Система работы по преемственности детского сада и школы
статья по теме

 Вопросы преемственности со школой составляют основное зерно моей работы. Научные принципы, сбалансированные действия ДОУ и школы, совместная работа по созданию Договора о преемственности, вопросы психо-социальной готовности детей к школе, мониторинг - вот неполный перечень вопросов, решаемых в статье.

С целью объединить всех заинтересованных участников, педагогическим коллективом нашего детского сада была сделана попытка разработать научно - практический подход в организации качественной подготовки дошкольника к обучению в школе в условиях специально организованной педагогической работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы по осуществлению преемственности

между дошкольным и начальным школьным звеном  общего образования в практике МДОУ ЦРР детского сада «Рябинка»

Совсем недавно преемственность было принято считать инструментом для обеспечения непрерывности в обучении и воспитании. Акцент делался на процесс передачи «эстафетной палочки». Декларировалось, что, с одной стороны - дошкольная ступень, сохраняя самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка,  которые служат основой успешного школьного обучения. С другой стороны - школа как преемник дошкольной ступени подхватывает достижения ребенка – дошкольника и развивает накопленный им потенциал.

Анализ педагогического опыта в условиях реализации инновационных образовательных технологий потребовал перехода от концептуальных форм решения проблемы преемственности в практическую плоскость. На мой взгляд, основное противоречие кроется, прежде всего, в несовпадении представлений о понятии «преемственность» представителей различных социальных позиций.

Учителя, как правило, недовольны. Для них: преемственность – это наличие у ребенка перед поступлением в школу определенных знаний, умений и навыков. Считают, что ребенок приходит к ним не обученный правилам и нормам школьного поведения.

Воспитатели обижены. Для них обеспечить преемственность - значит позаботиться о том, чтобы к детям, которые придут в школу, не было никаких претензий. Считают, что дают каждому ребенку такой багаж знаний, который школа и не способна востребовать, в школьной программе это содержание дублируется, и развитие определенных способностей ребенка обрывается. Родители хотят все и сразу. Они, не произнося слово «преемственность», понимают его чаще всего как стремление пораньше обучить ребенка всему, чему его можно научить, упуская из виду тот факт, а, на сколько необходимо «особо продвинутые»  достижения ребенку именно сейчас – в дошкольном детстве.

Решение проблемы было передоверено психологам. С их точки зрения «преемственность» на дошкольном этапе развития означает обеспечить предпосылки к школьному обучению, иными словами общую готовность ребенка к школе без каких бы то ни было негативных последствий для психики.

        ФИЗИЧЕСКАЯ  ГОТОВНОСТЬ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ

  1. Физиологическая  
  2. Деятельностная 
  3. Физическая и умственная 
  1. Личностная готовность 
  2. Интеллектуально - познавательная 

-          Эмоционально - волевая готовность 

С целью объединить всех заинтересованных участников, педагогическим коллективом нашего детского сада была сделана попытка разработать научно - практический подход в организации качественной подготовки дошкольника к обучению в школе в условиях специально организованной педагогической работы.

Отталкиваясь от современной трактовки понятия «преемственность», которое сегодня  характеризуется более широко - как «непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода», нами были определены ведущие дидактические принципы и организационно – педагогические условия построения преемственной развивающей образовательной системы, в которой мы обозначили важнейшие аспекты проблемы преемственности: целевой, содержательный, технологический, психологический, управленческий и структурно – организационный.

 Разработка подхода осуществлялась с учетом условий действующего  Договора о сотрудничестве между гимназией и МДОУ ЦРР детского сада «Рябинка», с  опорой на современные нормативно – правовые документы в области образования.

    Организационно – педагогические условия построения преемственной развивающей образовательной системы

системность

непрерывность

целостность

Преемственность воспитательно – образовательного процесса

управленческая и структурно - организационная

целевая

содержательная

технологическая

психологическая

        

В соответствии с обозначенным подходом мы проделали следующую работу:

1. Целевая преемственность обеспечена согласованием целей воспитания,  обучения и развития на уровне детского сада и начальной школы гимназии, т.е. подчиненность всего воспитательно-образовательного процесса общей идее становления личности ребенка, развитию его общеинтеллектуальных умений, креативности, инициативности, любознательности, самосознания и самооценки. Нами сопоставлены и приведены в соответствие модели выпускника ДОУ и первоклассника гимназии.  

2. Содержательная преемственность обеспечена созданием сопряженных учебных планов и программ, их согласованием по отдельным ведущим образовательным областям с учетом ведущей деятельности и возросшей компетентности воспитанников. В организации дополнительного образования (кружковая работа) учитывается преемственность в  реализации приоритетных направлений ДОУ – ГОУ гимназия.

