Сценарий методической разработки «Русская матрёшка»
методическая разработка

Онучина Римма Николаевна

Сценарий методической разработки «Русская матрёшка»  

Цель: Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства. 

Задачи: 

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: 

  • побуждать к проявлению инициативы и любознательности с целью закрепления полученных знаний; 

  • Развивать интерес детей к народному творчеству; 

  • формировать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос; 

  • совершенствовать умения слушать ответ товарища и не перебивать; 

Образовательная область «Речевое развитие»: 

  • развивать диалогическую речь. 

Образовательная область «Физическое развитие»: 

  • развивать координацию речи с движением (физминутка); 

  • развивать мелкую моторику рук 

Образовательная область «Познавательное развитие»: 

  • Познакомить детей с матрёшкой (история создания, материал, внешний вид, особенности росписи). 

  • закрепить активный словарь по теме; 

  • развивать внимание, логическое мышление. 

Образовательная область «Художественно-эстетического развитие» 

  • умение расписать силуэт матрешки разнообразными узорами; 

  • аккуратность при работе с красками и кистью. 

Словарная работа: Матрёшка, народная игрушка, деревянная, расписная, сарафан, фартук, мастер. 

Предварительная работа: Беседа о народных промыслах, рассматривание изделий народного творчества, выставка «Народные игрушки», чтение художественного слова о народных игрушках, загадки, д/игра «Укрась матрешку», д/игра «Наряди матрешку», роспись силуэтов матрешек. 

Оборудование: Деревянная игрушка матрешка, картинки с изображением разных матрешек, силуэт матрешки, краски и кисти. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_metodicheskoy_razrabotki_russkaya_matryoshka.docx26.8 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий методической разработки «Русская матрёшка»

Цель: Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства.

Задачи:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

  • побуждать к проявлению инициативы и любознательности с целью закрепления полученных знаний;
  • Развивать интерес детей к народному творчеству;
  • формировать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос;
  • совершенствовать умения слушать ответ товарища и не перебивать;

Образовательная область «Речевое развитие»:

  • развивать диалогическую речь.

Образовательная область «Физическое развитие»:

  • развивать координацию речи с движением (физминутка);
  • развивать мелкую моторику рук

Образовательная область «Познавательное развитие»:

  • Познакомить детей с матрёшкой (история создания, материал, внешний вид, особенности росписи).
  • закрепить активный словарь по теме;
  • развивать внимание, логическое мышление.

Образовательная область «Художественно-эстетического развитие»

  • умение расписать силуэт матрешки разнообразными узорами;
  • аккуратность при работе с красками и кистью.

Словарная работа: Матрёшка, народная игрушка, деревянная, расписная, сарафан, фартук, мастер.

Предварительная работа: Беседа о народных промыслах, рассматривание изделий народного творчества, выставка «Народные игрушки», чтение художественного слова о народных игрушках, загадки, д/игра «Укрась матрешку», д/игра «Наряди матрешку», роспись силуэтов матрешек.

Оборудование: Деревянная игрушка матрешка, картинки с изображением разных матрешек, силуэт матрешки, краски и кисти.

Ход занятия:

1 блок. Организационный.

Воспитатель:

Здравствуйте детишки,

Девчонки и мальчишки!

Я рада видеть всех вас

- Ребята, посмотрите сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Воспитатель: Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваются: "Доброе утро!"

Доброе утро и солнцу, и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам,

И каждый становится добрым, ласковым

Пусть доброе утро длится до вечера!

Сюрпризный момент

Воспитатель: Ребята посмотрите, а что у меня в руках

Дети: Шкатулка

Воспитатель: Давайте посмотрим, что же в нашей шкатулке

Дети: Пазл

Воспитатель: правильно дети — это числовой пазл. Соберите его. Что у нас получилась

Дети: Матрешка

В группу входит матрёшка

Матрёшка:

Я Матрёшка-сувенир

В расписных сапожках.

Прогремела на весь мир

Русская Матрёшка.

Мастер выточил меня

Из куска берёзы.

До чего румяна я,

Щёки, словно розы.

2 блок. Познавательно-развлекательный

Матрёшка: Ребята, а чтоб больше узнать об мне. Приглашаю вас в галерею, где живут мои сестрички.

Я расскажу вам немного об истории матрёшки.

