Методическая разработка. Конкурс чтецов ко Дню Победы «Мы помним, мы чтим»
методическая разработка

Светлана Михайловна Маркина

Цель методической разработки: Обогащение духовного мира детей через обращение к героическому прошлому нашей страны. создание условий для актуализации и обогащения знаний детей о событиях Великой Отечественной Войны средствами художественной литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение

На сегодняшний день, патриотическое, духовно-нравственное  воспитание подрастающего поколения является одной из приоритетных задач нашего времени. Основы духовности и патриотизмa закладываются в дошкольном детстве. Во многом от нас, взрослых, зависит, сможем мы ли мы посеять маленькое зернышко любви к нашей Родине в душах наших воспитанников, которое со временем поможет стать ребятам настоящими патриотами своей страны. И одним из помощников в данном случае может стать художественное слово, стихотворения о ВОВ.  Ведь поэзия является не только и не столько источник информации, сколько предмет жизненной важности для детей во всех аспектах, потому что она обеспечивает их эмоциональной, интеллектуальной, духовной  и социальной поддержкой.

Форма проведения.

Конкурс чтецов ко Дню Победы «Мы помним, мы чтим»

Дата проведения: 23 апреля 2019 года (вторник)

Место проведения. Музыкальный зал ДОУ «Детский сад комбинированного вида № 27»

Возраст: 2-7 лет.

Проблема

Подрастающее поколение знает мало о жизни людей в годы войны, о подвигах людей  в то трудное время. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к Родине, воспитать чувство патриотизма.

Цель методической разработки: Обогащение духовного мира детей через обращение к героическому прошлому нашей страны. создание условий для актуализации и обогащения знаний детей о событиях Великой Отечественной Войны средствами художественной литературы. 

Задачи:

Для детей: 

  • Сформировать у дошкольников основы представлений о событиях Великой Отечественной войны на базе стихотворений о ВОВ.
  • Вызывать у детей духовный, эмоциональный отклик на героические интонации произведений художественной поэзии.
  • Дать детям представления о празднике День Победы,
  • Воспитывать патриотические чувства к героическим событиям прошлых лет, уважения к ветеранам, труженикам тыла, детям родного города, вынесшим на своих плечах тяготы войны.

Для педагогов:

  • Повышать уровень профессиональной компетентности в вопросе патриотического, духовно-нравственного воспитания детей, посредством ознакомления с поэзией о ВОВ.
  • Создавать условия для развития у детей творческого восприятия произведений художественной литературы  о войне.
  • Способствовать формированию у детей начальных представлений о героическом подвиге русского народа в годы ВОВ.
  • Стимулировать речевую активность детей посредством вовлечения в процесс обсуждения произведений художественной литературы,  заучивание и рассказывание стихотворений, как на предварительном этапе, так и на основном конкурсе чтецов.
  • Поощрять в детях творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность.
  • Воспитывать у детей уважительное отношение к ветеранам, труженикам тыла, детям войны, перенёсшим тяготы сурового времени.

Для родителей:

  • Приобщать детей к историческому,  духовному прошлому  нашей Родины.
  • Способствовать сохранению и продолжению непрерывной связи поколений.
  • Раскрытие творческого потенциала через совместную с ребенком читательскую деятельность
  • Принимать активное участие в образовательной деятельности.
  • Повышение уровня ответственности родителей за формирование у детей духовных, патриотических чувств, гражданской позиции.
  • Привлечь родителей к домашним чтениям, выбору и разучиванию стихотворений на тему войны и мира.

На уровне педагогических технологий:

  • Обогащение методов, приемов, средств и форм патриотического воспитания дошкольников.


Критерии и показатели эффективности мероприятия:

Дети:

  1. Имеют начальные представления о Великой Отечественной войне, празднике День Победы;
  2. Могут объяснить смысл слов Великая Отечественная война, герой, ветеран, труженик тыла, День Победы;
  3. Читают наизусть стихи о войне и победе;
  4. Испытывают желание продолжать знакомство с героическими событиями ВОВ;
  5. Повышают уровень духовно-нравственного отношения к истории своей Родины.

Педагог:

  1. Компетентен в вопросах духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста;
  2. Создаёт РППС для формирования у детей элементарных представлений о ВОВ, празднике День Победы;
  3. Вовлекает родителей воспитанников в совместную педагогическую  деятельность по формированию духовно-нравственных ценностей у детей.

