"Поверья русского народа". Фольклорное развлечение для детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Трищенко Елена Анатольевна

...Давным - давно русские люди были очень суеверными. Всем знакомы герои русских народных сказок - "Домовой", "Водяной", "Леший" "Кикимора", "Баба  Яга". Сейчас это всего лишь сказочные герои, а наши предки называли их нечистой силой. Народ из поколения в поколения передавал разные истории о них. У нас есть своя история о непредсказуемой, очень трогательной Бабе Яге и о хозяйственном, временно бездомном Кузеньке...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poverya_russkogo_naroda.docx92.56 КБ

Предварительный просмотр:

               

Цель.     Продолжать приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Оборудование. Репродукции с изображением духов низшей русской  мифологии (домовой, леший, водяной, кикимора); аудиозапись с русской народной мелодией; атрибуты для игры «Жмурки с водяным» (парик для водяного из бросового материала, повязка для глаз); ленточка.

Предварительная работа. 

  • Изготовление парика.
  • Беседа о жизни и быте русских людей в Древней Руси.
  • Словарная работа с использованием словаря В.И. Даля («бадья», «домовой», «хохлома»).

                                                       Ход развлечения.

     Звучит русская народная мелодия. Дети входят в "Комнату сказок", обустроенную в старинном русском стиле. 

Ведущий (в образе хозяюшки). Милости прошу, гости дорогие. Рассаживайтесь поудобнее, да послушайте мой рассказ о моей избе. В далекие- далекие времена в избе была всего одна комната, большую её часть занимала русская печь. В левом углу от печки стоял стол, а на столе всегда лежала буханка хлеба с солью. А вы, знаете, как называется этот угол? 

Дети.    Красным, то есть, красивым. Здесь принимают гостей. 

Ведущий.   Правильно. Так и говорили: «Не краска изба углами, а красна пирогами».

     А рядом размещалась красивая деревянная посуда. Очень любили русские люди делать из дерева посуду: ковш, тарелки, кружки, бадьи. А чтобы посуда была яркой, искусные мастера расписывали её. Как же называется вот эта роспись? Кто помнит? Посмотрите, вот вьется травка – былинка, а из неё выглядывают ягодки - смородинка, малинка или цветы - маки, ромашки, колокольчики («Хохлома»). А как вы думаете, что же ели из этой посуды? (Варианты ответов). 

Ведущий.     Главной едой русского народа были хлеб, который пекли сами, да овощи с огорода. Про хлеб говорили: «Хлеб – всему голова». Почему? Быть сильными и крепкими помогала простая полезная пища. А еще давным-давно русские люди были очень суеверными. Всем вам знакомы герои русских сказок – "Домовой", "Водяной", "Леший", "Кикимора", "Баба Яга"... Сейчас для нас это всего лишь сказочные герои, а наши предки называли их нечистой силой, и считали, что они существуют на самом деле. Они думали, что каждый из этих существ живет в своей стихии.

     Домовой прячется в доме за печкой, в подполье, а то и на чердаке. Леший хозяйничает в лесу, а на зиму уходит спать под землю. Водяной живет в подводном царстве, на дне озер и рек. Все верили, что каждый из этих духов бережет свою стихию, защищает от плохих поступков и разных бед людей...

     Народ из поколения в поколения передавал истории о том, как духи наказывали людей за неуважение к их владениям. Считалось, что за шум в лесу, леший может долго водить человека среди деревьев, а то и вовсе не отпустит. Водяной за беспорядок в его царстве, вместо рыбы, загонял в сети мусор. А тех людей, кто вел себя подобающе, духи могли наградить: водяной – знатным уловом, леший – хорошим сбором грибов и ягод, домовой – порядком и миром в доме.

     Дети рассматривают репродукции, развешанные на стене, обмениваются впечатлениями, ведущий обращает внимание на Бабу Ягу.

     - А это - наша старая знакомая Баба Яга. Её - то мы хорошо знаем!.. Часто к нам приходит праздники испортить. Ох, эта "костяная", такая "заводная"!.. Никому не даст скучать... Всё бы ей озорничать...

     Вдруг раздается стук в дверь. Появляется Баба-Яга, совсем не похожая сама на себя: охает, вздыхает да причитает. 

 

Баба Яга.              Охти-охи! Охти-охи! Все дела Бабули плохи!

                                 Мой чумазенький, вернись! Поскорее воротись!..

Ведущий.   Здравствуй, Бабушка Яга.

                                Что с тобою приключилось? Расскажи-ка, что случилось?..

 Баба-Яга.              Что случилось? Что случилось?  Домовенка я лишилась!

                                 Без него моя избушка вся измучилась, старушка,

                                 Мыши, крысы одолели - всё погрызли, всё поели!

                                 Каждый день я на работе - в ступе, каждый час в полёте...