Работа по лэпбуку

Давным –давно сто лет назад появилась первая матрешка. Привезли первую матрешку из далекой восточной страны Японии. Это был большеголовый деревянный японец.

Звали этого деревянного японца старец Дарума.

Воспитатель: Увидев такую диковинную игрушку. Наши русские умельцы изготовили игрушечных девочек, которые вкладывались одна в другую. По форме они напоминали японскую игрушку, но одеты были в русские народные костюмы. И назвали её старинным русским именем – Матрёшей

Воспитатель: Матрешку называют игрушкой с секретом. Почему?

Дети: внутри матрешки еще несколько фигурок, вложенных однав другую.

Воспитатель: посмотрите на этот необычный экспонат

-Что вы видите

Дети: Матрешку

Воспитатель: здесь спряталась одна матрешка

Дети: нет, три

Дидактическая игра «Сколько спряталось матрешек»

Воспитатель: Какие матрешки спрятались

Внимательно посмотрите из каких матрешек состоит она.

Воспитатель: Правильно, ребята из трех. А каких?

Дети: Семёновская матрёшка, Загорская матрёшка и Полхов-Майданская матрёшка.

Воспитатель: Их названия зависят от того места, где их расписывают.

Давайте внимательно рассмотрим все три вида матрёшек.

В городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек.

Отсюда и название – Семёновская матрёшка.

Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки

занимают букеты цветов. Самый главный цвет —...

Дети:

Жёлтый, лимонный, зелёный, малиновый.

Воспитатель: Следующая матрёшка из села Загорск – Загорская матрёшка. Эти матрёшки всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой, на голове...

Дети:

Платок.

Воспитатель:

А поверх сарафана...

Дети:

Фартук.

Воспитатель:

Платок матрёшек украшает роспись.

Воспитатель:

И третья матрёшка из села Полхов – Майдан. У этих матрёшек нет сарафана и фартука.

Вместо этого – условный овал на двухцветном поле, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с цветами.

Воспитатель: Ребята вы молодцы

А сейчас я вас приглашаю в художественную мастерскую, где работают

Как вы думаете кто

Дети: Столяр

Воспитатель: А что делает столяр

Дети: Столяр вырезает матрешку

Воспитатель: правильно, а вот какие инструменты нужны ему для работы. Мы сейчас узнаем

Игра «Что нужно столяру»

Дети: Рубанок, измеритель и стамеску

Воспитатель сейчас матрешек столяр делает ее из дерева на токарных станках

Воспитатель: С каким материалом работает столяр

Дети: Дерево

Воспитатель: Матрешку вырезают из какой древесины

Игра «Что сначала, что потом» (этапы изготовления матрешки) (Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Деревья обычно срубают ранней весной, снимают кору, но не полностью, чтобы во время сушки древесина не давала трещин. Затем брёвна складируют и сушат в течение нескольких лет в хорошо вентилируемом месте. Древесина может заготавливаться в регионе изготовления или быть завозной.

К обработке древесины необходимо приступать тогда, когда она не сухая, но и не сырая. Каждая заготовка проходит более десятка операций. Самую маленькую куклу делают первой.

Когда матрешка готова, приступают к следующей фигурке, в которую войдёт первая. Заготовка необходимой высоты обрабатывается и разрезается на верхнюю и нижнюю части. Первой делается нижняя часть. Затем удаляют древесину изнутри обеих частей второй куклы так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Потом процесс повторяется для куклы большого размера, в которую войдут две предыдущие и т. д. Количество кукол может быть различным.)

Физкультминутка «Мы веселые матрешки».

Мы веселые матрешки – раз, два, три.

На ногах у нас сапожки – раз, два, три.

У нас розовые щечки– раз, два, три.

На голове у нас платочки– раз, два, три.

Воспитатель: Кто работает вместе со столяром в мастерской

Дети: Художник

Воспитатель: Ребята, что нужно художнику для работы

Дети: Кисточки, акриловые краски и лак

Воспитатель: что делали художники с матрешками

Дети: Расписывать

Воспитатель: правильно, узор состоит из ярких цветов, листьев, ягод. Есть у мастеров секрет — сначала рисуют они контуры цветов, листьев, ягод черной тушью, красиво располагая их по всему фартучку матрёшки — в центре крупные цветы, а вокруг веточки с бутонами, ягодами и листочками. И только после этого начинают работать прозрачными яркими красками — алой, лиловой, зеленой, желтой и оранжевой, заливая контуры рисунка цветом. В последнюю очередь подрисовывают травинки, стебельки, усики.

