Индивидуализация предметно-развивающей среды в группе ДОУ
методическая разработка по теме

 Практические советы по индивидуализации предметно -развивающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualizaciya_predmetno.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуализация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ

Использование отдельных компонентов

Предметно - пространственной среды дошкольного учреждения

Компонент Процесс Участник

Приемная

"Здравствуйте, я пришел"

Размещая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых Ребенок – личность,

член коллектива

"Уголок именинника" Постоянное функционирование стенда или уголка с фотографиями детей и обозначением дня их рождения, дополненный гороскопом, названием сезонов, месяца, числа (с целью познавательного развития).

"Паровозик желаний", персональная именинная посуда, чудесный мешочек для подарков и т. д. Ребенок – центральное лицо в детском коллективе;

воспитатель – организатор

"Звезда дня" На самом видном месте вывешивается плакат с фотографией дошкольника, избранного "Звездой дня". Каждый ребенок группы по очереди должен занять это место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной "я-концепции", развитие самосознания и самооценки Ребенок – центральное лицо в детском коллективе;

воспитатель – оформитель;

родители – консультанты

"Мое настроение" Воспитатель, родители могут отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние Ребенок и воспитатель – аналитики;

родитель – информируемый

Рубрика "Я умею, я люблю, хочу научиться" Заполняется со слов ребенка и раскрывает его интересы и возможности Ребенок – автор;

воспитатель – помощник;

родитель – читатель

"СМС-почта", Информирование родителей о достижениях и успехах ребенка, короткие сообщения о новостях и событиях, происшедших с ним в течение дня в детском саду Ребенок – созерцатель;

воспитатель – инициатор;

родитель – активный

читатель

"Я молодец,

я научился"

"Ладошки успеха" Ежедневное поощрение детей за успехи и достижения Ребенок – герой дня;

воспитатель – аналитик

"Панорама добрых дел" Накопленные в течение месяца достижения дошкольника служат стимулом к его развитию. Для воспитателей и родителей – метод наблюдения за развитием ребенка, его достижениями Ребенок – созерцатель,

аналитик;

воспитатель – аналитик, оформитель;

родитель – информируемый

Медали родительской гордости «Детская ладошка» после благополучного окончания периода адаптации к ДОУ (обводится реальная ладошка, указывается дата поступления в ДОУ); «Орден родительской славы» на выпускном вечере; «Медаль гордости» за успехи ребёнка в освоении культурно-гигиенических навыков Ребенок – участник;

воспитатель – организатор;

родитель – помощник

Фотосалон «Семейный снимок» Поддержание эмоционального отношения к общим событиям и совместным делам с членами семьи. Способствование авторитетного отношения к взрослым членам семьи. Ребенок и воспитатель – аналитики;

родитель – информируемый

Портфолио ребенка Формирование копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни Ребенок – активный участник;

воспитатель – издатель;

родитель – помощник

Рубрика "Ждем на индивидуальную работу" Приглашение ребенка в детский сад в определенное время для индивидуальных занятий с воспитателем или педагогом дополнительного образования Воспитатель – организатор;

родитель – активный помощник

"Новости дня" Сообщение темы дня, проекта, информация по теме, написанные воспитателем или под его руководством детьми (6–7 лет) и вывешенные на всеобщее обозрение Ребенок – соавтор;

воспитатель – автор;

родитель – информируемый

"Чудо-носочки"

(варежки и т. п.) Воспитатель поочередно крепит на стенд "носок дошкольника" с карточкой-заданием для индивидуальных занятий ребенка с родителями дома Ребенок – участник;

воспитатель – организатор;

родитель – помощник

"Азбука настроения" Получение педагогом обратной связи после деятельности с ребенком или в определённые отрезки времени (утро, вечер) Ребенок – аналитик;

воспитатель – диагностик

«Цветок настроения»

"Вымпел" Размещение на "Вымпеле" фотографии ребенка, ставшего победителем соревнований Ребенок – участник

"Книга рекордов" Лучшие спортивные достижения детей (самый высокий прыжок, лучший теннисист, лучший в беге, лучший лыжник и т. д.) заносятся в "Книгу рекордов" Ребенок – участник;

