Развлечение "Масленица"
методическая разработка (старшая группа)

Павлова Надежда Васильевна

Задачи:

1. Совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами русского фольклора.

2. Развивать творческую самостоятельность в создании художественных образов, используя русские народные песни, потешки, танцы.

3. Расширять представления детей о различных формах русского фольклора (колыбельные, пестушки, потешки).

4. Поддерживать стремление детей искать выразительные средства для создания образа персонажей, используя позу, жест, движение, речевую интонацию.

5. Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков, используемых в русском фольклоре.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik_maslenitsa.docx332.42 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Сценарий развлечения

«Масленица»

(Средняя, старшая группы)

Воспитатель: Павлова Н.В.

Задачи:

1. Совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами русского фольклора.

2. Развивать творческую самостоятельность в создании художественных образов, используя русские народные песни, потешки, танцы.

3. Расширять представления детей о различных формах русского фольклора (колыбельные, пестушки, потешки).

4. Поддерживать стремление детей искать выразительные средства для создания образа персонажей, используя позу, жест, движение, речевую интонацию.

5. Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий,

признаков, используемых в русском фольклоре.

Действующие лица:

Ведущая, Весна: Ангажанова Т.А.

Скоморох 1: Павлова Н.В.

Скоморох 2: Ангажанова Т.А.

 

Звучит русская народная мелодия «Светит месяц».

Дети свободно входят в зал, рассаживаются. Их встречает

ведущая в русском костюме – «Русская красавица».

Ведущая: Проходите, гости дорогие, рассаживайтесь поудобнее.

Пожалуйста, располагайтесь. Рады гостям, как добры вестям. Проходите, не стесняйтесь. Всех привечаем, душевно встречаем. В тесноте, да не в обиде.

(Музыка смолкает).

Все гости собрались? Здравствуйте, люди добрые! Спасибо вам, что пришли по старому обычаю Зиму-матушку проводить, повеличать её, поблагодарить за коньки-салазки. Завершается зима. День становится длиннее. Всё чаще на небе солнце светит. А ведь кажется, что мы совсем недавно встретили её, радовались первому морозу, первому снегу, любовались снежными узорами. Ребята, а хорошо ли вам было зимой? На санках катались? А как?

Дети: А вот так (имитируют катание на санках).

Ведущая: На лыжах ходили? А как?

Дети: А вот так (имитируют ходьбу на лыжах).

Ведущая: А на коньках катались? А как?

Дети: А вот так (имитируют катание на коньках).

Ведущая: Ведь совсем недавно мы водили весёлые хороводы у

ёлки. Давайте вспомним один из них.

 Игра «Соберёмся мы в кружок»

На земле лежит снежок

Соберёмся мы в кружок.

Все потопаем, все потопаем. (топают )

Будем весело играть,

будем ручки согревать

Все похлопаем. Все похлопаем. (хлопают)

Если холодно стоять

Мы похлопаем опять

По плечикам, по коленочкам. (хлопают по плечам, по коленкам)

Чтобы стало нам теплее,

будем прыгать веселее.

Все попрыгаем, все попрыгаем. ( прыжки)

Ведущая: Издавна на Руси в конце зимы устраивались народные гуляния. Назывался этот праздник – масленица. Весёлый и разгульный, с играми да весёлыми состязаниями. В этот день пекли блины, а ещё делали чучело зимы, носили его по улице, а к вечеру сжигали. А что за праздник без гостей? (Раздаётся шум, вбегают скоморохи.)

Скоморохи: А про нас-то вы забыли?

Ведущая: А кто же вы такие, гости дорогие?

Скоморохи: (вместе) Мы – скоморохи! Любим мы шутить, играть

да людей потешать!

1-й скоморох. А чего вы тут сидите, аль гулять вы не хотите?

2-й скоморох. Засиделись, чай, с утра, веселиться уж пора!

Скоморохи (вместе). Вместе будем гулять, масленицу провожать!

1-й скоморох. Вы, наверное, весёлые ребята, любите играть?

Тогда становитесь в круг! Сначала проведём

разминку. Повторяйте за мной:

Всем нам весело живётся, мы в ладоши хлопаем.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп –

Я беру себя за лоб.

Это что, у вас лоб на коленке находится? Вот это я вас разыграл! Будьте внимательны и берите себя за то, что я буду путать и дальше. (Выводит невнимательных детей в центр.) Ой, какие вы невнимательные, откупайтесь. Спляшите нам, а мы вам похлопаем. (Дети пляшут.) Ну вот и размялись, а теперь можно в весёлые игры поиграть.

2-й скоморох.  Игра у нас будет называться «Масляничный поезд» Кого я задену, тот становится за мной. Поехали!

Игра «Масляничный поезд»

1-й скоморох. Сколько народу и все воеводы.

А ну выходи, силой померяемся.

Проводится соревнование «ПЕТУШИНЫЙ БОЙ».

