матушки-зимы», «Ум хорошо, а два — лучше», Сценарий обрядового праздника «Сороки», 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспекты праздников и развлечений для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект № 1.

Праздник «Масленица»

Действующие лица:

        Скоморохи (2)       Баба-Яга

         Снегурочка           Хозяюшка

         Дети                       Воспитатели

Действие праздника происходит на улице.

1-й скоморох.  Все! Все! Все! На праздник! Масленицу встречаем, зиму провожаем, весну закликаем!

2-й скоморох. Спешите! Спешите! Торопитесь занять лучшие места.

1-й. Сам не займёшь - соседу достанется!

2-й. Приходите без стеснения! Билета не надо – предъявите хорошее настроение.

1-й. Приходите, разомнём кости! Сегодня Масленица приглашает в гости!

2-й. Спешите скорей! Спешите скорей! Нет праздника нашего веселей!

         Масленицу выносят на улицу, устанавливают на горку. Песня встречи Масленицы. Дети становятся вокруг чучела. Каждый по очереди расхваливают её.

- Дорогая наша гостья Масленица!

- Авдотьюшка Изотьевна!

- Дуня белая, Дуня румяная!

- Коса длинная, триаршинная!

- Лента алая, двуполтинная!

- Платок беленький, новомодненький!

- Брови чёрные, наведённые!

- Шубка синяя, ластки красные!

- Лапти частые, головастые!

- Портянки белые, набеленные!

         

                   Песня восхваления Масленицы.

Дети.

Тиньля-тиньля!

Ты, дядюшка, ты тётенька,

Подавайте блинка, оладушка,

Прибавушка!

Последний, мочальный кусок

Для Масленицы – обманщицы!

1-й. Скоморох. Я блинка бы съел с вершок!  

2-й. Скоморох. Глянь, в углу стоит мешок!

1-й. А скажи-ка, скоморох, что в мешке – бобы, горох?

2-й. Я принёс в честь праздника

Угощенье разное:

Прянички, конфеты, бублики

Для пригожей нашей публики.

1-й. Лучше нету радости для меня, чем сладости.

     Мешок движется вперевалочку.

1-й. Что за чудо – скок да скок!

2-й. Глянь-ка, тронулся мешок!

1-й. Эй, хватай его, лови!

2-й. Поскорей мешок держи!

                    Потасовка с мешком.

1-й. (поймав мешок). Давай-ка, разрежем мешок и угостим весь честной народ, глядишь, и нам по кренделю достанется.

2-й. А может, и по блинку достанется.

Развязывает мешок, а там переодетая в Масленицу Баба-Яга доедает последний пряник.

Баба-Яга. Здорово мужики! Поклон вам люди добрые! Привет вам от Лешего! Тьфу ты! От лета! Встречалась я с ним на болоте! Тьфу ты! В полёте! Когда, стало быть, к вам спешила! Пора мне пришла обязанности справлять.

2-й. постой, тут что-то не так! Гей, Масленица! А есть ли у тебя пачпорт?

Баба-Яга. Это у меня-то? Есть у меня пачпорт, есть. Во, глядитя!

 1-й. И печать есть, гляди!

2-й. И подпись заковыристая внизу!

1-й. Ну-ка, ну-ка, что там за подпись?

Вместе. «Кощей Бессмертный». (Все разочарованно.)

А-а-а!

2-й. Мы тебя Масленица принять не можем!

Баба-Яга. Как же так? Я всю зиму готовилась, недоедала, недосыпала… Такое вам меню приготовила – пальчики оближешь!

На первое – суп Санте

На холодной воде.

Крупинка за крупинкой гоняется с дубинкой.

На второе – пирог –

Начинка из лягушачьих ног,

С луком, с перцем да с собачьим сердцем.

На третье, значит сладкое,

Да сказать по правде, такое гадкое:

Не то желе, не то вроде торту,

Только меня за него послали к чёрту!

Во как! А ещё у меня есть гусли, дудки, загадки. Прибаутки, песни и пляски, игры и сказки. Про Бабу-Ягу Костяную ногу, про Кикимору болотную да Шишигу перелётну.

1-й. Мы тебя Масленицей принять не можем, а какие у тебя игры и танцы – поглядим.

2-й. А ещё посмотрим, что приготовила для нас Снегурочка! И к нам, скоморохам, в гости приходите!

