"День памяти и скорби"- Праздничное мероприятие,посвящённое Дню снятия Блокады города Ленинграда.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Малюгина Светлана Викторовна

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста. Данное мероприятие способствует развитию нравственно-духовных качеств личности дошкольника, знакомит детей с историческим наследием и культурой родного города, формирует патриотизм и гордость за свою страну.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_pamyati_i_skorbi.docx25.42 КБ

Предварительный просмотр:

День памяти и скорби.

Праздничное мероприятие, посвященное Дню снятия Блокады города Ленинграда.

Цели:

1.Прививать любовь детей к Отечеству, гордость за его культуру,

    воспитывать чувства патриотизма, уважение к прошлому своего народа;

2. Расширять исторические знания детей о блокаде Ленинграда;

3. Воспитывать любовь и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, знакомить с людьми, прославившими нашу Родину.

Задачи:

1.Пробудить в детях чувство сострадания, переживания и гордости за стойкость

   своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей  

   Великой     Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и

   поэтической литературы;

2. Формировать духовно-нравственные отношения и чувство сопричастности

     к культурному наследию своего народа;

3. Формировать умение слушать окружающих.

Оборудование: мультимедийное сопровождение мероприятия, плакаты и картинки с изображениями блокадного Ленинграда, «Ленточки ленинградского Дня Победы», рисунки воспитанников, фонограммы песен о войне, клипы о блокаде, декорации блокадной комнаты, блюдца, свечи, хлеб, аистенок-оригами (по количеству детей).

Ход мероприятия:

Звучит «Военный марш» м. Б. Окуджава. Входят дети парами, строем проходят и останавливаются двумя полукругами.

Ведущий 1: Всем героическим защитникам Ленинграда, 
Всем участникам прорыва и снятия блокады любимого города, 
Всем, пережившим страшную 900-дневную блокаду, 
Всем ныне живущим и павшим смертью храбрых … посвящается!!!

Звучит фонограмма «Объявление о начале войны». Песня «Священная война» (отрывок)

ВЕДУЩИЙ 2. Всего за два с половиной месяца немецкие войска подошли к нашему городу, который тогда назывался Ленинград, и окружил его со всех сторон.  Началась блокада.

Дети. 1.Прорвались все - таки, бомбят!

              Горят Бабаевские склады!

              В огне пожарищ Ленинград!

             Пришел он - первый день блокады.

 2.Все ближе полчища врага,

             Гудят воздушные тревоги.

             Сегодня ночью пала Мга –

             И все отрезаны дороги!

  3. В кольце, в осаде Ленинград,

           Не умолкает канонада!

           Опять летят, опять бомбят!

           Пылает первый день блокады.

 4. Их будет много - девятьсот,

           Но город наш, со смертью споря,

           Все одолеет, все снесет:

          Обстрелы, холод, голод, горе!

 Танцевальная композиция «Белые панамки» автор «В. Егоров (6 девочек+6 ангелов)

Дети:

1: Дети Ленинграда, девчонки и мальчишки.

             Им играть бы в куклы и читать бы книжки.

             Всё перечеркнула Фашистская громада,

             Рано повзрослели Дети Ленинграда.

2 Началась бомбёжка, и они узнали,

             Как заклеить стёкла, чтоб не вылетали.

             И какой в убежище, ведёт теперь маршрут,

             Сколько завтра хлеба, по карточкам дадут.

3: И из невской проруби, как воды достать,

                  От слабости при этом, стараясь не упасть.

                  Для печурки комнатной, где найти дровишки,

                  Как без мамы младшего, уложить братишку.

4: Девочка голодная, книжка записная…

             Про дневник той девочки вся страна узнает.

             В нём совсем немного мы находим слов:

             “Умер братик Лека сегодня в пять часов”

             “Умерла бабуля”. “Больше нет сестрёнки”.

             Те листочки, словно с фронта похоронки.

5 Ленинград заносит снежная пороша.

             “Умер дядя Вася”. “Умер дядя Лёша”.

             А вот эта фраза, стала трудной самой:

             “Умерла сегодня рано утром мама”.

             “Савичевы умерли”. “Таня здесь одна”.

6    И уже от холода, не спасают валенки…

           Дети Ленинграда, мученики маленькие.

           Дети Ленинграда, девчонки и мальчишки.

           Им играть бы в куклы и читать бы книжки

Инсценировка:

 6 детей блокадного города сидят вокруг стола и разговаривают, прислушиваясь к отдаленным выстрелам.

1: Вода замерзла везде, приходится ее нести за 4 километра. Сегодня в квартире нет даже капли воды, чтобы согреть чай. Чай! Как громко звучит это слово сейчас! Конечно, пить чай не с чем! Нет ни одной крошки сладкого.

2 Пить кипяток приходится с солью. Единственное, чего у нас хватает, - это соли. В магазинах ее, конечно, нет, но у нас был небольшой запас – около 2-3 кг.

