Инновационная деятельность по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) по теме

Инновационная деятельность по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационная деятельность по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

Залюбовская Лариса Сергеевна – старший воспитатель МДОУ детский сад №21  г. Россошь Воронежской области.

Проблема: Расширять знания детей об историческом прошлом своего

народа, расширять познавательную и культурную сферу дошкольников.

Цель внедрения инновации: Формировать нравственно Инновационная деятельность по приобщению детей к зрелую личность.

Типы инновации:

^    по влиянию на учебно-воспитательный процесс: включение в содержание образования;

^     по масштабам преобразований: системные, охватывающие 4 года обучения;

^     по    инновационному    потенциалу:    усовершенствование программных задач путем внедрения краеведческих знаний. Процесс внедрения знаний об истории и культуре русского народа

строится по принципу постепенности и последовательности.

Инновация решает задачу приобщения детей к истокам русской народной

культуры.

Этапы инновационной деятельности

  I этап. "Подготовительный" 1997 -1998 г.

Содержание работы:

  • анализ условий и возможностей детского сада;
  • изучение   интересов   и   творческого   потенциала педагогического коллектива;

  ■ изучение нормативных документов.

Мероприятия:

-   Анкетирование педагогов е целью выявления знаний, интереса к русской культуре - 1997 г.;

- Заседание методического совета, обсуждение возможности организовать работу по данному направлению в детском саду - 1997 г.;

            -   Детальное обсуждение с коллективом возможных направлений в работе по приобщению детей к истокам русской культуры -1998 г.;

- Организация творческой группы воспитателей и специалистов, распределение между ними функций, ответственная -  ст. воспитатель - 1998 г.;

- Пополнение библиотеки специальной литературой о русском костюме, фольклоре, народных промыслах, русском быте -1997-1998 г.;

II этап. "Проектирование" 1998 -1999 г.

Содержание работы: разработка системы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры, поиск предметов русского быта, сохранившихся у коренного населения, разработка плана реализации работы на текущий год.

Мероприятия:

Наметить следующие годовые задачи:

1)  начать работу по возрождению русских народных традиций и приобщению к ним детей - 1998 г.;

  1. совершенствовать работу по нравственно-патриотическому воспитанию, используя разнообразные формы работы по приобщению детей к истокам русской культуры - 1999 г. Углубленное изучение программы "Детство".
  2. провести семинары-практикумы по знакомству педагогов с:

  • народной росписью;
  • русским костюмом Воронежской губернии;
  • народными сказителями;
  • русским бытом - 1998 - 1999г., творческая группа;

  1. Определение уровня знаний детей о русской культуре, фольклоре, быте (с помощью тестов) - 1999 г., воспитатели групп;
  2. Разработка модели внедрения инновации в учебно-воспитательный процесс - 1999 г.
  3. Начать оформление развивающей среды групп и микро-музея "Русская изба" - 1999 г., педагоги МДОУ, творческая группа.

III этап. "Программирование" 2000 - 2001 г.

Содержание работы: разработка программы "Русь", включающей все этапы инновационного процесса, отражающей использование разносторонней работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры в соответствии с интересами детей.

Мероприятия:

1)   Разработка программы "Русь" - 2000 г., творческая группа.

2) Проведение работы с родителями по обогащению их знаниями о русской культуре - 2001 г.

3) Разработка разнообразных форм деятельности _ для использования в работе с детьми (в познавательном развитии, ИЗО-деятельности, нравственном воспитании, экологии), решающие задачи знакомства детей с народной культурой, фольклором, художественными промыслами, особенностями русского быта и культуры - 2001 г.

4) Оформление микро-музея "Русская изба" с подбором подлинной кухонной утвари, посуды, предметов быта, рукоделия -2001 г.

5)Внедрение изменений в учебный план: выделить время в режиме дня каждой возрастной группе для проведений работы по инновационному направлению.

