Осенний праздник, посвящённый творчеству С. Есенина.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Данный праздник проводится в период осенних мероприятий. Уважаемые педагоги дошкольных  учреждений, кто любит поэзию С.Есенина,  сценарий этого праздника для Вас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osenniy_eseninskiy_prazdnik.docx29.21 КБ

Предварительный просмотр:

Осенний праздник, посвящённый творчеству С. Есенина.

Зал празднично украшен. На центральной стене берёзы, журавлиный клин.

Вед.120 лет назад, в период осенин, родился Сергей Есенин, знаменитый русский поэт. Он очень любил это время года и посвятил осени много стихов.

      Реб. Отговорила роща золотая

             Берёзовым, весёлым языком

             И журавли печально пролетая

            Уж не жалеют больше ни о ком

            Не обгорят рябиновые листья

            От желтизны не пропадёт трава

            Как дерево роняет тихо листья

            Так я роняю грустные слова

Исполняется песня «Закружила листва золотая» на слова С.Есенина.

Реб. Нивы сжаты, рощи голы,

        От воды туман и сырость

         Колесом за сини горы

         Солнце тихое скатилось.

        Дремлет взрытая дорога

        Ей сегодня примечталось,

        Что совсем-совсем немного

         Ждать зимы седой осталось.  

Реб. Пишу тебе с есенинских лугов

        Где звонкой песней отзвенели косы,

        Где запах лета, как настой стогов,

        Где по дорогам жёлтым бродит осень.

        И кажется нигде и никогда

        Не увидать, не выдумать такого

        Вот почему воспел он те поля,

        Простор рязанский, голубые  дали

        С листвой багряной переливы слов

        На лист тетради милый ветер бросил.

        Пишу тебе с Есенинских лугов,

        Где по дорогам жёлтым бродит осень.

Исполняется вальс «Шум дождя по стеклу».

Это имя близкое и дорогое для многих россиян. В нём слышится шелест осеннего листопада, плеск речной волны, дуновение ветра, благодаря ему мы по новому увидели нашу Родину, где по равнинам льётся берёзовое молоко, где ягнёнок - кудрявый месяц , гуляет в голубой траве, где душа дышит запахом мёда и роз.

Чувство Родины было основным в творчестве поэта.

Реб. О Русь – малиновое поле

       И синь, упавшая в реку,

       Люблю до радости и боле

        Твою озёрную тоску

Реб. Край любимый! Сердцу снятся

         Скирды солнца в водах лонных.
         Я хотел бы затеряться
        В зеленях твоих стозвонных.

 Реб. Курит облаком болото,
      Гарь в небесном коромысле.
      С тихой тайной для кого-то
      Затаил я в сердце мысли.

Реб.Все встречаю, все приемлю,
      Рад и счастлив душу вынуть.
      Я пришел на эту землю,
      Чтоб скорей ее покинуть.

Исполняется «Песня о Родине» муз. С. Кузмичёвой (журнал «Муз.Руководитель » № 4 2013 г., с.50.)

Вед. Говорят то, что ты приобрёл в детстве, приобрёл на всю жизнь. Крестьянский сын, Сергей Есенин, на всю жизнь сохранил сыновнюю привязанность к родной земле. В те времена люди употребляли в своей речи слова, которыми мы сейчас не пользуемся. В стихотворениях поэта мы можем услышать названия многих вещей, звучащих для нас по- новому.

Выходит мальчик – юный Есенин и исполняет литературно – музыкальную композицию – «Родом из детства».

Реб. Низкий дом с голубыми ставнями,
      Не забыть мне тебя никогда, -
      Слишком были такими недавними
      Отзвучавшие в сумрак года.

Реб .Изба крестьянская.
     Хомутный запах дегтя,
     Божница старая,
    Лампады кроткий свет.
    Как хорошо,
    Что я сберег те
    Все ощущенья детских лет.

Вед. Слышите, заскрипели половицы в доме с голубыми ставнями, где жил мальчик Серёжа. Там матушка, Татьяна Фёдоровна, хлопочет у печи, готовит для всей семьи драчёны, блины, сдобренные яйцами, молоком и маслом.

Взрослый воспитатель, переодетый в крестьянскую одежду хлопочет у печи.

Мама. Вот и обрадуются ребятки – Серёжа, Катя и Шура, когда я позову их к столу.

Реб. Пахнет рыхлыми драченами;
      У порога в дежке квас,
      Над печурками точеными
      Тараканы лезут в паз.

       Мать с ухватами не сладится,
       Нагибается низко,
      Старый кот к махотке крадется
       На парное молоко.
       Квохчут куры беспокойные
       Над оглоблями сохи,
       На дворе обедню стройную
       Запевают петухи.

Исполняется песня « Матушка моя» муз. Шабалиной « М.Р» № 4, 2015, с.42.

Вед. Только дома, на живописном берегу Оки, дорогом для него селе Константиново, Рязанской губернии – Сергей Есенин по настоящему отдыхал. Не случайно самые нежные строки были посвящены матери и родному дому.