1-й. Спешите скорей! Спешите скорей!

      Нет праздника нашего веселей!

2-й. Нынче отмечаем мы праздник Масленицы!

На празднике нашем железный закон!

1-й. Хмурым, угрюмым вход воспрещён!

Кто умеет веселиться – тот и горя не боится!

2-й. Шутки, аттракционы – для шутки, для смеха!

Направо – забава, налево – потеха.

1-й. А прямо – веселье кипит через край!

Заходи, подходи, не зевай.

Все дети расходятся группами на аттракционы, а затем группы по кругу переходят от одного аттракциона к другому:

  1. к Снегурочке (игры)
  2. к Скоморохам (спектакль, пение частушек и песен)
  3. к Бабе-Яге (загадки)
  4. на горку (просто покататься).

Снегурочка.  Кто может быстро повторить скороговорку?

Съел молодец 33 пирога с пирогом,

Да все с творогом.

Иван-болван молоко болтал, да не выболтал.

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: «Ха-ха-ха-ха»

Дети по очереди пытаются повторить. Того, кто лучше всех смог произнести скороговорки, Снегурочка хвалит.

Баба-Яга. Отгадайте-ка загадки:

Мал малышок по подземелью шёл, перед солнцем стал, колпачишко снял. (гриб)

Есть крылья – а не летает, ног нет а не догонишь. (рыба)

Сидит баба на грядках, вся в заплатках: кто не взглянет, тот заплачет. (лук)

Когда плывёт – прекрасен, когда шипит – опасен. (гусь)

Прикоснётся рыба к червяку – сразу знак подаст он рыбаку. (поплавок)

Скоморохи устраивают конкурс на метание снежков в цель.

В каждой группе они определяют победителя.

Во время аттракционов один из организаторов праздника переносит Масленицу в крепость, чтобы дети не заметили.

На все аттракционы отводится 30 минут, потом скоморохи созывают народ, звучит колокол.

Звучит русская народная мелодия «Светит месяц».

1-й. Ну что ребята, пора с Масленицей прощаться и весну встречать!

2-й. А где же Масленица? Украли?

Дети. Вот она в крепости!

Взятие крепости. Масленицу водружают на гору.

1-й. Ах ты, Хозяюшка – красно солнышко. Вставай с печи да загляни в печь.

2-й. Не пора ли блинки печь?

Ты нас весело встречай,

Да блинками угощай!

Выходит Хозяюшка с большёй кастрюлей блинов.

Хозяюшка. Угощайтесь, гости дорогие!

Вот блинков пара,

Ешьте – с пылу! с жару!

1-й. Ай, хозяйка! Ай да Домна,

Глянь, блинов гора огромна!

2-й. Все румяны и красивы,

Ну, хозяюшка, спасибо!

За блины первые дети должны спеть частушку!

Скоморохи ударяют в заслон.

- Масленицу жечь!

- Масленицу жечь!

Отправим Масленицу на небо!

Весну встречать.

       

       Зажигают костёр.

Дети поют:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо:

Птички летят, колокольчики звенят!

     Когда костёр загорится, все поют:

Ай, Масленица – обманщица!

До поста довела – сама удрала!

Масленица, воротись!

В новый год покажись!

             Игры и хороводы с песнями.

«Ручеёк», «Бояре, а мы к вам пришли», «Заря – заряница».

Дети стоят по кругу с каруселью, затем идут хороводом с песней. До кого дотронется ведущий, тот бежит, но в обратную сторону. Выигрывает тот, кто первый добежит до черты.  

Заря-зарница,

Красная девица

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты расписные.

Раз, два, три – не воронь, а беги, как огонь.

Конспект № 2.

 Развлечение «Колядки Матушки-зимы»

Часть зала оформлена под деревенскую избу. Дети входят в зал под мелодию русской плясовой песни, останавливаются возле избы и начинают приплясывать. Ведущая и дети встают полукругом, в руках у них Рождественская звезда. Часть детей Хозяин и Хозяйка, они встречают колядовщиков у ворот «избы».

Ведущая.   

Вот и  матушка-зима пришла.

Растворяй-ка ворота!

Пришла и коляда, да из Пошехонья.

Дети идут, взявшись за руки, змейкой по залу и поют.

