«Пальчиковые игры и их значение в развитии детей дошкольного возраст»
материал

Дина Фанилевна Зинятуллина

Доклад на тему «Пальчиковые игры и их значение в развитии детей дошкольного возраст»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_ryabinushka.docx27.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 "Рябинушка" Комсомольского района Чувашской Республики

Доклад на тему:

«Пальчиковые игры и их значение в развитии детей дошкольного возраст»

Выступила

музыкальный руководитель

МБДОУ детский сад №2 «Рябинушка»

Зинятуллина Д.Ф.

Дата выступления:

22 января 2019 года        

 на РМО на базе

 МАОУ «Токаевская СОШ»

с. Комсомольское, 2019 г.

Возможности музыкальных  пальчиковых  игр

в развитии  речи дошкольников (по методике Железновых)

(Слайд 1)

Нарушение речевого и двигательного развития – наиболее распространённые отклонения в формировании у ребёнка высшей психической деятельности. По экологическим, медицинским и социальным причинам в наше время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями. Раннее выявление подобных проблем позволяет не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня развития ребёнка. Эти объективные факторы обусловили особый интерес к одному из средств преодоления речевых проблем, а именно – к жанру музыкальной пальчиковой игры. 

Музыкальные занятия в детском саду — это для детей всегда праздник и хорошее настроение. Включение пальчиковых игр в процесс воспитания музыкой играет важную роль в речевом развитии, стимулирует пространственное мышление, воображение, эмоциональную выразительность. Использование стихотворной формы пальчиковых игр помогает ребёнку лучше запомнить текст, его речь становится более выразительной, отрабатываются артикуляционные, мимические и голосовые навыки. Существуют различные пальчиковые игры: игры с пением, игры с мелкими предметами под музыку, игры под счёт или словесное сопровождение.

 Вот некоторые из них.

ПИРОЖКИ

  • Я купила масло,
  • Сахар и муку,
  • Полкило изюма,
  • Пачку творогу.
  • Пирожки пеку, пеку.
  • Всех друзей я в гости жду.

На первые четыре строчки загибать поочередно пальчики, перечисляя продукты; на пятую строчку- имитировать лепку пирожков; на шестую- ладони вперед, имитировать движения, подзывающие гостей. (Слайд 2)

Пальчики загорают.

        Пять пальцев на руке твоей
 Назвать по имени сумей, 
Первый палец – боковой – 
Называется БОЛЬШОЙ. 
Третий твой палец – 
Как раз посредине, 
Поэтому СРЕДНИЙ 
Дано ему имя.
Палец второй – 
Указчик старательный, - 
Не зря называют его 
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ. 
Палец четвёртый 
Зовут БЕЗЫМЯННЫЙ. 
Неповоротливый он 
И упрямый  
Совсем как в семье, 
Братец младший – любимец, 
По счёту он пятый, 
Зовётся МИЗИНЕЦ. 

 Положи раздвинутые пальчики обеих рук на стол. Поочередно при назывании каждого из пальчиков приподнимай его.(Слайд 3)

Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая все системы в отличном состоянии. Большой палец – голова,  Указательный – желудок , Средний – кишечник, Безымянный – печень, Мизинец – сердце. (Слайд 4) 

     В головном мозге речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи». Поэтому уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

    (Слайд 5) Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

     Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев.

Вы можете  самостоятельно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстаёт в развитии мелкая мускулатура.(Слайд 6)

 После 5 лет дети могут изобразить движения «ладонь — кулак — ребро». Если затрудняются, то это говорит об определенных нарушениях. Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте все как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок догонит сверстников. Это ошибочная позиция. Ребенку необходима ваша помощь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки.

  Что дает пальчиковая гимнастика детям? (Слайд 7)

- Способствует овладению навыками мелкой моторики.

- Помогает развивать речь.

- Повышает работоспособность коры головного мозга.

- Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.

- Снимает тревожность.

     Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома. Во время занятий учитывайте индивидуальные особенности вашего ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям. Первые неудачи могут вызвать разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, — это будет подкреплять интерес к играм и занятиям.

Музыкальные пальчиковые игры (Слайд 8)

Развивают:

- слуховое восприятия 

- музыкальную память

- чувство ритма

-образное мышление

- фонематический, интонационный,

- музыкально-певческий слуха

- совершенствуют умение согласовывать движения и речь.

- Способствуют развитию  фантазии, творчества, коммуникабельности, доброжелательного отношения к другим детям.

(Слайд 9) Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Методика Железновых

Отец и дочь – Железновы Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна являются авторами программы и методических разработок раннего музыкального развития «Музыка с мамой». Ими выпущено много разнообразных аудио и видеодисков  с веселой музыкой, красивыми мелодиями, простыми песенками, ярким исполнением, направленных на развитие музыкальных способностей и абсолютного слуха малышей практически с самого их рождения. Методика «Музыка с мамой» пользуется популярностью во многих странах мира.

