Сценарий развлечения в старшей группе на тему: "Русские народные традиции и фольклор"
план-конспект занятия (старшая группа)

Горбунова Елена Анатольевна

Воспитание интереса и уважительного отношения к русским народным традициям и фольклору - очень важная задача патриотического воспитания детей в ДОУ. Одной из эффективных форм работы, в которую можно вкючить богатый фольклорный материал является развлечение. Данный конспект содержит в себе разнообразные виды деятельности: народные игры, отгадывание загадок, исполнение русских народных песен и закличек, рассматривание мини-музея "Народная изба" и др. Всё это способствует обогащению культурного опыта воспитанииков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Ромашка»

Сценарий равлечения в старшей группе на тему: «Русские народные традиции и фольклор»

                                                   Составила: воспитатель Горбунова Е.А.

 

Г.Семенов

2022

Цель: формировать  представления детей о народных традициях и русском фольклоре.

Задачи.

- дополнить знания детей о жанрах народного фольклора (загадки, заклички, песенки);

- обогащать и активизировать словарь по теме «Народные традиции».

- совершенствовать интонационную выразительность речи;

- развивать интеллектуальные способности при отгадывании загадок по содержанию знакомых сказок;

- воспитывать уважение и интерес к русским народным традициямнародному творчеству;

- формировать эмоциональную выразительность при использовании русского фольклора;

- воспитывать дружелюбие, умение взаимодействовать со сверстниками;

Материалы и оборудование:

• каравай для гостей;

• лукошко с карточками

•;, клубочек;

•деревянная и глиняная кухонная утварь;

• мультимедийная установка.

Предварительная работа:

оформление тематической выставки «Русская изба»; разучивание текста песни «Во поле берёзка стояла», стихов, закличек, считалок;

разучивание хоровода «Солнышко – вёдрышко», русской народной песни «Во поле берёза стояла».

Ход занятия:

Слайд1.

Под русскую народную хороводную песню дети,  взявшись за руки заходят в зал, встают полукругом. Воспитатель в русском народном костюме встречает детей с хлебом и солью.

Хозяйка: Здравствуйте, добрые молодцы и красные девицы! Я хозяюшка.

Дорогих гостей встречаю,

Хлебом, солью угощаю!

Ребята, я неспроста встретила вас хлебом с соль. Как вы думаете, почему?

Дети: Это традиция русского народа.

Хозяйка: Верно. Угостить хлебом да солью – проявить уважение и гостеприимство, пожелать благополучия и достатка.

Слайд 2.

Хозяйка: А теперь проходите в мою горницу гости дорогие, да присаживайтесь.

Хозяйка: Живу я в избе. Избой раньше называли деревянный дом. Продолжите поговорку об избе:

- Не красна изба углами, а …(красна пирогами);

Мотивационный момент:

Ребята, а вы хотите побольше узнать о том, как жили люди на Руси и какие у них были традиции?

 Дети: Да, конечно хотим.

Хозяюшка: Тогда отправляемся в путешествие в прошлое нашей страны.

      Вместе хлопнули в ладоши

Дружно топнули ногой

Поприветствуем друг друга

Игру в традиции начнем.

Хозяйка: У меня как у хорошей хозяйки есть очень нужный предмет. Что это?

Дети: Лукошко.

Хозяйка:

В лукошке моём подсказки живут,

Традиции наши они назовут.

И первая подсказка наша – деревянная ложка. Где мы могли  встретить такой предмет в старину?

Дети: В горнице  на столе.

Хозяйка:  Вот и мы сейчас находимся в горнице – в самой чистой, светлой комнате. Всё здесь сделано из дерева: и стены и пол и потолок, и стол, и даже посуда. В горнице встречали дорогих гостей, сажали их в красный угол под иконы и потчевали.  Во главе стола всегда сидел отец. Какие предметы посуды вы видите на столе?

Дети: горшок, чугунок, деревянные ложки, самовар.

Слайд 3.

