Викторина - досуг для детей подготовительного и старшего возраста ДО ШКОЛЫ "Зимняя гостиная" 2018г.
план-конспект занятия

Семьянских Мария Юрьевна

Конспект викторины - досуга "Зимняя гостиная" может быть использован для проведения итоговых мероприятий по лексической теме "Зима"с детьми сраршего возраста. В нашем ДО мероприятие проводили специалисты психолого - педагогической службы совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физической културе,  но состав педагоов и воспитателей может быть другим.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Викторина - досуг для детей подготовительного и старшего возраста ДО ШКОЛЫ

«Зимняя гостиная».

Конспект сценария.

Примечание:

        Проводят мероприятие специалисты психолого - педагогической службы, музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре ДО, но возможен и другой состав педагогов, воспитателей.

Цель:

        Закрепить представление детей о зиме, зимних праздниках, зимних развлечениях, народных традициях.

Задачи:

- Обогащать словарь детей.

- Развивать связную речь детей.

- Развивать творческие способности: умение слушать и двигаться под музыку, танец, пение, интонационную выразительность речи, дикцию.

- Продолжать знакомить детей со стихотворениями отечественных поэтов.

- Развивать психические процессы: память, внимание, мышление.

Предварительная работа: педагоги подбирают речевой материал: стихи, пословицы, загадки, материал для инсценировок; музыку,  делают презентации; необходимо разучить сдетьми стихи, реплики персонажей инсценировок, подготовить костюмы героев, разучить танец.

Оборудование: компьютер, экран,  зеркальный шар, 3 маленьких стола, три комплекта картинок зимующих птиц,3 комплекта цифр от 1 до 7,  костюмы дворника, метла, лавочка, русской бабушки, снежинок, атрибуты зимней одежды для детей: шапочки, перчатки, шарфы, яблоко, корзина.

Ход викторины - досуга:

1. На экране в музыкальном зале Презентация с музыкой №1 «Зима».

        Дети с воспитателями входят в музыкальный зал, рассаживаются на стульчики.

2. В зал выходят дети старшей и подготовительных групп, ведущий (учитель - логопед 1) и педагог (учитель – дефектолог).

        Ведущий: «Здравствуйте дети, здравствуйте уважаемые взрослые, сегодня нас в гости пригласила зима».

        Педагог читает стихотворение А.С. Пушкина «Идет волшебница зима».

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама-
Идёт волшебница - зима,
Пришла, рассыпалась; клоками,
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди поле, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки - зимы.

        Дети подготовительной группы читают стихотворение Я. Акима «Первый снег».

Ребенок:

Утром кот

Принёс на лапах,
Первый снег!
Первый снег!
Он имеет
Вкус и запах,
Первый снег!
Первый снег!
Он кружится,
Лёгкий,
Новый,
У ребят над головой,
Он успел
Платок пуховый
Расстелить
На мостовой,

Ребенок:
Он белеет

Вдоль забора,
Прикорнул на фонаре -
Значит, скоро,
Очень скоро,
Полетят салазки
С  горок,
Значит, можно будет
Снова
Строить крепость
Во дворе!

        Ребенок  читает стихотворениеА. Прокофьева «Зимушка-зима».

Ребенок:

По дороге по прямой

Шла зима с морозами,

Шла зима к себе домой –

Снег стелила розовый.

За зимою две метели

Снег тот веяли, мели,

Снег взвивали, как хотели,

И кидали хрустали.

Ведущий (учитель - логопед 1)читает стихотворение С. Есенина «Белая береза».

Белая береза
Под  моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В  сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво,
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

        

3. Ведущий: «Наша встреча с зимой продолжается и сейчас девочки исполнят «Танго снежинок».

4. Музыкальный руководитель включает «Танго снежинок», танец исполняют  девочки подготовительной группы.

5. Педагог (учитель - логопед 2):

        Зима у русских поэтов, музыкантов – красавица, порой озорная, порой тихая, словно сон.

– Кто-то скажет: «Холодная и снежная», а кто-то возразит: «Вовсе не холодная и не вьюжная». «Красивая, пушистая и белоснежная!» – восхищённо воскликнет другой.

        А на самом деле она и студёная - и с оттепелью; с метелями и с капелью; снежная  и с солнцем. Русский народ сочинил множество пословиц и поговорок о зиме, о явлениях природы, которые происходят зимой.

И сейчас объявляется конкурс «Объясни пословицу».

         Я вам буду читать пословицы о зиме, а представители от ваших групп попытаются объяснить мне их смысл; почему так говорят:

-  «В зимний холод всякий молод».

- «Всё зимой сгодится, что летом уродится».

- «Декабрь год кончает, зиму начинает».

- «Декабрь глаз снегами тешит, да ухо рвёт».

- «Зима без снега – лето без хлеба».

- «Зима лодыря морозит».

Ведущий (учитель - логопед):

        - Молодцы, дети, а теперь мы предлагаем посмотреть наш маленький спектакль  из зарисовок на зимнюю тему. Музыкальный руководитель включает зеркальный шар.

