С Ц Е Н А Р И Й НОВОГОДНЕГО УТРЕННИКА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНЬЮ»
материал (старшая группа)

Куприянова Анна Валерьевна

Сценарий новогоднего утренника в старшей группе ДОУ "По щучьему веленью"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starshaya_gruppa.docx27.45 КБ

Предварительный просмотр:

Главной деятельностью дошкольного возраста является игра. В ней ребенок познает мир, знакомится с эмоциональной сферой, развивает и учится контролировать ее, общается с другими детьми. Все эти естественные потребности, а также определенные нравственные представления, коммуникативные навыки и творческие способности можно совершенствовать с помощью различного рода инсценировок — драматизации  в детском саду.

Цели драматизации  в ДОУ

Обращение к драматизации  позволяет воспитателю реализовать основные цели:

  • Образовательная. Во время подготовки к инсценировке дети  знакомятся с народным творчеством,  учатся анализировать характер героев и их поступки, соотносить действия персонажей с реальными людьми.
  • Развивающая. Драматизация помогает развивать воображение, внимание, память, эмоциональную сферу, выразительность речи, совершенствовать коммуникативную деятельность и двигательную активность в их сочетании.
  • Воспитательная. Инсценировка воспитывает интерес к литературному творчеству, фольклору, формирует эстетический вкус, укрепляет чувства дружбы, поддержки и взаимовыручки.

 

     Младший дошкольный возраст – это самый подходящий период для всестороннего развития человека. Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры.  В этом возрасте у детей начинают активно развиваться все процессы психики: внимание, восприятие, мышление, память, речь и воображение. В это же время происходит становление качеств личности. Поэтому именно этот возраст требует максимально разнообразных средств развития и воспитания личности.

     Театрализованная деятельность служит источником развития чувств, душевных переживаний, приобщает ребенка к духовным ценностям. Слушая сказку, ребенок представляет всех героев наяву, он так же, как и они, хочет воплотить в жизнь образы и действия. Играя в образе, ребенок старается подражать услышанному ранее или увиденному примеру, и от этого он получает массу эмоций. Также театрализованные игры способствуют развитию эмоциональной сферы ребенка, так как он вынужден, сочувствует персонажам.

Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий:

– развитие среды, способствующей созданию театральной постановки;

– формирование мотивации к участию в постановке;

– создание условий для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

– ежедневное включение театрализованных игр в распорядок дня детей;

– сотрудничество взрослых и детей на каждом этапе проведения и организации игры.

Последовательность разучивания произведения

     Сначала воспитатель эмоционально рассказывает произведение  детям, привлекая их к проговариванию его отдельных компонентов.

Дети способны понять и запомнить сказку, повторить песенку, однако речь их недостаточно выразительна. Причинами могут быть плохая дикция, неумение правильно произносить звуки. Поэтому надо учить детей четко и внятно произносить звуки, повторять слова и словосочетания; создавать условия для того, чтобы новые слова вошли в активный словарь.

В повторных играх ребята проявляют большую активность по мере того, как станут запоминать текст.

     В процессе чтения стихотворных текстов нужно подключать детей к игре по возможности. Пусть они участвуют в диалоге, подключаются к сюжетной линии, имитируют голоса, движения, интонации персонажей игры. Затем - небольшие упражнения с ребятами. Лучше их проводить сразу после театрализованной игры. Дети пока еще в восторге от того, как воспитатель водил персонажей, говорил их голосами, действовал за них. Именно в это время стоит предложить малышу также поиграть.

     В упражнениях следует использовать высказывания персонажей, которые только что выступали. Например, в сказке "Рукавичка" нужно попроситься в рукавичку, как мышка и как волк. Пусть ребенок скажет от имени волка или мышки. Рассказав сказку, воспитатель помогает детям вспомнить интересные места, повторить характеристики персонажей («Петя-петушок, золотой гребешок», «Выросла репка большая-пребольшая»), назвать повторяющиеся обращения («Козлятушки--ребятушки, отомкнитеся, отопритеся!», «Терем-теремок, кто в тереме живет?») и действия («Тянут-потянут, вытянуть не могут»). Многократность повторений помогает запоминать материал и научиться повторять его с разными интонациями. Можно устроить соревнование: кто лучше попросится за мышку или волка в домик. Победитель получает аплодисменты.

