Главные вкладки

    Методическая разработка на тему:
    Инновации в дошкольном образовательном учреждении

    Системный подход к развитию образовательных инновационных процессов в связи с введением ФГТ. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    innovacii_v_dou.doc145 КБ

    Предварительный просмотр:

    Системный подход к развитию образовательных инновационных процессов в связи с введением ФГТ.

     Козина О.Н., старший воспитатель

    МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 97»

    В Российской Федерации одна из наиболее актуальных задач – модернизация системы дошкольного образования, которая является первой ступенью российской образовательной системы.

    Перемены, происходящие сегодня в системе дошкольного образования, многие называют «революционными».

    В связи с введением нового документа «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» у практических работников возникло много вопросов к представителям науки.

    Ряд встреч и виртуальных общений с представителями науки определили направление профессиональной деятельности на этапе переходного периода: важно привлечь внимание работников сферы дошкольного образования к ценностным, содержательно-смысловым и технологическим аспектам дошкольного образования, как фундаментальной системы, закладывающей базовые основания личности ребёнка.

    Кандидат педагогических наук, профессор, заведующий Отделом дошкольного образования ФИРО, г. Москва Т.Доронова выделила позитивные стратегические ориентиры в развитии системы дошкольного образования, которые определены Минобрнауки России в приказе № 655:

    • Ориентация на содействие развитию ребёнка при взаимодействии с родителями;
    • Желание сделать жизнь детей в детском саду более осмысленной и интересной;
    • Отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения;
    • Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребёнка;
    • Попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счёт установления целевых ориентиров для каждой образовательной области;
    • Создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы детей своей группы, специфику национально-культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс, и многое другое.

    Отрицательное отношение к этому приказу во многом связано с тем, что он вошёл в жизнь системы дошкольного образования «в одиночку», без пакета документов, которые необходимы практическим работникам для его реализации. В результате этого полноценное введение приказа в действие затруднено, и в настоящее время и наука, и практика переживают сложный переходный период. Основной целью переходного периода предлагается считать осмысление всех положений ФГТ и анализ реализуемых программно-методических комплектов на соответствие ФГТ. Это положение и легло в основу деятельности нашего педагогического коллектива в текущем учебном году.

    Учитывая современные тенденции развития образовательных процессов, мы поставлены перед необходимостью осуществления всесторонних и масштабных перемен. Мы понимаем, что в нынешних условиях образование должно не только видоизменяться в соответствии с общественными переменами, но и придавать импульс инновационным процессам. Педагогами нашего дошкольного учреждения ведутся поиски, направленные на превращение образовательного процесса в детском саду в живое, заинтересованное общение ребёнка с взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности, среди которых главенствует игра.  Новая фаза развития нашего педагогического коллектива связана с изменениями в требованиях к качеству образования на основе обновления нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность специалистов ДОУ.

    Педагоги нашего дошкольного учреждения вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления подходов к воспитательно-образовательной деятельности с дошкольниками. Целостный образовательный процесс направлен на реализацию системы, учитывающей всю организацию жизнедеятельности ребёнка и развития его личностных качеств на рефлексивной основе.

    Учитывая особенности современного исторического периода, осуществляя переход на следующий этап инновационной деятельности, мы разработали комплексно-целевую программу «Управление инновационными процессами в МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 97»,  целью которой является: формирование и развитие системы научно-методического сопровождения специалистов ДОУ в режиме внедрения нововведения по обновлению системы воспитательно-образовательного процесса с дошкольниками на современном этапе.

    Переход на новую стадию инновационной деятельности связан с рядом преобразований:

    • Появление новых условий (запрос социума, изменение политики государства, обновление требований к качеству образования);
    • Появление новых нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность в дошкольном учреждении (требования ФГТ и др.);
    • Расширение внешних научных и социальных связей;
    • Появление возможностей для андрагогического  образования, т.е. переобучения (обучение педагогов новым технологиям);
    • Привлечение родителей к активным партнёрским отношениям с ДОУ;
    • Использование теоретической базы для проектирования нововведений.

