Организация работы логопедической службы в ДОУ
календарно-тематическое планирование на тему

О том, как я представляю себе стратегию развития логопедической службы в условиях логопункта ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация деятельности логопедической службы

в МДОУ «Русская березка», п. Кондинское

Подготовила: Учитель-логопед

 Н.А. Васюкович

Организация деятельности логопедической службы

в МДОУ «Русская березка», п. Кондинское

Деятельность логопедической службы ДОУ рассматривается нами как необходимый компонент системы образования. Логопедическая служба призвана оптимизировать, «смягчить» педагогический процесс для воспитанников, имеющих нарушения в развитии речи, обеспечить развитие их личностного, интеллектуального потенциала для общества.

Важнейшим условием эффективности работы логопедической службы мы считаем правильное понимание сущности профессионального взаимодействия всех субъектов коррекционно-развивающего процесса в единой системе образования и воспитания, взаимодополняемость позиций логопеда и педагогов в подходе к воспитанникам.

Основная цель службы - раннее выявление и преодоление отклонений в развитии детей дошкольного возраста, оказание логопедической помощи воспитанникам, имеющим трудности в усвоении образовательной программы ДОУ, обусловленные нарушениями устной речи.

Основными задачами логопедической службы являются:

  • Своевременная профилактика речевых нарушений у воспитанников;
  • Психолого-педагогическое изучение и диагностика речевого развития детей; обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребёнку, качественная разработка и реализация маршрута коррекции и (или) компенсации речевого дефекта с учетом его структуры, степени тяжести, обусловленности;
  • Взаимодействие с ПМПК;  
  • Организация комплексного взаимодействия всех субъектов коррекционно-развивающего процесса;
  • Пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей.

Деятельность учителя-логопеда руководствуется: Конституцией и законами Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; Конвенцией о правах ребёнка; Положением о  психолого-медико-педагогическом консилиуме, решениями районной психолого-медико-педагогической комиссии.

Деятельность учителя-логопеда опирается на знания: возрастной и специальной педагогики и психологии; анатомо-физиологических и клинических основ дефектологии; методов и приёмов предупреждения и коррекции речевых нарушений у воспитанников, нормативных и методических документов по вопросам профессиональной и практической деятельности; программно-методической литературы по работе с дошкольниками, имеющими отклонения в речевом развитии; новейших достижений дефектологической науки.

Деятельность учителя-логопеда опирается на соблюдение: правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Устава и локальных правовых актов МДОУ (в том числе Правил внутреннего трудового распорядка, приказов и распоряжений заведующей).

Деятельность логопедической службы в ДОУ

осуществляется по нескольким направлениям:

 Аналитико-диагностическая работа - комплексное логопедическое обследование устной речи воспитанников; сбор и анализ анамнестических данных; психолого-педагогическое изучение детей; дифференциальная диагностика речевых расстройств; обработка результатов обследования; определение прогноза речевого развития и коррекции; комплектование групп и подгрупп на основе диагностических данных; составление перспективного плана коррекционно-логопедической работы на каждую группу; составление расписания занятий и циклограммы работы; подготовка необходимой документации для участия в работе психолого-медико-педагогического консилиума.

Профилактическая работа - целенаправленная систематическая совместная работа учителя-логопеда, воспитателей, инструктора по физвоспитанию, музыкального руководителя и медицинского работника, а так же родителей воспитанников:

- выявление детей «группы риска» (как известно, стрессовые факторы, уровень психического и соматического здоровья детей отрицательно сказывается на их речевом развитии);

- предупреждение и преодоление вторичных расстройств у детей, обусловленных первичным речевым дефектом;

- охрана нервно-психического здоровья детей;

- адаптация детей к ДОУ;

- создание благоприятного эмоционально- психологического климата в педагогическом и детском коллективах, в семье.

Осуществляется в форме выступлений на родительских собраниях, методических объединениях педагогов, индивидуальных консультаций по коррекции речи детей-логопатов, индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий с детьми. Учитель-логопед при выявлении детей группы риска опирается на данные об анамнестическом развитии детей,  диагностики уровня речевых достижений, бесед с педагогами и огранизует коррекционно-логопедическое воздействие с учётом этих данных. На своих занятиях учитель-логопед применяет психокоррекционные приёмы, нейропсихологические методы для развития психичесих функций, использует приемы психотерапии с воспитанниками.

Коррекционно-развивающая работа - направлена на развитие и совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи. Осуществляется в форме индивидуальных, подгрупповых (2-3 ребенка) и фронтальных логопедических занятий. Результаты логопедической работы вносятся в речевые карты детей, принятых для занятий в логопункте, доводятся до сведения администрации ДОУ и родителей, представляются на ПМПк и на районной ПМПК, а затем, при выпуске детей передаются в школу.

Пропаганда логопедических знаний - повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей о задачах и специфике логопедической коррекционной работы и мероприятиях коррекционно-развивающего процесса с детьми-логопатами. Осуществляется через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия, логопедический стенд для родителей и педагогов со сменным материалом.

Методическая работа логопеда направлена на:

- повышение уровня логопедической компетентности и профессионализма;

- обеспечение связи и преемственности в работе учителя-логопеда, педагогов и родителей в решении задач по преодолению речевого недоразвития у воспитанников;

- повышение эффективности коррекционно-логопедического процесса;

- совершенствование программно-методического оснащения коррекционно-

логопедического процесса.