Воспитатель: еще художники расписывают матрешек в разных стилях

Дети: Гжель, хохлома, городецкая роспись

Цель: соотнести верхнюю и нижнюю часть матрешки и правильно найти для нее узор

Воспитатель: у всех ли матрешек одинаковый узор

Дети: нет не у всех

Воспитатель: Ребята найдите матрешки с одинаковых узоров

Подвижная игра «Найти одинаковых матрешек»

Звучат русские народные мелодии.

Воспитатель: Вы молодцы нашли всем матрешка пару

Пальчиковая гимнастика:

Пришла игрушка, русская матрешка,

Танцевала, танцевала,

В ладошки хлоп-хлоп

Всех созывала

Никого не забывала.

Воспитатель:

Мастера, скорей за дело,

Распиши, матрёшек смело.

(Дети усаживаются за столы, на которых краски и кисти, силуэт матрешек).

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, какие славные матрешки у вас получились. Давайте сделаем выставку

Рефлексия

Воспитатель: — О чем мы сегодня говорили?

- Что вы узнали нового?

- Что вам запомнилось и понравилось?

Воспитатель: Молодцы. Сегодня, мы познакомились с Матрешкой, узнали из чего она сделана, и будем играть с игрушкой бережно и аккуратно.

Ну, а сейчас пришло время расставаться. До свиданья!

Открывается пятая матрёшка.

«Достань платок».

Двое ведущих держат в поднятых руках шашки (игрушечные сабли, на которых висят шали. Под весёлую музыку мальчики, девочки пляшут в хороводе. С окончанием музыки мальчики бегут к своим ведущим и стараются снять с шашек шаль. Победитель идёт с шалью к девочке, кладёт шаль ей на плечи и приглашает танцевать. Игра может проводиться с доступным количеством шашек.

Бабушка: как мы с вами знаем, земля русская всегда славится подсолнечным маслом, а масло делают из семян подсолнуха. Ох, не будем мы скучать, дальше будем мы играть.

Русская народная игра «Подсолнухи»

Игроки стоят в несколько рядов — это подсолнухи. Один земледелец стоит в стороне и запоминает порядок построения.

По команде водящего — «Солнце» земледелец уходит.

«Солнце» меняет местами 2-3 игроков. К началу считалки земледелец появляется перед «подсолнухами» и до конца считалки должен определить перемещение. В это время

«солнце» ходит по кругу — куда оно переходит, туда поворачиваются лицом играющие.

Домовой: Ну-ка, быстро все вставайте, да частушку запевайте!

Частушки

1. Мы частушек много знаем

И весёлых, и смешных.

Приглашаем, тех послушать,

Кто не знает никаких

2. Мы частушки запоем,

Запоем мы громко.

Затыкайте ваши уши,

Лопнут перепонки.

3. Мы частушки запоем,

Запоем мы громко.

Затыкайте ваши уши,

Лопнут перепонки.

4. Не хотела я плясать,

Стояла и смеялась.

Как гармошка заиграла,

Я не удержалась.

Все вместе:

Мы частушек много знаем

Под разлив гармошки,

У нас куплетов в голове,

Как в мешке картошечки!

Бабушка: после таких частушек задорных, ноги сами в пляс просятся!

Мальчики: Обойди весь белый свет,

Лучше русской пляски нет,

Балалайка и гармонь

Разжигают в нас огонь

Девочки:

Ай да ты, ай да я,

Ай да барыня моя!

Барыня, барыня,

Попляшем, сударыня?

Бабушка: выходите, попляшите

Песня калинка –малинка

Домовой: ой, да молодцы,

Повеселили меня от души!

Бабушка: Я весной на завалинке, а зимой у окошка сижу,

Сижу, на народ гляжу,

Все всегда запоминаю

Да в копилку собираю.

Это вот моя корзинка — Копилка.

Сяду рядышком на лавке.

Вместе с вами посижу,

Загадаю вам загадки,

Кто смышленей погляжу!

(Загадывает загадки в русском стиле)

1)Толстая Федора

Наедается нескоро,

Но зато, когда сыта

От Федоры теплота (печка).