На  протяжении 4 – х лет реализации Программы развития ДОУ воспитатели выпускных групп отслеживают востребованность тех способностей, развитие которых обеспечивает «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.  Эта программа реализуется в нашем детском саду с 1999 года и, по мнению современной научной общественности, скоординирована с программами начальной школы.

 В рамках экспериментальной работы с 2010 года путем использования принципа интеграции содержания воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду осуществляется корректировка образовательной программы в соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года),  в том числе,  с учетом обеспечения преемственности дошкольного и начального школьного этапа обучения.

С целью выравнивания стартовых возможностей детей  на этапе их перехода к обучению в школе  педагогом - психологом детского сада С.И. Рыженко разработана «Программа коррекционно – развивающей работы с детьми», которая представляет собой систему игровых занятий, направленных на психологическую подготовку воспитанников старших и подготовительных групп детского сада к поступлению в школу на основе индивидуального подхода в соответствии с «зоной ближайшего развития». Авторская  работа Рыженко С.И. рецензирована в ПАПО г. Москвы, отмечена дипломом на районном конкурсе «Ярмарка педагогических инноваций- 2009».

3. Технологическая преемственность обеспечена нами отбором общих средств обучения, выработкой общих подходов к организации воспитательно-образовательного процесса в подготовительных и старших группах детского сада и начальных классах, при  которой обучение дошкольников осуществляется на основе специфических для этого возраста видов детской деятельности. Выработаны и соблюдаются единые для детского сада и начальной школы принципы организации предметно - развивающей среды игровых комнат, учебных классов и  кабинетов.

Доминирующие формы педагогической работы с детьми

в дошкольном, начальном и среднем звене общего образования

Дошкольное образование

Начальная ступень школьного образования

Средняя ступень школьного образования

основная форма обучения:

Игра, игровое занятие

Урок

Урок

ведущая деятельность

Все виды игровой, художественно – продуктивной деятельности

 

Учебная деятельность

с использованием игровых приемов

Учебная деятельность

 с дидактическими играми

«Сквозные» линии предметно – содержательного компонента  позволяют строить педагогические процессы в едином контексте творческого развития детей, формирующего продуктивное воображение и творческое мышление.

4. Психологическая преемственность обеспечивается совершенствованием форм и методов воспитательно-образовательной работы в детском саду и в школе с учетом общих возрастных особенностей, характерных для детей младшего школьного возраста в целом. При этом и в детском саду и в школе обеспечивается адекватное этому возрасту сочетание интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок с опорой на эмоционально – положительное общение. Администрацией и педагогом – психологом нашего детского сада и гимназией согласованы нормы и критерии оценки способностей детей на смежных этапах обучения.

5. Управленческая и структурно – организационная преемственность обеспечивается  нами реализацией общих подходов к управлению  и организацией работы по осуществлению преемственных связей, которые вырабатываются участниками процесса в ходе проведения совместных мероприятий: минипедсоветов, круглых столов, семинаров – практикумов, методических совещаний специалистов, совместных мероприятий, работы субботней школы, организации шефской помощи СШ – ДОУ.

Вся система работы по осуществлению преемственности между дошкольным и начальным школьным звеном общего образования представляет собой цикл из 4 -х взаимосвязанных этапов:

первичный этап мониторинга -

состояние процесса

по осуществлению преемственности

                                                     Психологическая преемственность

 Содержательная преемственность                                        Целевая преемственность                     

завершающий этап мониторинга -успешность адаптации выпускников детского сада

Планирование и организация воспитательно-образовательной работы по подготовке детей к школе, методическая помощь педагогам

Технологическая преемственность                                 Психологическая преемственность

                                                             

                                                           Целевая преемственность

Организация управленческих действий и контроль за осуществлением преемственных связей

               

  Управленческая и   структурно – организационная     преемственность

На первом этапе  (май-август) производится сбор исчерпывающей информации о состоянии работы по подготовке к школьному обучению воспитанников детского сада в ходе комплексного психолого - медико-педагогического экспресс – наблюдения за будущими выпускниками. С этой целью в детском саду разработан полный пакет диагностических методик для  детей старшего дошкольного возраста.

На втором этапе (сентябрь) на основе полученных результатов планируются коллективные и дифференцированно – индивидуальные формы работы с педагогами, детьми и родителями. Связывающим звеном в организации преемственного взаимодействия воспитателей детского сада, учителей школы, специалистов является творческая группа «Выпускник» (рук. Узенкова И.А. – старший воспитатель д/ с «Рябинка»). Именно здесь устанавливаются сотрудничество, происходит согласование, организуется сотворчество двух смежных ступеней образования.

Качество подготовки детей к обучению в школе  контролируется в течение года (октябрь - май) экспертными группами специалистов и администрации согласно перспективного плана контроля по осуществлению преемственности.

