Познавательный досуг для детей среднего дошкольного возраста «Я люблю книги», приуроченный к международному дню детской книги – 02 апреля
план-конспект занятия (средняя, старшая группа)

Евгения Михайловна Шкляр

Конспект досугового мероприятия для детей среднего дошкольного возраста "Я люблю книги" приуроченный к международному дню детской книги-2 апреля

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       Конспект   познавательного досуга

                              для детей среднего дошкольного возраста

«Я люблю книги»,

приуроченный к международному дню детской книги – 02 апреля

Цель: Развитие у детей среднего дошкольного возраста интереса к художественной литературе.

Задачи:

Образовательные:

1. Рассказать о книге, какую ценность она несёт;

2. Раскрыть понятие «Библиотека»;

3. Рассказать о библиотеке, как о хранилище книг;

4. Познакомить с профессией «Библиотекарь».

Развивающие:

1. Развивать связную речь;

2. Расширять кругозор;

3. Расширять словарный запас.

Воспитательные:

1. Выучить правила обращения с книгой;

2. Выучить правила культурного поведения в библиотеке;

3. Воспитывать бережное отношение к книгам.

Ход досуга:

Дети заходят в импровизированную библиотеку, созданную педагогом. В библиотеке представлены разнообразные книги, разделённые по видам и тематике. Также представлены прочие виды изданий, такие как газеты и журналы.

Педагог предстает перед детьми «библиотекарем». Дети осматриваются и присаживаются на стульчики в «читальном зале».

1. Беседа

Педагог: 

- Ребята, мы с вами пришли в библиотеку. Библиотека - это специальное помещение, где собраны и бережно хранятся самые разнообразные книги.

Посмотрите, на этой полке бережно расположились книги со Сказками (показать), на этой – рассказы, стихи, на этой – энциклопедии и справочники, а на этой – детская Библия. А здесь вы видите книжки для самых маленьких детей – книжки-малышки. Также, в нашей библиотеке есть журналы и газеты. А ещё библиотека бывает и домашней, это когда человек очень любит книги, коллекционирует их у себя дома, читает их и бережно хранит на книжных полках и в шкафах.

Педагог:

- Ребята, вы знаете, как появилась книга?

(Ответ детей)

- Посмотрите, у меня в руках книга. А вы знаете, кто помог этой книге появиться на свет? (Ответ детей)

- Сегодня мы с вами поговорим о том, кто изготавливает книги, что для этого нужно и как с ними нужно обращаться…

Наглядная демонстрация книг

Итак, книга состоит из:

- обложки (переплета) – обложка защищает книгу от повреждений и придаёт ей нарядный вид. На обложке пишут название книги и имя писателя;

- страниц, на которых вы увидите странные, пока непонятные значки - это буквы;

- иллюстраций – это рисунки художников. Книгу с иллюстрациями читать интереснее, так как легче себе представить то, о чём рассказывает автор.

Рассказ «библиотекаря» «Как рождается книга».

Сначала автор придумывает историю, какой-то сюжет, какое-то приключение... Затем пишет его на листах или печатает на компьютере (как в наше время) … так появляется рукопись.

Но, чтобы эту историю смогли узнать, прочитать сразу много людей, надо сделать много экземпляров, - напечатать в типографии много копий, много штук, и отправить эти книги в разные книжные магазины и библиотеки.

2. Игры с книгами

1. «Угадай, о чём книга»

- Показать детям иллюстрацию в книге, которую они ещё не знают и предложить угадать, о чём эта книга.

2. «Из какой я сказки?»

Перед детьми появляется игрушка, лиса, и лиса «обращается» к детям: «Ребята, я выпала из какой-то книжки, и теперь не знаю, откуда я? Вы не помните, из какой я сказки?» Дети называют сказки, в которых «живёт» лиса.

3. Викторина «В мире книг»

- Сказки просят:

- А сейчас,

Вы друзья, узнайте нас!

1.

