Физкультурно - оздоровительная работа в ДОУ
материал по теме

Агапова Нина Николаевна

В отчете представлены материалы по организации в МБДОУ детском саду № 15 "Светлячок" города Коломна Московской области физкультурно- оздоровительной работы, раскрыты задачи,  содержание работы, перечислены здоровьесберегающие технологии, используемые педагогами при организации воспитательно- образовательного процесса с детьми, отмечены достижения коллектива и воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizkulturno-ozdorovitelnaya_rabota_v_dou.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг состояния здоровья наших воспитанников показывает, что в детский сад поступают дети в основном со второй группой здоровья, есть два ребенка-инвалида с 5 группой здоровья.

 Из заболеваний преобладают нарушения опорно-двигательного аппарата (38,1%), нарушение речи (29,5%), аллергические заболевания (17,2%).

Учитывая данные мониторинга состояния здоровья воспитанников, в соответствии с программой развития ДОУ, на основании городской программы «Здоровье дошкольника» творческой группой разработана базовая оздоровительная программа «Здоровье дошкольника» нашего учреждения.

  Цель программы:

Сохранение, укрепление здоровья детей, обеспечение их гармоничного развития, безопасности жизнедеятельности, эмоционально – психологического благополучия; формирование у родителей, педагогов, воспитанников представлений о здоровом образе жизни, осмысленного отношения к здоровью как важной жизненной ценности.

Задачи программы:

  1. Создание психолого-педагогических условий развития двигательной сферы и здоровья детей на основе их творческой активности.
  2. Реализацию комплекса здоровьесберегающих технологий в ходе воспитательно-образовательного процесса.
  3. Повышение профессиональной компетенции педагогов по организации и проведению физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.
  4. Активизация взаимодействия с родителями (законными представителями) по сохранению и укреплению здоровья детей.
  5. Развитие социального партнерства с МБОУ СОШ № 16 и МБОУ ДЮСШ по сохранению и укреплению здоровья детей, их физическому развитию и формированию основ здорового образа жизни.

Для реализации программы разработана нормативно - правовая база:

  1. Пересмотрены в соответствии с новыми нормами СанПиН и ФГТ, утверждены:
  1. Учебный план ДОУ
  2. Режим пребывания дошкольников в ДОУ в холодный и теплый период года, режим в адаптационный период
  3. Расписание образовательной деятельности
  4. 10- дневное меню
  5. План медицинского обслуживания детей
  1. Разработаны:
  1. Двигательный режим в каждой возрастной группе
  2. Циклограммы работы музыкального и физкультурного залов, бассейна
  3. Инструкции по охране жизни и здоровья детей
  1. Определена система физкультурно-оздоровительной работы с детьми
  2. Заключены договоры о сотрудничестве с МБОУ СОШ № 16, ДЮСШ, музыкальной школой имени А. Алябьева, МУК Коломенской филармонией.

        Проведено профессиональное гигиеническое обучение персонала, коллектив  ознакомлен с новыми санитарными правилами и нормами СанПиН, с ФГТ, 2 раза в год проводится инструктаж по охране жизни и здоровья детей.

Жизнь и здоровье детей во время пребывания  в детском саду зависят от профессиональной компетентности находящихся рядом педагогов. В целях повышения профессионализма  ежегодно проводятся педсоветы, затрагивающие вопросы оздоровления воспитанников, семинары, практикумы, открытые занятия, работает «Школа молодого педагога». С целью осознания своей значимости в системе воспитания и развития дошкольников, а также сплочения молодого коллектива проведен конкурс профессионального мастерства «Горжусь своей профессией», на котором педагоги продемонстрировали не только психолого-педагогические  знания, но и проявили практические умения и навыки по организации воспитательно - образовательного процесса, внедрению здоровьесберегающих технологий в работу с детьми.

Проведенные смотры - конкурсы по оборудованию групповых физкультурных, природных уголков, оборудованию прогулочных участков к летнему сезону сплотили не только педагогов, но и родителей, помогли раскрыть творческие способности взрослых, активизировали самостоятельную двигательную активность детей, украсили окружающую детей обстановку, что важно для психологического комфорта, как детей, так и взрослых.

