Сценарий досуга "Шахматное королевство"
план-конспект занятия (средняя, старшая, подготовительная группа)

Кондрецкая Людмила Анатольевна

Досуг для дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий360.49 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 97»

Управления делами Президента Российской Федерации

Конспект

музыкально-тематического досуга для детей

старших возрастных групп

«В стране шахмат»

Подготовили и провели: педагог дополнительного образования Кондрецкая Л.А.,

музыкальный руководитель Стоянова Н.Д.,

старший воспитатель Жарова С.В.,

ведущий – воспитатель Глинкина Е.А.

Участники: воспитанники 2 младшей, средней, старшей и

подготовительной к школе групп.

14 апреля 2023

Задачи:

1. Закрепить у детей старшего дошкольного возраста элементарные знания об интеллектуальной игре «шахматы», познакомить с историей создания игры, названиями шахматных фигур, основными правилами игры;

2. Развивать умственные способности (память, воображение, творческое мышление, внимание) и творческую активность в процессе игровой и учебной деятельности, воспитать навыки межгруппового общения.

3. Формировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества, привитие интереса к интеллектуальному труду и творчеству.

3. Развивать музыкальные и танцевальные способности, песенное творчество, эмоциональную отзывчивость. Продолжить работу над выразительным исполнением стихотворений.

Предварительная работа:

  1. Цикл занятий по программе дополнительного образования «Шахматы для дошкольников».
  2. Разучивание стихотворений о шахматных фигурах, правилах игры - воспитатели.
  3. Разучивание песни – «Шахматы» (музыка, слова)
  4. Разучивание танцев «Выход фигур: королей, ладьи, слонов, коней, ферзей», «Танец пешек», «Сраженье» - музыкальный руководитель.
  5. Подготовка слайдов в Презентации Power Point «В мире шахмат».
  6. Подготовка костюмов и атрибутов к празднику.
  7. Подбор музыкального репертуара.

Материал и оборудование:

  1. Музыкальный зал оформлен шахматными флагами, цветами, на полу шахматная доска и напольные шахматные фигуры.
  2. Музыкальное оформление: подбор классической музыки.
  3. Использование ТСО (проектор, магнитофон).

Слайд « Глобус шахматный» Выходят: ребенок с игрушками в руках и читает стих.

Игрушки любят все ребята

И школьники, и дошколята.

Игрушки в каждом доме есть,

А сколько их? Думаю, не счесть.

Выходят ведущие с шахматной книгой. Замечают ребенка.

Подходят к мальчику со словами:

Ведущая 1:

Кто ты – Петя, Вова, Коля,

Говорун или тихоня,

Непоседа-озорник

Или лучший ученик,

Дрессируешь ли собаку,

Затеваешь с братом драку,

Любишь спорт или кино –

Это в общем все равно.

Ведущая 2:

Дело-то сейчас не в том,

Дело-то сейчас в другом-

Хочешь, в новый мир-игру

Дверь тебе я отопру?

Что с собой нам взять?

Желанье и терпения чуть-чуть.

ШАХМАТЫ – игры названье,

В шахматы мы держим путь!

Ведущая уводит мальчика.

На экране слайд «Страна «ШАХМАТЫ»

Ведущая:

Мы прочли шахматный букварь и умеем играть в эту удивительную игру.

Сейчас мы перелистнем страницы этой книги.

На экране слайд ШАХМАТНЫЙ БУКВАРЬ.

Перелистывается страница

Глава первая «История возникновения шахмат»

ЛЕГЕНДА О ШАХМАТАХ

Звучит индийская музыка. Мудрец на фоне музыки рассказывает Легенду о возникновении шахматах. *На экране слайды.

Давным- давно, более2 тысяч лет назад, в Индии правил жадный и жестокий раджа Шерам. Своей гордыней и нежеланием слушать советы приближенных он довел свое государство до разорения.

Тогда придворный мудрец Сесса, в качестве намека придумал игру, в которой король, самая важная фигура, не может ничего сделать и достичь без помощи других фигур и пешек. Это была игра в шахматы. Радже игра очень понравилась, и он предложил мудрецу награду. Сеса попросил не богатства, а зерна, столько, сколько покажут клетки шахматной доски: одно зернышко на первую клетку, 2 зернышка на вторую, 4 зернышка на третью, 16 на четвертую и так далее. Раджа думал, что все обойдется двумя мешками, но выяснилось, что количество зерен превышает весь запас зерна в государстве. Таким образом. Властелин получил еще один урок мудрости от создателя шахмат. Шли века, менялись правила игры, менялись фигуры, но шахматы, так и остались игрой, достойной королей!

