Гендерное воспитание
статья по теме

 

Актуальность гендерного воспитания - огромна, современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку.

Мальчик и девочка — два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Постараемся понять наших мальчиков и девочек, ведь они — будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути. Воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем, поможем избежать тех ошибок, что наделали в своей жизни по незнанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gendernoe_vospitanie-statya.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

Гендерное воспитание

«Всевышний сотворил человека Единым,
но, разгневавшись на него,
разрубил на две половинки (мужчина и женщина).
С тех пор, они, такие разные,

ищут по свету друг друга,

чтобы обрести полноту существования…»
(из восточной легенды)

«Гендер»(род), который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры.

Актуальность гендерного воспитания  огромна, современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку.

Установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей живущих в разных странах мира происходит принятие гендерной роли: к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;

В возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что «гендер» не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки - женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний

Механизмом гендерного воспитания детей младшего возраста выступают личностно-ориентированные технологии:

1.Средство:

  1. игры
  2. народные сказки
  3. пословицы
  4. колыбельные песни

2.Методы:

  1. игры        
  2. познавательно-развивающие этические беседы
  3. проблемные   ситуации
  4. схемы-действия

3.Формы:

  1. игровая деятельность
  2. экспериментальная
  3. проблемно- поисковая

Для     того,     чтобы     предоставить     равные     возможности     в  обучении существует    3 типа  мотивации:

- игровая (стимулирует   детей,   если   в   содержание   включены   способы построения)

- личная   заинтересованность   детей   к  деятельности (предлагая сделать что-то  в  подарок  или для  игры)

- общение  детей   со   взрослыми   (будет  стимулировать  детей   в том,   случае,   если   воспитатель   сумеет   убедить девочку   или мальчика,  что  без  их  помощи  ей  не  обойтись).

Главными  педагогическими  задачами  являются:

  1. оказание   детям  помощи в приобретении  игровых умений обогащение их  игрового опыта;
  2. расширение детских  представлений   о  предметах, событиях  и  явлениях окружающего  мира, которые  потом  могут быть  отражены  в  игре;
  3. поощрение  инициативы детей  при  развёртывании  индивидуальных, парных  и  коллективных  игр;
  4. создание условий   для  проявления детьми  игровой   активности  в течение дня.

Мальчики и девочки они такие разные! Физиологические различия

Особенности развития

МАЛЬЧИКОВ

ДЕВОЧЕК

-У мальчиков лучше развито                               правое полушарие, участвующее в распознавании и анализе зрительных и музыкальных образов, формы и структуры предметов, в сознатель-ной ориентации в пространстве

-У мальчиков в дыхании задейст-вованы мышцы брюшного пресса..

-Здоровье слабее. Организм хуже сопротивляется болезням. Многие болезни переносятся тяжелее.

-Физически сильнее.

-Ориентируются на дальнее зрение.

-Более подвижны, менее усид-чивы, т.к. потребность в движении выше в 4 – 6 раз. В 9 раз чаще стра-дают от своей гиперактивности.

-Смелее.

-Труднее обрабатывают информа-цию, полученную разными полуша-риями.

-Легкие мальчиков по величине больше

-Крови на пол литра больше, чем у девочек

-Лучше развито левое полушарие, обеспечивающее регуляцию речевой деятельности, письма, счета и логичес-кого мышления.

-Девочки дышат грудью

-Большая выносливость. Более крепкое здоровье.

-Физически слабее.

-Организм лучше сопротивляется болезням.

-Меньшая подверженность вредным влияниям внешней среды.

-Быстрее утомляются.

-Чувствительны к шуму.

-Кожная чувствительность выше.

-Ориентируются на ближнее зрение.

-Менее подвижны. Более усидчивы.

-У девочек сердце бьётся быстрее. Поэтому они такие суетливые.

(Различие мальчиков и девочек взяты из книги В.Д. Еремеевой, Т.П. Хризман «Девочки и мальчики — два разных мира»).