    Модель инновационной деятельности в дошкольном учреждении отражает следующие направления:

    1. Обновление содержания образования дошкольников:
    • Внедрение современных программ и технологий,
    • Использование  технологий психолого-педагогической поддержки;
    1. Обновление и совершенствование системы методической работы:
    • Отбор инновационного содержания деятельности,
    • Совершенствование системы мер мотивационного обеспечения качественного педагогического труда,
    • Совершенствование управленческих процессов,      обновление стиля методической работы на основе делегирования полномочий и расширения     профессионально-творческих объединений педагогов;
    1. Обновление системы управления качеством образования:
    • Создание условий в соответствии с современными требованиями:

    - нормативно-правовые,

    - перспективно-целевые,

    - потребностно-стимулирующие,

    - информационно-коммуникативные;

    1. Совершенствование системы взаимодействия с семьями воспитанников:
    • изучение  состояния условий семейного воспитания и потребностей семьи, прогнозирование форм, методов и средств эффективного взаимодействия на дифференцированной основе,
    • внедрение современных форм взаимодействия на основе совершенствования системы мер, обеспечивающих активное вовлечение родителей в образовательное пространство ребёнка,
    • психолого-педагогическое сопровождение воспитания и развития дошкольника, подготовки к обучению в школе и к жизни на дальнейших этапах развития;
    1. Развитие и совершенствование системы преемственных взаимоотношений с МОУ «СОШ № 16» с учётом ФГТ и ФГОС;
    2. Расширение внешних связей, взаимодействия с социумом;
    3. Возобновление деятельности с детьми с ярко выраженными интеллектуальными способностями.

    Центральная идея - СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

    Направления инновационной образовательной деятельности специалистов ДОУ отражают следующую содержательность:

    • повышение качества образования дошкольников и совершенствование системы взаимодействия детей и взрослых в воспитательно-образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГТ;
    • совершенствование психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих ярко выраженные способности;
    • обогащение среды развития ребёнка по приоритетным направлениям воспитательно-образовательной деятельности с воспитанниками ДОУ (познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие);
    • развитие системы взаимодействия с МОУ «СОШ № 16»в соответствии с ФГТ и ФГОС;  
    • расширение образовательных услуг с новым конкурентоспособным качеством (группа кратковременного пребывания, группа выходного дня, дополнительные услуги на платной основе);
    • создание условий для совершенствования и  развития профессиональной компетентности педагогов;
    • совершенствование мотивационного обеспечения инновационной деятельности в ДОУ;
    • повышение эффективности использования ресурсов ДОУ.

    Этапы проектирования инновационной деятельности выстраиваются на основе анализа качества образовательной деятельности, формирования целей и задач управления внедрением нововведения и выработке мер по реализации инновационной комплексно-целевой программы.

    Выбор стратегии является залогом успеха инновационной деятельности. В тоже время, выбор стратегии – важная составляющая цикла инновационного управления.

    Целеполагание стратегии планирования выстраивается на основе следующих положений:

    • Эффективность распределения и использования ресурсов. Это так называемая «внутренняя стратегия». Планируется использование ограниченных  ресурсов: материальная база и условия, технологии, люди.
    • Адаптация к внешней среде. Важно обеспечить эффективное приспособление к изменению внешних факторов (экономические изменения, политические факторы, демографическая ситуация, обновление требований к качеству образования и др.).

    Стратегическое планирование основывается на проведении исследований, сборе и анализе данных. Это позволяет постоянно контролировать изменения, прогнозировать развитие. При этом приходится учитывать и стремительные изменения в современном мире. Важно при разработке стратегии учитывать возможность замены одного содержания другим.

    Основными подходами к построению воспитательно-образовательного процесса специалистами нашего ДОУ являются:

    • универсализация развития личности ребёнка;
    • развитие личности ребёнка, направленное на

    - формирование общей культуры,

    - развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств,

    - формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность,

    - сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста,

    - коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

    • обеспечение единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей;
    • соответствие культурно-историческим, деятельностным и личностным подходам к проблеме развития дошкольников;
    • сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;
    • адекватность возрасту видов деятельности и форм работы с детьми;
    • комплексно-тематический принцип, принцип целостности и интеграции;
    • осуществление образовательного процесса в двух основных модулях:

    - совместная деятельность взрослого и детей,

    - самостоятельную деятельность детей;

    • Учет гендерной специфики развития детей;
    • Обеспечение преемственности с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования;
    • Индивидуально-дифференцированные формы взаимодействия с семьями воспитанников;
    • Создание основы для плодотворной, творческо-поисковой деятельности педагогов;
    • Формирование нового педагогического мышления;
    • Кадровая переориентация на новые техно-образовательные системы;
    • Стимулирование и мотивация в работе с кадрами.