«Возле леса, на опушке,

Трое их живёт в избушке.

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

2.

Летела стрела и попала в болото,

А в этом болоте поймал её кто-то.

Кто, простившись с зеленою кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна-лягушка)

3.

А дорога – не далека,

А корзина – нелегка,

Сесть бы на пенёк,

Съесть пирожок… (Маша и медведь)

4.

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

И однажды из болота

Вытащил он бегемота.

Он известен, знаменит. Это... (доктор Айболит)

5.

С букварём шагает в школу

Деревянный мальчуган.

Попадает вместо школы

В полотняный балаган.

Как зовётся эта книжка?

Как зовётся сам мальчишка? (Буратино)

6.

На сметане мешён,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок,

Покатился... (Колобок)

7.

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё.

А ну, подскажите, как звали её? (Красная Шапочка)

8.

Кто говорил такие волшебные слова: «По щучьему веленью, по моему хотенью" (Емеля)

9.

Отворили дверь козлята,

И пропали все куда-то! (Волк и семеро козлят)

10.

Он весел и незлобен,

Этот милый чудачёк.

С ним хозяин, мальчик Робин,

и приятель Пятачок.

Для него прогулка – праздник.

И на мёд особый нюх.

Это плюшевый проказник,

Медвежонок… (Вини - Пух)

3. Выставка

Выставка для детей изданий с классическими художественными произведениями, организованная педагогами.

Дети неторопливо ходят по библиотеке, рассматривают представленные книги.

Педагоги комментируют выбор детей в отношении определённой книги, говорят, что книга, она как живая, её можно потрогать, понюхать..

Далее, детям предлагается выбрать понравившуюся книгу и пройти с ней в «читальный зал» - сесть за столик.

Когда дети уселись за столы, «библиотекарь» рассказывает правила культурного поведения в библиотеке и бережного обращения с книгой:

- Дорогие мальчики и девочки! Вот вы выбрали понравившуюся книгу и захотели её посмотреть, вам нужно положить её на стол, чтобы вам удобно было с ней знакомиться и книга не повредилась.. вы бережно открываете книгу и, ухватив за верхний уголок, аккуратно, не загибая его, начинаете перелистывать страницы. Вы должны помнить, что книга – это источник знаний, и, после вас, её откроют ещё много ребят. Поэтому она должна оставаться новой как можно дольше, чтобы её приятно было брать в руки вновь и вновь. И ещё! В библиотеке вы не одни, и вы не должны мешать другим читателям - не шумите, не шуршите, говорите в пол-голоса, или даже шёпотом. Ну, и, конечно, нельзя кушать и пить рядом с книгой, она не должна испачкаться. И ваши ручки должны быть чистыми.

По окончании знакомства с понравившейся книгой, дети возвращают их библиотекарю.

4. Чтение сказки М. Шкурина «Сказка о том, как от Оленьки ушли книги»

Дети усаживаются на большой ковёр, чтобы послушать сказку.

Жила-была девочка. Звали её Оленька. Было у Оленьки много интересных книг с картинками. Оленька очень любила, когда мама и бабушка читают ей книги. Вот только Оленька не умела с книжками обращаться. Складывать на полочку она их не хотела, кидала их на пол, рвала странички и рисовала на них цветными карандашами. Мама Оленьку ругала, говорила: «Вот обидятся книжки и уйдут от тебя». Но Оленька маму не слушала и продолжала книжки обижать.

Как-то ночью, когда Оленька уснула, самая толстая книга сказок с картинками говорит другим книгам: «Не любит нас Оленька, обижает, рвёт, бросает. Не нужны мы ей, давайте уйдем от неё! Тут рядом живёт одна девочка, Катенька, она очень любит книги, заботится о них, но у неё их очень мало. Вот она обрадуется!». Собрались все книги в ряд, и ушли от Оленьки.

