Сценарий развлечения "Народы Чембарского края"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Устинская Н.Н.

Итоговое мероприятие для детей старшего дошкольного возраста в рамках тематической недели "Россия - Родина моя".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_razvlecheniya_.docx196.32 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 г.Белинский

«Народы Чембарского края»

(итоговое мероприятие для детей дошкольного возраста в рамках недели «Россия – Родина моя» в детском саду)

                                                           

Разработала : учитель-логопед Устинская Н.Н

Провели: учителя-логопеды  Устинская Н.Н.

Любаева В.Г.

муз.руководитель Степанова И.И.

2019г.

Цель:  Развитие познавательного интереса к России и родному краю.

Задачи:

  • Расширять и углублять знания о нашей многонациональной Родине.
  • Приобщать к традициям, быту и национальной музыкальной культуре Среднего Поволжья, показать особенности песенно-игрового фольклора на примере музыкальных образов творчества русского, мордовского и татарского народов.
  • Обогащать словарный запас  и развивать музыкально-эстетического вкус.
  • Формировать толерантные отношения между дошкольниками.

Оборудование:

- Герб и  Флаг России, гербы Пензенской области и г.Белинского

- национальные костюмы для взрослых (русский, мордовский, татарский)

 - предметы народного быта и национальной одежды  (для игры «Ларец»)

- стол, стилизованный для чаепития (самовар, чашки, пряники, чак-чак, копша)

 - мультимедийное оборудование, презентация «Народы Чембарского края»

- атрибуты к кукольному спектаклю «Маша и медведь»

(слайд 1,2) Выходят педагоги в национальных костюмах и исполняют  песню «У моей России…»

- Живут в России разные народы с давних пор,

Одним тайга мила, другим – степной простор.

- У каждого народа язык свой и наряд,

Один черкеску носит, другой надел халат.

- Один – рыбак с рожденья, другой  - оленевод,

Один – кумыс готовит, другой – готовит мёд.

- Одним милее осень, другим милей весна,

А Родина Россия у нас у всех одна (все вместе)

-Здравствуйте ребята.  

- Шумбрат.    

- Исэнмесез!(салям –привет)

- Вы догадались кто мы? (…)

- Правильно, мы люди разных национальностей, проживающие на территории Пензенской области (Белинского района, Чембарского края) слайд 3

-Сегодня праздник  нас собрал:

Не ярмарка, не карнавал!

-Здесь праздник дружбы наступил

И в круг ребят всех пригласил.

Ритмическая композиция «Собрались на празднике все мои друзья»

- Ребята, а вы много знаете о обычаях, традициях и особенностях каждой  из этих национальностях?(…) . Давайте все вместе  пополним копилку своих знаний, а поможет нам в этом цветик – семицветик. слайд 4

(из зала выходят дети  и отрывают  по одному лепестку.)

1 лепесток - «Национальный костюм».
- Чем же занимались женщины Поволжья
Вечерами долгими в пору бездорожья?
- Ткачеством и вышивкой славился наш край,
И трудились женщины с октября по май.

- Мастерства секреты в семье передавались,
И следили, чтобы они не забывались.
- И в наши дни узоры из старины седой
Нас радуют, волнуют волшебной красотой.

- Традиционный костюм – свидетельство высокого мастерства рукодельниц всех народов, образец красоты, способный поведать о старинных традициях. Одежда была уникальной и неповторимой культурной ценностью. Уходило и терялось многое, но остались и живут народный костюм и народная песня. Народный костюм является художественным историческим памятником.
- В чём же раньше ходили?
Что же раньше на Руси носили? слайд 5
Русская:
Нёс костюм характер благочинный,
Был для всех свободным, строгим, длинным.
На Руси короткие одежды
Надевать не смели и невежды.

Из полотен вырубали пряхи
Длинные холщовые рубахи.
Ворот и подолы украшали,
Дивные узоры вышивали.

На узорах — травы, кони , птицы...
Выводили тонко мастерицы.
Вышивка людей оберегала -
Нечисть и болезни отгоняла. 

Обо всём одежда говорила,
По одёжке сразу видно было:
Холост ли, женат? Откуда родом? 
Возраст, ремесло и связь с народом.

Молодёжь в нарядах щеголяла,
Густо все костюмы украшала.
Лишь у стариков и у детишек
В украшеньях не было излишек.

В праздники деревня наряжалась,
Вся одежда в миг преображалась.
Хороводы, хохот, песни, пляски!
Яркие насыщенные краски!

