Проект "Создание интерактивной дидактической игры для дошкольников"
статья по теме

Аликина Елена Павловна

В статье представлен опыт реализации проекта для педагогов ДОУ "Создание интерактивной дидактической игры для дошкольников". Проект был успешно реализован МОУ ДПО «Центр научно-методического обеспечения» г.Лысьва Пермского края. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt2.doc569.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аликина Елена Павловна,

методист по информационным технологиям

МОУ ДПО «Центр научно-методического обеспечения»

г.Лысьва

Проект «Создание интерактивной дидактической игры для дошкольников »

Обоснование проекта:

Дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Игра для дошкольников — способ познания окружающего. В игре  ребенок изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива.

В настоящее время отдельное место  в воспитательно-образовательном процессе ДОУ отводится компьютерным дидактическим играм. Занятия с применением компьютерных игр очень интересны дошкольникам.  Красочность и динамичность компьютерных программ, музыкальное оформление, игровая форма, общая атмосфера доброжелательности позволяет ребёнку играть увлечённо, испытывать радость познания, открывать новое.

Интерактивные дидактические игры способствуют всестороннему развитию творческой личности ребенка. У ребенка развивается: восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление; познавательная мотивация, произвольная память и внимание; умение построить план действий, принять и выполнить задание.

  Для развития и обучения малышей уже создано большое количество компьютерных игр. Конечно, воспитатель может скачать игры из сети Интернет или купить готовый диск, но лучше приложить некоторые усилия и самому сделать обучающую компьютерную игру для детей даже в самой простой программе, например, в Microsoft PowerPoint. Ребенок увидит на экране именно то, что надо воспитателю на данном занятии. А воспитатель получит в процессе создания игры новые знания в области ИКТ, применит их сразу на практике, увидит готовый продукт своего труда и, самое главное, получит удовольствие от творческого процесса.

Проблема: низкая ИКТ-компетентность педагогов ДОУ

Цель проекта: Повышение ИКТ-компетентности педагогов ДОУ через создание интерактивной дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

  1. привлечь педагогов ДОУ к участию в муниципальном проекте, связанном с ИКТ
  2. расширить знания и умения педагогов ДОУ при работе с программой PowerPoint
  3. предоставить педагогам ДОУ возможность проявить свои творческие способности
  4. создать и распространить разработанную дидактическую игру для дошкольников

Срок реализации проекта: октябрь 2010 г. - апрель 2011 г.

Участники проекта:

1.        Аликина Елена Павловна, методист по информационным технологиям МОУ «ЦНМО», руководитель проекта

2.        Ефимова Анна Николаевна, методист по дошкольному образованию МОУ «ЦНМО», консультант проекта

3.        Педагоги ДОУ города Лысьва

План-график:

1 этап - подготовительный        (октябрь – ноябрь 2010)

  1. Реклама проекта на информационно – методическом совещании заместителей заведующих ДОУ и на Дне открытых дверей ЦНМО
  2. Разработка инструкций по работе с PowerPoint: настройка анимации, настройка действия, вставка звука, вставка видео, смена слайдов
  3. Организационное собрание всех участников проекта        

2 этап – основной (ноябрь 2010 – март 2011)

  1. Семинары-практикумы для участников проекта по темам:  «Триггеры», «Озвучивание», «Пазлы», «Гиперссылки», индивидуальные консультации по мере необходимости        
  2. Разработка тематических блоков игры, разработка примерных заданий, подбор материалов
  3. Работа в группах по созданию своего тематического блока        
  4. Создание общей игры, оформление титульного листа, разработка аннотации, оценочного листа
  5. Техническая экспертиза дидактической игры                
  6. Апробация дидактической игры на старших подготовительных группах ДОУ, участвующих в проекте                

3 этап – завершающий (март 2011 – апрель 2011)

  1. Презентация игры  на информационно – методическом совещании заместителей заведующих ДОУ Реклама игры на родительских собраниях в ДОУ        
  2. Продажа игры на ярмарке Фестиваля педагогических идей
  3. Распространение игры по ДОУ города

Ресурсы:

  1. Кадровые: педагоги ДОУ, методисты  ЦНМО
  1. Информационные: Интернет, ресурсы участников проекта
  1. Финансовые:

   - диски CD-R (100 шт. – 600 р.)

- краска для цветного принтера – 500р.

- печать цветных фотографий для рекламы – 150р.

