Сценарий праздника "Народов много - страна одна" ко Дню народного единства
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Онищенко Оксана Валерьевна

Цель: Формирование у старших дошкольников общероссийской гражданской идентичности.

Задачи:

Обучающие:

  • Расширить знания детей о традициях и обычаях народов России, костюмах, хороводных и народных играх, песен. Формировать представления о музыкальном искусстве народов России.
  • Поддержать интерес детей к истокам разной национальной культуры посредством народных игр, хороводов, песен, стихов.

Развивающие:

  • Прививать любовь и уважение к традициям и обычаям к культуре народов России;
  • Развивать творческую активность, коммуникабельность, артистичность, сплоченность.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство патриотизма;
  • Воспитывать нравственно-эстетические и эмоциональные чувства дошкольников на основе восприятия музыкальных народных произведений;
  • Воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной и общей культуре народов России;
  • Привлекать родителей к совместному воспитательному процессу через проведение совместного праздничного мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_prazdnika_narodov_mnogo_-_strana_odna.docx42.42 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий праздника «Народов много – страна одна»,

посвященный Дню народного единства

Цель: Формирование у старших дошкольников общероссийской гражданской идентичности.

Задачи:

Обучающие:

  • Расширить знания детей о традициях и обычаях народов России, костюмах, хороводных и народных играх, песен. Формировать представления о музыкальном искусстве народов России.
  • Поддержать интерес детей к истокам разной национальной культуры посредством народных игр, хороводов, песен, стихов.

Развивающие:

  • Прививать любовь и уважение к традициям и обычаям к культуре народов России;
  • Развивать творческую активность, коммуникабельность, артистичность, сплоченность.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство патриотизма;
  • Воспитывать нравственно-эстетические и эмоциональные чувства дошкольников на основе восприятия музыкальных народных произведений;
  • Воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной и общей культуре народов России;
  • Привлекать родителей к совместному воспитательному процессу через проведение совместного праздничного мероприятия.

Ход мероприятия:

Под музыку «Я, ты, он, она» дети с флажками, в национальных костюмах заходят в зал. Делают перестроения, встают полукругом.

Выходят ведущие.

Ведущий 1:

Если долго-долго-долго в самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго на Россию нам смотреть.

То увидим мы тогда - и леса, и города,

Океанские просторы, ленты рек, озёра, горы…

Ведущий 2:

Мы увидим даль без края, тундру, где звенит весна.

И поймём тогда, какая - наша Родина большая,

Необъятная страна!

«Песня о Родине»

Музыка А. Филиппенко

После песни дети садятся.

Мальчик:

Мы День Единства отмечаем, России праздник молодой,
И всем и каждому желаем, стране быть верным всей душой!

Девочка:

В единстве, братстве сила наша, и нас врагу не победить!
Так пусть становится все краше страна, где довелось нам жить!

Мальчик:

Сильна великая держава сынами, дочерьми своими...
России не померкнет слава, пока мы вместе и едины!

Ведущий 2: Праздничное мероприятие, посвященное Дню народного единства, объявляется открытым!

Звучит Гимн (все встали)

Ведущий 1: С 2005 года 4 ноября в России отмечается праздник - День народного единства, который посвящен Родине и дружбе между народами. Это праздник патриотизма, взаимопомощи и объединения всех российских народов. Ведь у каждого народа есть своя малая Родина.

Ведущий 2: Наша страна сильна дружбой разных народов, которые ее населяют. В России живут народы разных национальностей: русские, татары, мордва, чуваши, чеченцы, буряты, калмыки, башкиры и много других. И все народы дружат между собой.

Ведущий 1: Да, каждый народ говорит на своем языке, имеет свою культуру, традиции и историю, которая является частью истории великой страны -России. У каждого народа есть свои обычаи, песни, танцы, но все они связаны тем, что у них одна Родина – Россия.

