Познавательное развлечение в подготовительной группе на тему «Юные друзья природы»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Куриленко  Елена Валерьевна

Описание работы: Данный материал направлен на организацию познавательного досуга с детьми старшего дошкольного возраста в рамках экологического воспитания. Разработка будет полезна воспитателям, методистам дошкольного образования, учителям начальных классов. Развлечение можно провести как игру брейн ринг.

 Цель :

  • Углубление  и расширение знаний  детей о природе родного края.
  • Формирование экологической культуры у дошкольников.
  • Вызывание  радостных  переживаний  от совместной командной деятельности
  • Воспитание  любви  и бережного отношения  к природе.

 Задачи:

  • обобщить и проверить знания детей о растительном и животном мире природы, правилах поведения в природе, явлениях, происходящих в жизни растений, животных
  • продолжать развивать умение самостоятельно, ло­гически кратко, точно выражать свои мысли
  • воспитывать, бе­режное отношение к природе, желание принимать участие в ее охране и защите.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательное развлечение в подготовительной группе

 на тему «Юные друзья природы»

Описание работы: Данный материал направлен на организацию познавательного досуга с детьми старшего дошкольного возраста в рамках экологического воспитания. Разработка будет полезна воспитателям, методистам дошкольного образования, учителям начальных классов. Развлечение можно провести как игру брейн ринг.

 Цель :

  • Углубление  и расширение знаний  детей о природе родного края.
  • Формирование экологической культуры у дошкольников.
  • Вызывание  радостных  переживаний  от совместной командной деятельности
  • Воспитание  любви  и бережного отношения  к природе.

 Задачи: 

  • обобщить и проверить знания детей о растительном и животном мире природы, правилах поведения в природе, явлениях, происходящих в жизни растений, животных
  • продолжать развивать умение самостоятельно, логически кратко, точно выражать свои мысли
  • воспитывать, бережное отношение к природе, желание принимать участие в ее охране и защите.

Правила игры:  Группу разделить на 4 команды,  у каждой команды  свои вопросы. На обдумывание каждого вопроса - 1 минута. За задание, выполненное всей командой, - цветок, или бабочка.
Оборудование:  мультимедиа, макет земли (серый шар), искуственные цветы, эмблемы команды, конверты с  заданиями , 4 вида комнатных растений,  шишки, грибы, каштаны, орехи

Ход развлечения:

Дети сидят за столами в группе , родители стоят позади столов детей. Раздаётся стук в дверь.

Воспитатель: Это кто же к нам стучится? Просится к нам в дом? Посмотрим?

Берет конверт. В нем видео - письмо.

Воспитатель: Ребята, да тут нам письмо! Давайте посмотрим. Интересно. Не простое письмо, а видеописьмо. Посмотрим?

Воспитатель включает видео на стеновой панели  запись:

Видео -фея: Здравствуйте, дорогие дети детского сада №40.

 Я - Фея Природы. Слышала, что вы очень хорошие, умные дети и очень хочу поближе познакомиться с вами и пригласить к себе в гости. В моём природном государстве есть клуб любителей природы. Хотите там побывать? Но для этого вы должны пройти испытания. Не побоитесь? Попасть в мой волшебный лес можно по специальным билетам, я вам сейчас пришлю:

 Приготовились:

 В Королевство Природы попасть легко.

 Не надо ехать далеко.

Закрой глаза – раз ! и топни – два!

Теперь в ладоши хлопни – три!…Смотри!

Воспитатель: Открываем глаза  .. Ребята смотрите  что для нас приготовила  Фея Природы .. ( стоят 4 коробочки с карточками - билетами)   тут записка от феи :

« Для того чтобы начать  ваше испытания вам надо взять  по 1 билету - карточке . Я вас всех жду в вашем музыкальном зале. В вашем путешествии вам будут помогать ваши родители.»

Дети спускаются в музыкальный зал

Звучит аудиозапись «Звуки природы».

Воспитатель: Ребята смотрите где мы с вами оказались в настоящем лесу , вы слышите  как поют птицы . но где же сама хозяйка леса?

Видео   Феи .

-- Я вам, ребята, хочу рассказать сказку. Но сказка эта не очень весёлая, потому что в моем царстве случилась беда. Вы пока рассаживайтесь за столы, у вас в руках карточки - билеты, и на столах стоят такие же карточки – обозначения, найдите свой стол согласно вашим билетам. А я пока приготовлю сказку.

