Организация методической работы с кадрами в ДОУ- одна из форм непрерывного педагогического образования
статья на тему

Вострухина Тамара Николаевна

В статье дается краткое описание форм методической работы с педагогами в дошкольном образовательном учреждении. Подчеркивается значимость этой работы в повышении их профессиональной компетентности. Утверждается мысль о необходимости тщательной подготовки любого методического мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_sayt.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Организация методической работы с кадрами в ДОУ- одна из форм непрерывного педагогического образования

Вострухина Т.Н.,
методист лаборатории дошкольного образования
методического центра Западного учебного округа
Москва, Россия
E-mail: emma50@yandex.ru

       Принятая Министерством образования РФ «Программа развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001-2010 гг.» определила основные принципы реализации непрерывности: интеграция  научных достижений из разных областей  знаний в педагогическое образование при формировании его содержания, вариативность образовательных программ, их преемственность при определении содержания педагогического образования разного уровня.     Непрерывное образование педагогов поддерживается рядом образовательных учреждений, в числе которых педагогические колледжи, университеты, институты повышения квалификации, учреждения культуры, именно они осуществляют непосредственную подготовку педагогических кадров.  Обязательным условием для педагогов является профессиональная переподготовка, т.е. курсы повышения квалификации, которые необходимо проходить один раз в пять лет. В межкурсовой период недостаток профессиональных знаний и умений педагогов ДОУ компенсируется организацией работы методической службы разного уровня (дошкольное учреждение, окружной методический центр), основная цель которой - оказание практической помощи педагогам в их профессиональной деятельности. Подтверждение этому положению мы находим в исследованиях И.Л. Паршуковой, М.М. Поташник, А.П. Ситник, Е.Е. Сергеевой,  Г.П.Троян. Ю.К. Бабанский рассматривает методическую работу как особую структурно-организационную форму в образовательном учреждении. Л.И. Фалюшина дает более широкое определение методической работе, характеризуя ее как систему внутренней организационной педагогической и управленческой деятельности администрации и коллектива образовательного учреждения, направленную на обеспечение непрерывного совершенствования педагогической квалификации и профессионального мастерства педагога в целях повышения качества воспитательно-образовательного процесса [1].
      Такая характеристика  дает нам право сделать вывод, что методическую работу можно назвать неотъемлемой составляющей единой системы непрерывного образования педагогических кадров, одним из компонентов повышения их профессиональной квалификации.      Каким формам методической работы в системе повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ отдать предпочтение? Традиционно это:

- открытый показ -  просмотр занятия с последующим его обсуждением, как форма обучения педагогов и распространения передового педагогического опыта; авторских технологий;
-
семинар-практикум – состоит из нескольких занятий, в которых предусмотрена обучающая (теоретическая)  и практическая часть;
организуется для более глубокого погружения изучения проблемы, в ходе которого совершенствуется профессиональное мастерство педагогов, развивается их творчество;      

- консультации (коллективные, индивидуальные, подгрупповые, для различных категорий педагогических кадров); а также методические объединения, семинары, педагогические конференции, круглый стол.        

       Следует отметить появление новых форм, о которых говорит К.Ю. Белая: работа творческих микрогрупп, выпуск литературной газеты, брифинг, художественная копилка, творческая гостиная, музыкальный салон [2].

      Мы хотим более подробно остановиться на тех формах методической работы, содержание которых разработано нами с особой тщательностью, так как обусловлены проблемой века – вопросом межнационального воспитания среди детей, молодежи, взрослого населения.
       На протяжении нескольких лет в нашем округе ведется исследование по разработке содержания современных форм методической работы с кадрами, направленных на формирование толерантных отношений у участников педагогического процесса, рассматриваемой нами в рамках ознакомления с культурой народов мира.
     Для отечественной педагогики понятие «толерантность» достаточно новое. Однако следует отметить, что в государственных образовательных документах «толерантность» звучит уже достаточно устойчиво. Так, в Законе РФ «Об образовании» отмечается необходимость содействия взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности
[3]. 
      В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010» отмечается, что при переходе к постиндустриальному, информационному обществу, расширении масштабов межкультурного взаимодействия особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности. В требованиях к системе российского образования записано, что потенциал образования должен быть в полной мере использован для сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства
[4]. 