3: Вот и прошел Новый год.  Мы его дома встречали с чашкой чая, куском хлеба и ложечкой повидла... А сейчас кончаются дрова. Взять неоткуда. А впереди еще февраль. Еще целый месяц мерзнуть...

4: Мы вот варили суп из горчицы, перца и соли. Скорей бы весна! Можно будет в парке рвать траву, собирать корешки. Этим и прокормимся...

5 Да, помню, когда появилась первая травка, мы выпалывали ее всю подряд и ели с солью. Помню, я увидела на дороге нарисованные классики, подняла ногу и хотела подпрыгнуть, но, увы, ноги не слушались. Я очень испугалась, что никогда не смогу прыгать.

6: Немцы Бадаевские продовольственные склады сразу разбомбили, горели они, а мы, глупые, смеялись. Не знали, что нас ждет. Сгорело все: мука, масло, сахар. Потом, зимой, туда женщины ходили, землю отковыривали, варили, процеживали. Получался сладкий отвар.

ПЕСНЯ «Ленинград» сл. и м. Н. П. Бобковой. (все дети)

4 воспитателя: В годы Блокады очень трудно приходилось женщинам. Ведь им нужно было растить и беречь детей, оберегать свою семью. Женщины тоже вставали на защиту рядом с мужьями и детьми. А по – другому они не могли поступить… Мамы, бабушки слабели от голода первыми, потому что всю еду они отдавали детям.

РЕЧИТАТИВ под песню «Ленинградки» м. В. Плешака, сл. М. Дахие

Ты знаешь, ты помнишь, подруга,
Хоть память о том тяжела,
Жестока военная вьюга
По улицам мертвым мела.
Мы горечь потерь без остатка
Испили до самого дна.

Ведь мы же с тобой ленинградки,
Мы знаем, что значит война.
Ведь мы же с тобой ленинградки,
Мы знаем, что значит война.

Развалины старого дома,
Где мы тебя ждали всегда.
И яростный пульс метронома
Средь крови, железа и льда.
Листочки из школьной тетрадки:
"Все умерли, Таня одна..."

А мы ведь с тобой ленинградки,
Мы знаем, что значит война.
А мы ведь с тобой ленинградки,
Мы знаем, что значит война.

Ведущий 2: Очень сложно было детям, ведь многие остались без родных и близких. А нужно было продолжать жить. Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды. Дети помогали взрослым в борьбе против фашистов, работали наравне с ними.

Песня «Ленинградские мальчишки» м. И. Шварц ( 1 куплет поют взрослые и солисты-мальчики, 2 куплет к ним выходят мальчики, девочки встают на 3 куплет)

Дети с кусочками хлеба и свечками на блюдце.

1. Мама! Хлебушка дай - ка!

              В глазах страданье и страх,

              Хлеба блокадного пайка

              В худеньких детских руках

2. Пайка блокадного хлеба –

             С жизнью тончайшая нить.

             Пайку блокадного хлеба

             Мы не должны забыть!

3. Я-хлеб. У меня есть душа.

Я-хлеб. И мне больно бывает.

С березы листва опадает, шурша,

А хлеб каждый день оживает.

 4.Я слышу осколков удушливый свист.

Я-ломтик, прозрачен и тонок.

И держит меня на ладони как лист,

Голодный блокадный ребенок.

Я-хлеб. У меня есть душа.

 5 Хотя я тонюсенький ломтик,

Ко мне приближается, еле дыша,

Голодный ребяческий ротик.

Большие глаза. Цвет лица восковой

С трудом поднимает ручонку.

Я- хлеб. И пока я живой

Не дам умереть я ребенку.

 6 Я – хлеб. Я живой. Не горю я в огне.

Я ваш, я ржаной, самый близкий.

И тянутся детские губы ко мне,

Как будто к груди материнской.

Я - хлеб. У меня есть душа. Я - хлеб…(уходят).

Девочка около взрослого:

Мама, не плачь! Мама, я знаю,
Хищников черные стаи нас никогда не найдут.
Мама, не плачь! Мама, не надо.
Мама, я верю – Блокаду наши солдаты прорвут.

Мама, не плачь! Я же с тобою.
Хочешь, секрет я открою? Скоро не будет войны.
Мама, не плачь! Девятого, в среду
Город узнает победу, город дождется весны.

1. Ведущий: Когда в 1942 году, появилась возможность перевозить детей и стариков по льду Ладожского озера, этим незамедлительно воспользовались наши военные. Но блокадные ребятишки не переставали думать о своем родном городе.

2 Ведущий: Дороги были разбиты и разбомблены. В город и из города можно было выбраться только по Ладожскому озеру. Озеро замерзло и по нему была проложена дорога, по которой доставляли в блокадный город продовольствие и все что требовалось городу. Из города по этой дороге вывозили детей, стариков и раненых. Эта дорога называлась «Дорогой жизни». 
Многие машины не доезжали до места назначения, проваливались под лед вместе с продовольствием и вместе с детьми.


ДЕТИ: 

1 И только Ладога спасала,

 
Когда стояли холода.