Участвуют двое детей. Они встают. Они встают в обруч, руки убирают за спину и, толкая друга плечом, стараются вытолкнуть своего соперника из обруча. Одновременно могут несколько пар в разных обручах.

Не для дела, не для славы продолжаются забавы!

 

2-й скоморох. А теперь я всех ребят вызываю на канат!

Десять слева, десять справа,

Только мускулы трещат.

(Проводится перетягивание каната.)

Ну, молодцы, крепкие вы ребята, настоящие богатыри!

 1-й скоморох. Ребята, а какой сейчас месяц идёт?

Все. Февраль!

Да, это последний зимний месяц, про него говорят: «Февраль

зиму выдувает».

Ребята, а вы умеете отгадывать зимние загадки?

Бел, да не сахар,

Ног нет, а идёт. (Снег)

Без рук, без ног,

А рисовать умеет. (Мороз)

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга завывает,

Когда это бывает? (Зимой)

2-й скоморох.  

  Давайте, ребята, в горелки играть, весёлой игрою

Весну зазывать.

Глянь на небо: птички летят, колокольчики звенят.

Раз, два, три – беги.

Дети стоят вокруг водящего (скомороха), выполняют движения по тексту, показывают, как летят птички, имитируют игру на колокольчиках, 3 раза хлопают в ладоши и разбегаются. Скоморох ловит их. Игра проводится 2-3 раза.

1-й скоморох. Предлагает детям встать в два круга, поводить хоровод, позвать Весну, а то она, видно, далеко и не слышит детей.

Дети и взрослые водят хоровод, приговаривая и выполняя движения.

Весна, Весна красная, Идут по кругу.

Приди, Весна, с радостью,

С доброй радостью,

С великой милостью; Поднимают руки вверх.

Со льном высоким,

С корнем глубоким, Присаживаются.

С дождями сильными, Сужают круг.

С хлебами обильными. Расширяют круг, широко разводя руки.

Хоровод проводится 2-3 раза.

2-й скоморох. Вот уж зимушка проходит,

Белоснежная проходит.

Снег и стужу прочь уводит,

Весну красную приводит.

Весна здоровается с детьми и гостями.

Скоморохи. Здравствуй, Весна красная!

А где же солнце ясное?

Весна. Давайте, ребята, вместе играть,

Солнышко ясное в гости к нам звать.

Солнышко, появись, красное, обрядись!

(Поднимают руки вверх.)

Поскорей, не робей, нас, ребят, обогрей!

(Прыгают и хлопают в ладоши.)

Игра проводится 2-3 раза. Звучит в грамзаписи колокольный звон.

Красная девица торжественно выносит макет солнца.

1-й скоморох. Красное солнце наше,

Нет тебя в мире краше!

Даруй нам света,

Теплое лето:

Краснопогодное лето,

Хлебородное,

Красное солнце наше,

Нет тебя в мире краше!

Игра с Солнцем. 
Ход игры. В центре круга – «Солнце» (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнца). Дети хороводом идут по кругу и произносят: 
Гори, солнце ярче – 
Лето будет жарче, 
А зима теплее, 
А весна милее. 
На 3-ю строчку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. «Солнце» кричит: «Горю!» Дети убегают, «солнце» догоняет детей. 
Кого «солнце» поймало, тот становится «солнцем», игра повторяется. 

Весна. Вот и стало светлее, вот и стало теплее. Скоро птицы прилетят, и комары запищат… Хотите полетать немножко с моими птицами и мошками? Скоморохи, выходите и ребят повеселите!

Скоморохи по очереди читают  проводят игру.

ИГРА. Дети все вместе отвечают «Да» или «Нет».

Захотела Сорока – белобока

Блинчиков деткам испечь.

На рынок пошла

И вот что взяла…

Парное молоко- да!

Куриное яйцо – да!

Крупа манная – да!

Капуста кочанная – нет!

Солёный огурец – нет!

Мясной холодец – нет!

Сахар да соль – да!

Белая фасоль – нет!

Масло топлёное – да!

Рыба солёная – нет!

Лавровый лист – нет!

Китайский рис – нет!

Чернослив да изюм - нет!

Шоколадный лукум –нет!

Перец болгарский – нет!

Соус татарский – нет!

Клубничное варенье – да !

Бисквитное печенье – нет!

 

2-й скоморох. Повеселились ли вы детушки?

Позабавились да потешились?

 Весна. Не пора ли, гости дорогие, прощаться с Зимой, с Масленицей? Пусть стужа лютая дорогу солнышку теплому уступит, пусть вместо снега на полях зазеленеет травушка-муравушка. Пусть вместо воя вьюги звенят капели и журчат ручьи.  

А вот вам и угощение, всем на объедение.

С пылу, с жару разбирайте

Похвалить не забывайте

С пылу, с жару из печи

Все румяны, горячи. (раздают блины)

ФОТООТЧЁТ