Родительского собрания на тему: «Традиции встречи весны. Жаворонки»
материал

Кулешова Галина Николаевна

Познакомить  родителей и детей  с традицией  русского народа  празднования встречи весны, заклички, жаворонки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobrani.docx47.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида №5 «Солнышко»

           Конспект родительского собрания на тему:

«Традиции встречи весны. Жаворонки» 

с показом мастер  - класса «Птички - веснянки».

                                                                                                                                     

                                                                                               

                                                                                                      Провели:

                                                                     Воспитатель: Кулешова Г.Н.

                                                                         Музыкальный руководитель:

                                                                         Стогова М. Н.

                                                                     

                                                     

Родительское собрание: Тема: «Традиции встречи весны. Жаворонки»

Цель: приобщать детей и родителей к истокам народной культуры.

Задачи: 

  • Познакомить  родителей и детей  с традицией  русского народа  празднования встречи весны, заклички, жаворонки.
  • Обучить родителей  практическим приемам изготовления из ткани «Птички - веснянки».
  • Развивать творческие способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности.
  • Способствовать установлению партнерских отношений родителей с детьми.

Основные понятия:

Сретение - означает  "встреча"

Со́роки, Жа́воронки - день народного календаря.

Благовещение - нести "благую " (хорошую) весть.

Ресурсы: Ткань  20 х 20 см, вата, нитки. Пооперационные схемы складывания. Мультимедийная установка. Видеопрезентация с иллюстрациями весны, птиц. Музыкальный  центр,  аудиозаписи  с голосами птиц и музыкальных произведений. Музыкальные инструменты. "Жаворонки" из теста.

Форма проведения: Родительский клуб.

Участники: Воспитатели, родители, дети, музыкальный руководитель.

План проведения :
1. Вступительное слово  ведущих.

2. Мозговой штурм  для родителей

3. Игра "Картинку доставай, примету называй".

4. Загадки  про птиц. Просмотр слайдов  и слушание голосов птиц.

5. Игра «Плетень» с родителями.

6. Игра «Жаворонок».

7. Хороводная  игра «Ручеёк»

8. Мастер - класс: «Птичка - веснянка».

9. Закличка.

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций о Весне.
  • Беседы о праздниках и традициях русского народа.
  • Чтение художественных произведений.
  • Заучивание пословиц, поговорок, народных примет, закличек.
  • Разучивание хороводов, народных игр.
  • Прослушивание музыкальных произведений о природе; пение птиц.
  • Занятия по конструированию из бумаги; рисование; лепка из теста "Жаворонков"

Ход собрания

1 Слайд.  Воспитатель заходит в музыкальный зал, приветствует гостей. 

Воспитатель :  Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы решили провести родительское собрание в форме семейного клуба на тему:«Традиции встречи весны. Жаворонки» с показом мастер - класса изготовление из ткани " Птички - веснянки". Сегодня мы вам поведаем, как в далекую старину встречали русские люди  Весну - Красну.

Ведущий М.Р.: Долго длиться зимняя пора. Уже прошел веселый праздник Масленица, надоело слушать  нам завывания вьюг да метелей, все мечтают о том, что тепло прогонит стужу лютую.

Воспитатель : И вот, чтобы приблизить радостную  весеннюю пору,  люди придумали еще один обряд - закликание весны. В народе так и говорили об этом дне: - Когда вода разольется, когда лес зазеленится,
                   Когда птицы прилетают, тогда и весна наступает.

Ведущий М.Р.: К путешествию в старину приглашаем -

                            О русских обычаях и традициях много узнаем.

                            Слушайте и запоминайте.

                            В игры веселые  с нами играйте.

Воспитатель : Так жили на Руси наши предки

                             И нам завещали -

                             Очень хотели, чтоб мы традиции их продолжали.

Ведущая М.Р.: У нас в разгаре весна,

                           Пробудилась земля ото сна.

                           Девицы, парни наряды надели.

                           И пошли на лужок песни петь!

Дети за руки змейкой  входят под песню «Оттепель» в зал.

Встают полукругом, читают стихи.

1 ребенок: Стали дни погожие

                    Вот и мы, знать, дожили

                    До весны, до веснушки,

                    До веселой гостьюшки.

Воспитатель : Мы собрались сегодня в зале, 
                            Чтоб о весне начать рассказ, 
                             Всю зиму долгую мы ждали, 
                            И очень рады ей сейчас. 