воспитатель по ФИЗО – издатель

Волшебный цветок мудрости В приёмной выставляется стенд с пустыми лепестками цветка, куда родители вписывают советы, афоризмы и пожелания по обозначенной на сердцевине цветка проблеме: «Детские капризы», «Я знаю, как научить ребёнка самостоятельности», «Чтобы ребёнок не болел», «Как можно провести выходной день», «Лаборатория исследований в нашей семье…» Педагог – консультант;

Родитель – организатор;

ребенок – потребитель

Игровая и спальная комнаты

Творческие

мастерские Проектирование и изготовление игр и игрушек, атрибутов. Ребенок – создатель;

воспитатель – организатор

Семейные мастер-классы Получение и систематизация информации из опыта семейных технологий воспитания и развития ребёнка.

Творческий проект «Мастерим подарки сами» Детская художественно-изобразительная деятельность к событиям (дни рождения, праздник мам и бабушек, День победы и др.) Ребёнок – активный участник, педагог - организатор

Карта-путеводитель Выбор ребенком вида деятельности (островка, уголка, центра) и соответствующей индивидуальной карточки (перфокарты,

схемы, задания, ребусы и др.) Ребенок – инициатор;

воспитатель – помощник

"Деловые хлопоты" Коробочка с бейджиками с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет: "эколог", "счетовод", "бармен", "гардеробщик", "миротворец", "главный строитель", "директор гаража" и др. Ребенок – активный участник

"Островок

сокровищ", Детское коллекционирование (разнообразные предметы-накопители: коробки, сундучки, сокровищницы с разными мелкими предметами), систематизация и изучение собираемого. Ребенок – коллекционер;

воспитатель – помощник;

родитель – активный

соучастник

"Полянка

драгоценностей"

Письмо ребёнку о любви Родители пишут письмо в стиле обращения к ребёнку в день совершеннолетия (время может быть выбрано самим родителем) с воспоминаниями о его детстве и пожеланиями, каким они хотят его видеть в будущем. Письмо можно «замуровать» в специальную колбу или коробочку, лично оформленную ребёнком совместно с родителем. Ребенок – коллекционер;

воспитатель – помощник;

родитель – активный

соучастник

Газеты, детские странички, листовки и знаки

 Временный компонент детской субкультуры, раскрывающий личность ребенка. Собственные слова детей, написанные ими произвольно или совместно со взрослыми. Ребенок – автор

Письмо Деду Морозу Ребёнок совместно с взрослым создаёт письмо-обращение к Деду Морозу, оформляют его средствами художественно-изобразительного творчества Ребенок – дизайнер, активный участник;

воспитатель – консультант

Макеты Создание ребенком предметных образцов пространства и объектов воображаемого мира (реалистического и фантастического) – элементов, организующих предметную среду для игры с мелкими игрушками Ребенок – дизайнер;

воспитатель – консультант

Мини-музеи Персональные тематические выставки в мини-музее, подготовленные ребенком и родителями по интересам дошкольника или оформленные совместно с воспитателем по теме проекта Ребенок – создатель;

воспитатель – организатор;

родитель – соучастник

"Мое творчество" Демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка

на выставках продуктов его творчества (фотоматериалы конструкторских сооружений, рисунки, коллажи, поделки из разнообразных материалов (глины, бумаги, природного и бросового материалов)) Ребенок – творец;

воспитатель – координатор;

родитель – соучастник

Детский дизайн-клуб Детская субкультура в оформлении группы по интересам дошкольников, темам проекта ("Огород на окне", "Ангелы сна", "Обереги") Ребенок – дизайнер

"Ангелы сна", В некоторых группах у воспитанников есть свой собственный оберег, изготовленный ими и названный необычным именем.

У дошкольников также может быть свой ангел сна.