Глава вторая «Знакомство с шахматной доской»

Слайд «Шахматная доска» Выходят четыре ребенка.

#1044;оску положив на столик,

Ты представь, что это – поле.

Только в поле то, не грядки –

Клетки в шахматном порядке.

#1042; поле много есть дорожек.

Будь и смел, и осторожен.

Вверх пойдешь – по ВЕРТИКАЛИ,

(Показывает руками)

Вправо – по ГОРИЗОНТАЛИ.

А с угла на угол, вдаль

Нас ведет ДИАГОНАЛЬ.

Стихи сопровождаются слайдами.

#1054;дну шахматную тайну

Я от вас скрывать не стану:

Чтоб вы в поле не плутали,

Знайте: Каждой вертикали

Шахматисты букву дали!

А секрет горизонталей уж другой,

Но он простой:

Цифрой с первой до восьмой!

4. Клетки шахматной страны

Меж собою все равны.

Но четыре клетки всё же

Вам должны быть всех дороже.

Все стремятся в этом мире

Их в свои владенья взять (каждый называет поле и становится на него)

D- четыре, E- четыре

И ещё D- пять, E- пять.

И недаром в целом свете

Шахматисты - игроки

Называют клетки эти

Вместе: ЦЕНТРОМ шахматной доски!

Глава третья « ПО ПОРЯДКУ СТАНОВИСЬ!»

Знакомство с фигурами

Ведущая.

- Смотрите, перед вами много разных фигур.

Это – шахматная армия.

Ребенок

- Запомни: основную роль

Играет в шахматах КОРОЛЬ!

Выход Королей под музыку

Король белый: Я очень важный господин

Захватил всю власть один

Слушаться меня, изволь

Потому, что я король

Черный Король:

У меня у Короля,

Очень слабый ход , друзья,

Я хожу лишь на соседние поля! (шах в сторону)

Даже если рядом враг,

Отойду всего на шаг. (шаг назад)

Король белый:

Когда же мне объявят шах –

Сигнал тревоги, но не крах.

Черный Король: - Ну, а если - мат,

Сдаётся сразу весь отряд!

Ведущая: - У Короля есть главный помощник Ферзь! Это самая сильная фигура.

Выход – танец Ферзей

Белый Ферзь: Я Ферзь – силен, могуч и знатен,

Мой путь победами украшен.

По всем направлениям я хожу.

Поэтому жизнью своей дорожу.

Ферзь черный:

Я главный в свите короля-

Нет никого сильней ферзя!

Ходить могу, как ладья, и как слон,

И в шахматах я чемпион!

Ребенок: Чтоб не путать, какие поля

Тут для ферзя и для короля,

Нужно запомнить одну из примет:

Ферзь выбирает свой собственный цвет,

Белый на белом поле стоит,

Черному – черный удачу сулить.

Ведущая: Есть свой квадрат у любого ферзя,

Путать ферзей с королями нельзя! Ферзи идут на свои поля

Танец – выход Ладьи

Ладья б: Фигуру представляю я

С красивым именем – ЛАДЬЯ!

Ладья ч: Сильная ЛАДЬЯ, упряма,

Я хожу лишь только прямо!

Ладья б:: Любые мне доступны дали:

На вертикали, на горизонтали.

Вот только жаль, что мне не дали

Ходить и по диагонали.

Ладья ч: Зато умею делать ловко

Ход необычный – РОКИРОВКУ.

Ведущая: – А вот наш шахматный зоопарк: кони и слоны – легкие фигуры.

Выход Коня (4 коня)

Конь б: У коня хитрющий ход:

Раз, другой – и сразу в бок!

Конь ч: Коней люби любовью пылкой,

Но бойся их коварной вилки.

Ведущая: - А это слоны. Они не похожи на живых слонов.

Выход Слонов по диагонали (4 слона)

Слон б: Я на слона похож едва ли,

Хотя зовёмся мы – СЛОНЫ.

Слон ч: Своей родной диагонали,

Как рыцари всегда верны!

Слон б: Слон отважный – воин смелый,

У него такой секрет:

Он встает всегда на белый

Слон ч: Или лишь на черный цвет.

Ведущая: Пешки – самое большое войско в шахматном королевстве.

Танец пешечек.

(пешки выходят под музыку , встали на шахматную доску, на свои места)

Пешка 1: Пешка – маленький солдат,

Лишь команды ждет,

Чтоб с квадрата на квадрат

Двинуться вперед!