Проснулась утром девочка, а книг нет. Она их везде ищет, и на полке, и под кроватью, нигде нет. Побежала Оленька к маме, рассказала ей, мама и говорит: «Предупреждала я тебе. Видишь, обиделись книжки и ушли. Где их искать теперь?» Выбежала Оленька во двор, смотрит кругом, нет книг. Села тогда она и заплакала.

А Катенька утром открыла дверь и увидела, что на пороге у неё огромная стопка книг.

- Что вы тут делаете? - удивилась Катенька.

- Мы от Оленьки ушли, она нас обижает. Теперь будем с тобой жить, — говорят книги.

- Нет, нельзя так, - отвечает Катенька, - Оленька, наверно, вас везде ищет, волнуется. Пойдёмте я вас домой отведу.

Взяла Катенька книжки и повела их домой. Открыла Оленька дверь, увидела свои книжки, обрадовалась, стала Катеньку благодарить. Затем говорит Оленька книжкам: «Простите меня! Плохо я с вами обращалась, не ценила я вас, не ухаживала за вами. Обещаю, что больше не буду я вас обижать». Простили её книги, поверили Оленьке. И стала Оленька дружно жить с книжками. А Катенька теперь к ним часто в гости приходит, берёт у Оленьки разные книжки почитать и возвращает всегда в целости и сохранности.

Динамическая пауза «Будем прыгать и скакать!»

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)

5. Знакомство с Красной книгой

Педагоги:

- Ребята, вы уже повзрослели, многое узнали и я хочу вам рассказать о главной книге, книге нашей матушки-природы.. вы узнали, о какой книге идёт речь?

- Правильно, это Красная книга!

- Красная книга – это список редких, исчезающих или вымерших видов животных, насекомых, рыб, грибов и растений. Почему книгу назвали «Красной книгой?» Красный цвет – сигнал тревоги, опасности, предупреждения людям. Если мы откроем книгу, то увидим, что её страницы разных цветов. Чёрный цвет страниц говорит о том, что животные этого вида полностью вымерли. На красных страницах описаны исчезающие экземпляры, которые ещё встречаются в природе, но остро нуждаются в защите. На жёлтые страницы помещены животные и растения, чья численность сокращается, т.е их становится всё меньше.. ещё немного, и они попадут на красные страницы. А на белых страницах представлены существа, которые живут на ограниченной территории, и их всегда было немного. На серых страницах мы увидим малоизученные виды, которые обитают в труднодоступных человеку местах. А на зелёных страницах размещены те животные и растения, которые были спасены от вымирания. Итак, давайте теперь посмотрим эту книгу сами.

Презентация «Красная книга» (электронный файл)

Рефлексия

1. Ребята, где вы сегодня побывали?

2. Что нового узнали?

3. Хотите ли прийти снова?

Попросите родителей сводить вас в библиотеку, и взять книгу почитать.

https://apf.mail.ru/cgi-bin/readmsg?id=16191091500470099357;0;1&exif=1&full=1&x-email=alikornu%40mail.ru F:\Для работы\День книги\4a5525b2-69f0-4354-a084-6f723c8537dd.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект совместного познавательного досуга для детей среднего дошкольного возраста по правилам дорожного движения " Красный, желтый, зеленый".

Одной из задач этого досуга - задача формировать партнерские отношения между детьми и родителями, активизировать роль родителей в обучении детей правилам дорожного движения.Родители охотно принимают у...

Познавательный досуг для детей среднего дошкольного возраста «Улица полна неожиданностей»

Цель досуга - формировать у детей представление о необходимости четко знать и соблюдать ПДД, о роли светофора на перекрестках, познакомить с необходимыми знаками, узнавать их и знать и...

Познавательный досуг для детей среднего дошкольного возраста «Дорога не прощает шалостей»

Цель: формировать знания детей о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах.Задачи:-развивающие: развивать интерес к изучению ПДД, навыков соблюдения правил дорожного движения;-образовательные...

Познавательный досуг для детей среднего дошкольного возраста «Дарите людям доброту»

Формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы воспитанников....