Хозяйка: Все предметы в доме делали своими руками. Пищу готовили в русской печи. На ней же и спали, грелись. Кастрюль не было, хозяйки готовили в чугунках,  прихватывая их ухватом (показываю) и сажали чугунок в печь.

Слайд 4.

Хозяйка: Ребята, посмотрите, а чем отличаются предметы на другом столе? (матрёшки, расписные ложки, лебедь расписной, дымковские игрушки).

Дети: Они красивые, расписаны узорами мастерицами.

Хозяйка: Такие предметы называют художественным промыслом. А в нашем Семеновском районе какой художественный промысел зародился?

Дети: роспись матрёшки и хохлома.

Хозяйка: Таким товаром раньше торговали на ярмарке коробейники. А вот и он сам.

Звучит русская  народная  музыка, в зал входит Коробейник (мальчик в костюме коробейника).

Коробейник:

– Раздайся, народ!

Коробейник идет!

С товарами разными,

Лентами красными,

Игрушками забавными,

Ложками деревянными. (Ставит короб с товарами на стол)

Стою на краю, почти даром всё отдаю!

Хозяйка: И что же ты хочешь за свой товар?

Коробейник: А сыграйте-ка мне на ложках, я вам их даром отдам!

Хозяйка: Когда работники уставали от дел, они развлекались игрой на деревянных ложках. Давайте и мы с вами позабавимся и постучим на ложках.

Дети исполняют мелодию «Русская народная плясовая» на ложках.

Хозяйка: Молодцы, ребята. Снова в лукошко своё загляну,

А там волшебный…(клубочек) найду.

Посмотрите, стол в горнице накрыт скатертью с вышивкой, на самоваре  -  кружевная салфетка. Возле стола мы видим красиво вышитые полотенца – рушники. А почему они так назывались?

Дети: Ими вытирали руки.

Хозяйка: А кто вышивал и плёл кружево?

Дети: Женщины и девушки.

Хозяйка: Ведь по вечерам семья не сидела без дела, а работала.  Давайте вспомним поговорку о труде.

Без труда не выловишь… (и рыбку из пруда).

Женщины занимались рукоделием (пряли пряжу, шили, вязали, вышивали), а мужчины плели корзинки, лапти, вырезали посуду из дерева. Это тоже было традицией.  

Долгими зимними вечерами на посиделках старшие в семье рассказывали детям сказки, былины, предания. А сейчас мы проверим, какие русские народные сказки знаете вы, ребята. Я буду кидать вам по очереди клубочек. А вы отгадывайте, что за сказку я загадала.

Игра «Отгадай русскую народную сказку».

Слайд 5.

1.Был похож на мяч немножко

И катался по дорожкам.

Укатился ото всех,

Кроме «рыжей», вот так смех! («Колобок»)

Слайд 6.

2.Лисичка дом себе нашла,

Мышка добрая была.

В доме том, в конце концов,

Стало множество жильцов. («Теремок»)

Слайд 7.

3. Летела стрела и попала в болото,

А в том болоте поймал её кто – то.

Кто, расправившись с зелёною кожею,

Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)

Слайд 8.

4. Тянут дед, бабка, внучка,

Тянет маленькая Жучка,

Кошка с мышкой тянут крепко

Догадался? Это … (Репка)

Хозяйка: Молодцы!

Ох, и тяжело моё лукошко, разгрузим его немножко. Что это?

Дети: Солнце.

Хозяйка: Посмотрите в окошко. Какое время года на улице?

Дети: Весна.

Хозяйка: В старину, чтобы весна скорее пришла, ей кричали заклички. Давайте и мы покличем весну.

- Ну – ка, в круг вставай,

Хоровод начинай!

Слайд 9.

Дети становятся в круг и кричат закличку:

Весна! Весна! Весна красна!

Тепло солнышко!

Приди скорей,

Согрей детей!

Приди к нам с радостью!

С великой милостью!

С льном высоким!