Ведущий 2: Наш детский сад посещают дети разных национальностей: это и русские, украинцы, татары, башкиры, … Но для всех нас, Россия является Родиной. Все мы Россияне.

Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми народами.

Ведущий 2: Давайте скажем дружно: раз, два, три! Друг хороший к нам приди!

РУССКИЕ

Под русскую народную музыку «А я по лугу» выходит девушка в русском сарафане с караваем. Девочки в русских костюмах исполняют хоровод.

Хоровод

Русская девушка: Здравствуйте, люди добрые!

Люди славные, православные! (все кланяются)

Мы встречаем хлебом, солью. Привечаем словом добрым.
Уж, наш-то каравай для всех гостей годен.

Вот он румян и дороден.
По обычаям российским всем поклон мы шлем вам низкий,

Примите соль, примите хлеб, живите долго и без бед.

Пусть дом ваш будет полным, приветливым и хлебосольным.

Ставит каравай на стол. Девочки берут пяльцы, начинают вышивать.

Русская девушка: Наша страна – Россия - очень богата мудрыми традициями и красивыми обычаями.

В старые времена был такой обычай у русских людей, коротали они зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Женщины и молодые девушки по вечерам шили, вышивали, пряли, а за работой песни распевали (Показ слайдов).

Русская девушка: дети, дети все сюда, здесь весёлая игра!

Друга за руку берите, сквозь ворота проходите!

Русская народная игра «Золотые ворота»

Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки — это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Все дети говорят:

Русская девушка: Ай, люди, ай, люди, наши руки мы сплели.
Мы их подняли повыше, получилась красота!
Получились не простые, золотые ворота!

Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними. Дети - «ворота» говорят:

Золотые ворота, пропускают не всегда.
Первый раз прощается, второй - запрещается.
А на третий раз не пропустим вас!

Все дети садятся.

Ведущий 1: Давайте снова скажем дружно: раз, два, три!
Друг хороший к нам приди!

ТАТАРЫ

Звучит татарская народная музыка.

Выходят два мальчика и две девочки в татарских костюмах.

  1. Как дорог мне родимый край,

Где я живу, с ним процветая.

Не нужен мне чудесный рай,

Есть Татарстан – семья большая.

  1. Живём единою семьёй,
    Где есть чуваш, татарин, русский.
    И нашей дружбе быть бронёй,
    И недругам не будет спуска.
  2. Костюмы наши хороши!
    Их вышивали от души
    Калфак, тюбетейка на голове,
    А на ножках - туфли иль сапожки.
  3. Мы в Татарстане родном

Дружно весело живем.

По-татарски, и по-русски

Мы танцуем и поем.

Ведущий 2: Среди народов, живущих в России, татары - вторые по численности. С давних времен живут на берегах реки Волги, — это храбрый и трудолюбивый народ. Татары - народ с богатой историей и тысячелетними традициями. Издревле умели обрабатывать металлы и делали из них замечательные украшения, посуду, оружие. Но самая большая гордость Татарстана это люди, живущие в республике.

Ведущий 1: Татарский народ очень гостеприимный. По древнему татарскому обычаю в честь гостя всегда расстилают праздничную скатерть и на стол выставляют лучшие угощения: сладкий чак-чак, и, конечно, душистый чай. По старым обычаям, в горячий и крепкий чай, кроме сахара, добавляют молоко или топлёные сливки. А астраханские татары любят пить чай горячим, добавляя соль, масло и иногда чёрный молотый перец. Вот послушайте, какая история приключилась с мальчиком Маратом.

Шуточная сценка «Чай»

Входит мальчик Марат в национальном костюме.

Марат: Исамесез, мои друзья! К вам пришёл на праздник я.
Зовут меня Марат! В деревне у Бабая мне каждый очень рад!
Я весёлый, озорной! И вот история какая приключилась со мной!
Раз купил бабай мой чаю….

Бабай: Должен ты его сварить!

Марат: Но ведь я совсем не знаю, как грузинский чай варить?!