Приходила коляда

Накануне Рождества.

Кто даст пирога,

Тому полон хлев скота,

Овин с овсом,

Жеребца с хвостом.

Ведущая.  Пойдём к дядьке Мирону колядовать.

Дети подходят к дому Мирона, поют колядку.

Коляда-моляда!

Прикатила молода!

Мы нашли коляду

Во Мироновом двору.

Эй, дядька Мирон,

Выноси добро во двор.

Как на улице мороз

Подмораживает нос,

Не велит долго стоять,

Велит скоро подавать.

Коляда, коляда, подай пирога!

Не подашь пирога – возьмём корову за рога!

Подашь пирога – будет рожь густа,

Будет рожь чиста, обмолотиста,

Будет с колоса по хлебу,

С зерна по пирогу.

Выходят Хозяин и Хозяйка.

Хозяин.  Пожалуйте, гости, я вас дожидался, дом мой просторный, щи мои жирны.

Хозяйка.  Сдобные лепешки не лезут в окошко.

Хозяин и хозяйка угощают гостей. Мехоноша – девочка с большой кошёлкой в руках – принимает дары. Колядующие славят хозяев.

1-й ребёнок.  Дай Бог тому,

                       Кто в этом дому!

2-й ребёнок.  Вам и плюшек с творогом.

Все.                И детишек полный дом.

Хозяева уходят в дом, а колядующие отправляются дальше.

Ведущая.  Пойдём колядовать к дяде Николаю.

                 

Дети идут цепочкой за ведущей и поют.

Пришла коляда накануне Рождества.

Мы нашли коляду у Николина двора.

Посреди двора три терема стоят.

Во первом терему – красно солнышко.

Во втором терему – светел месяц,

Во третьем терему – часты звёздочки.

Красно солнышко – то хозяюшка,

Светел месяц – то хозяин тут,

Часты звёздочки – малы детушки.

Колядующие останавливаются у дома Николая и стучат в окно.

Колядовщики  (говорком).  Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой.

С праздником! С Новым годом, со всем родом! Открывайте сундучок – доставайте пятачок!

Никто не отвечает. С громким лаем выбегает собака и опять возвращается в избу.

Ведущий.  Может крепко спит дядя Николай?

Давайте ему ещё колядку споём.

Овсень, овсень,

Ты гулял по всем

По заулочкам, по проулочкам.

Кому песни поём – тому сбудется,

Тому сбудется, не минуется,

Выходи, хозяин, выходи, боярин,

Принимай гостей со всех волостей!

Выходит дядя Николай, зевает и потягивается.

Николай.  Кто тут орёт,

Спать не даёт?

Все.  Это мы – колядовщики!

Николай.  И охота вам в этакий мороз с тёплой печки вставать, петь да колядовать? (Уходит в дом).

Колядующие.  (хулят говорком). Ну не будет у вас удачи. Одна была корова – и та не здорова, один был петух – и тот хлопотух, одна была кобыла – и та бога забыла.

Ребёнок. 

 У скупого мужика

(показывает на дом Николая)

Родись рожь хороша –

Колосом пуста,

Соломой густа.

Все идут к другому двору с песней «Овсень, овсень». У Иванова двора останавливаются.

1-й ребёнок.  У Ивана на дворе да три терема.

2-й ребёнок.  Сам Иван – господин светлый месяц.

3-й ребёнок.  Красно солнышко – его Варварушка.

4-й ребёнок.  Часты звёздочки – его детушки.

На стук выходит хозяин с хозяйкой. У хозяйки в руках запелёнатая кукла-ребёнок.

Хозяин.  Здравствуйте, люди добрые,

Вот вам угощенье –

Сыр да печенье.

Хозяйка.  Пряники, конфетки

Кушайте, детки!

Колядовщики берут всё, укладывают в мешок.

Колядовщики.  Спасибо, хозяин с хозяюшкой,

С праздником вас, с рублём и полтинничком.

 Вам на потешки, нам на орешки.

1-й ребёнок.  Иван Ивановичу житьи сто лет!

2-й ребёнок.  Его жёнушке – всегда здоровьице!

3-й ребёнок.  И всем деточкам:

Сыновьям, дочерям-барышням!

Жить всем вместе лет до двести!

Чтоб у вас поле зеленело,

И скотина не болела!