Опыт показывает, что занятия по методике Сергея Железновых оказывают благоприятное воздействие на: (Слайд 10)

• физическое развитие ребенка,

• формирование умения распределять внимание в процессе деятельности,

• гармоничное эмоциональное развитие ребенка,

• развитие воображения и творческой фантазии,

• формирование благоприятного эмоционального микроклимата в семье,

• формирование музыкальных способностей,

• а также являются профилактикой неврозов и комплексов (игротерапией).

Принципы методики

Развитие мелкой моторики активизирует у детей работу мозга, способствует развитию речи и помогает дошкольникам подготовить руку к письму. Пальчиковые игры помогут вашему малышу:

- Развить внимание и терпение.

- Стимулировать фантазию, проявление творческих способностей

- Научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе "телесных координат", что предотвратит возможность возникновения неврозов.

Музыка становится понятней и интересней для детей именно через движения. Поэтому основой музыкальной деятельности для малышей  должны быть танцы, жестовые, подвижные игры и музицирование.

В работе необходимо использовать фонограммы, так как без них педагог не имеет возможности участвовать в играх и танцах, активно помогать детям, играя при этом на музыкальном инструменте.

Все пальчиковые игры проводятся тремя способами: (Слайд 11)

1. Взрослый сам выполняет движения - ребёнок смотрит.

2. Взрослый выполняет движения ручками ребёнка.

3. Ребёнок выполняет движения своими ручками.

Пальчиковые игры

Такие игры позволяют развить у ребенка координацию движений, тонкие тактильные ощущения. Известно также, что большую роль упражнения ручками и пальчиками играют в развитии умственной деятельности ребенка.

Во время пальчиковых игр садитесь друг напротив друга так, чтобы лица взрослого и ребёнка были на одной высоте и малыш видел, как вы поёте, а вы видели его лицо. (Слайд 12)

(Слайд 13) Диск Музыкальные обучалочки

(Слайд 14) Игры «Маленькая Катя» и «Паучок»

Для ребёнка до 3 лет хорошим результатом будет умение выполнять правильные движения пальчиками в то время, когда поёт взрослый или под фонограмму, поэтому для проведения пальчиковых игр с малышами не следует выбирать те, в которых темп слишком быстрый для ребёнка. Выбирайте песенки в среднем или медленном темпе. На первоначальном этапе активно помогайте малышу выполнять движения правильно, разучивайте игру без музыки (подпевая или проговаривая нараспев). Когда ребёнок усвоит упражнение - сокращайте свою непосредственную помощь, но продолжайте выполнять все действия вместе с ним (сидя напротив).

Никогда не следует принуждать ребёнка играть. Если игра понравится малышу, он будет пытаться участвовать, просить повторения. Если ребёнок показывает движения по-своему, его не следует исправлять. Наоборот, пусть он покажет другим, как, например, прыгает его зайчик.

Такая демонстрация особенно полезна для ещё неловкого и стеснительного ребёнка. Главное, чтобы ребёнок порадовался своему успеху.

В целом, дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии.

(Слайд 14)Тексты упражнений - весёлые и яркие, являются подсказкой к заданным движениям, легко ложатся на слух ребёнка и без специальных установок настраивают его на игру. С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух.

Образная, яркая, весёлая музыка способствует развитию у детей музыкальных способностей: слуха, вокальных навыков, музыкальной памяти, ритма, а также создаёт благоприятную атмосферу для занятий.

Занятия по методике Железновых обеспечивают  активное развитие речи у детей, развитие музыкального слуха, мелкой и крупной моторики, творческих способностей.

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».                      В.А.Сухомлинский     (Слайд 15)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. "Русские народные игры и их значение в воспитании детей дошкольного возраста"

Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным заня...

Театрализованные игры и их значение в жизни детей дошкольного возраста.

Работа по развитию у дошкольников творческих навыков в процессе театрализованных игр  у детей углубляет знания об окружающем мире, развивает внимание, память, воображение, активизирует и обогащае...

Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии детей дошкольного возраста

Современное общество столкнулось с проблемами нарушения речи и мелкой моторики. Современные дети не завязывают шнурки, не застёгивают пуговицы, избавлены от ежедневных, элементарных тренировок своих п...

Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии детей дошкольного возраста

Игра относится к основным видам деятельности дошкольников. Поэтому в детском саду игры являются частью всех режимных моментов, включающих и обучение, в которых усвоение какого-либо материала происходи...

Особенности сюжетно-ролевой игры, режиссёрской игры, игры-драматизации. Их значение в жизни детей дошкольного возраста

Разновидности сюжетной игры, отнюдь не заменяют и не исключают друг друга. Каждая имеет свои преимущества, вносит свой особый вклад в развитие ребенка....

Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии детей дошкольного возраста

Современное общество столкнулось с проблемами нарушения речи и мелкой моторики. Современные дети не завязывают шнурки, не застёгивают пуговицы, избавлены от ежедневных, элементарных тренировок своих п...