Пешка2: Я - ПЕШКА. Ход мой – прямо,

Удар – наискосок!

Пешка 1: А если я дойду до края,

Мне больше пешкой не бывать.

Стою награду выбирая:

Какой фигурой лучше стать! (пешки уходят, под музыку за кулисы)

Ребенок: Два войска шахматных фигур

Застыли в напряжении.

Сейчас начнётся новый тур,

И всё придёт в движенье.

Танец «Сраженье шахматных фигур»

(Дети-фигуры под музыку уходят за кулисы за шахматами, пешки выносят пешки и убегают, Фигуры возвращаются под музыку с шахматами, поставив фигуры на свои места)

Глава четвертая « Основные правила игры»

Ведущая: Готов тут каждый воевать

Упорно и отважно…

Но КАК СРАЖЕНЬЕ НАЧИНАТЬ –

Узнать нам очень важно!

Ребенок. Чтоб не пришла к тебе беда

На первых же минутах,

Запомни раз и навсегда

ТРИ ГЛАВНЫХ ПРАВИЛА ДЕБЮТА!

Ведущая: В ДЕБЮТЕ С ПЕРВЫХ ЖЕ ХОДОВ

ЗА ЦЕНТР СРАЖАТЬСЯ БУДЬ ГОТОВ!

Чтобы центр не уступать

На Е4 - есть Е5! (выставляют пешки)

Ведущий. Запомни правило второе:

Пусть кони скачут к центру боя!

А за конями и слоны

В борьбу за центр вступать должны!

Короче, пусть вначале бури

Выходят «легкие» фигуры.

(Выходят легкие фигуры)

Ребенок: А третье правило дебюта

Зовёт нас к осторожности:

Опасно в центре королю-то,

Пускай уходит он отсюда

При первой же возможности!

Он может это сделать ловко

Отличным ходом – РОКИРОВКОЙ! (демонстрируется рокировка).

Ведущий: В слове ШАХМАТЫ, ребята,

Слышим мы и ШАХ, и МАТ.

Мат – торжество атакующих сил,

Мат - цель игры, мат – сраженья конец.

Если дал мат, значит ты победил,

Если дал мат, значит, ты молодец!

Глава «Заключительная»

Ведущий: Ну, что ж, дорогой друг! Мы познакомили тебя с основными правилами мудрейшей игры, освоили ходы фигур и главные понятия. Впереди тебя ждет еще много шахматных открытий, новых знаний и побед. В добрый путь!

Дети: Учитесь в шахматы играть –

Древнейшая игра.

Она научит побеждать

И закалит тебя.

С ней легче будет мир познать

И совершить поход.

Дети: Учитесь в шахматы играть –

Мудрейшая игра.

Ее секреты разгадать

Вы сможете тогда.

Ведущий: Шахматы – игра, где надо думать,

Шахматы – зарядка для ума,

Это интересная, увлекательная,

Интеллектуальная игра.

Песня «Шахматы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бал-маскарад в сказочном королевстве. Сценарий новогоднего утренника.

Сценарий новогоднего утренника для детей старшего дошкольного возраста. Действующие лица: Взрослые: ведущая - Зима, Царь, Воевода, Дед Мороз, Снегурочка, Баба Яга.Дети: феи и мушкетёры....

"В королевстве воздушных шаров". Сценарий нетрадиционного праздника - концерта.

Сценарий нетрадиционного праздника концерта для детей всех возрастных групп ДОУ. Смешарики ведут концертную программу в юмористической форме по приказу королевы Виеры....

«Плыви, кораблик, в Чудо-королевство!» Сценарий театрализованной игры- занятия по английским стихам и песенкам в переводе С.Я. Маршака для средней группы

Игра- занятие для детей среднего дошкольного возраста  в образовательной области "театрализованная деятельность"...

Сценарий "В шляпном королевстве"

Здравствуйте уважаемые коллеги!      Хочу представить вашему вниманию сценарий развлечения для детского сада. Данное мероприятие может проводиться как на разновозрастной адитории, так и...

Сценарий выпуска в детском саду "Путешествие в тридевятое королевство"

Очень интересный сценарий выпуска, прошел на "Ура"...

Сценарий новогоднего праздника "Карнавал в королевстве Феи Драже" для детей подготовительной группы.

Сценарий новогоднего праздника "Карнавал в королевстве Феи Драже" для детей подготовительной группы. Увлекательный праздник с костюмированной театрализацией, где дети принимают непосредственное у...