Работа включает в себя: разработку методических рекомендаций для педагогов и родителей по оказанию логопедической помощи детям, перспективное планирование деятельности; изучение и обобщение передового опыта; обмен опытом; поиск оптимальных средств коррекции речи детей; изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала. Учитель-логопед принимает участие в работе педагогических советов, методических объединений учителей и логопедов, проводит теоретические, практико-ориентированные семинары, открытые логопедические занятия, посещает занятия воспитателей, выступает на родительских собраниях.

Консультативная работа - консультирование администрации, педагогов, родителей по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения. Осуществляется в форме индивидуальных, групповых консультаций, бесед, открытых уроков, семинаров, выступлений на собраниях. Осуществляется в тесном контакте с родителями, для обеспечения необходимого уровня их осведомлённости о задачах и специфике логопедической коррекционной работы, обусловленной речевыми нарушениями.

Организация логопедической работы в ДОУ:

На логопедические занятия зачисляются воспитанники, имеющие различные нарушения в развитии устной речи на родном языке (общее недоразвитие речи; фонетико-фонематическое недоразвитие; фонематическое недоразвитие; недостатки произношения - фонетический дефект; заикание; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата (дизартрия, ринолалия). В первую очередь на логопедические занятия зачисляются обучающиеся, недостатки речи которых препятствуют успешному усвоению программного материала ДОУ (дети с общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи). Приём воспитанников с фонетическими нарушениями проводится в течение всего учебного года по мере освобождения мест в логопункте. По мере выпуска дошкольников с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи набираются новые группы.

Выявление детей с речевыми нарушениями для зачисления на логопедические занятия проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. В случае необходимости уточнения диагноза воспитанники с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию.

Все дети с выявленными недостатками речи регистрируются в списке для последующего распределения по группам в зависимости от структуры речевого дефекта. На каждого ребенка, зачисленного на логопедические занятия, заполняется речевая карта. Выпуск детей из логопункта проводится в течение всего учебного года по мере устранения дефектов.

Основной формой организации логопедической работы являются фронтальные и индивидуальные занятия. В группы подбираются дети с однородной структурой дефекта.

Индивидуальные занятия проводятся с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи: ОНР 2 уровня; нарушения строения и подвижности артикуляционного аппарата (ринолалия, дизартрия). По мере формирования произносительных навыков у этих детей, их целесообразно включать в состав соответствующих групп.

Принимается для занятий на логопедическом пункте не менее 18-25 детей.

Периодичность и продолжительность логопедических занятий определяется тяжестью речевого дефекта. Коррекционно-развивающая логопедическая работа с каждой группой детей проводится:

- ОНР - не менее 3 раз в неделю; - ФФН и ФН - 2-3 раза в неделю; заикание - 3 раза в неделю; - фонетический дефект - 1-2 раза в неделю; - индивидуальные занятия с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи - не менее 3 раз в неделю.

Продолжительность логопедического фронтального занятия с каждой группой - 30 мин.; с группой меньшей наполняемостью (подгруппой) – 15-20 мин.; индивидуальных занятий с каждым ребёнком – 10-15 минут.

Учитель-логопед так же проводит работу по уточнению установленного логопедического заключения, более тщательно обследуя речь детей; даёт рекомендации обучающимся и их родителям по коррекции речи; проводит консультации с родителями и учителями по определению тяжести речевого дефекта; оформляет необходимую документацию.

Документация учителя-логопеда ДОУ:

- Журнал учёта посещаемости и занятий с учащимися;

- Списки детей, имеющих нарушения в развитии речи

- Речевая карта на каждого ребенка, зачисленного на логопедические занятия;

- Расписание, циклограмма логопедических занятий;

- Годовой план работы на учебный год;

- Перспективные планы работы с детьми;

- Календарные планы работы с детьми;

- Тетради для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения;

- Паспорт логопедического кабинета с перечислением оборудования и наглядных пособий;

- Аналитический и цифровой отчёт о проделанной работе за год.

Схема организации логопедической службы в ДОУ:

Подготовила: Учитель-логопед

Н.А. Васюкович


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы психологической службы в ДОУ

Материал раскрывает содержание работы психологической службы в ДОУ: контингент, цели и задачи, направления работы, нормативно-правовая база и т. д. ...

Презентация.Система организации работы Психологической службы.

       Цель: обеспечить всестороннее психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса....

Годовой перспективный план работы логопедической службы МБДОУ Детского сада "Солнышко"

годовой перспективный план работы логопедической службы...

Годовой план работы логопедической службы МБДОУ «Солнышко» на 2020-2021 учебный год

Цель: своевременное предупреждение, выявление и устранение проблем в речевом развитии дошкольников...

Годовой план работы логопедической службы на 2021-2022 учебный год

Цель: своевременное выявление и преодоление проблем в речевом развитии детей дошкольного возраста....

Годовой план работы логопедической службы МБДОУ «Солнышко» на 2020-2021 учебный год

Годовой план работы логопедической службы МБДОУ «Солнышко» на 2020-2021 учебный год...

Годовой план работы логопедической службы на 2021-2022 учебный год

Годовой план работы логопедической службы на 2021-2022 учебный год...