«Село, значит, наше – «Константиново»

Дворов, почитай, два ста.

Потому, кто его оглядывал,

Приятственны наши места.

Богаты мы лесом и водью,

Есть пастбища, есть поля.

И по всему угодию рассажены тополя.

                                  (Из «Анны Снегиной»)

С раннего утра все в доме Есениных принимались за работу. Отец, Александр Никитич, запрягал лошадь и уезжал на целый день по своим делам. А Серёжа с дедом отправлялись на Оку рыбу удить или в лес за грибами и ягодами. Дед Фёдор очень любил своего златокудрого внука, обучал его всем крестьянским премудростям, с малых лет Серёжа сено косил, дрова рубил, лодки стругал, лошадь запрягал, и с ответной любовью посвящал ему стихи.

Реб.

Вышел зараня дед
На гумно молотить:
«Выходи-ка, сосед,
Старику подсобить».

Положили гурьбой
Золотые снопы.
На гумне вперебой
Зазвенели цепы.

И ворочает дед
Немолоченый край:
«Постучи-ка, сосед,
Выбивай каравай».

И под сильной рукой
Вылетает зерно.
Тут и солод с мукой,
И на свадьбу вино.

За тяжелой сохой
Эта доля дана.
Тучен колос сухой -
Будет брага хмельна. 

Реб. Голубчик! Дедушка!
Я вновь к тебе пишу...

А ты всю ночь не спишь
И дрыгаешь ногою.
И хочется тебе
Накинуть свой пиджак,
Пойти туда,
Избить всех кочергою.

Наивность милая
Нетронутой души!

Тому же самому
Ты обучать стал внука.

Но внук учебы этой
Не постиг
И, к горечи твоей,
Ушел в страну чужую.

Я знаю -
Время даже камень крошит..
И ты, старик,
Когда-нибудь поймешь,
Что, даже лучшую
Впрягая в сани лошадь,
В далекий край
Лишь кости привезешь...

Поймешь и то,
Что я ушел недаром
Туда, где бег
Быстрее, чем полет.
В стране, объятой вьюгой
И пожаром,
Плохую лошадь
Вор не уведет.

           («Письмо деду»)

Исполняется сольный номер «Песня дедушки Тимоши» муз. Селунёвой («М.Р» №4, 2014, с.)

Вед. А ваши дедушки чему вас учат? Что вы с ними любите делать? Чем им помогаете? Давайте поиграем в старинную русскую игру «У дедушки Тимофея» и вспомним, какую работу делали крестьяне.

Игра « У дедушки Тимофея» (М.Р. №1 2005, с. 85)

Дети стоят в кругу, в центре водящий дедушка. Идут и поют.

У деда Тимофея было множество детей

Много, много было сыновей (дочерей)

Дети идут в обратную сторону

Они пили, они ели

Да по лавкам не сидели

Дружно делали, вот так…..

Дед показывает, как он работает, например, пилит, колет дрова, забивает гвозди и т.д. Дети повторяют движения, водящий выбирает того ребёнка, который лучше всех работал. Игра повторяется с новым ведущим.

Можно спеть про дочерей.

Вед. А теперь нам пора и бабушку Сергея Есенина вспомнить. Звали её Наталья. Была она человеком тихим, добрым, ласковым. Бывало соберёт их около печи и начнёт сказку сказывать.(Выходит воспитательница в народном костюме под бабушку, рядом с ней на лавочку садятся мальчик и две девочки).

Бабушка. Что же слушайте!

                  За горами, за лесами,

                 За широкими морями,

                 На небе – на земле

                  Жил старик в одном селе.

                  У старушки три сына:

                  Старший умный был детина,

                   Средний сын и так и сяк,

                 Младший вовсе был дурак.

Мальчик. ….И сидим мы, еле дышим,

              Время к полночи идёт.

                         Притворимся, что не слышим,

                         Если мама спать зовёт

Девочка. Сказки все. Пора в постели.

                 Ну, а как теперь уж спать?

                  И опять мы загалдели,

                  Начинаем приставать.

Мальчик. Скажет бабушка не смело.

Бабушка. Что ж сидеть то до зари?

Дети. Ну, а нам какое дело-

          Говори, да говори.

Бабушка. Ну хватит, хватит, завтра вам сказку доскажу. А сейчас идите спать.

Вед. Спит деревня, отдыхают крестьяне от дневных трудов и только юному поэту не до сна. При свете лучины он сочиняет новые стихи.

Реб. Задремали звезды золотые,
       Задрожало зеркало затона.
       Брезжит свет на заводи речные
       И румянит сетку небосклона.

Реб. Улыбнулись сонные березки,
       Растрепали шелковые косы,
       Шелестят зеленые сережки,
       И горят серебряные росы.

Реб.У плетня заросшая крапива
     Обрядилась ярким перламутром
     И, качаясь, шепчет шаловливо:
    «С добрым утром!»

Исполняется песня «Сердечные слова» муз. Н. Куликовой («М.Р».№7,2015,с.57).

Вед. Есенин был очарован красотой родной природы, он был мастером пейзажа, читая его стихи, мы вживую представляем окружающий мир.

Реб.

Зелёная причёска,
Девическая грудь.
О тонкая берёзка,
Что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?
О чём звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?

Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил печальный 
Твой предосенний шум.

 

Реб. Всем береза нравится
Ведь она – красавица!
Белый ствол ,густая крона
Рассылает всем поклоны
Листья тихо шелестят
Меж собою говорят.

Реб. Рощи берёзовой, стать белоствольная

Поле широкое, небо без края.

Русь моя вольная. Росы рассветные….

Не надышаться тобой, не расплескать бы.

Девочки исполняют танец «Белая берёза под моим окном»

Вед. Есенин любил дорогу: он ездил по России, бывал на Кавказе, посетил многие Европейские страны, жил в Америке, но где бы он ни был, его всегда тянуло на Родину, к родным берёзкам. Иной мир открывается всякому, кто приезжает в Москву, мог ли кто тогда представить, что этот паренёк станет поэтическим сердцем России.

Далёкий год расцвета сил

Двадцатый уж наступил.

В Москве Есенин. В это время

Стихи читает перед всеми

Он вхож в салоны, любит Блока

И пишет стих в мгновенье ока.

В  двенадцатом всего лишь ученик,

    А в двадцать пятом он уже велик.

Исполняется танец мальчиков «Москва»

Вед. В последнее пребывание на Кавказе поэту пишется легко и просто. Там создаётся замечательный цикл лирических стихотворений «Персидские мотивы».

Реб. 

Хороша ты, Персия, я знаю,

Розы, как светильники, горят

И опять мне о далеком крае

Свежестью упругой говорят,

Хороша ты, Персия, я знаю.

Реб. Золото холодное луны,
Запах олеандра и левкоя.
Хорошо бродить среди покоя
Голубой и ласковой страны.

Далеко-далече там Багдад,
Где жила и пела Шахразада.
Но теперь ей ничего не надо.
Отзвенел давно звеневший сад.

Реб.

Угощай, хозяин, да не очень.

Много роз цветет в твоем саду

Незадаром мне мигнули очи,

Приоткинув черную чадру.

Ну, а этой за движенья стана,

Что лицом похожа на зарю,

Подарю я шаль из Хороссана

И ковер ширазский подарю.

И на дверь ты взглядывай не очень,

Все равно калитка есть в саду...

Незадаром мне мигнули очи,

Приоткинув черную чадру.

Реб.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому, что я с севера, что ли.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне...
Шаганэ ты моя, Шаганэ. 

Исполняется «Восточный танец»

Вед. Последняя, о ком я хочу вам рассказать это Айседора  Дункан – близкий друг С.Есенина. Это была выдающаяся танцовщица. Она каждый раз танцевала по новому, сочиняя танец на ходу, не повторяя движений. Наши девочки тоже любят танцевать, наш танец не экспромт, мы готовились и учили его, старались быть похожими на Айседору Дункан.

Танец с полотнами «Вальс листьев»

Вед. Мне кажется, что счастье приходит к человеку только тогда, когда в его душе распускается цветок доброты и любви. Не знаю, был ли счастлив наш поэт, но его стихотворения полны доброты.

Иного поэта можно любить, иным восхищаться, у иного учиться, Есенин входит в сердце легко и спокойно. Остаётся в нём где-то рядом с тем чувством, которое принято называть любовью к России.

Звучит песня на стихи С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу» в исполнении ансамбля «Золотое кольцо»,  дети под музыку выполняют упражнение.

 

До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди
.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий музыкально – литературного вечера, посвящённый Сергею Александровичу Есенину.

В сценарии использован материал для систематизации и закрепления знаний детей старшего  дошкольного возраста о творчестве Сергея Есенина. В ходе  мероприятия используется интеграция образова...

Осенний праздник, посвящённый Дню народного единства.

Осенний досуг для подготовительной группы детского сада, посвящённый Дню народного единства....

Театрализованный праздник , посвящённый творчеству И.И. Демьянова. «ВОТ КАК ВЕСЕЛО ЖИВЁМ»

Театрализованный праздник , посвящённый творчеству И.И. Демьянова.«ВОТ КАК ВЕСЕЛО ЖИВЁМ»...

Музыкально-поэтическая гостиная, посвящённая творчеству Сергея Есенина.

Мероприятие знакомит детей с творчеством русского поэта Сергея Есенина....

Сценарий праздника , посвящённого творчеству М.И.Глинки к Международному Дню музыки

Материал будет интересен музыкальным руководителям, воспитателям ДОО. Предназначен для детей подготовительной к школе группы.На празднике дошколята не только расширят знания  о творчестве ...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе с ТНР на тему: «Осень в творчестве С. Есенина»

Цели: Познакомить детей с творчеством С. Есенина. Заучивание стихотворения С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы» путем моделирования.Коррекционно-обучающие задачи:Учить детей выразительно чит...