Современные подходы к организации взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников
статья по теме

Таланова Светлана Михайловна

В соответствии с законом РФ "Об образовании"  основной задачей ДОУ является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_s_semyoy.doc51 КБ
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_s_semyoy.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Современные подходы к организации взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников

Детство современного ребёнка проходит в обстановке радикально меняющегося общества. Изменения затронули не только политические институты, они прошли через внутренний мир граждан. Известен ряд исследований, в которых установлена зависимость между новыми социально-экономическими условиями и ценностными ориентациями представителей разных социальных групп.

        Тенденция развития современной России направлена в сторону усиления социально-экономической поляризации общества. Учёные утверждают, что социально-экономический статус семьи – важный фактор развития ребёнка, влияющий на интеллект, индивидуальный стиль поведения, ценностные ориентации, мотивы.

        Детство – особый период жизни, отведённый для общей ориентации в сложно организованном мире. Детство чувствительно ко всем изменениям, происходящим в социуме. Приобщаясь к конкретным людям в конкретных отношениях и уподобляясь им, ребёнок вырабатывает те жизненные ориентиры, идеалы, которые отражаются на его представлениях о самом себе, на его представления о будущем. Первое место в иерархии значимости для формирования личности ребёнка занимает семья. Рассматривая семью, А.С.Макаренко первостепенное значение придавал устройству семьи, её структуре: «Семья – это коллектив, теряя признаки коллектива, семья неизбежно теряет большую часть   как организация воспитания и счастья» Принадлежность семьи к той или иной социальной категории – существенная детерминанта личности, фактор, оказывающий влияние на личностное развитие. Мысли, чувства, переживания ребёнка производны от жизненного мира взрослых. Вот почему А.С.Макаренко обращается к вопросам организации семьи, вдумчиво и скрупулёзно рассматривает взаимоотношения внутри семьи, права и обязанности родителей и детей, способы руководства семьёй, родительский авторитет, расположение семейных сил, солидарность в семье. Обращаясь к родителям , А.С.Макаренко говорил : «Всё что происходит в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям».

        Ефим Аронович Аркин, один из создателей системы советского дошкольного воспитания, стоял на позициях  сочетания  семейного и общественного компонентов. Он разработал теорию развития ребёнка дошкольного возраста и организации его жизни  в детских учреждениях и семье. Ефим Аронович выступал за необходимость оказания педагогической помощи родителям.

        После завершения трудов Е.А.Аркина разработка проблем  теории и практики дошкольного воспитания  продвинулись вперёд. Систематические исследования в области дошкольного воспитания (А.П.Усова, Е.А.Флёрина) привели  к более глубокому пониманию роли планомерных педагогических воздействий, осуществляемых по определённой программе, в общей системе воспитательной работы дошкольного учреждения и семьи.

        Сегодня необходим индивидуальный подход в понимании личности детей, воспитывающихся в разных социально-экономических условиях.

        В соответствии с законом РФ «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящим перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка». Основная идея состоит в том, что взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников должно стать более индивидуализированным, функциональным, эффективным в интересах развития каждого ребёнка. Вместе с тем в настоящее время остро ощущается самодостаточность дошкольных образовательных учреждений в решении собственных задач и их нежелание и неумение устанавливать контакты и взаимодействовать с родителями.

        Поэтому акцент в нашем детском саду был сделан на изучение  процесса «Современные подходы к организации взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников», где объектом инновационного опыта выступает  процесс взаимодействия педагогов с родителями.

        Актуальность проблемы я вижу в существующих противоречиях между сложившимися стереотипами мышления и профессиональной деятельности педагогов и новыми научными подходами к процессу взаимодействия с семьями воспитанников. Моя цель – организовать работу по обучению педагогов эффективным методам и приёмам взаимодействия с семьями воспитанников.