Дети и взрослые садятся за столы

Включается слайд - фильм

   В некотором царстве, в некотором государстве, а именно в большом государстве Земля -биосфера, жили-были принцесса Флора и принцесса Фауна. Жили они и  в те времена, когда вода в морях, реках и озерах была чистая и прозрачная,  и рыбы было большое множество. На лугах цвели цветы, своей красотой восхищали. Природа отражала все цвета радуги. Воздух был прозрачный и чистый. Люди очень радовались всей этой красоте, но человечество стало совершенствовать мир, в котором живут, стали строить фабрики и заводы и все что им необходимо в жизни. Принцессы решили выяснить причину, что происходит в их государствах. Почему в реках, морях и озерах вода стала не пригодна для жизни многих живых организмов. Рыбы в водоемах стало меньше. Многие виды растений и животных вообще исчезли с лица земли. На лугах вместо ярких красок цветов, осталось одна пожелтевшая трава. Деревья и кустарники тоже стояли желтыми. Отправились принцессы в кругосветное путешествие. И что же они увидели. На всех континентах большое множество фабрик и заводов. Высокие трубы заводов выпускали облака дыма, а производства сливали свои отходы в реки. Люди отдыхали на природе, там они жгли костры, оставляли мусор после себя. Домой брали красиво цветущие цветы. А луга тем временем становились все мрачнее, так как разнообразие цветов становилось все меньше и меньше. Стали пропадать разные виды животных…

Воспитатель: Ребята ,а как вы думаете всё это нравилось принцессам Флоре  и Фауне, и самой Фее ? (ответы детей)

Воспитатель: Представьте себе, что с нашей планетой вдруг случилась большая беда - все живое на ней погибло: высохли реки и моря, вымерли все животные, воздух стал ядовитым…, и наша когда-то прекрасная планета превратилась в высохший серый шар. Вот такой (показывает на макет Земли).

Воспитатель:  Вам нравится, как выглядит Земля? (нет). А , давайте ,  превратим  её  в вновь в прекрасную цветущую  планету. Хотите? (да).

Видео -Фея :

 Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нету.

Развеем над нею и тучи, и дым,

В обиду её никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю землю садами, цветами…

Такая планета нужна нам с вами!

---Чтобы помочь моей беде, нужно выполнить задания, которые я вам приготовила.

За правильно выполненное задание, каждой  команде  мои помощники будут  выдавать бабочек, или   цветочки, или листочки , которыми мы потом украсим нашу планету, исправим ошибки людей… И спасем нашу природу.

 - Задания вы будете получать на моей волшебной тропинке. Удачи  вам!

Тропинка со станциями приклеивается  к полу вместе с конвертом , в котором призы: цветы, листочки, бабочки

Воспитатель: Ребята! Не забывайте о правилах поведения, уважайте друг друга, не выкрикивайте ответы с мест, я будуспрашивать конкретного человека.

1) ЗАДАНИЕ « Угадай – ка! »

- И первое задание которое мы с вами получаем – это задание «Отгадай загадку про неживую природу.»

Воспитатель читает загадки, за правильный ответ команды получают либо бабочку, либо цветок.

1.  Пушистая вата плывёт куда-то (Облако)

2. Крашеное коромысло над рекою повисло. (Радуга.)

3. Только солнце спать ложится,
Мне а месте не сидится.
Я на небо выхожу,
С высока на мир гляжу.( Луна)

4.Для дыхания он нужен,
С ветром, вьюгой очень дружен.
Окружает нас с тобой,
Не поймать его рукой! (ВОЗДУХ)

5.Пушистая вата
Плывет куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (ТУЧА)

6.Голубой шатёр
Весь мир накрыл. (НЕБО)
7.В тихую погоду нет нас нигде.
Ветер подует — бежим по воде. (ВОЛНЫ)

8.Раскаленная стрела

Дуб свалила у села. (Молния)  

Загадки для взрослых:

1.Идёт, а ног нет,
Лежит, а постели нет,
Лёгкий, а крыши ломит. ( снег)

2.В огне родился —
От огня убежал,
С огнём разлучился —
И быстро пропал. ( Дым)

3.Бьёт источника фонтан,
Струя до поднебесья.
В соседях с ним живёт вулкан,
Фонтан вам тот известен. (Гейзер)

4.Оно рычит, не уставая,
И вечно что-то пожирает,
И, солью блюда посыпая,
Водой их тут же запивает. (море)

Воспитатель: Молодцы ребята  справились с заданием . (раздать ребятам за правильные ответы цветы,бабочки).Интересно ,что нас дальше ждет какие испытания  ,давайте посмотрим на  волшебную тропинку.