Родители:

  1. Проявляют осознанное отношение к проблеме приобщения детей к героическому подвигу русского народа в годы ВОВ;
  2. В общении с детьми обсуждают героическое прошлое членов семьи, отдавших свой долг Родине в годы ВОВ;
  3. Проявляют творческую активность в совместной с детьми творческой деятельности при создании открытки ветерану;
  4. Принимает активное участие в мероприятии.

Ожидаемые результаты по разработки:

Для детей:

  • Сформированость начальных представлений о ВОВ.
  • Проявление интереса к подвигу русского народа в годы ВОВ.
  • Эмоциональный отклик на произведения художественной литературы, о подвиге русского народа, празднике — День Победы.
  • Участие детей в процессе обсуждения произведений художественной литературы, конкурсе чтецов.
  • Уважительное отношение к ветеранам, труженикам тыла, детям войны.

Для педагогов:

  • Повышение уровня профессиональной компетентности в духовно-нравственном воспитании, в вопросах ознакомления детей дошкольного возраста с подвигом русского народа.
  • Созданные условия для формирования у детей элементарных представлений о ВОВ, празднике  – День Победы.

Для родителей:

  • Осознанное отношение к приобщению детей к истокам героического прошлого наших прародителей.
  • Систематизирование знаний о педагогическом и воспитательном воздействии применения информации о подвигах русского народа в годы ВОВ в общении с детьми.
  • Активное участие в подготовке детей к конкурсу чтецов. (Разучивание стихотворений, пошив, приобретение костюмов)

Этапы

I Подготовительный.

  1. Разработка положения о проведении конкурса чтецов «Мы помним, мы чтим»
  2. Подбор стихотворений и проведение по группам отборочного этапа на лучших чтецов.
  3. Работа с родителями по  подготовки детей к конкурсу.
  4. Подача заявок чтецов и стихотворений на конкурс.
  5. Составление списка конкурсантов для группы 2-4 года. И второй группы 5-7 лет
  6. Запись видеоролика чтецов 2-3 лет для конкурса.

  1. Написание сценария.
  2. Подготовка презентации для оформления мероприятия
  3. Подбор музыкальных произведений о войне, видеоклипа.
  4. Работа с советом ветеранов МВД железнодорожного района по приглашению представителя на конкурс в качестве гостя и члена жюри.
  5. Разработка проекта оформления музыкального зала
  6. Оформление музыкального зала.
  7. Приглашение вокального кружка «Весёлые нотки» для художественного оформления мероприятия

Материал и оборудование:

  1. Видеопроектор. Компьютер. Колонки.
  2. Сертификаты для участников конкурса.
  3. Стол жюри. Список конкурсантов для жюри.
  4. Видеоролик 5 канала «О той весне…»
  5. Презентация к оформлению мероприятия. (Приложение №1)
  6. Сборник песен о войне.

II Этап. Проведение конкурса чтецов по двум возрастным категориям 2-4 года и 5-7 лет.

Сценарий конкурса чтецов ко Дню Победы

«Мы помним, мы чтим»

Дата проведения: 23 апреля 2019 года (вторник)

Время проведения: 10.45-11.45

Взрастная группа: __________________

Ход мероприятия:

На экране

 Слайд

Музыкальное оформление

Песни военных лет в исполнении детей

Ведущий

Здравствуйте дорогие ребята! Здравствуйте уважаемые взрослые!

Много праздников мы отмечаем,

Все танцуем, играем, поем

И красавицу Осень встречаем,

И нарядную елочку ждем.

Но есть праздник один – самый главный.

И его нам приносит весна.

День Победы - торжественный, славный,

Отмечает его вся страна!

Дорогие ребята!

Каждый год наш народ отмечает незабываемый праздник –

День Победы, который принес нам счастье и мир!

И Сегодня мы проводим конкурс чтецовпосвященный этой знаменательной дате. Вы услышите стихи о великой отечественной войне, о тех людях-героях, которые в грозные годы войны были образцами смелости и мужества. Мы надеемся, что послушав эти стихотворения, вы сможете еще больше узнать о тех тяжёлых временах, когда вся наша страна встала на защиту своей родины, и этот праздник станет для вас таким же значимым, как и многие другие.

 Оценивать мастерство наших конкурсантов будет жюри:

Елена Яковлевна Шашкова, заведующий детским садом;

……………………………., Дворец культуры Железнодорожников;

……………………………., член родительского комитета.