 
Тогда "Дорогой жизни" звала 


Её народная молва.

2: Чтобы жизнь спасти ленинградцам

Зимой в 41-м году

С хлебом шли в город машины

По Ладоге, прямо по льду

Бомбёжки, метели, заносы…

Уходят машины под лёд,

Но каждый шофёр твёрдо верил,

Что город любимый спасёт.

Звучит песня «ЛАДОГА» м. Л. Шенберг

Ведущий 2: Очень страшное было время. Погибло очень много народа. В настоящее время нам напоминают о том страшном времени - памятники погибшим в эти дни.

Ребенок: Под шелестом опущенных знамён
Лежат бок о бок дети и солдаты.
На пискарёвских плитах нет имён,
На пискарёвских плитах только даты.
Год сорок первый…
Год сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой. (Вольт Суслов)
Ребенок: Пискарёвские плиты – священный гранит
С миллионом непрожитых жизней...
Имена, словно знамя на теле, хранит,
Как присягу на верность Отчизне.
столько лет  с той жестокой поры,
Но не скоро затянутся раны...
Каждый год, в небеса отпуская шары,
В землю кланяюсь Вам, ВЕТЕРАНЫ!

ДЕТИ:

1 Мне кажется, когда гремит салют,

Погибшие блокадники встают.

Они к Неве по улицам идут,

Как все живые, только не поют.

Не потому, что с нами не хотят,

А потому, что мертвые молчат.

2 Мы их не слышим, мы не видим их,

Но мертвые всегда среди живых.

Идут и смотрят, будто ждут ответ:

Ты этой жизни стоишь или нет?

ВЕДУЩИЙ: Почтим минутой молчания тех, кого с нами нет, кто отдал жизнь за наш город, за нашу РОДИНУ,

ЗВУЧИТ МЕТРОНОМ

Дети:

Улицы, ограды, парапеты.
Толпы... Толпы... Шпиль над головой.
Северным сиянием победы
Озарилось небо над Невой.

Гром орудий, но не грохот боя.
Лица... Лица... Выраженье глаз.
Счастье... Радость... Пережить такое
Сердце в состоянье только раз.

Слава вам, которые в сраженьях
Отстояли берега Невы.
Ленинград, не знавший пораженья,
Новым светом озарили вы.

Слава и тебе, великий город,
Сливший во едино фронт и тыл.
В небывалых трудностях который
Выстоял. Сражался. Победил!

ВЗРОСЛЫЕ:

Помните! Через века, через года,- помните!
О тех, кто уже не придет никогда,- помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны! 

Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!
Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет,- помните!
О тех, кто уже никогда не споет,- помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

Звучит песня «Поклонимся великим тем годам»

(на припев дети присаживаются на одно колено)

 1 Ведущий: Дорогие друзья! Сегодня в нашем зале присутствуют свидетели тех страшных событий. Низкий Вам поклон и пожелание здоровья! Поздравление ветеранов (цветы)

 Дети.

1.Девочки и мальчики войны,

На земле осталось вас не много…

Дочери страны. Ее сыны.

Чистые, пред Родиной и Богом

 2. В этот день и горестный, и светлый,

Поклониться от души, должны

Мы живым и не дожившим детям

Той большой и праведной войны.

 3. Мира вам, здоровья, долголетия

Доброты, душевного тепла

И пускай нигде на белом свете

Детство вновь не отберет война!

Музыкальная композиция: «ВСТАНЕМ» автор Я. Дронов (Девочка -аистенок на вступление, по фразам выходят дети, по окончании дарят аистенка-оригами родным)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие к "Дню снятия блокады города Ленинграда"

Предлагаю Вашему вниманию интегрированное занятие к "Дню снятия блокады города Ленинграда"...

Совместная деятельность педагога с детьми ко Дню снятия блокады города Ленинграда

Ежегодный проект нашего ДОУ. Палаллельно работают все педагоги....

Сценарий праздничного мероприятия, посвящённого снятию Блокады города Ленинграда

Сценарий праздничного мероприятия, посвящённого снятию Блокады города Ленинграда...

Конспект тематической беседы в старшей группе по теме «День снятия блокады города Ленинграда»

В современное время главной проблемой становится не только физическое, но и духовное здоровье нации. Необходимо воспитывать любовь к Родине, уважение к её историческому прошлому. Тема Великой Отечеств...

27 января - день снятия блокады города Ленинград.

Занятие "Дети блокадного Ленинграда". В ходе занятия дети познакомились с понятием блокадаЮ узнали об организации жизни и быта взрослых и детей во время войны, о героизме детей, переживших б...

«27 января День полного снятия блокады города Ленинграда»

27 января наша страна отмечает знаменательную дату – 80-летие полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Эта одна из самых трагических и героических страниц в истории Великой От...

Памятные даты. 27 января- День снятия блокады города Ленинграда

27 января мы отмечаем памятную для всей страны дату – День снятия блокады города Ленинграда. Ленинградцам посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискаревско...