Методическая разработка Досугового мероприятия на тему «Путешествие в профессии прошлого».
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Бессонова Наталья Николаевна

Конспект досуговой деятельности для детей старшего дошкольного с целью ознакомления с профессиями прошлого и настоящего; продолжать знакомить с разнообразной деятельностью взрослых; расширить представление детей о разнообразии профессий, конкретных трудовых действиях; обогащать активный словарь, умение отвечать на вопросы, высказывать логические умозаключения; закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи – орудия труда. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №8 «Золотая рыбка»» г Валуйки

Муниципальный конкурс методических разработок

«Мир увлекательных профессий»

Номинация конкурса

«Лучшая методическая разработка досуговой деятельности по ранней профориентации дошкольников  (праздники, развлечения, организация сюжетно-ролевых игр)

Методическая разработка

Досугового мероприятия на

тему «Путешествие в профессии прошлого».

Автор: Бессонова Наталья Николаевна,

воспитатель

Конспект  досуговой деятельности с детьми старшей группы на тему:

«Путешествие в профессии прошлого».

Цель: Познакомить детей с профессиями прошлого.

Задачи:

       Обучающие. Познакомить с профессиями прошлого и настоящего; продолжать знакомить с разнообразной деятельностью взрослых; расширить представление детей о разнообразии профессий, конкретных трудовых действиях; обогащать активный словарь, умение отвечать на вопросы, высказывать логические умозаключения; закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи – орудия труда.

Развивающие. Расширять кругозор детей; развивать умение общаться со сверстниками; развивать умение правильно строить фразы; развивать речь, память, внимание, наблюдательность, умение аргументировать свои высказывания.

Воспитывающие. Воспитывать положительную мотивацию к обучению, уважение к труду взрослых, любознательность, интерес к  людям разных профессий.

Взаимодействие образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

     Культурные практики: познавательная деятельность, игровая, восприятие художественного слова, двигательная деятельность, коммуникативная деятельность, продуктивная деятельность, трудовая деятельность, музыка.

     Методы, приемы: игровой, показ, словесный, практический, использование ИКТ

Материалы и оборудование:  мультимедийная система,   магнитофон; плакат «Профессии»; фуражка полицейского, свисток, жезл, рули по количеству детей; карточки врачей различных специализаций; картинки с изображением людей разных профессий прошлого и настоящего;  рулон обоев, картинки бытовой техники разного поколения; ¼ листа А-4 на каждого ребенка, клей.

Ход деятельности.

  1. Вводная часть - организационный момент, создание проблемной ситуации. 

Приветствие в кругу (Выполняют действия по тексту)

Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Собрало друзей всех в круг.
Я твой друг и ты мой друг.

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И беседовать начнем.

Сюрпризный момент «Баба Яга в гостях у ребят»

Слышится грохот. Влетает Баба Яга (взрослый в костюме Бабы Яги, верхом на метле)

Баба Яга:- Касатики мои, вы меня не бойтесь,  я не со злом, я с добром!!!

-Беда у меня. Попала я в ваш, так называемый, город и растерялась, суета кругом… Тут паренек, в такой интересной одежде, как засвистит, что Соловей Разбойник,  машет  дубиною и говорит: - «Старая, нарушаешь правила, выпишу штраф». Я ему объясняю, что лечу к цирюльнику, именины у меня скоро, марафет надо навести. Он меня к вам и направил, мол вы все знаете,  поможете.

-  Мне еще к лекарю надо, здоровье поправить, как- никак уж 600 годков исполняется.

Педагог: - Поможем Бабе Яге?

Предполагаемые ответы детей:- Да!

Педагог: -Приглашайте Бабушку к нам.

Дети приглашают, предлагают присесть.

  1. Целевая установка.

Педагог: -  Ребятки, а вы знаете, кто такой цирюльник, лекарь?

Ответы детей.

Педагог: -Вместе мы быстро разберемся.

Педагог обращает внимание детей на плакат с изображением профессий:

- Что вы здесь видите?  

Предполагаемые ответы детей: - Люди разных профессий.

Баба Яга: - Во, он меня тормознул дубиной, штрафом грозился. (Показывает полицейского)

Дети: - Полицейский.

