Конспект совместной деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию по серии циклов «Путешествие в прошлое» с детьми в подготовительной к школе группе Тема: «Былинные богатыри на Руси»
план-конспект занятия (старшая группа)

Степанова Марина Алексеевна

Цель: познакомить детей с понятием богатыри Руси;

Задачи: воспитывать у детей интерес к народной культуре;

Расширять знания детей об истории;

Формировать уважение, чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buratino.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Улыбка»

Конкурс методических разработок по патриотическому воспитанию дошкольников «Растим маленьких патриотов »

Конспект совместной деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию по серии циклов «Путешествие в прошлое» с детьми в подготовительной к школе группе

Тема: «Былинные богатыри на Руси»

Автор: Степанова Марина Алексеевна

Должность: воспитатель

Цель: познакомить детей с понятием богатыри Руси;

Задачи: воспитывать у детей интерес к народной культуре;

Расширять знания детей об истории;

Формировать уважение, чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам.

Предварительная работа: чтение былин

Ход:

Воспитатель. Ребята, в какой стране мы живем?  

Дети: Россия.

Воспитатель: Россия – необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы думаете, что значит Родина?  Родная. Посмотрите на карту.

(Показ слайда)

 Посмотрите, пожалуйста, какая она – наша Родина?

Дети: Большая, много рек, озер, морей, гор.

Воспитатель: Но не всегда наша Родина называлась Россия. Много -  много лет назад образовалось государство. Называлось оно Русь.  

(Показ слайда с картой Руси)

Сегодня мы с вами поговорим о прошлом нашей Родины. О наших предках. Кто такие предки?

Дети:

Воспитатель: Правильно! Наши предки называли себя славянами,  славяне – это славный народ. Наша страна очень богата: растениями, животными, лесами. И многие хотели захватить эти богатства. В давние-давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства

Сегодня мы поговорим о героях – богатырях Древней Руси, которые жили 1000 лет назад, а вот слава об их подвигах, как о защитниках земли русской и своего Отечества из глубокой старины дошла до наших дней.

Воспитатель: Как мы можем узнать о русских богатырях?

Дети: ответы

Воспитатель. Что же такое Былина? Былина произошла от слова быль, было. А слагали былины о богатырях сказатели. Сказатель ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Он рассказывал о том, как было. И вот сегодня, я приглашаю вас в необычное путешествие в прошлое.

В зале оформлен уголок лесной опушки, где ждет детей «Сказитель»

Сказитель: Здравствуйте ребята.

Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские!

Читает отрывок из былины Добрыня Никитич и Змей Горыныч с показом слайдов, с иллюстрациями.

Увидал Змей Добрыню, громом загремел:

- Эх, старые люди пророчили, что убьет меня Добрыня Никитич, а Добрыня сам в мои лапы пришел. Захочу теперь – живым сожру, захочу – в свое логово унесу, в плен возьму. Немало у меня в плену русских людей, не хватало только Добрыни.

А Добрыня говорит тихим голосом:

- Ах ты, змея проклятая, ты сначала возьми Добрынюшку, а потом и хвастайся, а пока Добрыня не в твоих руках.

Хорошо Добрыня плавать умел, он нырнул на дно, поплыл под водой, вынырнул у крутого берега, выскочил на берег да к коню своему бросился. А коня и след простыл: испугался молодой слуга рыка змеиного, вскочил на коня, да и был таков. И увез все оружье Добрынино.

Нечем Добрыне со Змеем Горынычем биться.

А Змей опять к Добрыне летит, сыплет искрами горючими, жжет Добрыне тело белое.

Дрогнуло сердце богатырское.

Поглядел Добрыня на берег – нечего ему в руки взять: ни дубинки нет, ни камешка, только желтый песок на крутом берегу, да валяется его шляпа греческая.

Ухватил Добрыня шляпу греческую, насыпал в нее песку желтого ни много ни мало – пять пудов, да как ударит шляпой Змея Горыныча – и отшиб ему голову.

Повалил он Змея с размаху на землю, придавил ему грудь коленками, хотел отбить еще две головы…

Сказитель: Интересно вам было? Как вы думаете, сильным был Добрыня? Смог ли он победить?