Психологическое различие

МАЛЬЧИКИ

ДЕВОЧКИ

Хорошо запоминают информацию расположенную вертикально.

Мало реагируют на эмоциональную сторону речи.

Эффективно воспринимают информацию о действиях (все глагольные формы).

Адекватно реагируют на положительные и отрицательные оценки их деятельности.

Высокая активность умственной работы

в  условиях дефицита времени.

Быстро и легко решают новые задачи,

 хуже стереотипные.

Хорошо воспринимают сложные в логическом плане сюжеты рассказов, всё воспринимают аналитически.

Хорошо запоминают информацию расположенную горизонтально.

Для девочек важна эмоциональная окраска оценки, а ни её сущность.

Быстро схватывают информацию, но плохо соотносят её с уже имеющейся.

Похвала не побуждает их к дальнейшему действию.

Внимание и осмысление усиливается при сильно эмоциональной окрашенности материала.

Активно отвечают на повторный

 информативный призыв.

В 6-7 лет объём кратковременной памяти больше, чем у мальчиков.

Особенности рисования

МАЛЬЧИКИ

ДЕВОЧКИ

Используют в рисунке  меньшее

 количество цветов.

Их цветовая гамма менее насыщенная.

Отдают предпочтение:

 чёрному, синему, красному, жёлтому,

 коричневым цветам.

Себя зачастую изображают  на фоне машин.

Любят рисовать себя в фате.

Рисуют себя с четко выделенными ресницами и ртом,  любят прорисовывать взрослые атрибуты.

Особенности развития связной речи

МАЛЬЧИКИ

ДЕВОЧКИ

Больше внимания  при рассказе

 уделяют действиям

Речь обычно богаче. Словарный запас

Обогащается  значительно  быстрее.

Рассказы отличаются незавершён-ностью,  простотой изложения, тра-диционностью  сюжета.

Более детально описывают предметы.

Используют сложные  предложения в речи. Более эмоциональны.

Особенности чтения

МАЛЬЧИКИ

ДЕВОЧКИ

Более самостоятельны в суждениях,

 ценят динамические моменты

Уровень литературного развития

у девочек выше,  чем у мальчиков; они лучше  разбираются в отношениях

 персонажей

Особенности мышления:

  1. у мальчиков конструктивный тип мышления.
  2. мальчикам легко даются задания на пространственное восприятие и мышление.
  3. мальчики много говорят и плохо слушают

Особенности поведения :

  1. громогласные;
  2. чрезмерно подвижные;
  3. небрежные;
  4. грубые.

Советы воспитателям

1. Необходимо у мальчиков развивать мелкую моторику, для этого использовать соответствующие игры, а у девочек - крупную (игры с мячом).

2.  Сделайте все игрушки доступными мальчикам для экспериментирования

     с ними. А для девочек лучше подойдут вода и песок для осуществления возможных вариантов поиска, совместного обсуждения.

3. Мальчикам необходимо разъяснять задачу, проблемную ситуацию, давать указания не менее 1 минуты, прежде чем он приступит к действиям.

4. Используйте чаще разные головоломки для девочек.

5. Дайте возможность мальчикам выражать свои чувства и только потом обсуждайте их с ними. Учите мальчика пользоваться только конкретными, связанными с эмоциями словами.

6. Экспериментируйте вместе с девочками с трехмерным пространством; используйте иллюстративность, наглядность и образность в работе с математическими вычислениями и в конструировании, это поможет сделать математические представления для них более конкретными, доступными для понимания.

7. Хвалите мальчиков за их подвижность, энергичность, активность, старайтесь переключить эти особенности на трудовую деятельность, помощь другим детям на занятии, усложняйте проблемные ситуации.

8.  Приглашайте на занятия  чаще мужчин и пожилых людей в их присутствии мальчики более организованы.