Домовой: Ну, какая русская изба без печки? У нас она тоже есть.

2)Кривая собачка

В печку глядит (кочерга).

3)Морщинистый Тит

Всю деревню веселит (гармонь)

4)Четыре ноги, Два уха,

Один нос да брюхо. (Самовар).

5)Шипит, кипит,

Всем чай пить велит. (Самовар).

Бабушка: Да, ни одни посиделки не обходились без самовара, ведь: «Чай пить — не дрова рубить». Ребята не зря я назвала эту пословицу, вы ведь тоже много знаете пословиц и поговорок, давайте подарим их бабушке, пусть положит их в свою корзинку – копилку.

Ребенок:

  1. «Встречай не с лестью, а с честью».
  2. «Умей в гости звать, Умей и угощать».
  3. «Не красна изба углами, а красна с пирогами».
  4. «Чай – бальзам от всех болезней, и напитка нет полезней».
  5. «Хочешь, есть калачи – не сиди на печи».
  6. «Скучен день до вечера – коли делать нечего».

Бабушка: Молодцы, хорошие пословицы знаете. Вот и моя копилочка наполнилась с вашей помощью. Ну, а, чтобы, как говорит пословица, скучен день до вечера не был, весело нам спойте, всех раззадорьте.

Песня русская народная «Во кузнице»

Домовой: Хорошо вы песню пели,

Милые ребятки,

А теперь пришла пора

Поиграть нам детвора.

Проводится игра «Плетень».

Бабушка: Дружно дети вы играли, весело все танцевали. Не зря есть такая пословица: «Делу время потехе – час». Посмотрите, что есть у нас. В нашей избе много интересных шумовых музыкальных инструментов, на них можно сыграть народные мелодии, ладно да складно.

Шумовой оркестр

Домовой: Ой, ребятки умаялась, все то вы умеете. Дайте я сяду отдохну, а вы мне песню веселую споете

Песня «По лугу» + хоровод

Бабушка: Ох, и весёлая песенка. Молодцы, ребята, девчата!

Ребёнок: Мы тут пели и плясали,

И немного поиграли,

Что узнали сами –

Всем вам рассказали.

Будем дальше подрастать,

Будем дальше узнавать.

Домовой: Я тем временем заварил крепкого чаю,

Всех к столу вас приглашаю,

Отведать угощения, конфеты и печенья.

И вкусные блины для вас испечены.

Вот и закончился праздник весёлый,

Приходите снова к нам

Рады мы таким гостям!

Песня «Все мы песни перепели»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка "Русская народная игрушка - Матрешка".

Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное - качество не врожденное. Приобщение детей к народному искусству – это именно тот "ключик", который раскрывает в детях творчес...

методическая разработка "Русская народная сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Опыт работы по использованию русской народной сказки в духовно-нравственном воспитании старших дошкольников...

УЧЕБНО -МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА " РУССКАЯ ИЗБА"

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "РУССКАЯ ИЗБА" ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Методическая разработка "Русские народные игры как средство патриотического воспитания дошкольников"

laquo;…САМЫМ ВЫСОКИМ  ВИДОМ ИСКУССТВА,САМЫМ ТАЛАНТЛИВЫМ, САМЫМ ГЕНИАЛЬНЫМЯВЛЯЕТСЯ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО, ТО ЕСТЬ ТО,ЧТО НАРОДОМ СОХРАНЕНО, ЧТО ЗАПЕЧАТЛЕНОНАРОДОМ, ЧТО НАРОД ПРОНЕС ЧЕРЕЗ СТОЛ...

Методическая разработка "Русский хоровод как жанр русского народного танца"

История русского хоровода, орнаментные и игровые хороводы, фигуры хороводов....

Конспект занятий по закреплению знаний о русских народных росписях у детей старшего дошкольного возраста с использованием авторского методического пособия «Русская матрёшка». (цикл из двух занятий)

Конспект занятия № 1Цель: Закрепление знаний детей о Русских народных росписях, как видов народного декоративно-прикладного искусства. Задачи:Образовательные:- закрепить знания об основных элемен...

Сценарий "День рождения русской матрёшки" (заседание семейного клуба "Солнышко")

Цель: знакомство со русской народной игрушкой – матрешкой и нетрадиционной техникой рисования (восковыми мелками и акварелью)....