IV этап. "Организация работы" 2002 - 2003 г.

Содержание работы: апробирование работы по разработанной программе "Русь", пополнение развивающей среды новыми пособиями, разработка конспектов занятий, сценариев праздников и развлечений, подбор теоретического и иллюстративного материала о русской культуре, быте, фольклоре.

Мероприятия:

1)        Наметить годовые задачи:

  • начать работу по внедрению в повседневную свободную и учебную деятельность элементов русского народного творчества, культуры, фольклора;
  • разнообразить формы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры, систематизировать наработки педагогического коллектива по этой проблеме.

  1. Провести педагогические совещания по следующим темам: "Мы за чаем не скучаем", "Воспитание в русской семье".
  2. Оформить в групповых комнатах центры русской культуры -2002г.
  3. Изготовление женского, мужского и детского костюмов Воронежской губернии середины XIX века - 2003г.
  4. Наладить тесное сотрудничество со следующими социальными структурами: библиотекой, выставочным залом, краеведческим музеем - 2003 г.

6) Обсуждение результатов работы по программе "Русь" на заседаниях творческой группы, на пятиминутках и педсоветах - 2003 г., ст. воспитатель.

V этап. Контроль и коррекция 2004 г.

Содержание работы: проведение текущего и итогового контроля за ходом и результатами внедрения программы "Русь", проведение кружковой работы "Посиделки".

Мероприятия:

  1. Знакомство с наработками воспитателей Чикачевой Л.И., Приймак Н.П., муз. руководителя т- Харитоновой Е.В. по знакомству детей с русской культурой, просмотр открытых мероприятий, заслушивание на методсовете - 2004 г., ст. воспитатель, педагоги детского сада.
  2. Разработка плана кружка "Посиделки", ответственная - Чикачева Л.И. - 2004 г.
  3. Участие в общегородском смотре-конкурсе по проблеме "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края" - ответственная - Залюбовская Л.С.
  4. Проведение внутрисадовкого смотра-конкурса центров русской культуры - 2004 г., ответственная - Рыбина М.С.
  5. Проведение КМО для воспитателей города по проблеме "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" - 2004 г., Залюбовская Л.С.
  6. Корректировка отклонений от разработанной программы "Русь" -2004 г., творческая группа.
  7. Информирование коллектива о ходе работы по внедрению инновации - 2004 г., ст. воспитатель.

VI этап. "Распространение и обобщение инновационного опыта педагогов .МДОУ детский сад №21 по приобщению детей к истокам русской народной культуры" 2005 - настоящее время.

Содержание работы: включение инновации в повседневную практику МДОУ, распространение инновации среди педколлективов города.

Мероприятия:

1)Выступление педагогов: Чикачевой Л.И., Добрыниной Н.И., Гринченко Н.Г. с сообщениями из опыта работы на КМО города (приобщение детей к истокам русской народной культуры) - 2005 г., Залюбовская Л.С.

2) Открытый показ для педагогов района праздника "Русская песня." - муз. руководитель - Харитонова Е.В.

3)Знакомство с опытом работы педагогов по инновационной технологии делегации американских педагогов штата Канзас.

4)Опыт работы педагогов МДОУ заслушивался на заседаниях городского методсовета.

5)Опыт освещается в материалах газеты "Россошь".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Инновационная деятельность ДОУ - приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры"

В данный статье представлен опыт по работе детского сада в области приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по приобщению детей к истокам русской народной культуры для детей средней группы «В гостях у Хозяюшки»

данная разработка поможет педагогам приобщить детей к истокам русской народной культуры,используя макет избы...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народные промыслы России»

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы   Тема: « Народны...

«Использование музыкально-ритмических композиций в совместной деятельности по приобщению детей к истокам русской народной культуры»

Стилизация народного танца "Субботея", танец для группы с численным преобладанием девочек "Золотая ярмарка", танец "Гармонист Тимошка"...