Баба яга: -Кто такой?!

Дети: -Он следит за порядком на дороге.

 Подвижная игра «Проезжая часть»

Ребенку педагог одевает фуражку полицейского. Ребенок берет в руки жезл и свисток) Дети берут в руки руль (Водители)

Педагог:- Профессия у него такая.  

  1. Проектирование решений проблемной ситуации.

Педагог:- А  что такое профессия?

Предполагаемые ответы детей: - Профессия – дело, которым человек занимается каждый день, которая полезна для других людей. Профессии надо специально обучаться.

Педагог: - Предлагаю  отправиться в необычный мир – мир профессий  старины. В этом мире живут  представители очень интересных профессий, возможно о которых, вы даже не слышали и которых давно нет

Звучит музыка.

Презентация и беседа о профессиях прошлого.

Педагог: - «На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной… Баба Яга помогает, говорит вместе с педагогом. Музыка выключается 

Педагог: -… В старину профессий было мало, и все они вместе могли поместиться на одном крыльце. На Руси более 600 лет были вот такие профессии.

Дети, педагог и Баба Яга просматривают  презентацию «Путешествие в профессии прошлого , педагог сопровождает рассказом.

Педагог: - Эта профессия называлась -  цирюльник 

- Как вы думаете, чем занимался человек этой профессии?

Цирюльник – это человек, который занимался стрижкой, укладкой волос, бритьем, маникюром, а иногда и выполнял обязанности врачей. 

Баба Яга: -Ой, касатики, так это ж цирюльник! Мне к нему надо!

Педагог: - Сейчас нет такой профессии.

Баба Яга расстроена, садится в сторонке. Всхлипывает: - Я на именины останусь не красивой!?

Педагог:  - Как эта профессия называется в настоящее время?

Ответ детей :- Парикмахер

Педагог:  - Чем занимается парикмахер сейчас?

Предполагаемые ответы детей: -Стрижкой, укладкой волос, бритьем ,  маникюром

Педагог: - Еще одна очень древняя профессия. Эта профессия называлась- лекарь.  

 - Как вы думаете, чем занимался человек этой профессии?

Ответы детей

Лекарь – это целитель, который с помощью лекарственных трав, настоек обладал способностью заживлять раны и излечивать инфекции. 

Педагог:- Как вы думаете, как эта профессия называется в настоящее время?

Ответ детей: - Врач 

Педагог:  - Чем занимается врач сейчас?

Ответы детей: - Лечит  людей 

Баба Яга: - Ой, касатики, так это ж лекарь. Мне ж к нему надо!

Педагог: - Каких врачей вы знаете? (Педагог показывает карточки врачей различных специализаций) - Это какой врач?- Что он лечит? 

Ответы детей.

Педагог: - Ребятки, Бабушка совсем расстроена, давайте ей поможем.

 Педагог: - Как попасть к парикмахеру?

Ответы детей: - По записи

Педагог: - Запишу Вас к парикмахеру  по интернету.

Баба Яга: -И к лекарю мне нужно!

Педагог:- У нас нет лекаря, есть врачи. Какой врач Вам нужен?

Баба Яга озадачена: - Чтобы осмотрел, сердечко послушал, пилюли прописал, травки какие. Уж не молодица.

Педагог: - К какому врачу запишем Бабушку?

Дети: -Терапевту.

Педагог дает задание детям, первыми ответившими правильно, дать Бабе Яге визитки парикмахера и врача- терапевта.

Баба Яга довольная , садится на метлу и убегает.

Педагог:- Продолжим путешествие.

        Педагог: - Ещё была профессия – животник.  Как вы думаете, чем занимался человек этой профессии?

Ответы детей

Животник– это человек, который занимался лечением животных, а также осуществлял санитарный контроль мяса, молока и других животных продуктов 

Педагог: -Как вы думаете, как эта профессия называется в настоящее время?

Ответ детей: - Ветеринар 

Педагог: - Чем занимается ветеринар сейчас?

Ответ детей: -  Лечением животных

Педагог: - А еще в давние времена существовали профессии, которых сейчас уже нет:

Педагог: - Человек-будильник. Как вы думаете, чем занимался человек этой профессии?

(ответ детей)

Педагог: - Конечно, человек этой профессии будил людей на работу. А будил он с помощью длинных палок, которыми он стучал в окна.  

Педагог: - Крысоловы. Как вы думаете, чем занимался человек этой профессии?

(ответ детей)

Педагог: -Люди, которые ловили крыс и тем самым спасали целые города от опасных инфекций.

     Педагог: -  Молочник. Как вы думаете, чем занимался человек этой профессии?

(ответ детей)

Педагог: -Человек, который разносил по домам молоко. 

Педагог: -Фонарщик. Как вы думаете, чем занимался человек этой профессии?

(ответ детей)

Педагог: -Люди, которые выходили на улицы и с наступлением сумерек зажигали фонари с помощью горящей свечки, привязанной к длинной палке, ведь тогда не было электричества.

  1. Выполнение действий, заданий.

Педагог: -Выберите картинки с изображением лекаря и врача, прикрепите на доске.

Дети находят нужные картинки, называют и прикрепляют на доске.

Физкультминутка «Лесоруб» 

Педагог:-А теперь давайте немного отдохнем и споем «Песенку о мастерах».

Один глупый лесоруб      (шагают на месте)

Знаете такого?                  (руки разводить в правую – левую сторону)

Захотел себе тулуп          (правую – левую ногу поочередно в сторону) 

Сделать без портного.     (шагают на месте)

Положил он свой топор  (поднимают руки вверх)

Далеко на полку               (шаг влево – хлопок, шаг вправо - хлопок)

И не может до сих пор     (шагают на месте, с поворотом вокруг себя)

Нитку вдеть в иголку!       (шагают на месте)

Дидактическая игра  «Что было и что стало».

Дети подходят к столам, на которых лежат картинки – помощники.

Педагог: - Раньше не только профессии были другие, но и помощники – бытовые приборы. Я вам предлагаю поиграть в игру: «Что было и что стало». У вас на столах лежат карточки с изображением бытовых приборов. Возьмите любую картинку и попробуйте найти, как выглядел этот предмет в прошлом.

Веник  - пылесос

Таз – стиральная машина

Радио – магнитофон

Свеча – лампочка

Печка – духовка

Утюг на углях  - электрический утюг

Пленочные фотоаппарат – современный фотоаппарат

Советские телевизоры – телевизоры нового поколения

Педагог: - Как вы представляете себе эти приборы в будущем? Сможете нарисовать свое изобретение?

Продуктивная деятельность. 

Дети рисуют «Приборы будущего» на ¼ листа А-4.

Педагог: -Смотрите, сколько у нас картинок приборов прошлого, настоящего и будущего. Можно создать «Ленту времени».

Дети с педагогом создают «Ленту времени- бытовые приборы»

Слышится стук-грюк, Заходит Баба Яга: В нарядном платье, при преческе,  на шпильках. Ходит  туда-сюда по ковру – воображает.

Баба Яга: - Ну, как я выгляжу? Вам спасибо, такого цирюльника посоветовали!!! И лекарь, просто чудо, массаж сделал и я как новенькая!

Педагог: - Теперь поиграй с нами.

Игра «Небылицы» (Делятся на команды : Дети- Баба Яга)

Педагог по очереди произносит слово, команда дает объяснение. Если ответ правильный , команда получает звезду.

Педагог: - Садовник .

Баба Яга:— Это тот, кто работает в детском саду.

Дети: - Неверно. Садовник — это тот, кто ухаживает за деревьями и кустарниками в саду.

Педагог: -Уборщица.

- Баба Яга:- Это та, кто делает головные уборы.

Дети: -Неверно. Уборщица — это та, кто убирает мусор, подметает и моет полы.

Воспитатель: Столяр

-Баба Яга: -Это тот, кто сидит за столом.

Дети: -Неверно. Столяр — это тот, кто изготавливает предметы из дерева.

Педагог: Плотник .

Баба Яга: - Это тот, кто делает плоты.

Дети: -Неверно. Плотник — это тот, кто строит здания из дерева.

Педагог: Водитель .

Баба Яга: - Это тот, кто водит на экскурсии.

Дети: - Неверно. Водитель — это тот, кто водит машину.

Педагог: - У Бабы Яги сегодня именины, давайте подарим ей звезды!?

Дети дарят звезды Бабе Яге, поздравляют, высказывают пожелания.

Баба Яга: - Мне пора, скоро гости прибудут, нужно угощение подготовить. Прощается и улетает.

 Педагог: - Молодцы, все правильно сделали.

  1. Заключительная часть – анализ результатов деятельности.

Педагог: -Кому мы сегодня помогли?

- Вам понравилось путешествие в прошлое профессий?

-Ребята, о каких профессиях мы сегодня узнали? Что делали, люди этих профессий? Как в наше время называются эти профессии? Какая профессия из прошлого больше понравилась?

Ответы детей

 Педагог: - Какая профессия самая главная?

Ответы детей: Все профессии одинаково важны и нужны.

Педагог: - На этом наше путешествие в прошлое завершается.

В настоящем нас ждет угощение.

Библиографический список.

  1. Тематический словарь в картинках: Мир человека: Профессии. — (Программа «Счастливый ребёнок»). — М.: Школьная Книга, 2014. — 48 с.: цв. ил. ISBN 978-5-00013-051-3 Дидактические карточки с картинками познакомят ребёнка с миром человека — различными профессиями людей: воспитатель, учитель, фермер, врач, повар, пожарный, парикмахер и др., а также предметами и орудиями их труда, с помощью которых создаются необходимые в нашей повседневной жизни продукты, приборы, машины, строятся дома, школы, стадионы, обеспечиваются наш покой и безопасность. Материал книги поможет освоить новые слова и понятия, пополнят лексический словарь ребёнка, расширят его кругозор, представления об окружающем мире. Содержание пособия соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Предназначено воспитателям детского сада, логопедам, педагогам дополнительного образования, родителям, гувернёрам для занятий с детьми дошкольного возраста (для чтения взрослыми детям).
  2. Тематический словарь в картинках. Мир человека. Современные профессии : программа «Я - человек» Нефедова, К. П.

Дидактические карточки с картинками и интересными познавательными текстами к ним познакомят детей с современными профессиями, расширят их кругозор, пополнят словарный запас. Для воспитателей детского сада, логопедов, педагогов дополнительного образования, родителей.

     3.   Потапова Т.Е.

           Беседы о профессиях с детьми 4—7 лет. —

М.: ТЦ Сфера, 2008 — 64 с. (Серия «Вместе с детьми»),

ISBN 978-5-89144-833-9

Методическое пособие для воспитателей ДОУ содержит материалы для бесед с

Детьми о различных профессиональных праздниках. Книга может быть

использована педагогами, гувернерами и родителями при индивидуальной и

коллективной работе с детьми.

Интернет ресурсы: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/510159-prezentacija-dlja-podgotovitelnoj-gruppy-prof


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка досугового мероприятия для детей подготовительной группы "Снежная королева".

Методическая разработка для организации и проведения досугового мероприятия для детей старшей группы посвящена Новому году и Рождеству.  Сценарий легко адаптируется для проведеления  совмест...

"Хорошо рядом с мамой" - методическая разработка досугового мероприятия для детей раннего возраста и их родителей

Представленная методическая разработка - сценарий досугового мероприятия для детей и родителей в период адаптации «Хорошо рядом с мамой», посвященного Дню Матери.Мероприятие предполагает у...

Методическая разработка досугового мероприятия в первой младшей группе. «Праздник пап»

Цель:• сплотить детский коллектив,• создать для детей атмосферу радости и праздника.• воспитание нравственных, патриотических качеств....

Методическая разработка досугового мероприятия в первой младшей группе. «Весело, весело встретим Новый Год »

Цель:• сплотить детский коллектив,• создать для детей атмосферу радости и праздника.• воспитание нравственных качеств....

Методическая разработка досугового мероприятия по физкультуре

Досуговое мероприятие по физической культуре для детей старшей группы в ДОУ: «Путешествие на остров сокровищ»...

Методическая разработка досугового мероприятия "Путешествие в лето"

Представлена методическая разработка праздника  для детей С ТМНР. Подобраны упражнения и игры, учитывающие особенности развития детей....