2 )Задание. « Мой край родной!»

Воспитатель :Сейчас загадки  про наш Край,  в котором мы живем.

1.Какими морями омывается Крым? (Азовским, Чёрным).

2.Перечислите названия гор, которые находятся в Крыму? ( Ай-Петри, Аю –Даг, гора Кошка, Кара -Даг, Роман - Кош)

3.Почему море называют Чёрным?

4. Чем Чёрное море отличается от Азовского?

5. Какие животные обитают в Чёрном море?

6. Какие города – герои есть в Крыму? (Севастополь, Керчь)

 7. Какие достопримечательности есть в нашем городе?

8. Назовите редких птиц Крыма, которые находятся под охраной.(фламинго,лебеди)

9. Назовите заповедные  растения Крыма .( крокус крымский, пион крымский, Ландыш, тюльпан, подснежник, Венерин башмачок)

10. Какие цветы расцветают в Крыму первыми.?

 11. Назовите самых крупных обитателей Черного  моря?

12. Какие лекарственные травы вы знаете?

Для родителей

1)Последняя ягода  или фрукты в Крыму? (кизил, фейхоа, мушмула, зизифус, хурма)

2)Стреляющие растения нашего края?

Бешеный огурец обыкновенный назван так благодаря своей способности стрелять семенами. Он произрастает в обширной части России, в Крыму, в Средней и Малой Азии, на Азорских островах. При созревании плодов окружающая семена мякоть огурца превращается в слизь. При этом процессе в огурце очень повышается давление, и семена с силой выбрасываются наружу. Семена могут пролетать при «выстреле» больше шести метров.

3)Трава, которую на ощупь могут узнать даже слепые? (Крапива)

4) Какие животные полгода живут без обеда?

(Те звери, которые зимой впадают в спячку)

В: Молодцы ребята (раздаем детям за правильные ответы бабочки ,цветочки)

3. Физкультминутка

«1-2-3 -

Давай-ка отдохни!»

Выстраиваются  4команды в шеренгу. Обозначает старт и финиш.

Воспитатель: Кого мы будем изображать, попытайтесь отгадать.

1 эстафета

1. У болотной мягкой кочки,

Под зелеными листочками,

Притаилась попрыгушка,

Пучеглазая…(Лягушка).

Дети прыгают  как лягушки,  вокруг кубиков и возвращаются обратно.

2 эстафета

 Воспитатель: Я  сейчас загадаю загадку каждой команде , и вы узнаете кто, что будет собирать.

 -- Мальчик - крошка в костяной одёжке. ( Орех) (1 команда)

-- Вырос он в березняке, носит шляпу на ноге…(Гриб)(2 команда)

-- На сосне семян кубышка.

   Что же это — это…(шишка)(3 команда)

-- Висят орехи на ветках,

В колючих жилетках

Осень пришла,

Кожуру сняла!   Ответ(: Каштаны)( 4 команда)

Одной команде надо собрать в обруч орехи, другой – грибы, третьей - шишки , четвертой - каштаны

4 задание. Логическая цепочка

Вы должны посовещаться и выложить цепочку. Чем был и чем стал? Что из чего получилось? ( по 2 цепочке каждой команде)

  1. Икринка – малёк – рыбёшка - рыба.
  2. Яйцо – птенец - Цыплёнок – курица.
  3. Икринка – головастик – лягушонок -  лягушка.
  4. Семечко – росток – цветение - плодоношение.
  5. Жёлудь – росток – дубок - дуб
  6.  Рыба- Рыбак- приготовление –рыбный суп\уха\
  7.  Рыбешка-рыба – рыбина
  8. Яйцо – гусеница\лечинка – куколка - бабочка

5 Задание  . А сейчас на волшебной дорожке  у нас Блиц –вопросы

 Отвечаем быстро.

