Игровой Квест "Масленица"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Родина Марина Геронтьевна

Цель: приобщать детей к праздничной культуре русского народа. Встретить с детьми праздник «Масленица» в русской традиции.

Задачи:
 - познакомить детей со старинными народными праздничными обрядами.

- воспитывать интерес к культуре русского народа, эмоциональную отзывчивость и желание принимать участие в праздничных выступлениях. 
- поддерживать детскую инициативу в традиционных играх и праздниках, их радостное настроение от встречи друг с другом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest_maslenitsa.docx27.71 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: приобщать детей к праздничной культуре русского народа. Встретить с детьми праздник «Масленица» в русской традиции.

Задачи:
 - познакомить детей со старинными народными праздничными обрядами.

- воспитывать интерес к культуре русского народа, эмоциональную отзывчивость и желание принимать участие в праздничных выступлениях. 
- поддерживать детскую инициативу в традиционных играх и праздниках, их радостное настроение от встречи друг с другом.

                                              Ход развлечения:

        (Дети входят на площадку детского сада с воспитателем)

Воспитатель:  

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами собрались проводить зиму и встретить долгожданную весну. В старину наши прадедушки и прабабушки встречали её весёлым праздником Масленицей.

Собирайся, народ!

В гости Масленица ждет!

Мы зовем к себе всех тех,

Кто любит веселье, смех!

Ждут вас игры. забавы и шутки!

Не дадим скучать ни минутки!

Масленицу широкую открываем

Веселье начинаем!

(Дети с воспитателем подходят к первой площадке. Детей встречает Зима

Зима: Добрый день, народ честной,

           Снова встретились со мной!

           Попрощаться я пришла,

           Песни, игры принесла!

Грустно расставаться с вами, да весна не за горами!

Вы простите меня за метели, за холодные дни и недели!

Давайте вспомним, ребята, что вам нравилось зимой?

                 «Снежная песенка» - дети старшей группы

         « Зимняя песенка» - дети подготовительной группы

                              

Зима: А вы хотите поиграть? ( Ответы детей)

                                      Игра «Снежинки»

(Под музыку дети бегают врассыпную и строятся в фигуры – «снежинки». Сначала парами, потом тройками, четверками и все в кругу)

Зима: С вами весело играли, песни пели и плясали!

           А теперь пришла пора нам прощаться, детвора!

           Домой, на север, мне пора!

           До свиданья, детвора!

           

                          (2 площадка-встречает Скоморох)

Скоморох: Я веселый скоморох,

                    Поиграть с вами готов!

                    Силушку свою измерь,

                    Бери подушку поскорей,

                    Вы ребята не зевайте,

                    Валенок скорей бросайте!

Ребята, изпокон веков зимой на Руси, в лютые морозы, чтобы не мёрзнуть, носили валенки. А на масленицу устраивали соревнования, кто дальше бросит валенок. Давайте валенки возьмём, да играть с ними начнём!


      Проводится игра-забава «Кто дальше кинет валенок»

 ( Дети делятся на 2 команды. Валенок надо кинуть как можно дальше. 
(Две команды по 5 человек, у первых игроков в руках детские валенки, по сигналу, бросают кто дальше.  На место падения валенка ставиться конус. Если следующий ребёнок кинет валенок дальше, то конус переставляется, если нет, остаётся на месте.)

Скоморох: Молодцы ребята, поиграли, а теперь можно валенкам прощай сказать и до новой зимы их убрать.

                        Игра «Петушиный бой»

( На площадке рисуется круг, в который становятся 2 участника, левой рукой надо держать свою левую ногу, а правым плечом, без помощи рук ,вытолкнуть соперника из круга)

                  (3 площадка -  детей встречает Матрешка.)

Матрешка: ( на шее висят баранки)

Я красавица –матрешка

Полюбуйтесь на меня.

Деток очень я люблю,

Лакомства всем раздаю.

Всем блиночков испекла.

Поиграть пришла пора.

 Блинов на Масленицу старались испечь и съесть, как можно больше. Люди считали, что выпеканием блинов они привлекают солнышко. А еще считали, чем больше блинов испекут и съедят, тем быстрее весна придет.  А теперь с «блинами» поиграем!

                     Игра – эстафета « Бегущие сковородки»

( Дети делятся на четыре команды и встают: две команды – на линии старта, две другие – противоположной стороне. По сигналу первые игроки команд на старте бегут со сковородками к командам напротив. Там игроки команд кладут в них блины (муляжи), и они вместе бегом возвращаются обратно. Игроки перекладывают блины на блюдо и передают сковородки следующим игрокам. Выигрывает та команда, игроки которой быстрее закончат эстафету)

Матрешка: Ребята, а как вы думаете, почему Масленицу, встречают круглым блином? (варианты ответов) Молодцы! Догадались! Блин – он как солнышко! Тёплый, круглый, жёлтый!

Солнце красное взошло,
Станет людям всем тепло!
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло!

                  Подвижная игра « Гори, гори ясно»

( Дети встают в круг, за кругом – водящий. В руках у водящего – бубен. Дети идут противоходом с водящим и говорят слова:

 «Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Глянь на небо – птички летят,

Колокольчики звенят»

После слов все останавливаются. Водящий и тот, около кого он остановился встают спинами друг к другу. Дети считают хором до трех. Водящие бегут в разные стороны. Тот, кто первым обежит круг и стукнет в бубен, становится водящим)

Матрешка: Собирайся народ! Масленица вас ждет!

  Масленица широкая, всех на праздник зовет!

  Будем веселиться, чтоб с зимой проститься!

                        ( 4 площадка – Баба Яга)

Баба Яга: Здравствуйте, детишки! Девчонки и мальчишки!