…………………………………, Председатель совета ветеранов Железнодорожного района

И так мы начинаем!

А как все это было?

На экране

СЛАЙД

Ведущий

Случилось это в далеком 1941 году…. Был летний воскресный день 22 июня. Ласково светило солнце, согревая землю своими лучами. Люди просыпались, строили планы на выходной день, беззаботные и счастливые. Казалось, ничто не предвещало беды.… И вдруг из репродукторов донеслась страшная весть о том, что фашистская Германия напала на нашу страну и из всех радиоприемников доносилось…

Музыкальная заставка

В записи звучит голос Левитана, на фоне инструментальной версии песни «Вставай, страна огромная»

На экране

СЛАЙД (9 группа- Диана К. , воспитатель Елена Владимировна, Елена Александровна)

9 группа- Диана

1 Июня.. Россия. Воскресенье.
Рассвет в объятьях тишины.
Осталось хрупкое мгновенье.

До первых выстрелов войны. 
Через секунду мир взорвётся,
Смерть поведёт парад-алле,
И навсегда погаснет солнце.

Для миллионов на земле.
Безумный шквал огня и стали.

Не повернётся сам назад.
Два «супербога»: Гитлер — Сталин,
А между ними страшный ад.
Июнь. Россия. Воскресенье.
Страна на грани: быть не быть.…

И это жуткое мгновенье
Нам никогда не позабыть

На экране

СЛАЙД (6 группа- Дарья М., воспитатель Светлана Михайловна)

6 группа - Дарья

«Быль для детей»  (Сергей Михалков)

Летней ночью на рассвете,

Когда мирно спали дети,

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких,

Против всех людей советских –

Это значит – против нас.

Он велел, чтоб разгромили,

Растоптали и сожгли,

Все, что дружно мы хранили,

Пуще глаза берегли.

Чтобы мы нужду терпели,

Наших песен петь не смели

Возле дома своего,

Чтобы было все для немцев.

Для фашистов-иноземцев.

А для русских и для прочих

Для крестьян и для рабочих –

Ничего!

На экране

СЛАЙД «Вставай страна огромная…»

Ведущий

Так началась Великая отечественная война, которая длилась долгих четыре года.

В те дни весь народ от мала до велика, поднялся на защиту своей Родины. По всей стране передавался из уст в уста призыв - «Родина-мать зовет!» На фронт уходили и старые, и молодые, мужчины и женщины. Все они шли защищать Родину, тогда еще не зная о том, что война не скоро закончится. В тяжелые дни войны для нашей Родины каждый день на фронте и в тылу - был подвигом, проявлением беспредельного мужества и стойкости людей

На экране

СЛАЙД (10 группа – Слава И., воспитатель  Ирина Николаевна)

10 группа - Слава

Александр Твардовский — Рассказ танкиста

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых.

Встречают нас как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами — не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку.

И сливы недозрелые суют…

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит — не выглянуть из башен, —
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, — столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:
— Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я подползал, они вон там, в саду…
— Да где же, где?.. — А дайте я поеду.

На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждёт. — Влезай сюда, дружище! —
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка — мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.

Подъехали. — Вот здесь. — И с разворота.

Заходим в тыл и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И, помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! —
И руку, как товарищу, пожал…

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.

Ведущий

Сколько бед и несчастий принесла эта страшная война, как взрослым, так и детям. Война ты мачеха злая, скольких детей ты осиротила и  погубила

На экране

СЛАЙД (9 группа-  Андрей К., воспитатель Елена Владимировна, Елена Александровна)

9 группа- Андрей

«Оборнованного мишку утешала» ЛораТасси

Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
«Не плачь, не плачь… Сама недоедала,
Полсухаря оставила тебе…

… Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля.…

Была семья, был дом.… Теперь остались.

Совсем одни на свете — ты и я…»

… А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом…

«Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят…»

Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне.…

И выбежала из дому девчонка:
«Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!..»

… Молчание. Ни голоса не слышно.
Победу нынче празднует страна.…А сколько их, девчонок и мальчишек,
Осиротила подлая война?!..

На экране

СЛАЙД

Ведущий

9 мая 1945 года в Берлине был подписан документ о победе – наш народ выстоял и победил в жестокой кровопролитной войне. Великая Отечественная война, которую советский народ вел против немецких захватчиков, завершилась Великой Победой, и по всей стране доносился голоса

 (Прослушивание голоса Левитан "Объявление о прекращении войны).