1. Кто на себе дом носит? (Улитка)

2.Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

3.У какого зверя куст на голове? (Лось)

4.Куда исчезают насекомые с наступлением зимы?

5.Перечислите хвойные деревья. (Сосна, ель, кедр, лиственница, пихта)

6.Какие животные впадают в спячку? (Барсук, медведь, ёж, суслик, хомяк)

7.Какие животные меняют на зиму окраску. (Заяц, белка)

8.Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)

9. Какие птицы остаются у нас зимовать?

10.Какую птицу называют «лесным доктором»? (Дятла)

11.Какое животное называют «кораблём пустыни»? (Верблюд)

12.Без чего не сможет расти растение? (Свет, вода, тепло).

6 задание « Чёрный ящик»

Воспитатель читает детям загадки, а потом добавляет интересные факты про растения

  1. Вроде не кактус,

         Но листья в шипах,

        Пальмой ветвистой,

        Растёт из горшка!

        Домашним доктором считают?

        Его скажи, как называют?  (Алое) 

- - В 4 веке до нашей эры, Александр Македонский ради этого растения завоевал целый остов.

-- На протяжении многих веков им лечили кожные и восполительные заболевания ( кожу и простуду).

2 . Очень милые цветы

Голубые лепестки!

На окне  они растут

и красиво там цветут.

Проявите чуть смекалки

Те цветы зовут ...(Фиалки)

- -Семена этого растения были в космосе 6лет (1984-1990).На их базе создана серия сортов ,цветущих суперобильно.Вдыхание летучих веществ этих растений благотворно действует на психику,работусердца,усиливает защитные силы организма,повышает  работоспособность и выносливость к физическим нагрузкам.

  -  Этот великолепный цветок используют не только в буекетах ,но и в парфюмерной промышленности.

3

-- Хотели детишки от мамы удрать,
Но мама сумела их всех удержать.
Вот так и висят те пучки-малолетки.
На нитях – зелёные растения-детки.(Хлорофитум)

.– Это растение издавна считается великолепным очистителем воздуха в комнате. Одно растение может за сутки очистить в 10 метровом помещении воздух на 80%. Также  оно активно уничтожает и болезнетворные бактерии, которые находятся вблизи растения.

-- При нехватке влаги листья становятся фиолетовыми, утрачивают упругость, цветок как бы впадает в летаргический сон. Но как только на корни попадает немного влаги, он оживает и зацветает красивыми фиолетовыми цветками.


4. Пахнет стебель и цветочки,
Опушённые листочки.
Ты пораньше утром встань
И полей свою … (герань).

  -- Названия этого растения герань означает журавль, пеларгония переводится как аист. Именно так звучат их названия в греческом языке. Семена растений напоминают по форме этих величественных птиц.

-- В восточных странах часто можно увидеть горшки с этим растением, выставленные на пороге дома или по краям дорожки ведущей к входу. Этому есть практическое объяснение. Не нравится это растение змеям, его запах служит барьером, которое гады не желают пересекать. Оно служит ещё и защитником дома – этакий нежный рыцарь в белых доспехах.

 Ведущий: Вы всё знаете, молодцы,  ребята. Вы настоящие друзья и знатоки природы.

7 Задание  «Ситуация в конверте»

Воспитатель: А вот здесь, ребята, сложные ситуации, в которых надо принять правильное решение.

Командам раздаются задания в конвертах, взрослые читают детям своей команды задания, они вместе находят решение в данной им ситуации, выбирают, кто будет отвечать, а после ответа, в доказательство своей правоты , читают вместе стихотворение( как в игре «Доскажи словечко») Время  для принятия решения – 2 минуты

1)– Нашёл Лёша гнездо с яичками пеночки в траве. Маленькие яички ему очень понравились. Он их хотел взять домой. А пеночка кружилась над ними и кричала. Как правильно поступить Алёше?

Стихотворение:

Гнездо на ветке – птичий дом.

Вчера птенец родился в нем.

Ты этот дом не разоряй

И никому не позволяй!

2)– Дети пришли с воспитателем на лесную поляну. И в изумлении остановились: «Сколько цветов! Купава, ромашки, колокольчики. Давайте нарвём большие букеты цветов», – предложили дети. А воспитатель сказала…Что сказала воспитатель?

Стихотворение:

Цветок на лугу

Я сорвал на бегу.