     После этого можно предложить детям имитационные игры: "Покажи, как зайка прыгает", "Покажи, как крадется кошка", "Покажи, как идет петух".

Следующий этап - обработка эмоций: нужно попросить детей показать, как веселые матрешки хлопают в ладошки и танцуют (радость); как зайчик прыгнул за дерево, когда увидел лису (испуг).

Только после такой подготовки можно переходить к совместным инсценировкам. Выбор постановки зависит от возраста детей. Чем дети младше, тем спектакль должен быть проще. Лучше всего подходят русские народные сказки, а также авторские. Можно взять текст сказки целиком в оригинале и разыграть его слово в слово Но интересней, если сказу изменить: добавить смешные эпизоды, слова, ввести новых героев, изменить концовку. Пофантазируйте, как колобку обмануть лисичку, а козлятам - злого волка, используйте эту возможность сочинения сказки на новый лад. Интересно также сочинить собственную историю. Тем более, если получится смастерить оригинальную куклу, которая станет главным героем, а возможно визитной карточкой театра. Это может быть фантастический персонаж с необычным именем и внешностью.

     Для младших дошкольников очень хорошо подойдет кукольный театр. Игра с куклами оказывает незаметное всестороннее лечебно-воспитательной действие на ребенка, помогает обрести чувство успеха в той области, в которой ребенок ощущает себя более уязвимым.

     В последние годы в психологии стал распространенным метод куклотерапии, т.е. метод лечения посредством кукол. Играя с куклой, дети полностью раскрывают свои особенности. В процессе игры слова ребенка должны оживить кукол, дать им характер, настроение. Ребенок во время игры с куклами открывает свои потайные чувства не только на словах, но и жестами, мимикой.

     Особенно продуктивно проходит драматизация сказок начина со старшей группы детского сада. Это обусловлено психологическими особенностями детей возраста 5-6 лет.

Использование театральных инсценировок на праздниках с детьми дошкольного возраста.

     Праздники в детском саду являются яркими и радостными событиями в жизни ребёнка. Большой интерес у детей на праздниках вызывает использование театральных инсценировок.

     Театрализованные инсценировки на праздниках - это игры-представления, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы.

    Для чего же необходимо использовать инсценировки на праздниках?

Театральные инсценировки на праздниках являются одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Они доставляют детям радость, развивают воображение и фантазию, способствуют творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры.

     Благодаря декорациям, костюмам перед детьми открываются большие возможности для создания образа с помощью цвета, формы, конструкции.

Коллективный характер театрализованных инсценировок позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества детей. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их социального развития.

     Театрализованные инсценировки на праздниках способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи и др.

Этапы подготовки инсценировок к празднику с детьми старшего дошкольного возраста.

Подготовительный этап. При обсуждении праздника с воспитателями из нескольких вариантов выбирается инсценировка доступная по возможностям детей; учитываются гендерные особенности группы; проводятся эксперименты.

При обсуждении сценария праздника учитывается, какое необходимо количество детей, чтобы никто из детей не остался на празднике без роли (кто танцует, кто поёт, кто играет в оркестре, кто-то читает стих, в то же время, распределяя роли нужно избежать перегрузки детей. Так же обговариваются необходимые атрибуты, маски, костюмы, их обновление или изготовление новых. При подборе инсценировки на праздник, учитывается её продолжительность 5 – 15 минут,  

Первый этап. Проводится непосредственно с детьми, со всей группой, в свободное от занятий время. Воспитатель

- заинтересовывает детей содержанием произведения, которое будет использоваться для инсценировки. Воспитатель кратко передает художественное описание того места, где будет происходить действие инсценировки (лес, дом и т. п.), выразительно исполняет его;

-  Обсуждение сказки. Словарная работа. Некоторые слова и даже фразы стоит обсудить с детьми, выяснить, как дети их понимают,   привлекая детей к проговариванию отдельных строк, которые им запомнились.