9.  Если в группе есть лидеры – мальчики, обязательно обратите внимание на девочек. Возможно, среди них  есть тоже лидер, но из-за мужского доминирования ее лидерским качествам не раскрыться.

10. Хвалите и девочек, и мальчиков чаще, особенно за хорошие действия. Держите под рукой фотоаппарат и фотографируйте детей. Этот прием поможет детям обоих полов гордиться своими достижениями, повысить мотивацию успешного решения задач.

Мальчик и девочка — два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Постараемся понять наших мальчиков и девочек, ведь они — будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути. Воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем, поможем избежать тех ошибок, что наделали в своей жизни по незнанию.

Кем же лучше быть –

Мальчиком или девочкой?

Лучше всего – самим собой!

Потому что ты единственный

И неповторимый в этом мире.

Гордись собой и радуйся жизни!!!

Родительское собрание

"Два взгляда на воспитание ребенка" –

психологическая игра для родителей - мам и пап"

Подготовительный этап:

  1. Подбор литературы по теме воспитания мальчиков и девочек
  2. Написание пригласительных на собрание по количеству детей.

Цель: 

  1. Демонстрация в ходе игры родителям двух взглядов на воспитание детей – мужского и женского.
  2. Учет противоположного мнения в привлечение отцов к делу воспитания ребенка.

Задачи:

  1. Определить взгляд в вопросе воспитание с точки зрения пап и мам.
  2. Разработать рекомендации для родителей в целях уважения личности ребенка.

Участники игры:

  1. Ведущий – педагог – психолог
  2. Родители средней группы – обязательно присутствие 2 супругов полных семей.
  3. Воспитатели группы.

Методическое обеспечение:

Рекомендации для раздачи участникам игры.

Разработка методики проведения игры.

Материальное обеспечение:

  1. 2 стола, стулья по количеству родителей.
  2. Бумага и карандаши для работы в группах
  3. 2 доски для демонстрации ответов групп.
  4. Цветной картон, бусы, подарочная бумага, скотч
  5. Деревянные части кораблика
  6. Ситуации, для решения их родителями.

Правила игры:

  1. Ведущий задает вопрос. В группах идет обсуждение (ведущий каждый раз объявляет время выполнения задания). Затем представитель от каждой группы высказывает мнение группы по данному вопросу (1 минута). Ведущий подводит итог высказанным мнениям (2 минуты).
  2. В игре нет зрителей. Все участники.
  3. Выступления должны быть корректными, мнение каждого участника заслуживает уважения.

Ход игры:

1. Приветствие участникам игры. Знакомство родителей с целью собрания. Краткое выступление по теме. Участники делятся на 2 группы – группа пап и группа мам.

Ведущий: Как вы понимаете высказывание: «Дети – цветы жизни». (Участники игры высказывают свое мнение).

Да, рассуждая о воспитании детей, мы, взрослые понимаем: дети – это и разные темпераменты, и разные характеры. Но еще мы понимаем: дети – это мальчики и девочки. При этом вся система дошкольного воспитания – сплошное царство женщин. В общем-то ничего странного в этом нет: во – первых, женщине самой природой определено находиться рядом с маленькими детьми, во – вторых, работа в детском саду требует неимоверного терпения, заботы, аккуратности и даже консерватизма (качества, которые вряд ли стоит искать среди мужских добродетелей). Наконец. Чего так скрывать, профессия воспитателя мало оплачиваема, а потому и не входит в разряд престижных, мужских.

Подумаешь, вроде все верно – в детских садах должны работать женщины. Да и приходит ли удивляться, если женщины активно осваивают истинно мужские профессии – сварщики, водители, военные и мн. др. Мужчины же уступают под таким натиском, при этом отстраняясь и от воспитания детей. Однако непонятно только, почему все чаще одолевает всех нас – и родителей, и педагогов, да и просто обычных граждан какая – то странная ностальгия по мужскому воспитанию. По такому, где главное – научить ответственности и решительности, сдержанности и широте души, умению справляться с собственными страхами, быть сильным и справедливым. Собственно говоря, всему этому могут научить и женщины, но просто у мужчин получается лучше.