Ведущая.  Ну, хватит, ребятушки. Полный мешок наколядовали! Пойдёмте к тёте Арине в избу погреется.

Дети подходят к дому тётушки Арины.

Все.  Тётушка Арина, пусти погреется!

Арина.  Милости прошу, люди добрые, приходите!

Будем вечер коротать, песни петь да плясать.

Все дети, принимающие участие в обрядном действии, выходят и становятся широким полукругом. Поют о зиме.

Хлопья белые летят,

 Холоднее стало,

 Только, зимушка, ребят

Ты не испугала.

Нет! Нет! Ты не испугала.

Нет! Нет! Ты не испугала.

Дети читают стихотворение А. Прокофьева.

Кто на горке, на горе,

На широком на дворе?

Кто на лыжах,

Кто повыше,

Кто с разбегу,

Кто по льду,

Кто по снегу,

С горки – ух!

На горку – ух!

Бух! Захватывает дух!

Девочки собираются в кружок, шепчутся, потом разбегаются и объявляют: «Частушки».

Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка  - три струны!

Подпевайте, не зевайте,

Выходите плясуны.

Эй, топни, нога,

Топни, правенькая.

Я плясать пойду,

Хоть и маленькая!

Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла –

Я не удержалася!

По деревне я шла

И Ванюшу видела,

Под кустом сидел и плакал –

Курица обидела!

Я маленькая девочка,

Я в школу не хожу,

Купите мне сандалики,

Я замуж выхожу.      

Эх, топну ногой

Да притопну другой,

Устоять не могу,

Вот характер какой!

Мы всегда везде такие –

Утром, вечером и днём,

Потому что мы частушки

Развесёлые поём.

Раздайся, народ,

Меня пляска берёт;

Пойду, попляшу,

Себя людям покажу.

На столе стоит стакан,

А в стакане – тесто;

До свиданья, папа с мамой,

Я уже невеста.

У частушки есть начало,

У частушки есть конец,

Кто частушки наши слушал,

Прямо скажем – молодец!

Во время частушек мальчики играют на трещотках, ложках, других ударных инструментах, а девочки помахивают платочками.

1-й ребёнок.  Всем людям добрым

Желаем добра, золота, серебра!

2-й ребёнок.  Пышных пирогов,

Мягоньких блинов!

3-й ребёнок.  Доброго здоровья!

Маслица коровья!

Все.  Кому песни поём, тому сбудется,

Тому сбудется, не минуется.

Дети уходят из зала под звучащую в записи русскую народную мелодию.

Пояснение.  Ход праздника может быть произвольно изменён. В действие могут включаться новые участники, в содержание – знакомые игры, песни пляски.  

Конспект №3.
«Ум хорошо, а два — лучше»
 


Вечер загадок и отгадок для детей 5—6 лет.

 
Оформление зала представляет собой интерьер русской избы.
Воспитатель и дети входят в «избу». Их встречает Хозяюшка.


Воспитатель. Утро доброе, хозяюшка!
Хозяйка. Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, рассаживайтесь поудобнее.


Дай Бог тому,
Кто к нашему дому, —
Дорогим гостям,
Милым детушкам.
Наделил бы вас Господь.
И житьем, и бытием,
И здоровьицем!
Будем сегодня опять друг друга потешать, загадки загадывать?


Дети отвечают.

 
Хозяйка.

Наша изба ровно тепла.
Домом жить — не лукошко шить.

Домом жить — не развеся уши ходить.

Домом жить обо всем тужитъ.

Дом вести — не лапти плести.


Воспитатель.

Хозяюшка в дому,
Что оладушек в меду.
Она прибирает, она подавает,
Одним-одна за всех отвечает.

 
Не хочешь ли, Хозяюшка, загадки про твою избу отгадать? Ребята их много знают.

 1-й ребенок.

Стоит копна,

Вся в дырках,
На копне гора,
Из горы идет дым.
(Изба)

Хозяйка.

 Вот вам моя отгадка.
Стоит бычище —
Проклеваны бочищи.
(Изба)


2-й ребенок.

Дарья да Марья
Друг на друга глядят.
(Пол и потолок)

 
Хозяйка

Ой, да это те два братца,
Которые друг на друга глядят,
А вместе не сойдутся.


3-й ребенок.