- Общий пересказ произведения. Более подробный пересказ по вопросам воспитателя. При этом можно использовать вопросы, которые потребуют от детей задействовать и эмоциональную сферу. Например: Кому хвастался заяц? Как он это делал? Каким голосом, с каким выражением? Обсуждение характера героя, и т.д. Формирует у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определенную роль.

- После распределения и принятия ролей, воспитатель побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам и т. п. При этом характеристики могут быть представлены значительно шире тех событий, которые входят в инсценировку.

На втором этапе проводится работа подгруппами в музыкальном зале. Музыкальный руководитель очерчивает границы «сцены», напоминает, куда должен быть направлен взор детей при выступлении.  Распределяется пространство зала (где будет стоять домик, ширма, дерево и т. п., где будут лежать необходимые атрибуты). Обсуждение с детьми заканчивается выразительным чтением инсценировки педагога с участием детей. Затем музыкальный руководитель предлагает ввести музыку, оживить сказку. Так обыгрывается вход и выход каждого героя под музыку, предлагается изобразить танец героев или разучить песню. Так проигрываются отдельные этюды героев инсценировки.

От характеристики движений каждого героя переходим к характеристике речи персонажей. Вначале, в зависимости от образа и характера его героя, предлагается каждому ребёнку выбрать соответствующую интонацию, а затем, так же, как и при выработке движений, подводим детей к обобщенным представлениям о характере речи данного образа в целом.

На последующих индивидуальных занятиях этюды собираются в единое целое, проигрывается вся инсценировка полностью. Работа над ролью заканчивается подведением детей к пониманию необходимости создания неповторимого своеобразия каждого образа, в котором предстоит ему действовать.

При подготовке к каждому празднику мы привлекаем родителей. Родители помогают шить костюмы, изготавливать атрибуты к инсценировкам.

Третий этап – выступление на празднике. Ведущий называет произведение с указанием автора, рассказывает о том месте, где происходит действие инсценировки. По окончании инсценировки ведущий называет каждого героя, и кто исполнял, одаривая каждого ребёнка аплодисментами.

После праздника инсценировку дети показывают малышам, устраивая для них концерты.

Таким образом, использование театральных инсценировок на празднике способствует развитию творчества детей, социализации, коммуникации, обогащению впечатлений и развитию эмоций детей.

Литература.

1. Бекина С. И. Праздники в детском саду. – М. – 1990. – 256с.

2. Бочкарева Л. П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. - Ульяновск, ИПКПРО, 1993, с, 3.

3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М. – 2003.

4. Метлов Н. М. Музыка – детям. – М. – 1985.

5. Соловьев В. Б. Азбука актера, режиссера и педагога любительского театра - Сыктывкар 1994.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий новогоднего утренника в подготовительной группе "По щучьему велению"

Сценарий новогоднего утренника в подготовительной группе с использованием презентации "По щучьему велению"...

Сценарий Новогоднего праздника в старшей группе "По щучьему велению"

Сценарий новогоднего праздника для детей старшей группы по мотивам сказки "По щучьему велению"...

сценарий новогоднего утренника в подготовительной группе "По щучьему велению"

сценарий новогоднего утренника в подготовительной группе "По щучьему велению"...

Сценарий новогоднего утренника в подготовительной группе «По щучьему велению, по Новогоднему хотению!»

Хороший,отредактированный сценарий празднования Нового года для детей подготовительной группы! Да ещё по сказке "По щучьему велению"! Много интересного нашла на просторах интернета...но...и,...

Новогодний утренник в старшей группе " По щучьему велению.."

Веселый утренник , который будет интересен и детям и взрослым сказочным сюжетом и новогодними чудесами....

Сценарий новогоднего утренника для подготовительной группы "По щучьему велению!"

Сценарий новогоднего утренника для подготовительной группы "По щучьему велению!""Елка" в детском саду....

сценарий новогоднего праздника в старшей группе "По щучьему велению"

На праздник приходит Баба Яга, пытается всех запутать. То она переодевается в Снегурочку, то с елки игрушки ворует. А Емеля помогает Деду Морозу найти подарки для детей....