2. Внимание! Первый вопрос обеим командам.

Напишите, какими качествами, на ваш взгляд, должна обладать девочка, а какими – мальчик. На выполнение дается 2 минуты.

Участники записывают качества на листах, разделенных на 2 половину. По окончании времени представитель команды зачитывает качества, листы вывешиваются на доске.

Ведущий: Как мы с вами видим, и мамы и папы наделяют разными качествами мальчиков и девочек. Происходит это потому, что у них по-разному организованы психические процессы, по-разному функционирует мозг. Мы, взрослые, тоже дети природы и интуитивно чувствуем разницу в зарождающейся психике. И немного по-разному разговариваем с сыном и дочкой, используем немного отличающиеся жесты и мимику.

3. Второй вопрос: Представьте, что у вашего ребенка день рождения. Напишите за 1 минуту план, как вы устроите ребенку этот праздник. Так как именно вам хотелось бы.

Участники записывают качества на листах. По окончании времени представитель команды зачитывает качества, листы вывешиваются на доске.

Ведущий: Праздник для ребенка – это всегда эмоции. И порой от взрослых зависит, какие эмоции испытает ребенок во время праздника – радость или разочарование. И ребенку особенно радостно, если этот праздник ему дарят родители. Но, согласитесь, что праздник, устроенный папой запоминается надолго. Конечно, если в его проведение вложена душа. Это не означает, что папы должны тут же броситься развлекать детей. Но как мы видим, помощь пап так необходима мамам, поскольку некоторые вещи у пап все же получаются лучше.

4. Третий вопрос: Я предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Предлагаю папам и мамам пойти за покупкой игрушки для своего ребенка. Но есть одно условие: папы выбирают игрушку для дочки, а мамы для сына – затем один представитель от команды должен аргументировать свой выбор, с точки зрения развития психики ребенка. На выполнение задания – 3 минуты.

Участники отправляются за «покупками». По окончании времени представитель команды обосновывает свой выбор.

Ведущий: Мы выяснили, что все дети развиваются по-разному. И уже к году различия в развитии психики мальчиков и девочек достигают такого высокого уровня, что проявляются в поведении, в такой сложной деятельности как игра. Игра сопровождает ребенка – дошкольника на всем пути роста и развития, в ней формируются зачатки учебной деятельности. Игрушки же – это предмет игры, и также имеют значение для психического развития. Вот почему к ее выбору необходимо подходить с ответственностью. Игрушка может вызвать у ребенка самые разные чувства: радость, печаль, страх, агрессию и др. Чем старше становится ребенок, тем очевиднее меняется вид игрушки и предъявляемые к ней требования. Папы и мамы понимают это и пытаются покупать игры соответственно возраста детей и тому, что они хотят развить в своем ребенке. Но чаще всего дети в эти игры играют сами, со старшими братьями или сестрами, родители считают исполненным свой долг, и, как правило, в играх участия не принимают. Хотя и у мам, и у пап большой багаж различных игр.

5. Четвертый вопрос: Вспомните и запишите названия игр, в которые вы играли, будучи детьми.

Участники записывают названия игр на листах. По окончании времени представитель команды зачитывает игры, листы вывешиваются на доске.

Ведущий: Как приятно вновь почувствовать себя ребенком. Но в жизни детей случается, что им необходима помощь и забота взрослых.

6. И наш пятый вопрос: предлагаем папам нарисовать принцессу для дочки, а мамам машину для сына. На это задание вам дается 3 минуты.

Участники игры выполняют задание. По окончании времени поделки выставляются для общего обозрения.