        Для осуществления цели я определила задачи:

-выявить наиболее эффективные формы взаимодействия педагогов с семьями воспитанников;

-организовать мониторинг взаимодействия педагогов с семьями воспитанников;

-создать условия, для развития организационных, коммуникативных и диагностических умений, необходимых педагогу для организации процесса взаимодействия.

        Ожидаемые результаты

-эффективность форм взаимодействия;

-умение реализовать результаты прогностической и координационно-организационной деятельности;

-способность применять на практике организационные, коммуникативные и диагностические умения.

Таким образом, современные подходы к организации взаимодействия педагогов с семьями воспитанников  предполагают  создание системы диалогического общения через  реализацию личностно-ориентированного подхода на основе социального партнёрства. Как трактует один из зарубежных педагогов А.У.Хараша быть «партнёрами в собственном смысле слова, собеседниками, связанными отношениями соавторства, взаимной поддержки и взаимопомощи».

        В «Концепции дошкольного воспитания» (1989) подчёркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип проникновенности двух социальных институтов… Важнейшим условием преемственности является установление доверительного контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого выстраивается, а порой и корректируется позиция родителей и педагогов».

        Основываясь на нормативной модели компетентности педагога, предложенной В.А.Сластёниным, и на технологии мотивационного программно – целевого управления, разработанной И.К.Шалаевым, анализ сложившейся практики показывает , что   уровень владения воспитателей знаниями по работе с семьёй,  процесс и результативность деятельности в организации взаимодействия не способствует необходимому сегодня установлению доверительного контакта в интересах развития ребёнка. Необходимо усилить акцент на  мониторинг эффективности работы педагога с семьёй, который способствует определению системы сбора, хранения, обработки и распространения информации, обеспечивающий непрерывное наблюдение за состоянием взаимодействия ДОУ с семьёй и позволяет прогнозировать возможные условия, средства и методы его улучшения.

        Таким образом, актуальность мониторинга определилась рядом противоречий между:

- требованиями нормативных документов по дошкольному образованию и творческим потенциалом педагогов нашего детского сада;

- потребностями родителей и спектром предоставляемых услуг  педагогами;

        Создание системы мониторинга по взаимодействию педагогов с семьями воспитанников в нашем  ДОУ позволило решить ряд задач:

- раскрыть потенциальные возможности педагогов в профессиональном саморазвитии;

- совершенствовать диагностико – аналитические умение педагогов;

- формировать способность к педагогической рефлексии.

На первом этапе (подготовительный) – изучили состояния проблемы, анализ нормативной литературы, выявили конкретные затруднения, постановка и обоснование проблемы, разработка плана мероприятий мониторинга, определили участников проекта, решили ряд организационных вопросов.

 Второй этап (практический)- реализация плана мероприятий мониторинга.

Третий этап (обобщающий) – подведение итогов и выявление результативности.

        Учитывая критерии оценки ожидаемых результатов:

-уровень владения педагогов знаниями по работе с семьёй;

-процесс деятельности педагога с семьёй;

-результативность этой деятельности,

Можно отметить показатели результативности:

-способность педагога становиться и быть подлинным субъектом своего практического преобразования;

-знать и уметь применять на практике методики педагогической диагностики;

-уметь прогнозировать воспитательные воздействия на родителей ребёнка с учётом их мотивов, установок.

-уметь быть равноправным партнёром совместной деятельности, оставаясь при этом скрытым руководителем.

         По результатам мониторинга появилась необходимость в разработке плана мероприятий для педагогов «Искусство сотрудничества с семьёй», где отражены этапы, формы и методы проведения работы в ДОУ, определён образовательный продукт.

        Цикл занятий «Искусство сотрудничества с семьёй»  направлен, прежде всего на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого педагога. Ведь именно при изучении теоретических основ и применение их на практике происходит формирование умений и способов деятельности для решения практически важных задач, осознание возможностей и способов реализации выбранных приёмов  и методов взаимодействия.