    Совершенствование управленческой и организационно-методической системы сопровождения образовательными процессами в дошкольном учреждении обеспечивается целенаправленной деятельностью в рамках следующих профессиональных объединений:

    • Проектный совет,
    • Педагогический совет,
    • Методический совет,
    • Служба мониторинга и качества,
    • Медико-психолого-педагогический совет,
    • Педагогические  сообщества:
    • Школа профессионального мастерства,
    • Педагогическая лаборатория,
    • Школа молодого педагога,
    • Семинар по внедрению ФГТ в образовательный процесс,
    • Рабочая группа по разработке общеобразовательной программы дошкольного учреждения,
    • Творческие группы по направлениям: физическое воспитание и здоровье дошкольников, художественно-эстетическое воспитание, познавательно-речевое и  социально-личностное развитие дошкольника.

    Содержание и формы воспитательно-образовательного процесса определяются с учётом

    • СТАТУСА  УЧРЕЖДЕНИЯ;
    •  НАПРАВЛЕНИЙ,  ЗАДАННЫХ  ПРОГРАММОЙ;
    • РЕЗУЛЬТАТОВ   ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
    • ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ  И  СКЛОННОСТЕЙ ПЕДАГОГОВ;
    • ПОТРЕБНОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГАХ.

    Семинар для педагогов по внедрению ФГТ в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения  осуществляет свою деятельность на постоянной основе. Рассматриваются принципиальные подходы к построению воспитательно-образовательного процесса в ДОУ с учётом современной образовательной политики.

    Условно в содержании деятельности в рамках семинара можно выделить следующие направления:

    • Тенденции  и  проблемы  современной  системы  

    дошкольного образования   в   условиях   внедрения  ФГТ;

    • Новые   подходы   к   проектированию образовательной   деятельности  с  дошкольниками;
    • Предпосылки  и  условия изменений в организации образовательного  процесса  в  соответствии  с нормативными   документами;
    • Направленность  образовательного  процесса  с учётом  концептуальных  положений  программы РАЗВИТИЕ;
    • Фундаментальные качества личности, формирующиеся в первые годы жизни ребёнка;

    • Принципы построения предметной пространственной среды;

    • Особенности планирования совместной и самостоятельной деятельности с дошкольниками;
    • Программно-методическое обеспечение                                 воспитательно-образовательного процесса;
    • Алгоритм  и  система  планирования;
    • Алгоритм совместной и  самостоятельной  деятельности;
    • Алгоритм   взаимодействия   специалистов   ДОУ;
    • Особенности   планирования   изобразительной  деятельности  с  дошкольниками.

    • Инновационные   формы   оптимального взаимодействия  

    с  семьями  воспитанников;

    • Нормативно-правовое  обеспечение  деятельности  по организации  взаимодействия  с  семьями  воспитанников;
    • Направления воспитательно-образовательной деятельности по   взаимодействию   с   семьями   воспитанников;
    • Методика   контактного   взаимодействия;
    • Аукцион   инновационных  идей.

    • Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция:
    • Безопасность,
    • Социализация,
    • Труд,
    • Физическая культура,
    • Здоровье,
    • Познание,
    • Коммуникация,
    • Чтение художественной литературы,
    • Художественное творчество,
    • Музыка.

    Актуализируя проблему совершенствования инновационного пространства, в дошкольном учреждении реализуется управленческий проект «Информатизация образовательного пространства МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 97». Цель: создание необходимых условий для активного внедрения в воспитательно-образовательный процесс информационных коммуникативных технологий. Целевая направленность организационно-управленческой деятельности отражает как создание необходимой материально-технической базы по информатизации образовательного процесса, так и повышение квалификации педагогического коллектива, направленного на формирование информационной культуры и расширение профессионального поля деятельности педагога. Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:

    • Систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов, создание информационной системы управления процессом;
    • Формирование основ информационной культуры, развитие способностей к применению информационных коммуникативных технологий в профессионально-личностной деятельности и навыков работы с ИКТ у педагогов;
    • Разработка и апробация технологий мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса.
    • Разработка системы организации консультативной методической поддержки в области освоения педагогами современных коммуникативных технологий и применения их в образовательной практике ДОУ;
    • Создание банка электронных обучающих и развивающих циклов, программ, дидактических и методических материалов на основе внедрения информационных технологий в деятельности ДОУ;
    • Создание комплексно-интегрированной модели информационно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

    Определены базовые педагогические компетентности в области применения информационных технологий педагогами ДОУ.