Набита пухом,
Лежит под ухом.
(Подушка)

 
Хозяйка.

 Ах, вот она!
Два брюшка,
Четыре ушка.

 
- Кто будет играть в интересную игру? А в какую — не скажу.


Солнце разгорается,
Игра начинается.

 
  «Игра с бубном».


Ход игры. Дети передают бубен из рук в руки, а хозяюшка произносят считалку:
Ты катись, веселый бубен,
Быстро-быстро по рукам.
У кого веселый бубен,
Тот загадку скажет нам.


Рёбенок, на котором закончилась считалка, загадывает загадку, стоящие рядом с ним отгадывают ее.

Слышится чихание из мешка.


Хозяйка. Кто, ребята, из вас простудился? Ах, это мой волшебный мешок проснулся. Поиграть с вами хочет.

 
Воспитатель. Скажи, Хозяюшка, что у тебя в мешке? Бобы, горох?


Хозяйка.

Что за чудо —
Скок да скок.
Гляньте, тронулся мешок!


Мешок (в мешке один из ребят) шагает ка середину «избы».

 
Хозяйка. Эй, ребята, хватайте его! Ловите! Поскорее мешок держите!

 
Потасовка с мешком.

 
Хозяйка.

Давайте развяжем мешок да посмотрим, что в нем? (Открывает мешок.) Что-то он пуст. Чего же ты, мешок, скачешь?


Мешок. Загадки ваши услышал и за отгадками к вам пришел.

 
Дети загадывают загадки, хозяюшка складывает отгадки в мешок.

 
1-й ребенок.

Черная, на длинной ручке,
С загнутым носом.
Всегда мешает угли в печи.
(Кочерга)

 
Хозяйка.

Ах, так это черный конь,
Что скачет в огонь.
Она берет кочергу и кладет в мешок.

 
2-й ребенок.

Толстый, пузатый,
Стоит и пыхтит.
(Самовар)

 
Хозяйка. А я знаю, что это:
Сверху — дыра,
Снизу — дыра,
А посередине — огонь и вода.

Кладет игрушечный самовар в мешок.

 
З-й ребенок.

Стоит на деревянных ногах,
Всю комнату занял.
(Ткацкий станок)


В мешок складывают игрушечный ткацкий станок

 
4-й ребенок.

У нее есть рот и нога,
Она совсем слепа,
Во рту всегда суп,
Проглотить не может,
А в другой рот выливает.
(Ложка)

 
Хозяйка.

Что за урод —
Нога и рот?
Ничего не вижу,
Ртом таскаю жижу,
Сама не глотаю,
А выливаю.


Кладет ложку в мешок.

 
5-й ребенок.

Никогда не ленятся
И ночь работают,
И день работают.
(Часы)

 
Хозяйка.

Вот они, что ходят ночь,
И ходят день, не зная,
Что такое лень.

 
Кладут часы в мешок.

 
6-й ребенок.

Ах, какая старая бабушка!
Вся белая-белая,
На улице — лето, на нее
И внимания не обращают,
А зима придет,
Так и липнут к ней.
(Печь)

 
Хозяйка.

Мать толста,
Дочь красна,
Сын-сокол
Под небеса ушел.

 
Хозяюшка подходит к печи, гладит ее, потом обращается к мешку.


Не могу я тебе, мешок, печь отдать. А вместо нее вот тебе, дорогой мой, горяченький пирожок.

 
Достает из печки пирожок и отдает мешку. Мешок кивает и благодарит, потом раскачивается из стороны в сторону.


Хозяйка. Что же он хочет сказать? (Наклоняется к мешку, слушает его.) Повеселить ребят хочет пляской.

 
Мешок исполняет танец. Дети вместе с ним пляшут. После пляски из мешка высовывается стержень карусели.


Хозяйка. Мой веселый мешок предлагает поиграть.


Проводится русская народная игра «Заря-заряница».

 
«Заря-заряница»
Ход игры.
 Выбираются двое водящих. И водящие, и играющие стоят по кругу, держа в руках ленточку (на карусели укрепляются ленты по числу играющих). Все идут хороводом и поют:
Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые;
Ленты расписные.
Один, два, три — не воронь,
А беги, как огонь!


На последние слова водящего бегут в разные стороны. Кто первый возьмет освободившуюся ленточку, тот и победитель, а оставшийся выбирает себе следующего напарника.