Родители разрабатывают совместно с детьми семейный талисман, наполняя его понятным только их семье смыслом, например, пожелания здоровья, материального благополучия, исполнения желаний. Помещается в кабинке ребёнка (ламинируется) или в личном ящике-«сокровищнице» (при наличии их в группе). Ребенок, родитель – создатель и выдумщик; воспитатель – соучастник

"Обереги"

Талисман счастья семьи

Коридоры, вестибюли, дополнительные площади

Стена

«Наша жизнь, наши успехи» Используется для демонстрации личных достижений ребенка

в городских, краевых и всероссийских конкурсах, выставках Ребенок – гордый созерцатель;

 воспитатель – организатор

Фотоконкурс «Моя мама - профессионал» Выставка фотографий к 8 Марта, на которых мамы сфотографированы на рабочем месте. Нужно показать детям значимость труда мам. Аналогично оформляется выставка с фотографиями пап. Ребенок – гордый созерцатель;

 воспитатель – организатор

День открытых дверей: «День семьи….» Приглашаются родители ребёнка группы в заранее оговоренное время для организации совместной деятельности с детьми группы определённого направления. Ребёнок и родитель – участники; воспитатель - организатор

Стены детского творчества Знакомство всего детского коллектива и родителей с продуктами детской субкультуры, организация тематических и персональных фотовыставок. В специально отведённом месте размещаются продукты детской деятельности, выполненные в группе, с комментариями педагога. Ребенок – творец; воспитатель – организатор;

воспитатель – помощник;

родитель – соучастник

Стены детско-взрослого творчества

Дизайн-холл Для проведения временных выставок совместного творчества детей и родителей.

Серия ярких, эмоционально заряженных фотографий детей. Детской рукой на них написаны простые фразы, отражающие чувства ребенка. Эти плакаты объединены одной доброй идеей:

У тебя есть ребенок, и ты его очень любишь!

Поспеши домой, обними крепко

и в стомиллионный раз скажи ему:

я люблю тебя, я скучал! Давай поиграем! Ребенок и родитель – автор;

 воспитатель – организатор

Социально-педагогический проект «Дети – наше всё!»

Стенды "Физкультура в творчестве детей", "Мы спортсмены" Используются для выражения ребенком своего отношения к занятиям физической культурой, собственного увлечения каким-либо видом спорта, обмена мнениями внутри детского коллектива ДОУ Ребенок – автор;

воспитатель по ФИЗО – организатор, аналитик

Информационно-методический кабинет

Видеосалон (мультимедийный проектор, экран, медиотека) Просмотр детьми мультфильмов, образовательных фильмов, мультимедийных презентаций Взрослый – организатор;

ребенок – зритель, собеседник

Игро-библиотека

 Возможность взять интересующую ребенка детскую художественную литературу, энциклопедии, развивающие игры

и игрушки, выбрать образцы и схемы макетов

• Оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности.

• Обучение родителей способам применения различных видов игровых средств обучения.

• Консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания.

• Ознакомление родителей с современными видами игровых средств обучения.

Осуществляется съёмка на заданную тему, используются статистические данные, проводится соцопрос, готовится конкурс для телезрителей, ведётся рубрика «По вашим письмам». Такие мероприятия оказывают большую помощь родителям в решении проблем семейного воспитания. Педагог – библиотекарь, консультант;

Родитель – организатор;

ребенок – потребитель

Центр семейной поддержки ребёнка «От погремушки к знаниям»

Телевизионный клуб для родителей «Любимые игры наших детей»

Территория дошкольного учреждения

"Детская дизайн-площадка" Творчество ребенка и его сотворчество с педагогом по созданию детской субкультуры на земле и песке ("Песочная мозаика"),

в зимнее время года – на снегу. Украшение веранд и участков Ребенок – автор, соавтор; воспитатель – соавтор,

наблюдатель

"Дизайн-территория" Созданные воспитателями скульптуры обитателей морей и океанов, сказочных и мультипликационных персонажей, "Деревенский уголок", малые формы используются для игр, двигательной активности, труда и т. д. взрослые –

дизайнеры, скульпторы;

ребенок – потребитель

"Эко-полянка" "Метеоплощадка. Лаборатория под открытым небом". Опытно-экспериментальная, исследовательская деятельность Ребенок – исследователь, аналитик;

воспитатель – координатор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.

Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в ...

Предметно-развивающая образовательная среда в группе "Ымыычаан"

Обстановка в группах создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содер­жится д...

Презентация: "Предметно–развивающая пространственная среда в группе «Колокольчик»"

Предметно–развивающая пространственная среда в группе «Колокольчик»...