Бабай: Ты возьми ведро водички, всыпь весь чай скорей в горшок….

Марат: Я добавил перца, лука и петрушки корешок,
Разлил варево в пиалы… Хорошенько помешал,
Остудил его немного… И Бабаю чай подал!

Бабай: (подносит к губам, морщится, плюёт)

После чая твоего в животе скрутило всё
Поскорее поспеши! Доктора мне пригласи….

Марат: долго думал, удивлялся, чем я мог не угодить?!
А потом-то догадался - чай забыл я … посолить!

Ведущий 2: Татарский народ не только умеет трудиться, но и веселиться. На праздниках проводят много веселых состязаний и поют песни.

Вот и мы сейчас с вами поиграем в веселую татарскую игру «Тимербай».

Татарская народная игра «Тимербай»

Игра выполняется под татарскую музыку «Шома Бас». Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего. Он встает в центре круга и выполняет движения, характерные для татарских танцев.

Дети идут по кругу под слова песни:

Пять детей у Тимербая, дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались, нашалились, наплескались,

Друг на друга поглядели, сделали вот так!

Друг на друга поглядели, сделали вот так!

Все садятся.

Ведущий 1: Давайте снова скажем дружно: раз, два, три!
Друг хороший к нам приди!

МОРДВА

Выходят два мальчика и две девочки в мордовских костюмах.

  1. Солнце светит ласково в зените,

Отливают золотом поля.

И трудом, и дружбой знаменита

На Руси Мордовии земля.

  1. На просторах республики нашей

Вместе с русскими дружно живем.

Вместе с ними и сеем, и пашем,

Вместе пляшем и песни поем.

Мордовский танец

Ведущий 2: Мордовский народ живет в мире и согласии, помогает друг другу так же, как мы помогаем друг другу в нашем детском саду. Они живут одной большой семьёй: мордва, и русские, татары и другие.

Ведущий 1: Я хочу вам поведать одну легенду о мордовском народе. Однажды в мордовских лесах свершилось чудо. Ранней весной Бог солнца поцеловал своими лучами молоденькую яблоньку - и раскрылся на земле первый яблоневый цвет, красоты первозданной и невиданной. За ним - другой, третий. И стала вся яблонька ослепительно белой и сказочно прекрасной. Залюбовалась красотой неслыханной птица счастья, коснулась своим крылом чудо - яблоньки и превратила её в девицу ненаглядную. И пошла она по цветущей земле, и там, где нога её ступала, рождался мордовский народ: высокий, голубоглазый, златокудрый. Мудрый, добрый, трудолюбивый и хлебосольный.

1. Между Волгой и Уралом мы одной семьёй живём.

И Россию мы недаром нашей матушкой зовём.

2. Чтоб одной дорогой шли, сберегали мир родной земли,

Чтоб звенели песнями слова, породнились с русскими - мордва.

Девочка: Эй, девчонки – хохотушки, запевайте-ка частушки!

Мальчик: И ребята не отстанут, подпевать девчатам станут.

Мордовские частушки

  1. Ставьте ушки на макушки

Слушайте внимательно

О Мордовии частушки

Споём мы замечательно.

  1. Мы в Мордовии родились

Мы в Мордовии живём.

Все мы танцы очень любим

Песни звонкие поём.

  1. Мы мордовские девчата

Любим свой родимый край.

С каждым годом он всё краше

И цветёт как вешний май!

  1. Шире круг, шире круг,

Дайте круг пошире,

Не одна плясать пойду,

Нас пойдет четыре.

Вместе: Мы частушки вам пропели

И садимся в решето.

Уезжаем, уезжаем

За частушками еще.

Ведущий 1: Давайте снова скажем все дружно: раз, два, три!
Друг хороший к нам приди!

ДАГЕСТАНЦЫ

Звучит дагестанская народная музыка. Выходят мальчик и девочка в кавказских костюмах.

  1. Дагестан - край древних гор,

Здесь обычаи крепки.