Мордовка: слайд 6

По своему колориту костюм мордвы-мокши является наиболее многоцветным. Старинная мордовская вышивка украшала в основном праздничную народную одежду.  Рубаха-панар шилась из полотнища, перегнутого по утку пополам. Спереди на подоле в центре располагался разрез. Под рубахой женщины носили штаны – понкст. Женскую рубаху носили с поясом и специальным сложным набедренным украшением, которое называется – пулай.  Мокшанки носили поясные украшения-полотенца - кеска руцят. Прекрасным декоративным дополнением в костюме были нагрудные украшения: бусы, бисерные воротники, фибулы. В нагрудных украшениях мордвы выделяется брошь-заколка-сюлгам. 
Головной убор строго соответствовал возрасту женщины, отражал ее положение в семье и обществе. Традиционные головные уборы женщин украшались вышивкой, нашивкой из лент, кружева, блесток. 
Наиболее распространенным видом обуви у мордвы были лапти. В качестве праздничной обуви были типичны кожаные сапоги со сборами. Зимой носили валенки. 

Татарка:  слайд 7

Я сегодня в праздничном наряде,
Мой костюм из бархата, парчи,
И калфак пойетками играет,
Будто звезды в сказочной ночи.

Золотые серьги, ожерелье,
Бусы и серебряный браслет,
Пояс из каменьев драгоценных
И звенит нагрудник из монет.

Вышитые бисером воланы,
Будто речка вьется на бегу,
Фартук мой, украшенный цветами,
Будто сад зеленый на снегу.

На камзоле яркие фигурки,
Вышиты узоры птиц, ростков,
Золотыми нитями играют
И луна, и лепестки цветов…

Стежки заиграли мишурою,
Моему костюму много лет,
В нем душа татарского народа,
Зарево одержанных побед.

Игра «Волшебный ларец» слайд 8

-Позвонили в бубенец

И попали во дворец.

Открывается палата,

Посмотрите, чем она богата?

Нет ли там чудовищ?

 Много там сокровищ?

(из ларца дети достают предметы национальных одежд, украшений и т.д и называют их)

 

2 лепесток – «Национальные праздники».

— Друзья, мы с вами проживаем,
В красивом и богатом крае.
- Все народы свои праздники помнят,
Их любят, о них говорят.
- Про обычаи русского народа
Мы спросим сейчас у ребят.

- Назовите любимые праздники, обычаи и традиции русского народа, которые мы с вами знаем и ежегодно отмечаем в нашем детском саду и дома (осенины, Новый год, Рождество, старый новый год, масленица, пасха, Троица, колядки, гадания, венчание, крещение и др.). слайд 9

Хоровод «Как у наших у ворот»

— Мордовский праздник – «Белая береза». «Акша-келу/ня» (праздник Белой березы) отмечает календарный рубеж весны и лета, совпадает с русским праздником «Троица». Березовыми ветками украшали окна, дома, дворы, ворота, веря, что они обладают целебной силой.

видеоклип на песню «Акша келуня» слайд 10

— Татарский праздник – «Сабантуй». Это самый любимый, самый веселый, самый торжественный народный весенний праздник у татар, посвященный окончанию весенних полевых работ. Его называют «Праздник плуга».

После сева летним днём                                              Буген безде Сабантуй

Мы станцуем и споём.                                                 Эшлереннен барын куй.

Веселись же и ликуй –                                                 Тизрек йегер мейданга

Это праздник - Сабантуй.                                            Байрам башланда анда.

Видеоклип на песню «Сабан туе» слайд 11

3 лепесток – «Национальное угощенье к чаю»  слайд 12

(Звучит мордовская народная мелодия, вносится поднос с лепёшками)

- Это национальное блюдо – копша – медовые лепешки. Их едят с медом, и подают к чаю. Они очень сытные и вкусные.

Чай у нас всегда в почете
Лучшего напитка нет.
Если чай вы часто пьете,
Проживете много лет

Чай с листом смородины,
Чай с листом малины,
И с цветами нежными
Липы и жасмина.
Мята и душица,
Тоже могут пригодиться.
А подсолнуха цветы
Вам добавят красоты.

-Поиграть я приглашаю всех гостей,
Чтоб чаевничать им было веселей.

Мордовская народная игра: «Раю-раю» слайд 13

Для игры выбирают двух детей - ворота; остальные играющие - мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

                                         -Раю-раю, пропускаю,

     А последних оставляю.

     Сама мать пройдет

     И детей проведет.

В это время играющие дети, став паровозиком, за матерью входят в ворота. Дети ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом спрашивают у него два слова — пароль (например, один ребенок — щит, другой — стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому ребенку, чей пароль он назвал. Когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у нее: щит или стрела. Мать отвечает и встает в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки, остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей. Правила игры. Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.

(Звучит русская народная мелодия, вносится поднос с пряниками) слайд 14

- Здравствуйте. Я – Манечка принесла вам русских пряничков.

Пряники русские
Сладкие, мятные
К чаю ароматному
Угощенье знатное.

Угощенье – вот оно,
Но условьице одно
Свою удаль покажите
И со мной сейчас спляшите.