                  Слышала, меня вы звали, по мне скучали!

Воспитатель: Что-то ты не похожа на Масленицу.

Баба Яга: Как так, не похожа? Я самая настоящая Масленица!

Воспитатель: Масленица красивая, нарядная!

Баба Яга: И я красивая и нарядная! (показывает бусы, юбку широкую)

Воспитатель: Масленица веселая, приходит к нам с песнями и плясками!

Баба яга: А уж я какая веселая! Вам меня не удержать, вот как хочется плясать! Ну-ка, дети, выходите, да со мною попляшите!

                (Дети танцуют с бабой Ягой под веселую музыку!)

Воспитатель: Пляска у тебя какая-то не масляничная, не народная!

Баба яга: Что ты, да мне в лесу все говорят: Ты баба Яга лучше всех танцуешь! Ой! Что это я говорю? (зажимает рот руками)

Воспитатель: Ах вот оно что, ребята, узнали, кто к нам пришел?

Дети: Баба Яга!

Воспитатель: Баба Яга, где же Масленица? Она за мной шла, да где-то потерялась!

Баба Яга: Это я со своими помощниками -  лесными разбойниками Масленицу вашу встретила, приветила!

Воспитатель: Баба Яга, ты Масленицу отпускай, нам ее отдавай!

Баба Яга: Как-бы не так! Сначала все мои испытания пройдите, а там я еще подумаю: отдать вам Масленицу или себе ее оставить!

Воспитатель: Ребята, кто смелый? Будем в игры-соревнования играть, нашу Масленицу выручать!

                                     Эстафета «Метелки-веники»

(Атрибуты: 4конуса, 2 метлы. Дети встают в две команды. У капитанов команд по метле. Зажав метлу между ног, дети бегут до ориентира и обратно. Побеждает команда, первой справившаяся с заданием.)

                           Русская народная игра «Горшки» стоит игрок

( Играющие разделяются на две группы. Дети – «горшки», образуют круг. За каждым «горшком» стоит игрок – хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев «горшка» и начинает разговор:

-Эй, дружок, продай горшок!

-Покупай.

-Сколько дать тебе рублей?

-Три отдай.

Водящий три раза ( или столько, за сколько согласился продать «горшок» его хозяин, но не более пяти рублей) касается рукой хозяина «горшка», и они начинают бег по кругу навстречу друг другу ( круг обегают один раз). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает его, а оставшийся становится водящим.)

Баба Яга: Молодцы, ловко, быстро справились с заданиями. Вы победили, идите к своей Масленице.

                        (4 площадка - встречает Масленица)

Масленица: Собирайся народ! Масленица идет!

                      Масленица широкая, всех на праздник зовет!

                      Хороводы заведем, песни вместе запоем,

                      Будем веселиться, чтоб с зимой проститься!

 «Едет Масленица дорогая,

 Наша гостьюшка годовая,

 На саночках расписных,

 На кониках вороных»

Кто хочет на нашей карусели с ленточками пробежаться? (Каждый ребенок берет один конец ленты, натягивает его и карусель кружится).

«Еле – еле – еле — еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

(убыстряем темп)

Побежали, побежали,

Побежали, побежали!

     Тише, тише, не спешите,

Карусель ос-та-но-ви-те.

Раз-два, раз-два (пауза)

Вот и кончилась игра».

Матрешка: Ребята, давайте весну- красну кликать! Ну, сначала, нам нужно обрядить деревцо, а потом будем все вместе Весну закликать.

(Дети вместе с Матрешкой проводят обряд встречи Весны у обрядового деревца, которое украшают лентами, бумажными цветами, колокольчиками.  Украшают его и весну кликают.)

 Повторяйте за мной.

Весна, весна красная,

Приди, весна, с радостью,

С великой милостью:

С травой высокой,

С корнем глубоким,

С дождями сильными,

С хлебами обильными.

А ну, прислушались. Что-то не слышно. Не идет весна?

Погляди-ка, народ (указывает)К нам Весна идет!

                              (Появляется Весна)

Матрешка: Здравствуй, Весна-голубушка, Весна-красна.

Весна: Здравствуйте, люди добрые!

            Вы меня позвали, вот я и пришла.

            Первые подснежники в корзинке принесла.

            И весной повеяло, снег уж почернел,

            Солнышко пригрело, сразу потеплело.

            Пришла моя пора, ведь заждались вы тепла!

А теперь давайте поиграем в мою любимую игру «Ручеек». Хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.

Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк.

 

                              Хоровод «Ручеек»

(Под музыку ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет.)

Весна: Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна… Пора Масленицу с зимой провожать! Мы на празднике гуляли, веселились и играли, про традиции узнали. До свиданья, Масленица, будем тебя ждать, через год красавицу, встретим мы опять!

До свидания! До новых встреч!

 

                      (Звучит музыка, праздник завершён.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система игровых упражнений по развитию связной речи у детей старшего возраста с применением игровых методов и приемов

Все упражнения представлены по уровням сложности.Разбиты на следующие блоки: 1. Составление рассказов по наблюдаемым действиям2. Составление рассказов по нескольким сюжетным картинам3. Составление рас...

РОЛЬ ИГРУШКИ И ИГРОВЫХ СРЕДСТВ В ЦЕНТРЕ ИГРОВОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

В сообщении дается описание игр и игровых приемов, которые можно использовать в организации работы с детьми в Центре игровой поддержки. Раскрывается значение Центра игровой поддержки и Лекотеки для со...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Погружение в игровую ситуацию – введение детей в игровой сюжет посредством создания проблемной ситуации с участием игровых персонажей.

Пальчиковая,настольно-печатная, развлекательная ( развлечь,доставить удовольствие, пробудить интерес у ребенка),развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, о...