Интеллектуальный конкурс «Юные исследователи»
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Башмакова Татьяна Викторовна

Интеллектуальные конкурсы и викторины создают условия для развития интеллектуально - творческого потенциала детей дошкольного возраста, развивают активность и любознательность в процессе познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnyy_konkurs.docx27.41 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальный конкурс «Юные исследователи»

Цель: Развивать активность и любознательность в процессе познавательной деятельности.

Задачи:

  • способствовать формированию у детей познавательного интереса
  • развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность
  • воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор

Ход развлечения.

Дети входят в кабинет,  по жеребьевке делятся на две команды. Занимают свои места.

Слайд 1 Энциклопедия

Ведущий.   Дорогие ребята, уважаемые взрослые, сегодня мы совершим необычное путешествие по страницам энциклопедии. И проведем интеллектуальный конкурс «Юные исследователи».

Представляю вам справедливое жюри, которое за каждый правильный ответ будет засчитывать команде смайлик. По окончании конкурса все смайлики подсчитываются и определяется победитель.

Ведущий. Итак, начинаем наш конкурс! В нем участвуют две команды: «Знайки» и «Умники».

Звучит веселая музыка. (песня Шапокляк)

Вбегает Шапокляк: Что я слышу, конкурс! У вас конкурс красоты? Я тоже буду в нем участвовать, я самая красивая Шапокляк на свете!

Ведущий. Так ты Шапокляк! Здравствуй, приятно познакомиться! Только у нас не конкурс красоты, а интеллектуальный конкурс «Юные исследователи»

Шапокляк: О, я тоже исследователь! Особенно люблю исследовать карманы на наличие конфет! А ну, показывайте свои карманы!

Ведущий.  Шапокляк, ты все неправильно поняла. Наши ребята исследуют не карманы, а природные объекты и проводят с ними опыты, поэтому они и называются юные исследователи

Шапокляк: Я тоже умею проводить опыты!

Ведущий.  Ну, ты прямо мастер на все руки. Ты или иди, куда шла, или, если тебе интересно, оставайся и сиди тихонечко. Я думаю, тебе будет интересно

Шапокляк: Хорошо, я буду сидеть очень тихо

Ведущий. Итак, начинаем наше путешествие. Давайте посмотрим, куда приведут нас странички нашей энциклопедии

Слайд 2 Воздух 

Ведущий. Ребята, энциклопедия привела нас в раздел “Мир вокруг нас. Вы догадались, о чем мы сейчас будем говорить?

Нет? Тогда отгадайте загадку:

Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Мы о нем не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим.

Дети: Воздух.

Ведущий. Я задаю вопросы и, если вы знаете ответ, поднимаете руки и отвечаете. Смайлик засчитается только той команде, кто первым поднял руки. Все понятно? И так…

  1. Кому необходим воздух? (человеку, животным, птицам, насекомым, растениям)
  2. Какие свойства есть у воздуха. (прозрачен, не имеет запаха и вкуса.)
  3. Что такое ветер? (Это движение воздуха)
  4. А как вы думаете, в каких приборах работает ветер? (Вентилятор, пылесос,

насос, фен, кондиционер)

  1. Где можно найти воздух? (Везде)
  2. Можно ли самим сделать ветер? Как?
  3.  Есть ли воздух внутри человека?

Шапокляк. Есть, есть, внутри меня точно есть, я вам сейчас покажу (опыт с трубочкой или с шариком)

8.Можно ли поймать воздух? Как? (опыт с пакетом)

На опыты вызываются поочередно по 2 человека с каждой команды.

Слайд 3 Вода

Ведущий. Наше путешествие продолжается, и мы попадаем на следующую страничку энциклопедии. Что здесь?

Дети: Вода.

Посмотрим, что вы знаете о воде.

  1. Может ли вода быть твердой? (да)
  2. Назовите 3 состояния воды? (жидкое, твердое - лед, газообразное - пар)
  3. Назовите свойства воды. (прозрачная, принимает любую форму, не имеет запаха, растворяет вещества)
  4. Где живет капля воды? (море, река, озеро, туча, облако, дождь, лужа, туман,

снег, лед…)

  1. Кому нужна вода? (человеку, животным, птицам, насекомым, растениям)
  2. Как называются птицы, которые плавают? Назовите их. (водоплавающие – утки, гуси, лебеди, пеликаны,…)
  3. Назовите животных, чья жизнь связана с водой? (бобры, ондатры, выдры, белые медведи, бегемоты, морские котики…)
  4. Как человек использует воду? (моется, стирает, готовит пищу, поливает

растения, убирает дом)

Ведущий.  Делаем вывод, почему надо беречь воду? (Без воды наша планета

погибнет)

Опыт: С закрытыми глазами определить на вкус, в каком стакане вода? (чай, сок, вода)

Шапокляк. А хотите мою водичку попробовать? предлагает попробовать воду из ее стакана

Воспитатель: Шапокляк, ты что-то подмешала в стакан?  

Шапокляк. Нет, что вы!

Ведущий. Ребята, вы видели? А я сейчас проверю. У меня есть волшебный порошок. (Насыпает в стакан лимонную кислоту, вода шипит.)

Шапокляк. Да я просто пошутить хотела. Ну не любите шутки, тогда давайте поиграем.

Игра «Вода – не вода».

Если ведущий называет слово, обозначающее то, что содержит воду (лужа, радуга, дети поднимают обе руки; если предмет или явление, названное ведущим, имеет косвенное отношение к воде (корабль, дельфин, дети топают ногами; если называется предмет или явление, не имеющие никакой связи с водой (ветер, камень, дети молчат и не выполняют никаких действий).