                                 Нет присмотра, нет порядка, где же Кузенька, ребятки?

     Здесь нет, здесь нет... (смотрит среди детей и т.п., удаляется).

     Открывается крышка сундука, из сундука появляется Домовёнок Кузя.

Кузя.   Апчхи! Апчхи!    

Ведущий.   Ты кто?           

Кузя.   Ой-ей-ей! Беда, огорчение! (Вылезает из сундука). Огу-гу, Нафа-аня-я! Нафанечка-а-а!  

Ведущий.   Вас зовут Кузя?

Кузя (нараспев).   Вы меня не видели, я вас не видел! Нам показываться не положено. Отвернитесь! (Закрывает глаза).

Ведущий.   Почему?

Кузя.   Потому что я - До-мо-вой! Да, только теперь я бездомный Домовой. Ой, беда-беда-огорчение, негде голову приклонить! Пожалейте сироту бесприютную. Я с малых лет по людям жил, ел не досыта, спал без просыпу... (Вытирает рукавом нос).

Ведущий.   Не расстраивайся, Кузенька, живи у нас в "Комнате сказок". Мы тебя не обидим. 

Кузя.    Да? Ладно, я остаюсь. Работать буду по совести, за хозяйство не беспокойтесь, присмотрю, да еще повеселю... Покажу я вам мешочек волшебный, красоты необыкновенной! (Показывает красивый мешочек). Как начнете весело смеяться, так мешочек смехом будет наполняться. А закрою его вы молчите, тихо-тихо здесь посидите.

  • Проводится игра "Мешочек смеха".

Кузя.  Я мешочек открываю, вашим смехом наполняю! (Дети смеются, прекращают смеяться, когда мешочек закрыт). Посмеялись от души! Здесь, мешочек, полежи. (Быстро кладет его в сундук).

Ведущий.    Покажи-ка нам мешочек! Он наполнился, дружочек?

Кузя.  Как хотите... Как хотите... Вот мешочек ваш, смотрите! (Показывает точно такой же мешочек, но большего размера, имеющий объем. Все удивлены. Кузя кладет его вновь в сундук, говорит, что берет на память детский смех, что не жадный, а домовитый).

Ведущий.    А еще нас повесели! Например, загадками удиви.

Кузя.     Загадок Кузенька много знает, вот в эту котомочку все собирает (показывает).

  • Кузя загадывает загадки.

Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кто же были эти
Маленькие дети?

(Семеро козлят.)

В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден.
(Гадкий утенок.)

Покупала самовар,
А спасал ее комар.

(Муха-Цокотуха.)                                         

Сладкий яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло вокруг, как днём.
 (Жар-птица.)                                           

Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.

(Емеля.)

И зайчонок, и волчица -
Все бегут к нему лечиться.
(Доктор Айболит.)

Как у Бабушки Яги
К сожаленью, нет ноги,
Но есть замечательный Аппарат летательный.
(Ступа.)

Он разбойник, он злодей,
Свистом он пугал людей.
(Соловей - разбойник.)

В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.

(Красная шапочка.)

Он в Италии родился,
Он своей семьёй гордился.
Он не просто мальчик-лук,
Он надёжный, верный друг.
(Чиполлино.)

По дорожке он катился.

На окошке он студился.

На сметане был мешен.

Из муки он был печен. (Колобок)

Никто во дворце не узнает
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.
(Золушка)

Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
(Мышка.)

Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
("Три медведя".)

С кем Мороз играет в прятки,
В белой шубке, в белой шапке?
Знают все его дочурку,
И зовут ее…
(Снегурка.)

Стрела молодца угодила в болото,
Ну где же невеста? Жениться охота!
А вот и невеста, глаза на макушке.
Невесту зовут …
("Царевна Лягушка".)

Ведущий.    Правду скажу, я Хозяюшка  честная - встреча с тобою у нас - расчудесная!

                     В ответ предлагаю я танец-игру. Тебя приглашаю и всю детвору!

  • Проводится танец-игра "Вперёд четыре шага".

     (Кузя начинает принюхиваться, метаться, нервничать).

Кузя (испуганно).   Ой-ой-ой, я запах чую лесной…Это она за мной пришла!..

     Везде найдет - и здесь нашла. Спрячьте, не отдавайте, мне у вас понравилось!

Ведущий.     Что ты, Кузенька, что ты... Мы же твои друзья!

Голос Бабы Яги.Кузя-я-я, Кузенька-а-а, толстенькое пузенько!

     (Кузя прячется среди детей. Появляется Баба Яга).

Баба Яга.     Кузя-я-я, Кузенька-а-а! Отзовись, яхонтовый мой!.. Ищет.

   Здесь нет, здесь нет... Замечает Кузьму. А-а-а... Вот ты где, родименький мой, как соскучилась я за тобой! Я все тебе прощу-у! Хозяин настоящий избушке нужен, как ты Кузьма, а то совсем от рук, тьфу ты, от ног отбилась!..

Кузя.     А к ребятам потом отпустишь?

Баба Яга.   Как скажешь, родименький мой. 

Кузя.     А кренделечки сахарные есть?

Баба Яга.     Есть, бриллиантовый мой...

Кузя.     А блины со сметанкою...

Баба Яга.  И блины со сметанкою и кренделёчки сахарные,..  только возвращайся, а?!                                              

Кузя (бежит к Яге).      Возвращ-а-юсь!                                          

Ведущий.  Ну, хорошо, пусть домовенок похозяйничает у тебя немного, но потом обязательно вернется к нам – без него нам тоже плохо! 

Баба Яга.   Ой, спасибушки, спасибо. Как я рада! Какие вы все добрые! Хочу с вами поиграть! Игра называется «Жмурки с водяным».

  • Проводится игра "Жмурки с водяным".

     Дети становятся в круг, берутся за руки. По считалке выбирается водяной, который обряжается в парик, становится в центр круга и надевает на глаза повязку. Дети идут по кругу со словами: "Водяной, водяной, что сидишь ты под водой? Выйди на минуточку, Поиграем в шуточку!" На последней фразе все останавливаются. Водяной подходит к любому игроку, и ощупывая его, угадывает, кто перед ним. Ребенок, которого узнал водяной , становится водяным. 

Баба Яга. Ой, как здорово вы играете. А загадки умеете отгадывать?

Ведущий.     Кузины отгадали и твои попробуем отгадать.

  • Баба Яга загадывает свои загадки:

1. Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка.

 2. Это платье на Руси женщины носили, и еще его всегда безрукавным шили.

 3. Три струны, а звук какой, с переливами, живой.

Узнаю его в момент – это русский инструмент.

 4. Обувь делали крестьяне, для себя конечно сами.

Из коры плести садились, вместе дружно все трудились.

Баба Яга.  Охти-охти! И загадки вы можете отгадывать! Какие молодцы! А петь умеете? 

Дети.    Да-а!

  • Исполняется песня по желанию детей.

Баба Яга.    Ох, и развеселили вы нас! Поиграем с вами за это в нашу любимую игру: «Гори-гори, ясно».

  • Дети играют с Бабой Ягой и Кузей в игру "Гори, гори, ясно!".

     Выбирается считалкой "горелка", он берёт в руки ленточку. Все идут хороводным шагом, проговаривая слова:  "Гори, гори, ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят. Раз, два, три, беги!" «Горелка» под музыку бежит в кругу, с окончанием музыки останавливается у двух игроков, которые оббежав круг (один с одной стороны, другой с другой), должны успеть перехватить у «горелки» ленточку. Тот, кто первым ухватил ленточку, становится новым водящим. 

Баба Яга.  Весело нам с вами было, да пора домой возвращаться, порядок дома наводить. Да скоро "Весна-красна" придет, Лешего будить надо. А за то, что вы такие добрые, да смышленые, вот вам мой подарочек - ОРЕШЕК ЛЕСНОЙ. (Дети благодарят Бабу Ягу.

Гости прощаются и уходят).

Ведущий.     -Ну, орешек, раскрывайся (орешек раскрывается),

                        Каждый, каждый, угощайся! (Внутри волшебного орешка угощение для детей).

 


                                                   

                                                     

                   

                                                                   

                 

       

                                             

               

 

                                                           

                                                                                                                             

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорное развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Заведём мы хоровод"

Музыкальное фольклорное развлечение для детей старшей и подготовительной групп на основе знакомых хороводов и хороводных игр....

Сценарий фольклорного развлечения для детей старшего дошкольного возраста

В развлечении использованы фольклорные произведения, необходимые для расширения базовых знаний по музыкальной культуре ребенка-дошкольника....

Знакомство детей дошкольного возраста с русскими народными традициями. Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Прощай, масленица!»

«Свой обычай в чужой дом не вноси» «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе» Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась у...

Фольклорное развлечение для детей Старшего дошкольного возраста «Бабушкин сундучок»

Цель: расширение представлений детей о народах, проживающих на Урале. Цель:1.Образовательные: закрепление названий элементов  национальных костюмов ( кокошник, сарафан, рубашка, калфак...

Весеннее фольклорное развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Скоморох Тимошка"

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинае...

Конспект фольклорного развлечения для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у бабушки Арины»

Цель: Доставить детям радость, веселое праздничное настроение, приобщать детей к народным традициям.Задачи: - формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желанию знакомиться с ...

Проектная деятельность по духовно-нравственному воспитанию «Культура, быт и традиции русского народа. Малая Родина » для детей старшего дошкольного возраста

Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится «на» и «через» приобщения его к культурному наследию своего народа. Важным средством духовно-нравственного воспитания ...