6. Инсценировка шуточного стихотворения Д. Хармса «Дворник – дед Мороз».

Представляют дети подготовительной группы и педагоги.

Ведущий (учитель - логопед 1):

В шубе, в шапке, в душегрейке
Дворник что-то мастерил,
И, усевшись на скамейке,
Дворник снегу говорил:
Дворник (учитель - дефектолог):
"Ты летаешь или таешь?
Ничего тут не поймешь!
Подметаешь, разметаешь,
Только без толку метешь!

Да к чему я говорю?
Сяду я да подремлю".
Ведущий:
Дворник в рукавицы дует ...
И глаза от снега щурит,
И вздыхает, и зевает,
И внезапно засыпает.
(Выходят два ребенка, встают со стульчиков, переговариваются.)

Ребенок:
Глянь-ка, Саня...

Ведущий:

Крикнул Ваня.

Ребенок:
Видишь, чучело сидит?
И глазами-угольками
На метлу свою глядит.

Ребенок:

Это вроде снежной бабки,
Или просто Дед Мороз,
Ну-ка дай ему по шапке,
Да схвати его за нос!"

(Подкрадываются к дворнику…)

Ведущий:
А оно как зарычит!
Как ногами застучит!
Да как вскочит со скамейки,
Да по-русски закричит:
Дворник:
"Будет вам ужо мороз —
Как хватать меня за нос!"

(Дети убегают на места…)

Инсценировка по стихотворению  А. Барто «Снег, снег кружится».

        Музыкальный руководитель включает музыку (музыка 2). Выходит группа детей.

Ребенок:

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собрались мы в кружок,

Завертелись, как снежок.

( Дети встают в хоровод, кружатся)

Ребенок:

Посмотрите – ка, ребята,

Всё вокруг покрыла вата!

Девочка:

А в ответ раздался смех:

- Это выпал первый снег.

Не согласна только Люба:

Девочка:

- Это вовсе не снежок –

Дед Мороз почистил зубы

И рассыпал порошок.

Инсценировка по стихотворениюА. Парошина «Варежки».

Ребенок:
Бабу снежную лепила

Света в садике сама.

Только пальчики застыли

Заморозила зима.

Мальчик:

Подошел Андрей к сестричке

Говорит серьёзно ей:

- Как наденешь рукавички.

Будет пальчикам теплей.

Девочка:

Света варежки надела.

Это сразу помогло.

Ручки Светины согрелись

Стало пальчикам тепло.

7. На интерактивной доске презентация с голосами птиц «Зимующие птицы»:

Ведущий (учитель - логопед 1):

Дети, сейчас я хочу вспомнить вместе с вами отех, кто холодной зимой очень нуждается в нашей помощи. Давайте назовем птиц, которые остались с нами зимовать, послушаем их голоса.

8.Педагог (учитель - логопед 2):

А теперь объявляется конкурс « Угадай, птицу по голосу».

Приглашаются по два представителя от каждой подготовительной группы к столам для ваших групп.

Перед детьми на столах разложены в произвольном порядке картинки зимующих птиц, которые были в презентации: воробей, снегирь, ворона, галка, сова, дятел, сорока, голубь, синица и цифры.

Включается голос птицы, дети узнают птицу и  кладут цифру под картинку с её изображением, затем проверяется правильность выбора:

Голоса включаются в следующем порядке: воробей - 1;сова - 2; дятел - 3;  синица - 4; снегирь - 5; голубь - 6; ворона - 7.

Затем определяется победитель конкурса.

9. Ведущий (учитель - логопед) читает стихотворение А. Яшина «Покормите птиц».

10. Педагог (учитель - дефектолог):

        Ребята,  а какие зимние забавы, развлечения вы знаете? Во что можно играть, чем заниматься только зимой, а в другое время года нет!

- Ответы детей.

На экране включают презентацию № 3 «Зимние развлечения».

Педагог: Объявляется конкурс «Отгадай загадку».

- О каком зимнем развлечении идет речь? Педагог загадывает детям загадки.

(После ответов детей показывается картинка- отгадка из презентации).

За веревочку коня                                

В горку я тащу                                  

Ну а с горки быстро я                                                                                           На коне лечу. (санки)

   

Башмаки – озорники

Мчат меня по дну реки. (коньки)

Человечек непростой

Появляется зимой,                      

А весною исчезает,            

Потому что быстро тает. (снеговик)

Бегает от клюшки к клюшке,                        

Что же это за старушка? (шайба)

 

Две курносые подружки

Мчатся, мчатся друг за дружкой

Обе ленты на снегу

Оставляют на бегу. (лыжи)

11. Педагог (учитель - дефектолог):

А теперь я предлагаю всем вспомнить, как зимой мы все лепили снежного человечка, и приглашаю детей на веселый танец.

 Танецс движением по показу «Слепим снеговика» ( музыка №3).

12. Ведущий (учитель - логопед):

- Дети, посмотрите, к нам кого-то принесла вьюга. Бабушка, ты откуда?

В зал входит «бабушка» в русском народном костюме.