С корнем глубоким!

Хозяйка: А вот и солнышко вас услышало, пришло к вам и хочет с вами поиграть в русскую народную игру «Солнышко – вёдрышко» (игра проводится 2 раза)

(Водящий становится в круг. Дети идут по кругу, поют)

Гори, солнце ярче –

Лето будет жарче.

(Поворачиваются друг другу и делают поклоны)

А зима теплее,

А весна милее.

(Дети протягивают ладони, водящий должен дотронуться)

«Солнце» говорит: Горячо! Горячо!

(До чьих ладоней «солнце» дотронулось, тот становится Солнышком)

Дети садятся на стульчики.

Хозяйка: Солнышко дарит всем тепло и свет. А ну-ка, загляну-ка я ещё в лукошко. Что это?

Дети: Ручеёк.

Хозяйка: Солнце растопило снег и потекли ручейки. И я предлагаю вам, ребята, поиграть в русскую народную игру «Ручеёк».

Дети играют в русскую народную игру «Ручеёк».

Хозяйка: Что ещё в лукошке у меня осталось. Да это же берёзка. Одной из любимых традиций русского народа – исполнение хороводных песен, в основном о природе. В июне на праздник «Троица» люди воспевали берёзу, водили хоровод и пели русскую народную песню «Во поле берёзка стояла». Давайте и мы с вами исполним её.

Дети встают в хоровод,  исполняют русскую народную  песню «Во поле берёзка стояла».

Заключительная часть.

Хозяйка: Добры молодцы и красны девицы, вот и подходит к концу наше путешествие в старину. Но здесь мне вспомнилась русская народная поговорка – «Добрый конец – всему делу венец». Как вы её понимаете?

Дети: Дело законченное хорошо делалось не зря.

Хозяйка: А что доброго вы можете сказать о нашем путешествии? Что из русских народных традиций вам запомнилось, понравилось?

Дети: русские народные игры, песни, народные промыслы, пословицы и поговорки, сказки.

Хозяйка: Ребята никогда не забывайте своих традиций, берегите их.

Дети под хороводную музыку покидают зал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсная программа «Сказочная история» Сценарий развлечения в старшей группе, поддерживающей традицию «День рождения группы».

ЦЕЛИ: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе. ЗАДАЧИ:-развивать умение самостоятельно применять на практике полученные знания;-способствовать формированию готовности к совместной деятельн...

Сценарий развлечения для детей старшей группы Тема: Игры-забавы «Народные традиции» (по мотивам русского фольклора)

Цель: Развитие эмоциональной стороны речи детей, приобщение к истокам народной культуры в процессе разучивания малых форм русского фольклора, знакомства с народными играми, забавами, обычаями....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Приобщение детей к истокам русского народного творчества в старшей группе на тему «Русская матрёшка»

Актуальность этой проблемы заключается в том, что в наше время достаточно всяких игрушек и наших детей не очень-то чем-либо удивишь. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрёшкой ...

Сценарий спортивное развлечение для старшей группы на тему «Русские народные забавы»

Сценарий спортивное развлечение для старшей группы на тему «Русские народные забавы»...

Сценарий развлечения для детей старшей группы Тема: Игры-забавы «Народные традиции» (по мотивам русского фольклора)

Сценарий развлечения для детей старшей группы Тема: Игры-забавы «Народные традиции» (по мотивам русского фольклора)...

Спортивное развлечение для средней группы на тему «Русские народные забавы»

Спортивное развлечение для средней группына тему «Русские народные забавы»...

Цель: ознакомление детей с русским народным творчеством. Задачи: • Воспитывать интерес к русским народным играм. •Приобщать детей к народному творчеству, русской культуре. •Спортивное развлечение для средней группы на тему «Русские народные игры»

Воспитывать у детей любовь к народному творчеству. Учить запоминать слова к народным играм. Правильно применять спортивный инвентарь для игры .Развивать скоростные качества,быть честными Уметь радоват...