Примерный набор слов: река, лодка, лужа, сосулька, ветер, дельфин, пар, человек, роса, камень, море, гора, роса, растение, огонь, туман, гора, лягушка.

Ведущий. Посмотрите, наша энциклопедия снова начала переворачивать свои страницы. Друзья, мы попали с вами в раздел «Продукты питания».

Слайд 4. Молоко 

Что это?

Ребята, а откуда пришло к нам выражение «молочные реки, кисельные берега»?.

Назовите мне животных, которые кормят своих малышей молоком?.

А какое молоко называют «парным молоко»? (предположения детей).

Есть такое выражение «молоко убежало». Но у молока нет ног, почему так говорят? (ответы детей). Верно, молоко «убегает» при кипячении, оно поднимается вверх, и если вовремя не убрать с плиты кастрюлю с молоком, то часть молока из неё просто вытечет.

А наше молоко не только умеет « бегать», но еще и «танцует». Танцевать одно молоко не хочет, вот и пригласили масло. ( демонстрирует бокал с молоком, на поверхности которого налито подсолнечное масло.) Хотите посмотреть их танец?
Дети: Да!

Опыт  «Танцующее молоко».
Аспирин в молоке растворяется, выделяя углекислый газ. На границе масла и молока появляются причудливые пузырьки.
- Танец начинается! (Бросает шипучий аспирин.) Ну, что понравился вам танец молока?

Шапокляк. Ой! А я тоже умею опыты проводить, давайте проведем еще один опыт «Рисование на молоке».

Шапокляк. Как вы думаете, что получится, если в молоко добавить краску разных цветов? Давайте проверим?

 1.Налейте молоко в тарелку.

 2. Добавьте в него по несколько капель краски  разных цветов. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку.

 3. А теперь мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства. Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!

Ведущий. Посмотрите, какую интересную страницу открыла нам энциклопедия. А вы знаете что это?

Слайд Магниты

 Ребята, а что такое магнит? (это тело, которое умеет притягивать железо)

Я хочу рассказать вам одну интересную легенду. В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой – притягивать к себе некоторые предметы. 
СЛАЙД №5 
Неподалеку от горы был город Магнесия, в котором жил храбрый рыцарь Магнитолик. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей. Смело разгуливал  Магнитолик,  где хотел. Только в одном месте еще ни разу не был – возле той самой горы. С детства рассказывала ему мама, что ни один рыцарь мимо нее проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает…

СЛАЙД №6 
Но Магнитолик был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за колдовство в этом месте скрыто, вот и поспорил он с друзьями, что мимо горы проедет и живым и невредимым в город вернется. Но как ни был Магнитолик силен и отважен, гора все равно притянула его к себе. Магнитолик был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от нее освободиться и освободил всех рыцарей.

Ведущий.  «А вы, ребята, догадались, как  Магнитолик  освободился от горы?»

Отвечает та команда, которая первая подняла руку.

Для выполнения задания приглашаются по 2 представителя от каждой команды. (Во время демонстрации опыта звучит музыка)

Задание командам: выбрать предметы, которые притягивает  -  не притягивает магнит, проверить магнитом. Вывод: магнит притягивает только  металлические предметы.

  Шапокляк говорит, что она может проверить и без магнита. Надевает на руку волшебную варежку и проводит над предметами. Железные предметы прилипают.

Ведущий.  «Интересно, что за волшебство спрятано у нее в варежке? Вы, ребята, догадались?» (Магнит)

Проверяется выполнение задания, за правильность даются смайлики.

Шапокляк. «Что ли такие умные тут все? Попробуйте выполнить мои задания. 

 Достаньте из банки с водой  скрепку (булавку) не замочив руки» 

Одна команда демонстрирует опыт с магнитом на веревочке, опуская его в банку, делая вывод, что магнит притягивает предметы даже в воде. Вторая команда прислоняет магнит к банке сбоку и поднимает предмет вверх, делая вывод, что магнит притягивает через стекло.

Ведущий. Вот и подошел к концу наш интеллектуальный конкурс! Попросим жюри подвести итоги и объявить победителей.

Шапокляк. Молодцы ребята! А сейчас я хотела бы вас пригласить станцевать мой любимый танец «Арам-зам-зам»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интеллектуальный конкурс я- исследователь.

Конспект мероприятия  для старшего дошкольного возраста...

Городской интеллектуальный конкурс "Юные интеллектуалы Электростали(Умка)".

В нашем детском саду прошёл 1 этап городского интеллектуального конкурса "Умка". В нём приняли участие 4 команды детей из подготовительных групп нашего детского сада:  "Почемучки&q...

Сценарий конкурса "Юный исследователь"

Сегодня мы собрались на конкурс«Юный исследователь»....

Конкурс "Юный исследователь" Диффузия

Исследовательский проект "Диффузия"...

Презентация для конкурса "Юный исследователь"

Презентация для конкурса "Юный исследователь". Проект "Бантики для кукол".  март 2019г....

Интеллектуальный конкурс "Юные исследователи"

Цель: Развивать активность и любознательность в процессе познавательной деятельности.Задачи:-способствовать формированию у детей познавательного интереса-развивать любознательность, наблюдательно...

Заявка на участие в конкурсе "Юный исследователь" г.Омск

Заявка на участие в проекте "Юный исследователь" г.Омск...