Ведущая М.Р.: Сегодня здесь весну встречаем, 
                            И с поклоном приглашаем, 
                            Всех, кто любит веселиться, 
                            И смеяться и резвиться! 

 2  ребенок: Если снег повсюду тает, 
                     День становится длинней, 
                     Если все зазеленело, 
                     И в полях звенит ручей. 

3 ребенок: Если солнце ярче светит, 
                   Если птицам не до сна, 
                   Если стал теплее ветер, 
                   Значит, к нам пришла… 

ВСЕ вместе: ВЕСНА

Ведущая М.Р.: Давайте с вами позовём весну, может, услышит она нас.

Все зовут Весну: Весна - красна, иди скорей,

                               Весна - красна, порадуй всех детей!

Ведущая М.Р.: Что-то весна не идет к нам, а давайте мы ей песенку споем.

Дети водят «Весенний хоровод», муз. С. Насауленко.

                                           Дети садятся на стулья.

2 Слайд.   (Под музыку входит Весна со шкатулкой)

Весна девочка: Здравствуйте, друзья,

                            А вот и я,  Весна - красна!

                            Знаю, ждут меня повсюду,

                            Всем на свете я нужна.

                            Приношу я радость людям,

                            Ведь недаром я -  Весна.

Воспитатель : Тёплыми шагами

                             По земле прошла.

                             Вы Весне, ребята, рады?

                             Рады или нет?

                             Я хочу услышать,

                            Дети ваш ответ

Дети: Да!!!

4 ребенок: Пришла матушка весна

                   Отворяй – ка ворота!

5 ребенок: Первым март пришел

                   Белый снег сошел

6 ребенок: А за ним и апрель

                   Отворил окно и дверь.

7 ребенок: А уж как придет май

                   Солнце в терем приглашай!

8 ребёнок: Ты пришла, Весна – веснянка,

                   Выходи к нам на полянку!

                   Дружно, дружно, всем народом,

                   Мы пройдемся хороводом.

9 ребёнок: Песни, пляски заведем,

                    Игры разные начнем…

                    Не дадим Весне скучать,

                    Будем праздник отмечать!

Дети встают в рассыпную. Исполняют песню «Становится весна» и играют на  музыкальных инструментах вместе с родителями.

Дети садятся на стулья.

Воспитатель : А сейчас мы проведем мозговой штурм для родителей. Если родители не смогут ответить, ребята помогут.

-  Сколько раз  на Руси встречали  весну?  (Три)

- Первый раз  когда и каком месяце? (15 февраля)

- Какой  церковный праздник отмечают в этот день? (Сретение).

- Что  означает слово "Сретение"?  ("Встреча").   (Слайд 3)

- Встреча кого с кем? (Зимы с весной)  

- Верно. Сретение, когда зима встречается с весной.

-  Скажите, второй  раз,  когда и каком месяце на Руси встречали весну? (22 марта)

-  Что происходит в этот день? (День весеннего равноденствия  - день равняется  ночи).     (Слайд 4)

 Слайд  4. 22 марта на Руси издавна отмечали праздник Жаворонки — день встречи весны. Звался этот день «Сороки». Сорок сороков. Было поверье, что на Сороки прилетает сорок птиц, что сорока начинает строить себе гнездо и кладет в него сорок палочек. В народе еще говорили: «Жаворонок за собой сорок птиц привел».

Воспитатель :  Третья  встреча весны когда?  (7 апреля)

-  Какой праздник отмечал народ в апреле?  (Благовещенье)    (Слайд 5)
- Что интересного вы знаете об этом празднике?

Слайд  5. Благовещение - благая весть о грядущем рождении. Христа. Благовещение - один из самых больших праздников весны. Птиц, находящихся в неволе, на Благовещенье выпускали и  говорили : «Благовещение, птиц на волю отпущение»


Ведущая М.Р.:   Не смотря на капризы переменчивой весенней погоды и непростые трудовые будни, народ находил время для творчества, сочиняя о весне загадки, стихи, пословицы. А также прилежно записывали весенние приметы.

Воспитатель : Посмотрите, нам Весна  принесла волшебный сундучок.

Посмотрим, что же тут внутри. А здесь картинки. Сейчас мы с вами поиграем  в игру "Картинку доставай, примету называй".  Родители  берут картинку, а дети называют примету.

Слайд 6. (Приметы весны)

  • Весна красна цветами, а осень снопами. (Цветы)
  • Купаются воробьи ранней весной - к скорому теплу. (Воробей)
  • Март сухой, апрель сырой, май холодный – год хлебородный. (Хлеб)
  • Ранний вылет пчел - к красной весне. (Пчела)
  • Если одуванчик зацвел ранней весной, лето будет коротким. (Одуванчик)
  • Апрельский цветок, ломает снежок.  (Подснежник)
  • Одна ласточка весны не делает. (Ласточка)
  • Птицы вьют гнезда на солнечной стороне — к холодному лету. (Гнездо)
  • Длинные сосульки - к долгой весне. (Сосульки)


Слайд 7 (Загадки про птиц)

Слайд 7 (Загадки про птиц)

Воспитатель : Молодцы, вижу, много примет вы знаете. А ну-ка, отгадайте, какие птицы вестники весны?

1. Черный, проворный,

     кричит "крак",  червякам враг! (Грач) (Слайд 8)


2. Спереди у птички шильце,

     позади у птички вильце,
    Птичка мала, да за морем была! (Ласточка) (Слайд 9)

3. Детки домик смастерили

    И на дерево прибили.

    Поселился в нем певец…

    Как зовут его? …(Скворец ) (Слайд 10)

4. Кто на елке, на суку
    Счет ведет: «ку-ку, ку-ку?» (Кукушка) (Слайд 11)

5. Вот пернатый сел на сук
    И колотит: тук-тук-тук!
    Ищет пищу под корой
    Он голодною порой. (Дятел) (Слайд 12)

6. Хоть за дальний путь устали,

    В камышах родной земли

    До рассвета танцевали

    Возле речки ... (Журавли) (Слайд 13)

7. Он тоже серенький на вид,

    но очень пеньем знаменит.
    Он соло пел среди ветвей,

     певца назвали... (Соловей) (Слайд 14)

8. Раньше всех из птиц встаёт,

    Солнцу песенку поёт,

    Всё живое поднимает,

    Как ту птичку называют? (Жаворонок) (Слайд 15)

Воспитатель : Молодцы, все правильно ответили.

                            Выходи детвора, заплетать плетень пора!

                            Ну-ка, кто быстрей из вас заплетёт плетень сейчас?

Слайд 16 . Игра «Плетень» с родителями.

Ребёнок: Весну мы ждём и птиц зовём.

                 Прилетайте скорей из-за гор и морей.

Ребёнок: Прилетай, скворец, соловей-певец,

                 И чёрный грач, и дятел-врач,

                 И быстрый стриж, голосистый чиж.

Слайд 17. Игра «Жаворонок».

Дети стоят в кругу, ребенок (жаворонок) ходит внутри круга  с колокольчиком, проговаривая слова:

В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел,
Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве,
Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год.

Двое детей, около которых звенит колокольчик, поворачиваются к водящему. На слова «Раз, два, три, беги» бегут в разные стороны.Кто первый  возьмет колокольчик, становится водящим.

Ведущий М.Р.: К нам Весна - красна пришла! Хлопот много принесла.

                            Небо – в каждом ручеёчке, ручейки хотят к реке,

                            И весёлою гурьбой всё сметая за собой.

                            Прямо к речке понеслись: эй, с дороги, берегись!

- А сейчас мы с вами поиграем в русскую народную игру «Ручеёк»

Слайд 18. Хоровод - игра «Ручеёк»

Ведущий М.Р.: Это старинная игра - обряд, которая символизировала таяние снега.  (Дети  встают парами, взявшись за руки и поднимают их вверх, чтобы получился ручеёк. Под музыку ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет).

Слайд 19. Мастер - класс «Птичка - веснянка». Практическая работа.

Дети садятся за столы к родителям.

Воспитатель: В обряде закликания Весны использовались птички, не только выполненные из теста, а еще птички – веснянки, изготовленные из ткани.

 Мы с вами сегодня научимся делать этих маленьких птичек - веснянок, которых вы сможете развесить на деревьях у вас дворе или возле дома, закликая Весну, а можно подарить ее друзьям или близким людям. Эту птичку не нужно сшивать, в ней не будет ни одного шва.

Нам  понадобиться: кусочек ткани, вата и нитки. Посмотрите, у всех ли есть все необходимое?

Теперь посмотрим на экран и последовательность выполнения работы.

Родители и дети работают – последовательно повторяют за педагогом этапы изготовления «Птички - веснянки», помогают друг другу. Педагог обходит всех и помогает при необходимости.

Слайд 20. (Пооперационная схема)

1.  Сложить пополам по диагонали тканевый квадрат.

2.  Сначала отвернуть один угол получившегося треугольника к середине, потом второй угол.

3.  Еще раз согнуть левый уголок к середине.

4. Теперь правый уголок.

5. Затем получившуюся фигуру сложить пополам внутрь сгибами.

6.  Далее сформировать клюв птицы, перевязав нитью уголок.

7. Расправить фигуру и, вложив внутрь кусочек ваты.

8. Сформировать  голову птицы, перевязать нитью несколько раз. Затем положить еще ваты и, сформировав тело.

9. Расправив в стороны крылышки, перевязать нитью в виде креста и обмотать каждое крыло.

10. Птичка готова.  Можно такую  птичку подарить, либо подвесить на нитке на  люстру.

Воспитатель : Но больше всего люди любили звонкого певца - жаворонка, который своими переливчатыми трелями заставлял природу пробудиться от зимнего сна. Празднично одетые девушки и дети ходили по деревне и пели песни - заклички.

Слайд 21. (Жаворонки из теста)

Ведущий М.Р.: В каждом доме пекли из теста птичек - жаворонков, мазали их сладким душистым медом. Сегодня мы с  ребятами  из теста испекли жаворонков. Давайте  мы с вами  возьмем их и споем, весеннюю закличку. Поднимите своих жаворонков вверх.

Слайд 22.  (Закличка). Все вместе: (поём)

Жаворонушки,

Жаворонушки,

Прилетите к нам!

Принесите нам

Весну - красну!

Тёплолетечко!

(говорим):Зима  надоела,
Весь хлеб  поела.

Летите в поле,

Несите здоровье:

Первое - коровье,

Второе - овечье,

Третье - человечье.

Заключительная часть. Слайд 23.

Воспитатель : Вот и подошла к концу наша с вами встреча. Сегодня мы с вами зиму и мороз проводили. Весну красную и солнце ясное встретили, «Птичку - веснянку» сделали и весну закликали.

Весна: Спасибо вам, друзья,

             Порадовали вы меня,

             А теперь пора мне уходить,

             За цветами, травами следить,

             Чтоб они росли и распускались,

             Всеми соками земными наливались.

             До свидания, друзья,

             Через год вернусь к вам я.

Весна прощается с детьми и уходит.

Воспитатель : С началом весны от души поздравляем!
                            Счастья, здоровья, веселья желаем!
                            Пусть эта весна принесет для вас,
                            Много улыбок, тепла и добра!

Ведущая М.Р.: Пели мы и танцевали,

                           Дружно все Весну встречали.

                           Как могли вас развлекали.

                           До свиданья, в добрый час!

                          Ждём ещё на праздник вас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект родительского собрания в нетрадиционной форме "Встреча с интересными людьми" на тему "Нужно ли воспитывать в детях дошкольного возраста патриотизм". Авторы: старший воспитатель Руденко О.В, воспитатель Тарасенко В.В

Конспект встречи с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. "Встреча с интересными людьми", викторина, чаепитие....

Занятие-развлечение «Встреча весны. Жаворонки»

Образовательная область: «Познание» Интеграция образовательных областей: социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка, здоровье....

Развлечение по познавательному развитию в подготовительной группе "Встреча весны. Жаворонки"

Развлечение по познавательному развитию в подготовительной группе "Встреча весны. Жаворонки"...

"Праздник встречи весны. Жаворонки"

Аннотация: работа с разнообразным материалом всегда вызывает у детей большой интерес, развивает креативное мышление, познавательные и конструктивно-творческие способности детей.Изобразительная деятель...

«Встреча весны. Жаворонки прилетели».

Занятие – развлечение для детей подготовительной группы ЗПР....

Встреча Весны."Жаворонки".

На весеннее равноденствие - 22 марта - приходится древний славянский праздник "Жаворонки". Весна окончательно сменяла зиму, а день мерялся с ночью. Считалось, что именно в это время прилетают из теплы...

Проект "Встреча весны. Жаворонки"

С раннего возраста необходимо детей знакомить с народными традициями и обычаями. Дети знакомятся с народным праздником "Жаворонки".  В процессе реализации проекта используется лепка из ...