Дети: ответы

Воспитатель: – Ребята, подвиги русских героев – богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников.

Работа с репродукцией.

Русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Богатыри». Давайте её рассмотрим.

Вопросы:                                                                                                                    

- Кто изображении на картине В.М. Васнецова? (Три богатыря).                      -

- Как одеты богатыри? (На тело надета кольчуга - железная рубашка).              - Зачем она нужны богатырям? (Она защищала богатырей от ударов копья)     - Что надето на головы богатырей? (Шлем. На Руси его звали шелом. Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина - богатыря от ударов).     

- Какие еще доспехи имеются у богатырей?

Дети: ответы

Воспитатель: Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч, булава. Меч был главным оружием воинов - богатырей в ту пору на Руси. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел.

Воспитатель. Все вы, ребята, верно сказали. А может быть, кто - то из вас знает имена русских богатырей?

Дети: ответы

Воспитатель: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Как стражи святой Руси, стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.                                                                                              

-Так вот на картине, в центре на дородном вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын. Славный богатырь. Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем.

 - Справа от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Добрыня силен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет он богато и нарядно. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный.

- Третий богатырь Алеша Попович – сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но ловок и находчив. Он и воин, и гусляр. Песни петь умеет и воевать умеет. Вооружен он скромнее. В левой руке у него лук, а по правую руку гусельки.

Трудно представить себе богатырей иначе, чем они изображены художником Виктором Михайловичем Васнецовым. Вот кто такие богатыри.                       Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю немного поиграть.

Дидактическая игра: «Собери богатыря» - дети выбирают картинки с изображением оружия, одежды, объясняя значение каждой детали: доспехи и оружие для богатырей: меч – ножны, стрелы – лук – колчан, копье, палица, щит, кольчуга, шлем, латы), а так же «лишние предметы» - танк, шинель, автомат, бинокль, пушка.

Сказитель: Вдохновленные победами и героизмом богатырей люди слагали о них не только былины, но и пословицы.

           

Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине.

- Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.                                                    

 - Сам погибай, а товарища выручай.                                                                       - Жить - Родине служить

- Кто смел тот на коня сел

Воспитатель: Спасибо тебе сказитель. Ребята, вам понравилось наше путешествие? О сем мы сегодня узнали? Что больше вам понравилось? Кто из богатырей понравился больше?

Сказитель: Я хочу вам ребята подарить книгу с былинами о русских богатырях, чтобы вы никогда не забывали о их смелости, храбрости и героических подвигах.

Используемые источники:

Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия 5-7 лет. / Сост. Гербова В.В., Ильчук М.П. и др. – М. – 2005г.                                                   

Как жили наши предки. М.: «Мозаика – Синтез».  20011г.

https://kladraz.ru/scenari/dlja-detskogo-sada/o-ruskih-bogatyrjah-dlja-detei-6-7-let.html

https://azbyka.ru/deti/ne-perevelis-bogatyri-na-rusi-ili-zachem-nashim-detjam-byliny

https://yandex.ru/images


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы. Тема: "Былины - кладезь народной мудрости. Илья Муромец - русский богатырь".

Знакомство детей с былинным эпосом: его происхождением, авторством, содержанием. Знакомство с элементарными историческими сведениями об эпохе Древней Руси. Формирование представлений о некоторых аспек...

Совместная деятельность по нравственно - патриотическому воспитанию в младшей группе на тему: "Моя семья"

Занятие способствует систематизации представлений детей о семье, о её членах. Развиваются умения выражать свои чувства по отношению к близкимлюдям....

Конспект образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми подготовительной к школе группы на тему "Мы - Россияне".

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию. Повторение символов страны. Знакомство с документами гражданина России. Знакомство с достопримечательностями столицы. Знакомство с культурой н...

Нравственно - патриотическое воспитание через Образовательное событие: «Путешествие в прошлое»

Дошкольное детство является благоприятным периодом для формирования исторических знаний и патриотических чувств к родному краю. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себ...

Конспект образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной группы. Тема: Изготовление куклы - оберега.

Продолжать работу по духовно-нравственному воспитанию дошкольников посредством приобщения к истокам русской народной культуры....