Педагогический коллектив молодой, мобильный, креативный, талантливый, легко обучаемый, готовый к решению задач оздоровительной программы.

Работа по формированию представления и навыков здорового образа жизни реализуется через все виды деятельности детей. С учетом этого была разработана модель организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.

Система физкультурно-оздоровительной работы включает несколько блоков:

  1. Лечебно- профилактические мероприятия  (витамино-, аэрофито-, фитонцидотерапия, закаливание и другие мероприятия по медицинскому обслуживанию дошкольников). Для ее проведения оснащен медицинский блок, включающий медицинский кабинет, прививочный кабинет, изолятор на 2 места, второй медицинский кабинет находится в помещении бассейна.

  1. Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми, использование приемов релаксации в режиме дня, психогимнастика, музыкотерапия, сказкотерапия, организация адаптационного режима детей, индивидуальная и подгрупповая работа с детьми педагога - психолога). В ДОУ оборудованы театральная студия «В гостях у сказки», изостудия «Мастерская чудес», сенсорная комната («комната сказок», как зовут ее дети), кабинет педагога - психолога с библиотекой для детей. В просторном холле среди растений, струящегося водопада, аквариумных рыбок дети и взрослые могут отдохнуть, переключиться на другой вид деятельности. Общение с природными объектами тоже способствует психическому здоровью, психологической разгрузке. Все помещения многофункциональны и помогают в решении оздоровительных задач.

Для создания эмоционально - благополучной обстановки в ДОУ, ситуации успеха каждого ребенка и взрослого работает мини - радиостанция «Светлячок»: музыка встречает детей и взрослых с порога детского сада, звучат поздравления с Днем рождения, с праздниками.

Традиционными стали праздники «Всемирный день спасибо», «Международный день объятий», 14 февраля работает почта признаний, дети разносят свои признания по адресатам (родителям, сверстникам и сотрудникам детского сада), в декабре – почта Деда Мороза.

        Совместно с Коломенской филармонией, детской музыкальной школой проводятся музыкальные вечера.

 

  1. Оздоровительная направленность воспитательно - образовательного процесса (ВОП) (учет требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, валеологизация образовательного пространства для детей, использование современных физкультурно-оздоровительных, здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий, бережное отношение к нервной системе: учет индивидуальных особенностей и интересов, предоставление свободы выбора, создание условий для самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребенка, личностно- ориентированный, деятельностный подход к организации ВОП).

Внедрены в ВОП здоровьесберегающие технологии:

1) Технологии сохранения и стимулирования здоровьяритмика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, стопотерапия,

2) Технологии обучения здоровому образу жизнифизкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, занятия по валеологии, самомассаж, точечный самомассаж, массаж с Су-Джоку.

3) Коррекционные технологии: музыкотерапия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

Работает в ДОУ логопункт. В 2009-2010 учебном году с учителем - логопедом занимались 30 детей в течение года. Результативность работы логопункта: с чистой речью – 60% детей, с улучшениями- 40% . В 2010-2011 учебном году  из занимавшихся 34 детей вышли с чистой речью- 53%, с улучшением речи- 47%.

  1. Формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологического сознания (знания о здоровье, умения сберегать, поддерживать и сохранять его, формирование осознанного отношения к здоровью и жизни через организацию бесед, занятий, реализацию различных тематических проектов).

 Особенно  нужно отметить работу коллектива по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и формированию основ безопасного поведения на дорогах и улицах города, за которую детский сад стал лауреатом областного конкурса «Зеленый огонек», награжден почетной грамотой Министерства образования Московской области.

В рамках этой работы проводятся Дни и недели ПДД в ДОУ в начале учебного года, в зимние каникулы и в летне - оздоровительный период, традиционными стали спортивные праздники «В гостях у светофора», совместный с родителями - «Знатоки дорожных правил». В ДОУ оборудован кабинет ОБЖ, «автоплощадка» во внутреннем дворике. В проведении праздников и занятий участвуют члены отряда ЮИД МБОУ СОШ № 16, инспекторы ГИБДД.