Возможные риски и пути их преодоления:

  1. Проблемы при освоении возможностей  программы MS PowerPoint – подробные инструкции, индивидуальные консультации, семинары - практикумы
  1. Маленький объем продаж дисков – реклама на ИМС заместителей заведующих ДОУ, на сайте ЦНМО, на родительских собраниях

Ожидаемый результат:

•        Интерактивная дидактическая игра для дошкольников

•        Повышение ИКТ – компетентности воспитателей ДОУ

Критерии оценивания результатов проекта:

  1. Количество педагогов ДОУ, принявших участие в проекте -  не менее 10  
  1. Отзывы детей и воспитателей при апробации игры (оценочный лист) – не менее 10 положительных отзывов
  1. Количество проданных дисков на ярмарке ФПИ -  не менее 10

Апробация проекта:

Проект реализован в сроки, заявленные по плану. Проект был запущен в октябре 2010 года. В данный момент проект уже завершен.

  1. Создана интерактивная дидактическая игра «Город, в котором мы живем» для детей 5 – 7 лет. В начале игры детей встречает единорог (символ г.Лысьва) и предлагает ребенку отправиться в путешествие по нашему городу.  Ребенок сам выбирает дорогу и открывается одна из тем: «Достопримечательности», «Растения», «Животные», «Транспорт», «Школа», «Сказки», «Музыка», «Профессии».  В каждой теме предлагается от 5 до 7 интерактивных заданий. После прохождения темы ребенок может выйти из игры или выбрать другую тему.
  2. В проекте приняли участие 10 педагогов из 6 дошкольных образовательных учреждений и из муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
  3. ИКТ – компетентность педагогов ДОУ повысилась: педагоги освоили программу Microsoft PowerPoint на более высоком уровне, научились записывать звук на компьютере, работать в Интернете.
  4. Апробация интерактивной дидактической игры «Город, в котором мы живем» проходила с 09.03.2011 по 16.03.2011 в 7 дошкольных образовательных учреждениях г. Лысьва. В апробации игры приняли участие 11 воспитателей и 70 детей. 100% воспитателей оставили положительные отзывы об игре и  хотели бы использовать эту игру в своей работе. 100 % детей отметили, что игра интересная. Все задания игры понравились более 50% опрошенных детей. 100% детей хотели бы еще поиграть в эту игру.
  5. В итоге продано 87 дисков, отзывы только положительные
  6. Работа проектной команды проходила очень продуктивно, обстановка была доброжелательная и рабочая. Все участники проекта выразили желание принять участие в подобном проекте в следующем учебном году тем же составом.

Список литературы:

  1. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Минск, 1976 г.
  2. Компьютерно - игровой комплекс  для дошкольников http://40204s020.edusite.ru/p110aa1.html
  3. Ярусова Е.А. Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения. http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac203.html 
  4. Приключение с анимацией. Создание дидактических игр в программе PowerPoint посредством переключателей. Татьяна Лукьянчук/ Учительская газета №39 от 28 сентября 2010 года
  5. Триггеры в презентации. Применение. Создание слайда с триггерами.

http://www.nachalka.com/node/1387

  1. Как самому сделать игру в PowerPoint. Часть 1

http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=4981

  1. Как сделать самому обучающую-развлекательную игру-презентацию?

http://viki.rdf.ru/igra/ 

  1. Создание триггеров в презентации PowerPoint https://docs.google.com/View?id=dcpgmwxc_430gn2crbdq
  2. Шаг первый: Поставь знак Копирайт http://www.copyright.ru/documents/zashita_prav_internet/copyright_in_site
  3. Авторское право

http://ru.wikipedia.org/wiki/Авторское_право 

  1. Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 N 230-ФЗ - Часть 4 - Глава 70. АВТОРСКОЕ ПРАВО

http://www.consultant.ru/popular/gkrf4/79_2.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная дидактическая игра по математике для дошкольников 5-7 лет "Найди цифру".

Эту интерактивную дидактическую игру могут использовать для занятий с дошкольниками как воспитатели ДОУ, так и родители. Очень удобно для не читающих детей, так как весь материал представлен в картинк...

Интерактивные дидактические игры для дошкольников как средства организации образовательного процесса в ФГОС ДО

В учебно-методических материалах представлены методические рекомендации для педагогов ДОУ и учителей начальных классов по созданию интерактивных игр в программе Microsoft PowerPoint с применением триг...

Интерактивная презентация "Дидактические игры для дошкольников по подготовке к обучению грамоте"

Цель: совершенствование навыков звукобуквенного анализа, развитие фонематического восприятия....

«Интерактивные дидактические игры как средство развития речи дошкольников»

База интерактивных игр позволяет нам комплексно решать задачи развития речи детей дошкольного возраста игре. ФГОС ДО подчеркивает статус ребенка как «человека играющего», то есть акцентиру...

Интерактивная дидактическая игра для дошкольников "Времена года"

Цель игры: закреплять знания о временах года, развивать зрительную память, внимание, речь....