9 мая – праздник необычный. Всякий праздник - это, прежде всего радость, веселье, смех. Необычность дня 9 мая в том, что радость переплетается с горем, смех со слезами, праздничные букеты соседствуют с траурными венками.

Песня « День Победы»

На экране

СЛАЙД (2 группа- Максим К. , воспитатель Ирина Александровна)

2 группа- Максим

«Что такое День Победы»  А. Усачёв

Что такое День Победы?
Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат.

Что такое День Победы?
Это праздничный салют:
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.

Что такое День Победы?
Это песни за столом,
Это речи и беседы,
Это дедушкин альбом.

Это фрукты и конфеты,
Это запахи весны,…
Что такое День Победы –
Это значит – нет войны.

На экране

СЛАЙД (9 группа- Софья Г., воспитатель Елена Владимировна, Елена Александровна)

9 группа- Софья

«Празднуем победу»

В цветы все улицы одеты, и песни звонкие слышны:

 Сегодня праздник – день Победы, счастливый, светлый день весны!

То утро стало знаменитым - по всей планете весть прошла:

-Фашисты подлые разбиты! Советской Армии хвала!

Вдохнули полной грудью люди:-конец войне! Конец войне!

И многоцветные салюты сверкали долго в вышине.

Вспоминают наши деды про былые времена,

Надевают в честь Победы боевые ордена

Они отчизну защищали, бесстрашно шли на смертный бой,

Чтоб дети в счастье вырастали, в стране свободной и родной

На экране

СЛАЙД

Ведущий

Кто- то ждал и дождался своих близких с Войны, кто-то нет….Но память и о тех и других будет жить вечно и навсегда останется в наших сердцах.

На экране

СЛАЙД (2 группа- Алина К., воспитатель Ирина Александровна)

2 группа –Алина

«Героям Победы – Спасибо!!!», Ольга Маслова

Спасибо героям,

Спасибо солдатам,

Что мир подарили,

Тогда – в сорок пятом!!!

Вы кровью и потом

Добыли победую.

Вы молоды были,

Сейчас  - уже деды.

Мы эту победу –

Вовек не забудем!!!

Пусть мирное солнце

Сияет всем людям!!!

Пусть счастье и радость

Живут на планете!!!

Ведь мир очень нужен

И взрослым, и детям!!!

На экране

СЛАЙД (10 группа – Мария Л. , воспитатель Ирина Николаевна)

10 группа - Мария

«Спасибо деду за Победу!», Олег Пахомов.

Вернулся он с войны домой,

Когда в саду цвела сирень,

Ему кричали: Наш, родной,-

И улыбался майский день.

                                        

Сквозь слёзы говорила мать:

Сынок, я верила – живой

Пришлось так долго воевать,

Присядь и отдохни, родной...

 Вернулся он с войны домой,

Четыре года, как сто лет.

И молодой, но весь седой,

За нашу жизнь держал ответ.

Спасибо деду за Победу!!!

За каждый отстоявший дом

За небо чистое, за веру,

За то, что мы теперь живём!

На экране

СЛАЙД  Песня «Журавли»

Ведущий

Война унесла более 26 миллионов жизней, из них более 6 миллионов мирных жителей, сотни тысяч загублены в лагерях смерти

Каждый из этих людей был нашим соотечественником, чьим-то родным и близким человеком. Это были люди, мечтавшие о счастливой жизни своего народа. Наш народ свято чтит память погибших во время Великой Отечественной войны солдат. По всей стране Героям ставят памятники, обелиски, мемориальные доски, у которых всегда горит вечный огонь.

На экране

СЛАЙД (9 группа- Варвара К, воспитатель Елена Владимировна, Елена Александровна)

9 группа- Варвара

«Вечный огонь» (Дмитрий Чибисов)

Над могилой, в тихом парке.Расцвели тюльпаны ярко.
Вечно тут огонь горит,
Тут солдат советский спит.

Мы склонились низко-низко.У подножья обелиска,
Наш венок расцвёл на нём
Жарким, пламенным огнём.

Мир солдаты защищали,
Жизнь за нас они отдали.
Сохраним в сердцах своих
Память светлую о них!