        Согласно плана мероприятий намечаю пути педагогического консультирования:

-обогащение знаний и опыта педагогов о специфике современной семьи, закономерностях развития детско – родительских отношений;

-совершенствование социально – психологической культуры общения с родителями: личностных умений и навыков владеть собой и оказывать воздействие на других с помощью вербальных и невербальных способов коммуникации;

-овладение активными методами обогащения воспитательного опыта родителей, развития у них педагогической рефлексии.

        Консультирование  может быть групповым и индивидуальным. Индивидуальные формы способствуют раскрытию педагога. Цель – обмен мнениями по тому или иному вопросу, её особенность – активное участие педагога.

        Также использую наглядно – информационные формы, которые предполагают участие в анализе информационного материала с последующим его структурированием.

        Для повышения профессиональной компетентности педагогов использую интерактивные формы и методы обучения, учитывающие различия участников и их стиль познания.

         Применяю традиционные и нетрадиционные формы общения педагогов, суть которых –обогатить их педагогическими знаниями:

-круглый стол, дискуссии, конференции;

-метод собирания идей, предложений или выявление вариантов решения проблемы, которая формулируется в виде «открытого вопроса»;

-тренинговые упражнения.

        Завершающим этапом проведения методической работы является – контроль.

При проведении контроля выделяю следующие показатели проведённой работы:

-появление интереса у педагогов к содержанию лекций, бесед. Об этом свидетельствуют вопросы, слова благодарности;

-появление размышлений о собственной педагогической деятельности;

-отказ от авторитарного стиля общения с родителями;

-поиск разнообразных форм и методов общения с родителями.

        К показателям эффективного взаимодействия педагогов с семьями воспитанников  относятся:

-потребность родителей в индивидуальной консультации;

- посещение мероприятий в ДОУ;

- повышение их активности: «встреча невольно заставила задуматься о многом из того, что я раньше не принимала во внимание», «интересными оказались советы педагога, прозвучавшие в беседе. Но следовать им реально довольно трудно, хотя я не жалею, что пришла на встречу» ;

- обсуждение важных аспектов индивидуального развития ребёнка, пути формирования его личности.

        Таким образом, можно отметить созданную мной систему психолого – педагогической дифференцированной помощи педагогам, основанную на применении  разнообразных методах активизации, которые направлены на возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциацию с собственным опытом:

 -игровое моделирование – когда происходит освобождение от стереотипов в своём поведении;

- беседа, предполагающая дискуссионные вопросы «Нужно ли…», «Как применять…?», которая воспитывает культуру диалога в обществе, вырабатывает умения аргументировать свои доводы, учитывать аргументы оппонента;

- просмотр видеороликов с записью родительских собраний, режимных моментов - имеет возможность оценить свои действия и поступки;

- педагогическая рефлексия –  способность педагога становиться и быть подлинным субъектом своего практического преобразования;

        Итоги анкетирования, собеседования, наблюдения, изучения практической деятельности педагогов по взаимодействию с семьями воспитанников показывают рост профессиональной компетентности. Возросла активность педагогов личностно – ориентированного подхода к семьям воспитанников (от 32% до 60%); повысился мотив социального партнёрства ( от 48% до 75%); поменялся и сам характер общения, который предполагает диалогическую форму (от 40% повысился до  75%).

        Можно отметить, цикл занятий « Искусство сотрудничества с семьёй» нацеливает педагога  слушать и слышать родителей, понимать невербальный язык общения и адекватно на него реагировать, передавать информацию разными способами, способствовать установлению обратной связи с родителями, т.е. находить современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников.

                                                                             Автор статьи: Таланова С.М.

                                                                             Дата: 2009 год

                                                                        



Предварительный просмотр:

Современные подходы к организации взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников

Детство современного ребёнка проходит в обстановке радикально меняющегося общества. Изменения затронули не только политические институты, они прошли через внутренний мир граждан. Известен ряд исследований, в которых установлена зависимость между новыми социально-экономическими условиями и ценностными ориентациями представителей разных социальных групп.