(Дети садятся на стульчики, гаснет свет, включается шар, зажигаются свечи, воет вьюга, появляется старушка.)

Бабушка (инструктор по физической культуре):

- Я из старины глубокой пришла к ребятам, хочу им рассказать свои сказы о том, что раньше в мире бывало, откуда пошли наши порядки, праздники. Садится на лавочку.

На интерактивной доске  Презентация № 4 «Бабушка».

Слушайте сказ первый. (Слайд №1)

Давным - давно, 300 лет назад, был на Руси царь, и звали его Пётр 1. И издал он указ, что Новый год надо встречать зимой, с 31 декабря на 1 января, как мы с вами сейчас и отмечаем.

- А вы знаете, в какое время года до этого на Руси встречали Новый год?

Вот вам подсказка (достает яблоко). До указа царя Петра, Новый год в нашей стране встречали осенью, и яблоки были самым главным угощением на новогоднем столе.

Слушайте сказ второй. (Слайд №2)

Очень давно, 2000 лет назад на иудейской земле, в городе Вифлееме у девы Марии и её мужа Иосифа родился сын, назвали его Иисус. Мальчик этот был послан на Землю, чтобы своими поступками, словами подсказывать людям, как надо жить, чтобы не обижать других людей и не делать зла.

- Кто из вас знает, какой праздник мы отмечаем с тех пор 7 января?

С тех пор мы отмечаем его Рождество. Поговорите дома со своими родителями об этом празднике.

Слушайте сказ третий. (Слайд № 3)

Когда Иисусу стал  взрослым, он пришел на реку Иордан к пророку, мудрецу, Иоанну и он повелел ему войти в воду. С тех пор 19 января люди отмечают праздник Крещение.  Окунаются в прорубь в ледяную воду, а перед этим обязательно признают свои ошибки, чтобы больше их не совершать.

(Слайд №4)

- Дети, а теперь скажите вы мне, какой веселый праздник сообщает нам о конце зимы, приходе весны? На этот праздник мы печем блины, водим хороводы, прощаемся с зимой. Правильно, это Масленица.

Долго я у вас ребятки засиделась, пора мне в путь, в дорогу собираться, пойду дальше, буду другим людям рассказывать свои сказки, до свидания!

Бабушка уходит, включается свет.

13. Ведущий (учитель - логопед 1):

Ребята, вот и подошёл к концу наш праздник, праздник зимы. И сейчас в заключение праздника,  мы приглашаем всех детей спеть зажигательную песню о зиме и потанцевать.

14. Танец с движением. На экране видео – песня в исполнении Э. Хиля –

Э. Ханок и  С. Островой «У леса на опушке».

У леса на опушке жила Зима в избушке.
Она снежки солила в березовой кадушке,
Она сучила пряжу, она ткала холсты.
Ковала ледяные да над реками мосты.

Припев:
Потолок ледяной, дверь скрипучая,
За шершавой стеной тьма колючая.
Как пойдешь за порог - всюду иней,
А из окон парок синий-синий.

Ходила на охоту, гранила серебро,
Сажала тонкий месяц в хрустальное ведро.
Деревьям шубы шила, торила санный путь,
А после в лес спешила, чтоб в избушке отдохнуть.

Припев:
Потолок ледяной, дверь скрипучая,
За шершавой стеной тьма колючая.
Как пойдешь за порог - всюду иней,
А из окон парок синий-синий.

15. Итог. Дети и воспитатели уходят из музыкального зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурный досуг для детей подготовительной и старшей группы «Зимние развлечения»

1.     Совершенствовать навык бега с изменением направления.2.     Развивать скорость и ловкость.3.     Развивать смекалку, чувство товарище...

Физкультурный досуг для детей подготовительной и старшей группы «Зимние развлечения»

1.     Совершенствовать навык бега с изменением направления.2.     Развивать скорость и ловкость.3.     Развивать смекалку, чувство товарище...

«Джунгли зовут» Спортивный досуг для детей среднего и старшего возраста

Цель:сохранение и укрепление здоровья детей;совершенствование двигательных умений и навыков.;воспитание интереса к физической культуре посредством активных форм отдыха;развитие эмоционально - во...

«Папа, мама, я – дружная семья » (Сценарий спортивного досуга для детей среднего и старшего возраста)

Цель организации совместного спортивного досуга - повышать интерес к физической культуре и здоровому образу жизни дошкольников и их родителей. В ходе досуга семейные команды участвуют в эстафетах, игр...

«Все профессии нужны, все профессии важны!» Викторина-досуг для детей подготовительной к школе группы.

Закрепить представления детей о разных профессиях. Расширять знания детей о различных орудиях труда, необходимых людям определенных профессий. Воспитывать уважение к людям разных профессий, их деятель...

Развеселим Водяного. Спортивный праздник для детей подготовительного и старшего возраста.

Спортивный праздник для детей подготовительного и старшего возраста в бассейне...

Квест – игра «Весёлые буквы и звуки» (летний досуг для детей младшего и старшего возраста )

Летний досуг для детей младшего и старшего возраста, с увлекательными играми, направленные на развитие речи....