Хоровод «Было у матушки двенадцать дочерей»

(Звучит татарская народная мелодия, вносится поднос с чак-чаком). слайд15

Ходит слух, что занимает почетное место,

На столе наш чак-чак из медового теста.

Может чак-чак  настроение поднять,

Так, что давайте  скорее играть.

Татарская народная игра «Спутанные кони» (Тышаулы атлар) слайд 16

Играющие делятся на три-четыре команды и выстраиваются за линией. Напротив линии ставят флажки, стойки. По сигналу первые игроки команд начинают прыжки, обегают флажки и возвращаются обратно бегом. Затем бегут вторые и т. д. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой. 
Правила игры. Расстояние от линии до флажков, стоек должно быть не более 20 м. Прыгать следует правильно, отталкиваясь обеими ногами одновременно, помогая руками. Бежать нужно в указанном направлении (справа или слева).

4 лепесток - «Устное народное творчество». слайд 17
- Известно нам всем: имеет каждый
 народ
Пословиц и поговорок большой набор.
- Они – воплощение народной мудрости,
Хвала труду, осуждение глупости.
- Благодаря им можно решить,
Как в сложной ситуации надо поступить.


Татарские:
Добром за добро платит каждый, добром за зло — настоящий человек.
Соседская курица индюком кажется.
Чужая душа — бездонное море.
Небо украшают звезды, мужчин — борода, женщин – волосы.
Хочешь яблока — ухаживай за яблоней.

Без труда и зайца не поймаешь.

Если гора не идет к тебе, ты подойди к горе.

К любому замку ключ подобрать можно.

Пока есть силы - работай, пока есть зубы - кусай.

Мордовские:
Где много нянек, там дети больше болеют.
Не прыгнув в воду, не научишься плавать.

Плохому человеку – все плохие.
Слово – не мел, скажешь – не сотрешь.

Что сошьешь, то и поносишь
И на хорошем дереве бывают сухие сучья

Русские :

Долг платежом красен

Без труда не вынешь рыбку из пруда

Чужая душа – потёмки

У семи нянек дитя без глазу.

Слово не воробей, вылетит не поймаешь.
Не учась, и лаптя не сплетешь.
Языком и лаптя не сплетешь./меньше слов, больше дела
Смотри дерево в плодах, а человека — в делах 

(татарка и мордовка по очереди называют свои национальные пословицы, а воспитатели и дети  называют аналогичные им русские народные пословицы)

5 лепесток – «Сказки» слайд 17

Каждым звуком, каждым словом

Дорог мне язык родной

С колыбели мир огромный

Он открыл передо мной.

Не на нем ли мать над зыбкой

Пела песни в тишине

Не на нем ли чудо - сказки

Бабка сказывала мне.

Игра «Доскажи словечко»

- Ребята! Почти во всех сказках героев называют двойным именем, я начну, а вы продолжите:

Кощей – Бессмертный

Василиса – Прекрасная

Сестрица – Алёнушка

Иван – Царевич

Братец – Иванушка

Змей – Горыныч

Крошечка – Хаврошечка

Баба – Яга (у татар – старуха –убыр, у мордвов  - сыре-варда) слайд 17

(детям в группы раздаются сборники татарских и мордовских народных сказок)

Кукольный спектакль «Маша и медведь» слайд 18

(стихотворное изложение русской народной сказки О.Емельяновой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий викторины "Мой край"

Материал может быть использован для ознакомления дошкольников с родным краем....

Сценарий праздника: «КУБАНСКИЙ КРАЙ - ХЛЕБНЫЙ КРАЙ»

ЦЕЛИ: * познакомить с традициями и обычаями кубанского народа             * развивать музыкальные  и творческие  способности дошко...

Сценарий праздника "Славься, край мордовский"

В сценарии подобран материал для приобщения детей старшего дошкольного возраста к традициям мордовского и русского народов: песни, танцы, игры, легенды, стихи, пословицы и поговорки...

Сценарий осеннего праздника "Край уральский, край любимый"

Данный материал адресован музыкальным руководителяим ДОУ.  Праздник проводится с целью ›повышения  у детей интереса к родному краю, к людям, прославившим его, а также способствует развитию ...

Сценарий развлечения "Мой край Башкортостан"( знакомство с культурой и бытом татарского народа)

Сценарий развлечения "Мой край Башкортостан"( знакомство с культурой и бытом  татарского народа)...

Сценарий развлечения "Мой край - Югра"

Сценарий развлечения «Мой край - Югра» для детей старшей и подготовительной группы....

Сценарий развлечения «Наш край» - мордовский фольклорный праздник.

Цель: формировать у детей чувства любви к малой Родине – Мордовии. Задачи:способствовать приобщению воспитанников, их родителей и сотрудников ДОУ к традициям мордовской культуры;продолжать ...