        Тенденция развития современной России направлена в сторону усиления социально-экономической поляризации общества. Учёные утверждают, что социально-экономический статус семьи – важный фактор развития ребёнка, влияющий на интеллект, индивидуальный стиль поведения, ценностные ориентации, мотивы.

        Детство – особый период жизни, отведённый для общей ориентации в сложно организованном мире. Детство чувствительно ко всем изменениям, происходящим в социуме. Приобщаясь к конкретным людям в конкретных отношениях и уподобляясь им, ребёнок вырабатывает те жизненные ориентиры, идеалы, которые отражаются на его представлениях о самом себе, на его представления о будущем. Первое место в иерархии значимости для формирования личности ребёнка занимает семья. Рассматривая семью, А.С.Макаренко первостепенное значение придавал устройству семьи, её структуре: «Семья – это коллектив, теряя признаки коллектива, семья неизбежно теряет большую часть   как организация воспитания и счастья» Принадлежность семьи к той или иной социальной категории – существенная детерминанта личности, фактор, оказывающий влияние на личностное развитие. Мысли, чувства, переживания ребёнка производны от жизненного мира взрослых. Вот почему А.С.Макаренко обращается к вопросам организации семьи, вдумчиво и скрупулёзно рассматривает взаимоотношения внутри семьи, права и обязанности родителей и детей, способы руководства семьёй, родительский авторитет, расположение семейных сил, солидарность в семье. Обращаясь к родителям , А.С.Макаренко говорил : «Всё что происходит в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям».

        Ефим Аронович Аркин, один из создателей системы советского дошкольного воспитания, стоял на позициях  сочетания  семейного и общественного компонентов. Он разработал теорию развития ребёнка дошкольного возраста и организации его жизни  в детских учреждениях и семье. Ефим Аронович выступал за необходимость оказания педагогической помощи родителям.

        После завершения трудов Е.А.Аркина разработка проблем  теории и практики дошкольного воспитания  продвинулись вперёд. Систематические исследования в области дошкольного воспитания (А.П.Усова, Е.А.Флёрина) привели  к более глубокому пониманию роли планомерных педагогических воздействий, осуществляемых по определённой программе, в общей системе воспитательной работы дошкольного учреждения и семьи.

        Сегодня необходим индивидуальный подход в понимании личности детей, воспитывающихся в разных социально-экономических условиях.

        В соответствии с законом РФ «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящим перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка». Основная идея состоит в том, что взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников должно стать более индивидуализированным, функциональным, эффективным в интересах развития каждого ребёнка. Вместе с тем в настоящее время остро ощущается самодостаточность дошкольных образовательных учреждений в решении собственных задач и их нежелание и неумение устанавливать контакты и взаимодействовать с родителями.

        Поэтому акцент в нашем детском саду был сделан на изучение  процесса «Современные подходы к организации взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников», где объектом инновационного опыта выступает  процесс взаимодействия педагогов с родителями.

        Актуальность проблемы я вижу в существующих противоречиях между сложившимися стереотипами мышления и профессиональной деятельности педагогов и новыми научными подходами к процессу взаимодействия с семьями воспитанников. Моя цель – организовать работу по обучению педагогов эффективным методам и приёмам взаимодействия с семьями воспитанников.

        Для осуществления цели я определила задачи:

-выявить наиболее эффективные формы взаимодействия педагогов с семьями воспитанников;

-организовать мониторинг взаимодействия педагогов с семьями воспитанников;

-создать условия, для развития организационных, коммуникативных и диагностических умений, необходимых педагогу для организации процесса взаимодействия.

        Ожидаемые результаты

-эффективность форм взаимодействия;

-умение реализовать результаты прогностической и координационно-организационной деятельности;

-способность применять на практике организационные, коммуникативные и диагностические умения.