 Контрольные мероприятия составляют содержание третьего этапа работы и  обеспечены необходимыми методиками, тестами, оценочными материалами.  Итоги по подготовке детей к школе представляются на Совете педагогов ДОУ, совместных минипедсоветах (СШ – ДОУ), совместных заседаниях методических объединений специалистов. На основании принятых решений для выпускников ДОУ оформляются пакеты сопровождающих документов.

Завершает цикл (сентябрь-октябрь) диагностический этап мониторинга по отслеживанию успешности адаптации и обучения в первых классах гимназии и школы выпускников нашего детского сада. Результаты адаптации получаем в ходе посещений уроков, собеседований с зам. директора СШ, учителями первых классов, которые заполняют соответствующие таблицы эффективности.

 Итоги работы подводятся на совместном минипедсовете по преемственности. Выявленные  причины  дезадаптации и выводы, полученные в ходе обсуждения проблемных вопросов, служат основой для планирования и совершенствования дальнейшей работы по реализации принципа целостности в разработке содержательной и организационной преемственности между образовательными уровнями дошкольным и начальным школьным звеном на очередной год.  

 Мониторинг успешности адаптации к обучению выпускников детского сада с 2007–2010 г.г. позволяет сделать вывод, что представленная нами система работы дает положительные результаты.

Мониторинг

«Психологическая  готовность детей к школе»

Уровень

Интеллектуальная

готовность

Мотивационная

 готовность

Моторно

-зрительная

 готовность

Волевая

готовность

2007/08

%

2008/09

%

2009/10

%

2007

/08

%

2008

/09

%

2009

/10

%

2007

/08

%

2008

/09

%

2009

/10

%

2007

/08

%

2008

/09

%

2009

/10

%

Высокий

50

60

62

65

90

88

55

55

52

60

84

88

Средний

40

40

37

33

10

12

25

25

36

32

12

12

Низкий

10

-

1

2

-

-

2

2

-

8

4

-

 Количество детей с высоким уровнем обучаемости повысилось на 4%, средний - снизилось на 12%, ниже среднего - осталось на том же уровне, низкого – в последний год нет.

 Наиболее успешно выпускники учатся по предметам математического и гуманитарного циклов.

Учителя гимназии и начальных классов школы №2 за период отслеживания сформированности личностных качеств выпускников детского сада «Рябинка» с 2007–2010 г.г. отмечают достаточно высокий уровень эмоционально – положительного отношения к окружающей действительности, коммуникативности, трудолюбия, любознательности и самостоятельности.

В школьных кружках, городских секциях, учреждениях дополнительного образования задействованы и продолжают успешно развивать свои способности до 60% выпускников детского сада «Рябинка».

 Моя авторская разработка по теме «Система работы по осуществлению преемственности между дошкольным и начальным школьным звеном общего образования» в виде презентации  Power Point  была представлена на районную «Ярмарку педагогических инноваций- 2011»  в номинации «Обобщение опыта» и получила положительные отзывы.  Надеемся, что наш опыт работы будет востребованным и положит начало конструктивному разговору о совершенствовании педагогической работы в этом направлении, что позволит сделать подготовку к школе естественной и непринужденной, тем самым "сняв" ее как специальную педагогическую задачу.


Приложение. Таблица 1

Мониторинг

знаний, умений, навыков (ЗУН) детей подготовительных групп

по выполнению «Программы воспитания и обучения в детском саду»

МДОУ № 2 «Рябинка» г. Дрезна  за  2008-2010  учебные года в процентах (%)

2008-2009  учебный год

Развитие речи

Уровень

 ЗУН %

Начало года

Конец года

Высокий

9

28.6

Средний

55

49.6

Низкий

36

21.8

Художественная литература

Уровень

 ЗУН %

Начало года

Конец года

Высокий

17

35.6

Средний

58

46.3

Низкий

25

18.1

Ребёнок и окружающий мир

Уровень

 ЗУН %

Начало года

Конец года

Высокий

17

26.8

Средний

56

64.3

Низкий

27

7.9

Изодеятельность

Уровень

 ЗУН %

Начало года

Конец года

Высокий

20

25.4

Средний

58

62.2

Низкий

22

12.4

ФЭМП

Уровень

ЗУН %

Начало года

Конец года

Высокий

13

37.7

Средний

55

48.9

Низкий

32

13.4

ФИЗО

Уровень

 ЗУН %

Начало года

Конец года

Высокий

23

36

Средний

47

32

Низкий

30

26

2009-2010  учебный год

Развитие речи

Уровень ЗУН %

Начало года

Конец

года

Высокий

20

37

Средний

40

60

Ниже среднего

40

3

Художественная литература

Уровень ЗУН %

Начало года

Конец

 года

Высокий

29

43

Средний

48

50

Ниже среднего

23

7

Ребёнок и окружающий мир

Уровень ЗУН %

Начало года

Конец

 года

Высокий

19

35

Средний

58

59

Ниже среднего

23

6

Изодеятельность

Уровень ЗУН %

Начало года

Конец

года

Высокий

21

30

Средний

59

67

Ниже среднего

20

3

ФЭМП

Уровень

 ЗУН %

Начало года

Конец года

Высокий

21

47

Средний

67

50

Ниже среднего

12

3

ФИЗО

Уровень

ЗУН %

Начало года

Конец года

Высокий

43

53

Средний

47

47

Ниже среднего

10

0

Таблица 2.