В ДОУ оказываются услуги дополнительного образования:

  1. Ритмика
  2. Логоритмика (посещают 23 ребенка)
  3. Корригирующая гимнастика (для детей с нарушениями  осанки и стопы)
  4. Индивидуальные занятия на тренажерах
  5.  Фитбол- аэробика
  6. «Школа мяча и скакалки»
  7. Катание на велосипедах и самокатах
  8. Кружок «Азбука дорожного движения»
  9. Плавание в бассейне (200 детей). С детьми работают квалифицированный инструктор по плаванию, медсестра бассейна. Дети 3-4 лет посещают бассейн 1 раз в неделю, со среднего дошкольного возраста - 2 раза в неделю.
  10. Обучение катанию на роликовых коньках для детей 5-7 лет проводит инструктор по физкультуре 1 раз в неделю в теплое время года во внутреннем дворике, имеющем специализированное покрытие.

Традиционно проводятся 1 раз в месяц физкультурные досуги и День здоровья, в которых участвуют все воспитанники МБДОУ,  праздники «Зимние забавы»,  «Здравствуй, лето звонкое», «Праздник мяча и скакалки», «С папой мы сильнее всех», «Знатоки дорожных правил».

Условия нашего детского сада в связи с наличием двух внутренних двориков с навесами («автоплощадка» и «роллердром») позволяют проводить прогулку даже в непогоду. Площадки используются также для проведения подвижных игр, физкультурных занятий, соревнований, праздников и развлечений, катанию на роликовых коньках, велосипедах и самокатах.

Такое же специализированное (из каучуковой крошки), безопасное для детей  покрытие имеет физкультурная площадка на территории детского сада. На площадке дети играют, занимаются, танцуют, соревнуются.

Для организации физкультурно - оздоровительных мероприятий используется и наш «летний амфитеатр», в котором проводятся летние праздники и детские «дискотеки».

Эффективность работы по укреплению здоровья детей зависит от четкой слаженной работы с родителями. Опыт показывает, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети - родители - педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов  каждого, его прав и обязанностей.

Родители - активные участники оснащения предметно - развивающей среды, спортивных праздников, практикумов, консультаций, проводимых в «Школе для заботливых родителей». Открыта в 2011 году также Гостиная для родителей, где дети и взрослые вместе проводят досуги, в том числе и оздоровительные, целью которых   является гармонизация детско-родительских отношений.

Интересен опыт совместной работы с Детско – юношеской спортивной школой. На базе детского сада проводились дополнительные занятия по ОФП тренером спортивной школы, охвачены подготовкой 65 детей от 5-7 лет, занятия проводились 2 раза в неделю. В результате такой совместной работы дети показали хороший уровень физической подготовленности, продемонстрировали свои умения в спортивных соревнованиях, проведенных в стенах ДЮСШ.  

Коллектив делился опытом работы с коллегами ДОУ города:

  1. Мастер-класс для педагогов ДОУ города «Деятельностный подход в развитии мышления и творческого воображения детей дошкольного возраста».
  2. ГМО для музыкальных руководителей ДОУ «Музыкально-ритмическое воспитание детей».
  3. ГМО для воспитателей групп раннего возраста «Речь на кончиках пальцев» - пальчиковая гимнастика и игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук как средство формирования активной речи».
  4. Проведена консультация для педагогов «Деятельностный подход к организации образовательной деятельности дошкольников», материал которой был опубликован на сайте ММЦ УО, сайте www.nsportal.ru (социальной сети работников образования).
  5. Методическая разработка ««Двигательная активность дошкольников в режиме дня» опубликована на сайтеwww.nsportal.ru.
  6. Материал об участии детского сада в областном конкурсе «Зеленый огонек» был размещен на сайте Министерства образования Московской области, в газете «ВИП Юго-Восток» («Ваш Информационный Партнер –Юго-Восток»), на сайте Управления образования администрации г.о. Коломна.

  1. На Коломенском телевидении:


       – репортаж о работе ДОУ по обучению детей правилам дорожного движения и формированию основ безопасного поведения;



      -  репортаж об участии в областном конкурсе «Зеленый огонек».