    Основные акценты деятельностного подхода сделаны на системные изменения процесса сотрудничества детей и взрослых в образовательном пространстве ДОУ и семьи.

    В условиях создания эффективного образовательного пространства в соответствии с ФГТ в общеобразовательной программе ДОУ одним из приоритетных направлений деятельности является совершенствование системы взаимодействия детей и взрослых в воспитательно-образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГТ.

    Залогом успешной готовности ребенка к жизни, дальнейшему обучению является гармоничное взаимодействие трех институтов: семья, детский сад и школа. Поэтому педагоги ДОУ занимают активную позицию в осуществлении реформы семейного воспитания. Важным условием осуществления взаимодействия с семьей является установление доверительного делового контакта, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов, что особенно необходимо при успешном обучении детей.

         Родители наших воспитанников занимают активную позицию в образовательном процессе, учатся преодолевать трудности вместе со своим ребенком.

         В результате совместной работы педагогов и родителей, воспитанники детского сада проявляют высокую степень устойчивости к стрессовым ситуациям в адаптационный период при поступлении в школу.

    В практике деятельности педагогов по организации взаимодействия с родителями воспитанников используются разные формы:

    • Клубы на основе взаимодействия взрослых и детей, презентация семейных и творческих проектов – журналы, книги, энциклопедии, газеты и др.;
    • Изучение особенностей семьи и ребёнка, запросов родителей через анкетирование, диагностирование, опрос, интервьюирование, информационные корзины;
    • Досуги, праздники, развлечения на основе активного взаимодействия с семьями воспитанников;
    • Обеспечение информационной среды, просветительской работы и координации взаимодействия ДОУ и семьи средствами наглядной пропаганды: стенды, папки-раскладушки, тематические выставки по разным направлениям, спец. выпуски газет и т.д.;
    • Библиотека «В помощь родителю»;
    • Домашняя игротека;
    • Фронтальные встречи с родителями: родительские собрания, устные журналы, консультации и др.;
    • Дни открытых дверей;
    • Информационный банк: аудио-, медиа-, видеотека;
    • Благодарственные письма;
    • Массовые мероприятия для детей с участием родителей, учеников первого класса: «Весёлые старты», «Клуб любознательных», «Папа, мама, я – спортивная семья» и др.;
    • Месячник безопасности  здоровья;
    • Сотрудничество через реализацию творческих проектов (видиофильмы из жизни ребёнка, презентации семейного опыта,  выставки детского и детско-взрослого творчества; фотоальбомы и фотоколлажи);
    • Творческое и познавательное взаимодействие с социумом: театр, выставочный зал, библиотека и др. культурные учреждений города, школа, памятные места города;
    • Издание авторских детских изданий (книг, энциклопедий, журналов и др.);
    • Творческие накопительные альбомы. Портфолио.

    В профессиональной деятельности специалистов дошкольного учреждения гармонично сочетаются и интегрируются традиционные формы взаимодействия с инновационными.

    Особое внимание уделяется осуществлению воспитательно-образовательной деятельности на основе активного взаимодействия с социумом.

    Вся система воспитательно-образовательной деятельности специалистов дошкольного учреждения носит системный характер, отражает выраженный инновационный курс, направленный на создание  благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование базовой культуры личности, всесторонне развитие личностных качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовку ребёнка к жизни в современном обществе.

    Характер инновационной деятельности наших педагогов можно определить как комбинаторный: традиционные формы и методы воспитательно-образовательной деятельности сочетаются с изменённым содержанием, с внедрением новых образовательных технологий. Инновационная деятельность педагогов выполняет роль пускового механизма ДОУ, становится условием его развития.