В городской целевой программе развития образования «Столичное образование - 4» на 2005-2007 гг. данная проблема была сформулирована следующим образом: «Разработать комплекс организационно-методических и практических материалов для дальнейшего развития воспитательной работы в дошкольных образовательных учреждениях, направленной на формирование первых основ патриотизма, приобщение к культурно-историческому наследию Москвы, формирование культуры межличностных отношений и  толерантности» [5, с.24]. Заявлена эта проблема и в новых документах.
   
 Именно такая постановка проблемы заставила нас обратиться к решению этой проблемы. Результаты исследования позволили выделить наиболее интересные формы работы с педагогическими кадрами.  
     
Деловая игра – максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, учит видеть и исправлять ошибку. Разработчиками этой формы работы являются Н. Вербицкий, С. Галайда, Е. Данилин, Б. Лисин, В. Сергеев и др. Эффект данного мероприятия во многом зависит от подготовленности его участников. В нашем исследовании этот метод научил педагогов практическому выполнению простейших профессиональных этических норм и правил поведения, максимально активизировал участников деловой игры.
     Педагогический ринг
 – сориентировал воспитателей на изучение современных достижений психолого-педагогической науки, методической литературы, способствовал выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, помог сформировать навыки логичного рассуждения и аргументации своей позиции, научил лаконичности высказываний, способствовал развитию находчивости, юмора.
     Метод мозговой атаки
, или банк идей – рациональный способ коллективного продуцирования новых идей для решения практических задач, не поддающихся решению традиционными способами.
     Мастер-класс
 – передача педагогического опыта, системы работы, авторских находок. Это форма работы с группой педагогов, в которой происходит передача педагогического опыта. Во время проведения мастер-класс от воспитателя (мастера) требуется умение раскрыть содержание проблемной творческой задачи и вовлечь педагогов в ее решение. Структура мастер-класс содержит два основных функциональных блока: 1-ый – показ работы с детьми, в котором педагог демонстрирует достижения, полученные в работе с детьми по заявленной проблеме; 2-ой – работа педагога с участниками, присутствующими на мероприятии, с целью трансляции педагогического опыта и состоит он из нескольких частей: теоретическая, в которой мастер (воспитатель) представляет концепцию по теме мастер-класс, отвечает на вопросы присутствующих, основная  задача этой части носит теоретический характер и преследует цель -  представление материала по теме; практическая, в ней участники  рабочих группах разрабатывают заданную тему и самостоятельно решают фрагмент заявленной проблемы, основная задача этой части – поддержать интерес участников мастер-класс к поставленной проблеме и способствовать развитию инициативы в получении нового творческого опыта; презентационная, в ней участники представляют творческие результаты работы в группах, дают оценку работе мастера.

Психолого-педагогический тренинг – помог формированию у участников педагогического процесса отношений, основанных на принципах взаимного уважения, доверия, понимания и взаимопомощи; дал возможность понять себя в коллективе и значимость коллектива для себя.
     Следует рассказать еще об одной форме –
педагогическая гостиная. Эта форма организации взаимодействия участников педагогического процесса обеспечивала обстановку свободного и непринужденного общения, в процессе которой проходило знакомство с бытом, культурой народа отдельно взятого государства. Здесь не было пассивных зрителей, все участники были  объединены действием и принимали активное участие по сценарию. Очень часто с культурой того или иного народа мы знакомились через непосредственного его носителя, что усиливало эффект проведения мероприятия.