Наши предки с давних пор,

Ценят дружбу и клинки!

  1. Для гостей открыты двери,

А врагам пощады нет.

Мы в друг друга свято верим

И как братья все крепки

  1. Не удастся нас поссорить,

Никому и никогда.

Мы и в радости, и в горе,

Будем вместе, как всегда.

Ведущий 2: Дагестанцы - самый многонациональный народ Кавказа. Не смотря на различие языков, обычаев и традиций, народ Дагестана всегда был очень дружным. Самое дорогое и великое богатство Дагестана – дружба между народами. На территории республики проживает более ста наций и народностей, говорящих на разных языках. Проживая вместе, дагестанцы приобретали общие черты культуры, поведения, обычаи и традиции. Это очень гостеприимные и радУшные люди. Они с детства учат уважать и во всем слушаться старших.

Ведущий 1: Национальные горские праздники народы традиционно сопровождали спортивными состязаниями в сноровке, силе, выносливости и физической подготовке. Забава помогала выплеснуть избыток бушующей энергии, негатива и сплотить горцев.

ИГРА

Ведущий 1: Давайте снова скажем дружно: раз, два, три!
Друг хороший к нам приди!

НАРОДЫ СЕВЕРА

Выходят ребята в костюмах народов Севера.

  1. Мы на севере живем, в гости вас к себе зовем,

И грибы, и ягоды собирать мы в лес пойдем.

  1. Люди все говорят, что наш край красив, богат,

Здесь живут оленеводы, удалые рыбаки,

Их зовут Народы Севера - необычные они.

3. Могут ездить на упряжке и оленей разводить,

Ловят рыбу они разную, долго могут в лесу жить!

Ведущий 2: Все мы с вами знаем русские народные сказки, а у Народов севера есть свои сказки, они отличаются от русских народных сказок, и сегодня Вы посмотрите Ненецкую народную сказку, из которой узнаете о жизни и быте этих народов.

Ненецкая народная сказка «Кукушка»

Ведущий 1: Давно это было. Около моря, в тундре кочевали люди. Жена вела хозяйство. Муж ее пас оленей. Он уходил далеко и надолго. Были у них дети. Не помогали дети матери. Бегали, играли с утра до вечера. Вот она их просит:

Мать: Дети, принесите воды, я буду оленину варить.

Дети: 1 - у меня ведра нет;

2 - я не знаю, где ведро стоит;

3 - у меня руки замерзнут;

4 - мне тяжело нести.

Мать: Придётся самой идти за водой (мама идет за водой).
Дети: 1 - Давайте веселиться?

Все: Давайте.

Мать: Дети! (Дети подходят к матери)

Дети: Что, мам?

Мать: Идите на реку, наловите рыбу, пора собак кормить.

Дети: 1 - у меня сети нет!

2- я не знаю, где сети лежат!

3- у меня руки замерзнут!

4- я ноги промочу.

Мать: Придется самой идти. (Мать идет за рыбой, ловит)

Дети: 1- Давайте играть?

Все: Давайте!

2 - А во что?

3 - Давайте в рыбаки и рыбки!

Мать: Дети, дети!

Дети: Что, мама?

Мать: Покормите собак, я рыбу принесла.

Дети: 1 - Меня собака укусит!

2 - Да я не знаю, как их кормить!

3 - Да они есть не хотят!

4 - Мам, мне лень одеваться.

(Мать сама кормит собак, дети играют в оленеводов)

Мать: Дети, отведите оленя пастись!

Дети: 1 - Он меня забодает!

2 - Он меня затопчет!

3 - Далеко идти!

4 - Ты лучше сама сходи!

Мать: Что-то плохо мне, дети, пойду, полежу.

(Уходит в чум, потом зовет детей)

Мать: Дети, принесите попить, совсем плохо мне. Дайте воды!

Дети: 1 - Мне некогда!

2 - Я играю!

3 - В ведре воды нет, а до реки идти далеко.

4 - У меня руки замерзли.