Сорвал, а зачем –

Объяснить не могу.

В стакане он день простоял и завял.

А сколько бы он на лугу простоял?

3)– В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо мной по тропинке шли два мальчика. Вдруг они увидели в траве маленькую лягушку. Давай её возьмём к себе, чтобы она не заблудилась» – сказал один мальчик. «Не трогай её, лягушка сама найдёт дорогу» – сказал другой. Кто из мальчиков был прав?

Стихотворение:

У болотной мягкой кочки,

Под зелененьким листочком,

Притаилась попрыгушка,

Пучеглазая лягушка.

Дома жить она не сможет,

Лучше лесу пусть поможет.

4)– Андрюша нашел в лесу ежа и решил подарить его своей подружке Насте. Но Настя сказала: «Отпусти его, пожалуйста!» «Ни за что! Я знаю, что некоторые люди ежей ловят и приносят домой, молоко им дают, кормят конфетами» - ответил Андрюша. «Так поступают только жестокие люди. Ежи не могут жить в неволи и часто погибают!» Почему так сказала Настя?

Стихотворение:

Не бери ежа с собой,

Отпусти его домой.

Ёжик даже глупый самый

Хочет жить с ежихой мамой.

8 Задание: «Запретные знаки»

Воспитатель : Ребята ,а для того чтобы сберечь нашу планету есть запретные знаки ,знаете ли вы что они обозначают.? Каждой команде выдается знак,  о котором они рассказывают.

Выдаются  картинки  для подсказки  и  изображением знаков, и вырезанные части , составляющие знака.  Дети делают совместную с родителями аппликацию, а потом знакомят с этим знаком ребят других команд, рассказывая про него правило.

Дети объясняют, как правильно надо поступить в данной ситуации и выставляют «Напоминающий знак»

Что обозначают эти знаки? Выставляются другие «Напоминающие знаки». Дети отвечают, что они обозначают.

 

После выполнения задания готовые знаки в формате А 4 приклеиваются на стенд – раскладушку , которую потом можно использовать в дальнейшей работе с детьми.

 Воспитатель:

А  теперьмы можем украсить мир и Землю. Украсим ее цветами, бабочками, листочками из бумаги, которые мы заработали за правильные ответы в нашей викторине.

Дети  берут цветы  и другие заработанные призы, и  украшают  макет Земли.

Воспитатель: .Вы молодцы, очень постарались. Посмотрите, какая красивая стала наша Земля. Какие чудесные распустились цветы.

Давайте будем беречь планету,

Другой такой ведь на свете нету,

Развеем над нею и тучи и дым,

В обиду ее никому не дадим!

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/31558_f0b710277fe6d3700cf7c85a224eae17.png.jpg

Видео - Фея : Я с радостью принимаю вас в «Клуб любителей природы» - И мне хочется попросить вас беречь этот большой дом, заботиться о нем, любить его и делать как можно больше добрых дел для того, чтобы наша планета Земля становилась еще красивее.  

  - Можете получить свои заслуженные медали.!

Детям вручаются медали под музыку звуков природы. Делается совмесное фото с участниками развлечения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение для детей старшего возраста "Юные друзья природы".

Обогащение знаний детей о природе и её составляющих в игровой форме с помощью поэтических отрывков....

Сценарий развлечения по экологии в подготовительной группе «Праздник юных любителей природы»

Цель:1) Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе.2) Развивать творческие способности детей, смекалку и сообразительность детей, их эрудицию.3) Воспитывать в детях ...

Речевое развитие. Конспект НОД в подготовительной группе. Тема: «Маленькие - друзья природы».

Методическая разработка по экологии. Знакомство детей с полезными насекомыми и необходимость их существования в природе....

Интегрированное занятие с использованием ИКТ, опытной деятельности, ТРИЗ в подготовительной группе. Тема: « Мы друзья природы»

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.Цель:Закрепить и обобщить представления о Кр...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе Тема: «Юные экологи спешат на помощь»

Цель: Развитие представлений детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности. Закрепить знания детей о...

Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе Тема: «Насекомые в природе: муравьи и пчёлы»

В ходе образовательной деятельности  дети знакомятся  с разнообразием насекомых, закрепляют знания о строении насекомых, выделяют их отличительные общие признаки (наличие шести ног, уси...