Особенностью нашего исследования стало объединение трех категорий участников педагогического процесса: дети, педагоги и родители воспитанников. Создание единого пространства “семья – детский сад”, где всем его участникам будет интересно, безопасно, полезно, благополучно – стало главным в нашей работе.
      В триаде  «ребёнок – родитель – педагог»  невозможно
 отдать предпочтение кому-то одному. Воспитатель находится в постоянном взаимодействии с родителями, являясь  главным источником информации о ребёнке и деятельности учреждения.   Семья, в которой растет и воспитывается ребенок и которая имеет определенный тип взаимоотношений, традиций, несет основную смысловую и эмоциональную нагрузку. В семье ребенок получает первые представления об окружающем мире, у него закладываются основы характера, формируются особенности его отношений с окружающими людьми. Подтверждение этому находим в высказывании    д.филос.н. Н.П.Пищулина, который утверждает, что традиции, семейный уклад жизни воспитывают в подрастающем человеке социально-этнические и моральные нормы поведения [6]. Считаем, что родители не должны быть простыми созерцателями, необходимо вывести их на уровень равноправных партнёров, субъектов образовательного процесса. Сотрудничать с каждой семьей индивидуально на благо ребенка – задача педагогического коллектива. В процессе работы убедились - грамотное методическое сопровождение способствовало качественному решению проблемы формирования толерантных отношений.

Действующая ныне структура работы методической службы сохраняется на протяжении ряда лет. Методические центры (кабинеты) ведут систематическую работу с учителями, воспитателями в межкурсовой период. Но жизнь показывает, что необходима ее модернизация в соответствии с модернизацией системы образования в целом. Решение основных направлений модернизации образования: доступность, качество, эффективность – неразрывно связано  с развитием методической службы разного уровня, которая является связующим звеном между педагогическим коллективом, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, педагогическим опытом. Окружные методические центры (ОМЦ) участвуют как в формировании социального заказа на научные исследования, так и внедрении их результатов,  апробацию, экспертизу. ОМЦ – не просто посредник между наукой и образованием, он реальный партнер науки.  В таких условиях работа методической службы одновременно носит опережающий характер и отвечает за совершенствование педагогической работы в соответствии с достижениями в педагогической и психологической науке.


                                                                   
Использованные источники:
1. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: Пособие для руководителей ДОУ. – М.: АРКТИ, 2003. – 262 с.

2. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.

3. О внесении изменений и дополнений в закон Российской
Федерации  «Об
  образовании» – М.: Новая школа, – 1996. – 64 с.

4. Концепция модернизации российского образования  на период до 2010 года // Министерство образования РФ, АПКиПРО. - М.: ЦГЛ, АПК и ПРО,  2004. – 24 с.     

5. Городская целевая программа развития образования «Столичное
образование-4» на 2005-2007 гг. // Отв. ред. Л.Е. Курнешова. - М.:
Центр Школьная книга, -  2004. –198 с.

6. Философские проблемы науки и образования: Сборник научных статей / Сост. И.А. Бирич. Отв.ред. В.В. Рябов, Н.П. Пищулин. – М.: МГПУ, - 2006. - 201 с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы методической работы с кадрами

Опыт работы с педагогическим кадрами....

Постоянно действующий семинар-практикум, как одна из форм методической работы с кадрами на этапе модернизации дошкольного образования.

В данном материале представлен опыт работы в рамках постоянно-действующего в ДОУ семинара практикума....

Новые подходы к организации методической работы с педагогическими кадрами в дошкольном образовательном учреждении

Использование нетрадиционных форм взаимодействия с педагогами способствует повышению уровня их мастерства. Таким образом данные формы занимают приоритетное направление деятельности методической работы...

Открытые НОД — одна из эффективных форм организации методической работы в ДОУ.

Статья об эффективности проведения открытых НОД в ДОУ....

Педагогический проект в методической работе с кадрами по реализации содержания этнокультурного образования «Мы из Коми»

Методическое сопровождение обновления этнокультурного образования в ДОО  в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования...

Консультация для руководителей МО ДОУ "Современные подходы к организации методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ"

Повышение уровня мастерства педагогов – приоритетное направление деятельности методической службы, которая представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кад...


 

Комментарии

Здравствуйте! Хотелось бы выразить благодарность за интересный и ценный материал. Спасибо В.В.!