Ведущий: Как порой мы бываем, несправедливы друг к другу. Согласитесь: ведь порой и матери, и отцы справляются с любой, на наш взгляд нетипичной работой. Особенно если это касается интересов ребенка. Тут любой родитель готов пожертвовать многим ради счастливых, сияющих глаз своего малыша. Поэтому, может не стоит мамам всегда и во всем быть впереди. Ведь наш сегодняшний разговор показал, что обе стороны родителей не отталкивают одна другую, а наоборот, хотят добиться в воспитании одного – воспитать ребенка личностью. Просто каждый видит решение этого вопроса по-своему. Так давайте советоваться, прислушиваться друг к другу.

Я предлагаю вам закончить нашу встречу игрой с названием «Шуточный тест». Команда пап пишет столбиком, под номерами 7 наименований птиц, а команда мам – 7 наименований растений. (Команды работают). После выполнения листы вывешиваются рядом с началом фразы «Ваш муж…» и «Ваша жена…» (написанные ведущим). Приложение 2.

Раздача рекомендаций родителям. Приложение 3.

Прощание.

Приложение 1.

СИТУАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

Прочтите мини- ситуации, охарактеризуйте чувства ребенка.

  1. Старший сын – маме: « Ты всегда ее (младшую сестру) защищаешь, говоришь « маленькая», а меня никогда не жалеешь».
  2. Мама укладывает дочь спать. Маленькая Маша  просит посидеть с ней.
  3. Мама сидит на скамейке в парке, к ней в слезах подбегает ее малыш:

    « Он отнял  мою машинку!».

  1. Ребенку сделали укол, плачет: « Доктор плохой!»

Приложение 2.

СЕМЕЙНЫЙ ТЕСТ

ВАШ МУЖ

 Наименования растений  ( пишут мамы)

Нежный как…

Общительный как…

Сильный как…

Умный как…

Независимый как…

Улыбчивый как…

Красивый как…

ВАША  ЖЕНА

Наименование птиц ( пишут папы)

С шефом как…

В кабинете у врача как…

С подругой как…

По телефону как…

С родственниками как…

С коллегами по работе как…

У себя дома как…

Приложение 3.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ «ТРУДНЫХ РОДИТЕЛЕЙ»

  1. Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
  2. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
  3. Помните, что,  когда женщина воспитывает и обучает мальчиков ( а мужчина - девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними - неверно и бесполезно.
  4. Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней - бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.
  5. Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, т.к. он не может длительно удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.
  6. Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости ( истощение правого «эмоционального» полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально ( снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.
  7. Мы часто любим  в ребенке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. Это вы родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить.
  8. Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать - нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство в знаниях.
  9. Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.
  10. Для успешного воспитания мы должны превратить свои требования в хотения ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по гендерному воспитанию "Простые правила воспитания мальчиков"

Полноценное развитие мальчика происходит при правильном его воспитании...

"Опыт гендерного воспитания в детском саду" Рекомендации для коллег по гендерному воспитанию дошкольников.

 Так случилось, что один из выпусков был  практически однородным по гендерному составу - 17 мальчиков и  всего 3 девочки, а в старшей группе и вовсе- одни (!) мальчики. Поэтому в...

Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста

     В современной науке используются два термина:       Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...

Гендерное воспитание. ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК

Этапы полоролевого развития Новорожденность. Настройка на определенный пол.- Раннее детство (1 – 3 года). Принятие пола без наполнения его содержанием - Младший возраст (3-4 года). Диф...

ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ТРАНСФОРМАЦИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ . Статья в электронном журнале

Агибалова (Лазарева) Е.А. студент  группА ЗДО-5-12,  факультет психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «КИПУ» Республика Крым, Симферополь Научный руководитель: Амет-...

Проект «Современные культуросообразные технологии полоролевого воспитания дошкольников (гендерное воспитание)» в подготовительной группе

Цель проекта:  Формирование гендерной идентичности у детей в условиях ДОО.Задачи: 1. Сформировать у детей представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к опр...

«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...


 

Комментарии