Ведущий 1: Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой.

Дети: 1 - А где мама?

2 - Уже есть пора!

3 - Мама, мы проголодались!

4 - Мама, мама, мы есть хотим!

Дети подходят к чуму, заглядывают, мама стоит на заднем плане крыльями к зрителю.

Ведущий 1: Смотрят дети, а мать посреди чума стоит, и вдруг платье её перьями покрылось, хвост птичий появился, вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

Дети: Ой! Это наша мама превратилась в птицу!

Смотрите, смотрите, улетает наша мама птицей!

(мама машет крылом)

Кукушка: Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!

(Кукушка улетает, дети бегут за ней)

Все дети: Мама, постой! Мама, вернись! Мы тебе воды принесли!

1 - Попей, мамочка! Не улетай! Вернись домой!

Мама: Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно. Теперь озёрные воды передо мной. Улетаю я от вас!

Дети: 2 - Мама, мама! Вернись домой! Вот водичка! Попей, мамочка!

Мама: Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я.

Ведущий 1: Так бежали за матерью дети много дней и ночей - по камням, по болотам, по кочкам. Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе кукушка гнёзда, не растит сама своих детей.

(все герои выходят на сцену)

Дети: 1- Всем детям мы хотим сказать!

2 - Помогайте родителям!

3 - Заботьтесь о них!

4 - Любите своих родителей!

Мама: Так же, как они любят Вас!

Ведущий 1: Тут и сказке конец, а кто играл в ней – молодец.

Все поклонились. Сели.

Ведущий 1: Дорогие друзья! Наш праздник подошел к концу. Мы желаем всем мира, добра и благополучия.

Очень много слов на свете, как снежинок у зимы.

Но возьмем, к примеру, эти: Слово «Я» и слово «Мы».

Ведущая 2: «Я» на свете одиноко, В «Я» не очень много прока.

Одному или одной трудно справиться с бедой.

Ведущая 1: Слово «Мы» сильней, чем «Я». Мы – семья, и мы – друзья.

Вместе: Мы – народ, и мы – ЕДИНЫ. Вместе мы непобедимы!

Песня «Россия»

Дети под музыку выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий спортивного-музыкального праздника, посвящённого Дню народного единства «В единстве наша сила»

Ход праздника: Под песню «Россия» дети с флажками заходят в зал, перестраиваются и выполняют разминку. Ведущий: Мы День Единства отмечаем, России праздник молодой, И всем и каждому желаем Стра...

Сценарий спортивного-музыкального праздника, посвящённого Дню народного единства «В единстве наша сила»

Ход праздника: Под песню «Россия» дети с флажками заходят в зал, перестраиваются и выполняют разминку. Ведущий: Мы День Единства отмечаем, России праздник молодой, И всем и каждому желаем ...

КОНСПЕКТ НОД ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ТЕМА «Я, ТЫ, ОН, ОНА ВМЕСТЕ МЫ ОДНА СТРАНА!» ( КО ДНЮ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА)

Цель: Расширение знаний об истории возникновения праздника «День народного единства» Задачи:1. Расширять знания и представления детей об истории возникновения праздника «Де...

Сценарий спортивно-музыкального праздника, посвящённого Дню народного единства - «В единстве наша сила»

Сценарий спортивно-музыкального праздника, посвящённого Дню народного единства...

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА В ДОО КО ДНЮ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА «ДЕНЬ ЕДИНСТВА».

День Народного Единства сравнительно молодой общенародный праздник, хотя имеет корни, уходящие достаточно далеко в историческое прошлое нашего государства. Важность этого праздника не подвергается сом...

03.11.2023.Сценарий музыкального тематического занятия ко Дню народного единства «Я, ТЫ, ОН, ОНА-ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СТРАНА!»

Сценарий музыкального тематического занятия ко Дню народного единства  «Я, ТЫ, ОН, ОНА-ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СТРАНА!»Дата проведения: 03.11.2023;   Начало: 9:50; Место проведе...