Мониторинг учебно-воспитательного процесса

(изучение результативности учебно-воспитательного процесса, повышение уровня обученности и воспитанности детей)

Месяц

Вид диагностики

Цели диагностики

Ответственные

Сентябрь

  1. Первоначальная диагностика в группах
  2. Диагностика по выявлению общей одаренности детей  (старший дошкольный возраст)
  3. Вводная диагностика сенсорного развития детей раннего возраста

-Определить уровни развития детей с целью выявления задач по каждой возрастной группе.

-Определить уровни сенсорного развития детей раннего возраста

Воспитатели

Педагог-психолог

Старший воспитатель

Октябрь

Диагностика уровня развития творческого потенциала

-Определить направления педагогической работы с одаренными детьми

Воспитатели

Старший воспитатель

Педагог-психолог

Январь

  1. Контрольные срезы основных разделов программы (старшая и подготовительная группы)
  2. Мотивационная готовность к обучению в школе

-Выявить уровень выполнения программы.

-Выявить уровень мотивационной готовности к школе.

Воспитатели

Старший воспитатель

Педагог-психолог

Апрель

  1. Итоговая диагностика по программе (разделы: развитие речи, ФЭМП, познавательное развитие).
  2. Итоговая диагностика по изобразительной, музыкальной деятельности, физвоспитанию.
  3. Психологическая готовность детей к школе

Выявить уровень выполнения программы.

-Выявить уровень овладения программой.

Воспитатели

Старший воспитатель

Педагог-психолог

Мониторинг

 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

Данные представлены по различным показателям за 2007-2009 г.г. в диаграммах 1-4.

Интеллектуальная готовность

(от количества детей в %)

Диаграмма 1

Мотивационная готовность

(от количества детей в %)

Диаграмма 2

Моторно- зрительная готовность

(от количества детей в %)

Диаграмма 3

Волевая готовность

(от количества детей в %)

Диаграмма 4

Список  литературы

1. Нормативно – правовые документы:

  1. Закон «Об образовании»,
  2. Концепция модернизации Российского образования,
  3. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено),
  4. «Концепция преемственности в работе детского сада и начальной школы»,
  5. Письмо Министерства России от 25.03.1994 г. «Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования».
  6. Письмо Министерства России от 9.08.2000 г. «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы»;
  7. ПРИКАЗ от 23 ноября 2009г. N 655 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ».

2. Статьи:

журнал «Обруч» №1, 1997г

  1. Р.Стеркина, «Поговорим о преемственности»,
  2. Е. Кравцова «Школы для маленьких или маленькие школы»
  3. Л. Стрелкова «От «школы для маленьких» к школе «маленькой» и «большой»»
  4. Е.Сербина «Преемственность: так в чем проблема?»

Журнал «Начальная школа» №11, 2001г, раздел «Обеспечиваем преемственность»

Журнал «Начальная школа» №1, 2002г:

  1. Н.М. Конышева «Дошкольное детство: подготовка к школе или этап жизни?»
  2. О.И. Бадулина «К проблеме преемственности дошкольного и начального школьного

 образования»;

Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением», №2, 2003 г:

  1. О.П. Миронова «Преемственность как процесс воспитания и обучения ребенка»;
  2. М.М. Пашкова «Основные аспекты преемственности»;
  3. В.П. Сергеева «Преемственность: теория и действительность»

 

Resource id #168Resource id #167Resource id #167

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по преемственности детского сада и школы

Преемственность детского сада и школы состоит в установлении связи в содержании воспитательно-образовательной работы и в методах ее реализации. Преемственность дошкольного и начального школьного образ...

План работы по преемственности детского сада и школы

Цель:создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу, - обеспечение системы непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников...

«Организация работы по преемственности детского сада и школы в современном образовательном пространстве»

laquo;Школьное обучение никогда неначинается с пустого места, а всегдаопирается на определённую стадиюразвития, проделанную ребёнком».Л. С. Выготский...

План работы по преемственности детского сада и школы"

Планирование мероприятий по преемственности детского сада и школы...

Организация работы по преемственности детского сада и школы

как организовать работу по преемственности детского сада и школы...