  1. На телеканале ТВ-Центр показан репортаж из опыта работы ДОУ «Вырастить из ребенка «здоровую личность».

  1. Участвовали в городском проекте «Земля - наш общий дом».

Наши воспитанники принимают участие во всех городских праздниках и конкурсах.  Результативность работы по здоровьесбережению детей подтверждают полученные грамоты и дипломы.

  1. Грамота за участие в городском спортивном празднике «Праздник мяча и скакалки»
  2. Грамота за оригинальность и творческий подход в городском  конкурсе по безопасности дорожного движения «Подарок юному пешеходу»
  3. Диплом за участие в городском конкурсе детских рисунков «Чистота - залог здоровья», организованном группой компаний «Прогресс  сервис»
  4. Грамота за участие в  городском спортивном  празднике «Зимние забавы»
  5. Грамота за первое место в соревнованиях по горнолыжному спорту «Пингвиньи старты» на призы Фирмы «ЮНАЙК» (Канышева Олеся)
  6. Грамота за первое место в 4 традиционном  детском марафоне на коньках среди мальчиков старшей группы детского сада (Шепелев Иван).
  7. Грамоты  ДЮСШ УО за призовые места в спортивной эстафете.
  8. Дипломы  за первое место в «Предновогодних стартах СДЮСШОР «Комета» (Шепелев Иван)
  9. Диплом и благодарность за участие в городском проекте «Земля - наш общий дом».

Итак, результаты работы коллектива МБДОУ по реализации оздоровительной программы:

  1. Сформирована нормативно - правовая база по вопросам оздоровления детей.
  2. Разработана система физкультурно - оздоровительной работы.
  3. Повышена активность участия родителей в жизни ДОУ.
  4. Повысился теоретический уровень владения педагогами валеологическими знаниями.
  5. Пополнилась и обогатилась предметно - развивающая среда ДОУ.
  6. Банк педагогической информации пополнился тематическими папками, картотеками, методическими рекомендациями по организации здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности в ДОУ.
  7. Созданы личные сайты 6 педагогов, публикуются статьи, что позволяет делиться опытом работы с коллегами ДОУ  на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
  8. Показатели заболеваемости детей ниже среднегородских показателей.
  9. Вновь поступающие в ДОУ малыши быстро адаптируются к условиям детского сада.
  10. Показатели состояния  здоровья выпускников за время посещения детского сада улучшились. Дети показывают высокий уровень развития физических качеств, достаточный уровень развития основных движений.
  11. Число дней, пропущенных педагогами по болезни стабильно- 5,4 дня.
  12. Стабильные показатели результативности работы логопункта.

Данные  результаты  подтверждают, что созданная в детском саду система по здоровьюсбережению позволяет качественно решать цель развития физически развитой, социально-активной, творческой личности.


Таким образом, целостная система образования, оздоровления, психолого-педагогического сопровождения, основанная на классических образцах и педагогических инновациях способствует гармоничному физическому развитию детей нашего дошкольного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СООБЩЕНИЕ "Физкультурные минутки как одна из форм физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками" из опыта работы Бралиевой Яны Тулегеновны

Физкультурные минутки  проводятся на занятиях как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой. Перерыв в работе необходим д...

Физкультурно-оздоровительная работа ДОУ в летне-оздоровительный период

Краткая презентация физкультурно-оздоровительной работы ДОУ в летний период...

Опыт работы на тему "Повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий с применением нетрадиционного физкультурного оборудования"

Опыт работы на тему"Повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий с применением нетрадиционного физкультурного оборудования...

Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.сажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.

Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания по...

«Волшебные хлопки» или «Аплодисменты здоровья» - китайская хлопково – ударная гимнастика, как одна из нетрадиционных оздоровительных технологий физкультурно – оздоровительной работы в детском саду.

Профилактическая и оздоровительная деятельность в детском саду является чрезвычайно важной и первостепенной задачей. Для достижения основных цели и задач используются различные традиционные и нетрадиц...

«Использование малых фольклорных форм в оздоровительной деятельности как один из факторов модернизации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду».

Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной. В ДОУ приходят дет...