После игры Хозяюшка приглашает к столу, предлагает откушать горячих пирожков.


Пояснение. Завершить вечер загадок можно сюрпризным моментом.
Хозяюшка хвалит детей: Спасибо вам, ребятки, за то, что были вы смекалистыми, ловкими. А сейчас я угощу вас пышками. Быстро их испеку, тесто у меня давно стоит.

Подходит к кадушке с тестом.


Тесто. Уползу я из кадушки и не буду пирогом.

Не хочу я быть ватрушкой с творогом. (Убегает.)


Хозяйка. Стой! Не беги! Я испеку оладышки, напеку я бубликов, пирожком ты будешь с начинкой ягодной. (Хочет догнать.)


Тесто.

Мне в кадушке мало места,
Мне в кадушке стало тесно,
В печку лезть не интересно. (Выбегает.)
Хозяйка. Не расстраивайтесь, ребята. Никуда оно не денется, скоро вернется. А мы с вами загадки про тесто знаем?
Велика звезда на печи взошла.
Без рук, без ног, на гору ползет.

 
А знаете ли из чего тесто делают?


Белая беляна
По полю гуляла,
Домой пришла,
По рукам пошла.
(Мука).

 
Появляется тесто.


Тесто. Ой, замерзло. (Обращаясь к Хозяйке.)
Ты меня не трогай,
Подожди немного.

Буду я с начинкой,
С ягодой малинкой.
Буду кулебякой,
И коврижкой с маком.

Бежит в кадушку. Хозяюшка кладет тесто на противень, а вынимает пирожки. Хозяюшка угощает всех ребят чаем с пирогами.

Конспект №4.

Сценарий обрядового праздника «Сороки»

Дети входят в зал под русскую мелодию, исполняемую на рожках. Становятся в две шеренги друг против друга.

Первая Большуха. Вот и закончилась холодная зима, пришла к нам красавица Весна, принесла свои весенние праздники. Сегодня у нас праздник — Сороки. В этот день прилетают птицы из дальних стран, а первая птичка жаворонок. В этот день лепили маленьких птичек из теста, называли их жаворонками или куликами и закликали с ними весну. Вот и мы испекли жаворонков, покличем же теплую весну да солнечное летечко.

Взрослые раздают детям жаворонков со словами:
Вот жаворонки прилетели, на головку деткам сели.

Дети первой шеренги поднимают жаворонков над головой.

Ой, Жаворонки, Жаворонушки

Прилетите к нам,
Унесите от нас зиму холодную.
Принесите нам
Весну теплую,
И с сохой, и с бороной,
И с лошадкой вороной. Гу!


Дети второй шеренги отвечают:
С пряльцем и донцем,
С новым веретенцем!
Зима нам надоела, весь хлеб у нас поела!
Ручки познобила, скотинку поморила!
Жаворонушки на проталинке, на завалинке.
Зиму провожают, лето дожидают.


Дети первой шеренги:
Уж вы кулички-жавороночки, солетайтеся, сокликайтеся.
Весна-красна, на чем пришла?
На сошечке, на бороночке, на лошадиной голове,
На овсяном снопочку, на ржаном колосочку,

На пшеничном зернышку!..
Летел кулик из-за моря,
Принес кулик девять замков.
Кулик, кулик, замыкай зиму.
Отпирай весну, тепло летечко!

Ответ:
Чувиль-виль-виль, жаворонушки,
Прилетите к нам, принесите нам

Лето теплое, весну красную.
Нам зима надоела,
Весь хлеб переела,
Весна-красна,
На чем пришла?
На кнутике, на хомутике.
Чувиль-виль-виль, жаворонушки.

Вторая Большуха.
На Сороки жаворонков лепили,
Зеленой ленты купили,
Жаворонков снарядили, на столб посадили,
Хоровод водили, весну закликали.


Дети выстраиваются в кружок, поднимают руку с жаворонком вверх, ходят по кругу под запись заклички в народном исполнении.

Дети сажают «жавороночков» на рушнички..

Хороводная игра «Идет матушка весна».

Идет матушка весна, отворяй ворота:
Первым март пришел, всех детей провел.
А за ним апрель, отвори окно и дверь.
А уж как пришел май, сколько хочешь ты гуляй!
Первый раз прощается, второй раз запрещается,
А на третий навсегда
Закрываем ворота!