Таким образом, современные подходы к организации взаимодействия педагогов с семьями воспитанников  предполагают  создание системы диалогического общения через  реализацию личностно-ориентированного подхода на основе социального партнёрства. Как трактует один из зарубежных педагогов А.У.Хараша быть «партнёрами в собственном смысле слова, собеседниками, связанными отношениями соавторства, взаимной поддержки и взаимопомощи».

        В «Концепции дошкольного воспитания» (1989) подчёркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип проникновенности двух социальных институтов… Важнейшим условием преемственности является установление доверительного контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого выстраивается, а порой и корректируется позиция родителей и педагогов».

        Основываясь на нормативной модели компетентности педагога, предложенной В.А.Сластёниным, и на технологии мотивационного программно – целевого управления, разработанной И.К.Шалаевым, анализ сложившейся практики показывает , что   уровень владения воспитателей знаниями по работе с семьёй,  процесс и результативность деятельности в организации взаимодействия не способствует необходимому сегодня установлению доверительного контакта в интересах развития ребёнка. Необходимо усилить акцент на  мониторинг эффективности работы педагога с семьёй, который способствует определению системы сбора, хранения, обработки и распространения информации, обеспечивающий непрерывное наблюдение за состоянием взаимодействия ДОУ с семьёй и позволяет прогнозировать возможные условия, средства и методы его улучшения.

        Таким образом, актуальность мониторинга определилась рядом противоречий между:

- требованиями нормативных документов по дошкольному образованию и творческим потенциалом педагогов нашего детского сада;

- потребностями родителей и спектром предоставляемых услуг  педагогами;

        Создание системы мониторинга по взаимодействию педагогов с семьями воспитанников в нашем  ДОУ позволило решить ряд задач:

- раскрыть потенциальные возможности педагогов в профессиональном саморазвитии;

- совершенствовать диагностико – аналитические умение педагогов;

- формировать способность к педагогической рефлексии.

На первом этапе (подготовительный) – изучили состояния проблемы, анализ нормативной литературы, выявили конкретные затруднения, постановка и обоснование проблемы, разработка плана мероприятий мониторинга, определили участников проекта, решили ряд организационных вопросов.

 Второй этап (практический)- реализация плана мероприятий мониторинга.

Третий этап (обобщающий) – подведение итогов и выявление результативности.

        Учитывая критерии оценки ожидаемых результатов:

-уровень владения педагогов знаниями по работе с семьёй;

-процесс деятельности педагога с семьёй;

-результативность этой деятельности,

Можно отметить показатели результативности:

-способность педагога становиться и быть подлинным субъектом своего практического преобразования;

-знать и уметь применять на практике методики педагогической диагностики;

-уметь прогнозировать воспитательные воздействия на родителей ребёнка с учётом их мотивов, установок.

-уметь быть равноправным партнёром совместной деятельности, оставаясь при этом скрытым руководителем.

         По результатам мониторинга появилась необходимость в разработке плана мероприятий для педагогов «Искусство сотрудничества с семьёй», где отражены этапы, формы и методы проведения работы в ДОУ, определён образовательный продукт.

        Цикл занятий «Искусство сотрудничества с семьёй»  направлен, прежде всего на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого педагога. Ведь именно при изучении теоретических основ и применение их на практике происходит формирование умений и способов деятельности для решения практически важных задач, осознание возможностей и способов реализации выбранных приёмов  и методов взаимодействия.

        Согласно плана мероприятий намечаю пути педагогического консультирования:

-обогащение знаний и опыта педагогов о специфике современной семьи, закономерностях развития детско – родительских отношений;

-совершенствование социально – психологической культуры общения с родителями: личностных умений и навыков владеть собой и оказывать воздействие на других с помощью вербальных и невербальных способов коммуникации;

-овладение активными методами обогащения воспитательного опыта родителей, развития у них педагогической рефлексии.

        Консультирование  может быть групповым и индивидуальным. Индивидуальные формы способствуют раскрытию педагога. Цель – обмен мнениями по тому или иному вопросу, её особенность – активное участие педагога.