На экране

СЛАЙД 

Ведущий

За мужество и отвагу, воинскую доблесть 13 миллионов воинов награждено орденами и медалями.11 тысяч – удостоены высокого звания Героя Советского Союза

На экране

СЛАЙД (9 группа- Лев Л, воспитатель Елена Владимировна, Елена Александровна)

9 группа- Лев

«Ветеран»

Много бед мой дед изведал, на лице – рубцы от ран.

Я горжусь любимым дедом, дед мой  -  бравый ветеран.

Воевал дедусь как надо- поднимался первым в бой,

И с победой, весь в наградах, возвратился он домой.

Чтоб пылинка не упала -дед мой в будничные дни

Ордена свои, медали в сундуке на дне хранит.

А когда на День Победы достает он ордена-

Хата старенькая деда вся сиянием полна!

Деду всюду честь и слава, не зазнался все ж дедусь….

И поэтому по праву ветеранам я горжусь.

На экране

СЛАЙД

Ведущий

Спасибо большое тем, кто совершил беспримерный подвиг - выстоял и победил в жесткой, кровопролитной битве отстоял нашу родину . Благодаря их подвигу мы с вами живем под мирным небом и не хотим повторений страшной войны.

На экране

СЛАЙД (6 группа- Анна, воспитатель Светлана Михайловна)

6 группа- Анна

«Пусть будет мир!» (Н. Найдёнова)

Пусть пулемёты не строчат,
И пушки грозные молчат,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть небо будет голубым,
Пусть бомбовозы по нему
Не прилетают ни к кому,
Не гибнут люди, города…
Мир нужен на земле всегда

На экране

СЛАЙД (6 группа- Варвара, воспитатель Светлана Михайловна)

6 группа- Варвара

«Дайте Насти вырасти большой!» (Татьяна Кузовлева)

Кто ответит, что такое счастье?
Тает солнце медленно в дали.
Засыпает маленькая Настя,
Чудо синеглазое Земли.

Добрый мишка, заяц на поляне -
Что приснится девочке во сне?
За стеною, на телеэкране
Мир гудит в тревоге и огне...

Голос смерти в грохоте орудий.
Города в руинах и в золе.
Люди, разве счастливы мы, люди,
Если дети гибнут на Земле?

Или нет в нас больше соучастья?
Или очерствели мы душой?
Я прошу не только ради Насти:
Дайте Насте вырасти большой!

На экране

СЛАЙД (6 группа- Захар А., воспитатель Светлана Михайловна)

6 группа- Захар

«Пусть будет мир» (Ольга Маслова)

Как надоели войны на свете,
Гибнут солдаты и малые дети,
Стонет земля, когда рвутся снаряды,
Матери, плачут и плачут комбаты.

Хочется крикнуть: » — Люди, постойте,
Войну прекратите, живите достойно,
Гибнет природа и гибнет планета,
Ну неужели вам нравится это??? »

Я вас призываю, нам всем это нужно,
Пускай на земле будет мир, будет дружба,
Пусть солнце лучистое всем нам сияет,
А войн — НИКОГДА и НИГДЕ не бывает!!!

Ведущий

На этой оптимистичной ноте мы заканчиваем наш конкурс. Жюри подводит итоги, а мы с вами  послушаем песни в исполнении нашего вокального кружка «Весёлые нотки».

На экране

СЛАЙД

Вокальный кружок «Веселые нотки»

Исполнение песни «

На экране

Видеоролик 5 канала «О той весне…»

На экране

СЛАЙД

Ведущий

Жюри подвело итоги. Для награждения участников сертификатами и грамотами приглашается председатель конкурсного жюри Елена Яковлевна

 

III этап

Награждение воспитателей, чьи воспитанники заняли призовые места.

Статья на сайте детского сада.

Список используемой литературы к мероприятию

  • Антонов Ю.А. «Великой Победе посвящается» / Антонов Ю.А. – М.; ТЦ Сфера, 2010. 128с. – (Библиотека воспитателя) (5).
  • Торопцев А.П. «Чтобы знали и помнили» / Торопцев А.П. – М.о. «Подмосковье», 2014. – 220с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс чтецов к дню победы "Помним,гордимся!"

Конкурс чтецов к дню победы "Помним,гордимся!"...

Положение о проведении конкурса чтецов, посвященного Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. "Мы помним о Вас..."

Положения о проведении конкурса чтецов, посвященного Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. ."Мы помним о Вас..."...