Двое, взявшись за руки, стоят в центре круга, пропускают через свой кружочек всю цепочку хоровода. На последние слова опускают сцепленные руки. Кто оказался первым, становится в круг.

Считалка.

Раз, два, три, четыре, пять -

Начинаю я считать,
Досчитала до пяти,
Ну-ка, жаворонок, лети.

Игра «Жаворонок».

По считалке выбирается «жаворонок». В руке у него колокольчик. Он входит в круг, который образуют играющие, и бегает в кем. Все говорят:
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.
Тот, кто песенку найдет,
Будет весел целый год.

Потом играющие закрывают глаза. «Жаворонок» выбегает за круг и звенит в колокольчик. Затем осторожно кладет его за чьей-либо спиной. Тот, кто догадается, у кого за спиной лежит колокольчик, становится «жаворонком».
Впоследствии колокольчик прячется в  любом месте.

Игра «Чиж».

По дубочку постучишь,
Вылетает сизый чиж.
У чижа, у чижика
Хохолочек рыженький.
Чижик по полю летал,

Правой ножкой все кивал.
Чиж, чиж, не зевай,
Себе пару выбирай.

 
Дети идут по кругу. держась за руки, в середине — ребенок «чиж». Дети стучат, расширяют круг, идут по кругу, «чиж» летает в обратную сторону. Действия по словам: ручками изображают хохолок и хвостик, прыгают на  левой ножке, правая вперед.
Дети бегут друг к другу, обнимаются, образуя пары, остается 1 ребенок — «чиж».

Хоровод со свистульками.


Третья Большуха. Жаворонки — вестники весны. По старинному обычаю наших испеченных жавороночков надо съесть, но не просто. Прочитать закличку, съесть булочку- птичку, а головку мамочке отдать, чтобы она съела. Тогда Весна придет теплая, мамы улыбнутся, солнышко пригреет, детки засмеются.


Взрослые раздают детям испеченных жаворонков,

Хоровод «Веснянки».

 Хороводом все расходятся из зала.

Загадки.

На дворе горой, А в избе водой.

Тетушка крутая,
Белая да седая,
В мешке стужу везет,
На землю холод трясет:
Сугробы наметает,
Ковром землю устилает, (Зима)

Заря-заряница,
Красная девица,
Травку выпускает,
Росу расстилает.
Едет стороной —  

С сохой, бороной,
С ключевой водой. (Весна)

Прилетела пава,
Села на лаву,
Распустила перья
Для всякого зелья.

(Весна)

Была седая да белая.
Пришла зеленая да молодая.
(Зима и весна)

Всю зиму смирно лежит, а весною убежит. (Снег)

Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел?

(Апрель)

К маме - речке бегу и молчать не могу.

 Я ее сын родной, а родился я весной.

(Ручей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкально-познавательного развлечения для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями "Веселые нотки"

Цель развлечения - активизация родителей, привлечение их к совместной музыкальной деятельности, установление эмоционального контакта между педагогами, детьми и родителями....

Конспекты НООД и развлечений для детей старшего дошкольного возраста с использованием сказок для социально-личностного и коммуникативного развития.

Конспекты НООД и развлечений для детей старшего дошкольного возраста с использованием сказок для социально-личностного и коммуникативного развития - практический материал для педагогических работников...

Конспект-сценарий физкультурного развлечения для детей старшего дошкольного возраста "Осеннее путешествие"

Задачи:1) воспитывать любовь к окружающей природе,2)научить детей действовать сплочённо, одной командой,3) развивать мелкую моторику рук....

Конспект. Познавательное развитие. "Развлечение у детей старшего дошкольного возраста по ПДД".

Развлечение у детей старшего дошкольного возраста по ПДД. «Путешествие в Страну правил дорожного движения» (с участием инспектора ГИБДД)...

День ягод.Развлечение «В гостях у лета !» Праздник ягод. развлечение для детей старшего дошкольного возраста

День ягод.Развлечение «В гостях у лета !» Праздник ягод. развлечение для детей старшего дошкольного возраста...

конспект интегрированного тематического развлечения для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у Зимушки-зимы"

конспект интегрированного тематического  развлечения  для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у Зимушки-зимы"...