        Также использую наглядно – информационные формы, которые предполагают участие в анализе информационного материала с последующим его структурированием.

        Для повышения профессиональной компетентности педагогов использую интерактивные формы и методы обучения, учитывающие различия участников и их стиль познания.

         Применяю традиционные и нетрадиционные формы общения педагогов, суть которых –обогатить их педагогическими знаниями:

-круглый стол, дискуссии, конференции;

-метод собирания идей, предложений или выявление вариантов решения проблемы, которая формулируется в виде «открытого вопроса»;

-тренинговые упражнения.

        Завершающим этапом проведения методической работы является – контроль.

При проведении контроля выделяю следующие показатели проведённой работы:

-появление интереса у педагогов к содержанию лекций, бесед. Об этом свидетельствуют вопросы, слова благодарности;

-появление размышлений о собственной педагогической деятельности;

-отказ от авторитарного стиля общения с родителями;

-поиск разнообразных форм и методов общения с родителями.

        К показателям эффективного взаимодействия педагогов с семьями воспитанников  относятся:

-потребность родителей в индивидуальной консультации;

- посещение мероприятий в ДОУ;

- повышение их активности: «встреча невольно заставила задуматься о многом из того, что я раньше не принимала во внимание», «интересными оказались советы педагога, прозвучавшие в беседе. Но следовать им реально довольно трудно, хотя я не жалею, что пришла на встречу» ;

- обсуждение важных аспектов индивидуального развития ребёнка, пути формирования его личности.

        Таким образом, можно отметить созданную мной систему психолого – педагогической дифференцированной помощи педагогам, основанную на применении  разнообразных методах активизации, которые направлены на возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциацию с собственным опытом:

 -игровое моделирование – когда происходит освобождение от стереотипов в своём поведении;

- беседа, предполагающая дискуссионные вопросы «Нужно ли…», «Как применять…?», которая воспитывает культуру диалога в обществе, вырабатывает умения аргументировать свои доводы, учитывать аргументы оппонента;

- просмотр видеороликов с записью родительских собраний, режимных моментов - имеет возможность оценить свои действия и поступки;

- педагогическая рефлексия –  способность педагога становиться и быть подлинным субъектом своего практического преобразования;

        Итоги анкетирования, собеседования, наблюдения, изучения практической деятельности педагогов по взаимодействию с семьями воспитанников показывают рост профессиональной компетентности. Возросла активность педагогов личностно – ориентированного подхода к семьям воспитанников (от 32% до 60%); повысился мотив социального партнёрства ( от 48% до 75%); поменялся и сам характер общения, который предполагает диалогическую форму (от 40% повысился до  75%).

        Можно отметить, цикл занятий « Искусство сотрудничества с семьёй» нацеливает педагога  слушать и слышать родителей, понимать невербальный язык общения и адекватно на него реагировать, передавать информацию разными способами, способствовать установлению обратной связи с родителями, т.е. находить современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников.

                                                                             Автор статьи: Таланова С.М.

                                                                             Дата: 2009 год

                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в рамках формирования эффективного социально-педагогического партнёрства.

В статье представлен материал по решению образовательных задач в дошкольном учреждении с помощью современных подходов взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в расках социально-педагогического парт...

Обобщение опыта работы воспитателя на тему: «Современные подходы к организации взаимодействия детского сада и семьи»

Обобщение опыта работы воспитателя на тему:«Современные подходы к организации взаимодействия детского сада и семьи»...

Круглый стол «Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного учреждения как условие повышения профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями».

Круглый стол «Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного учреждения как условие повышения профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями»....

Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и современной семьи

Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и современной семьи...

Выступление на РМО на тему: «Современные подходы для организации взаимодействия детского сада и семьи».

Материал может пригодится воспитателям для ознакомления с современными подходами для организации взаимодействия детского сада и семьи....

Презентация. Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в рамках формирования эффективного социально-педагогического партнёрства.

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в рамках формирования эффективного социально-педагогического партнёрства....