Развитие творческой инициативы педагогов дошкольного учреждения в обеспечении здоровьесбережения воспитанников.
методическая разработка по теме

Семендяева Татьяна Николаевна

 

    В условиях модернизации Российского образования, важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить, находить нестандартные решения.

  Понимая, что здоровье детей- это будущее страны, наше дошкольное учреждение, несмотря на то, что является не специализированным, а обычным общеразвивающим детским садом ставит перед собой главную приоритетную задачу: сохранение , укрепление, наращивание здоровья детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberezhenie.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческой инициативы педагогов дошкольного учреждения в обеспечении здоровьесбережения воспитанников.

     

  «Любая деятельность есть процесс и результат»

Б. Пастернак

    В условиях модернизации Российского образования, важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить, находить нестандартные решения.

  Понимая, что здоровье детей- это будущее страны, наше дошкольное учреждение, несмотря на то, что является не специализированным, а обычным общеразвивающим детским садом ставит перед собой главную приоритетную задачу: сохранение , укрепление, наращивание здоровья детей.

Учитывая, что по условиям проживания Кольский полуостров является одним из наиболее сложных регионов России. Детей, являющихся практически здоровыми, нет: большинство детей находится во второй группе здоровья, т.е. имеют какие-то функциональные нарушения. Решение этой задачи невозможно без поиска новых нестандартных форм, способов организации, изменения содержания, проявления творческой инициативы педагогов МДОУ.

    Исходя из кадрового обеспечения, условий детского сада, мы выработали собственную систему физического развития и оздоровления детей, которая реализуется через:

  1. мониторинг здоровья, учёт индивидуальных особенностей
  1. организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей
  1. создание среды способствующей укреплению здоровья детей, снижающей отрицательные влияния на состояние организма
  2. формирование у детей привычки к ЗОЖ
  3. улучшение двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей
  4. обеспечение полноценного, сбалансированного питания
  5. взаимодействие с семьёй 

Это четкая интеграция профилактического и организационного направления, педагогического и физически - формирующего воздействия на ребенка специфическими и неспецифическими средствами

    При этом ребёнок рассматривается педагогами как целостный телесно- духовный организм.  

    Благодаря реализации креативных способностей педагогов, работа в данном направлении постоянно уточняется, обогащается, совершенствуется. Так, учитывая своеобразие северной погоды, для повышения двигательной активности детей в МДОУ кроме физкультурного зала оборудованы:

  1. тренажёрный зал
  2. физкультурная площадка на территории детского сада
  3. прогулочная площадка для малышей в цокольном этаже здания
  4. мини-стадионы в группах

Воспитатели проявляют творчество и изобретательность в изготовлении пособий  из нестандартного материала.  Физкультурное оборудование размещено так, что оно доступно для детей.

Образовательно- воспитательный процесс поворачивается к педагогам разными сторонами, ставит перед ними задачи, решение которых требует  творческой  активности, напряжения всех сил, проявления  индивидуальности. В МДОУ проводятся как традиционные физкультурно- оздоровительные мероприятия:

  1. занятия
  1. утренняя гимнастика
  2. прогулка

так и нетрадиционные:

  1. корригирующая гимнастика
  2. бодрящая гимнастика
  3. гимнастика для глаз
  4. дни здоровья
  5. походы
  6. оздоровительный бег

Организованной формой в этом двигательном режиме являются физкультурные занятия..  Проводя их, воспитатели используют самые разнообразные формы: классические, интегрированные, проблемно- поисковые, сюжетные, тренировочные,  комплексные, игры-эстафеты, занятия на спортивных тренажёрах и др. Процесс обучения на занятиях носит дифференцированный, вариативный характер. Используется принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание, релаксацию. Воспитатели, развивая творческий потенциал дошкольников, тем самым развивают свои творческие способности.

    Снижению у детей тревожности, повышению чувства уверенности, защищённости способствуют используемые в работе педагогами методы «Мама терапии», «Хохочущих фотографий».

     Мы понимаем, что здоровье детей в немалой степени зависит от наличия фактора безопасного существования. Поэтому воспитатели огромное внимание уделяют внедрению технологии "Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста". Наиболее проработанные направления- вопросы обеспечения безопасности детей в ситуациях дорожного движения, пожарной безопасности. Работа по готовым конспектам всё больше уходит в прошлое. Педагоги стремятся сами проектировать образовательный процесс, учитывая уровень развития детей группы, собственные интересы, возможности МДОУ, тенденции образовательной системы. С учётом особенностей города разработаны правила поведения детей и взрослых при сходе лавин в горах.

     Соблюдая режимные моменты, для  укрепления и сохранения здоровья детей в МДОУ организовано:

  1. полноценное питание,
  2. спокойный здоровый сон,
  3.  обучение культурно- гигиеническим навыкам,
  4. закаливание,

Но и к этим моментам педагоги подходят творчески. Так, учитывая исследования учёных в области развития детского интеллекта, объясняющих, что правильное питание приносит для мозга ребёнка больше пользы, чем тщательно подготовленные занятия, стараемся разнообразить рацион воспитанников рыбой, овощами, фруктами, злаками, бобовыми и молочными продуктами, йодосодержащими продуктами. Питание детей организовано по 10 дневному меню, сбалансированному по жирам, белкам, углеводам, витаминам и микроэлементам.

   Сон- естественный отдых организма. В  полярную ночь дети страдают от инверсии сна: днём хотят подремать, а вечером ложатся и не могут заснуть. Из-за этого дети чувствуют себя вялыми Приближенный к естественным биоритмам режим, добрая сказка, чистое, проветренное помещение- способствуют тому, чтобы все дети  спали .

   Закаливание. В нашем МДОУ педагоги используют такие закаливающие процедуры как: босоножье, обширное умывание.

Обширное умывание-это один из самых доступных приёмов закаливания водой организма ребёнка. Такое умывание укрепляет терморегулирующий аппарат, позволяет ребёнку безболезненно переносить значительные температурные колебания в условиях Крайнего севера. ..

  Босоножье- отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребёнка к резким колебаниям температуры и переохлаждению. Проводится в любое время дня, но в нашем МДОУ- во время гимнастик, особенно бодрящей, после сна.

       Большое значение для  укрепления здоровья детей, формирования привычки к ЗОЖ, развития творческих способностей педагогов и детей имеют кружки и секции, организованные в МДОУ.

                  В нашем дошкольном учреждении работают кружки:

                « Малыш – спортсмен» - группа до 3 лет

               « Знайка учит ОБЖ» - группа детей с 5до 7 лет   

В МДОУ продумана система всесторонней методической работы по развитию креативных способностей, совершенствованию мастерства воспитателей. Она включает разные виды деятельности, ориентированные на осознание, апробацию и творческую интерпретацию инновационных программ и технологий.

    Медицинская сестра детского сада разработала  план оздоровления часто болеющих детей по месяцам, куда вошли: фитотерапия, полоскание горла, употребление коктейлей и отваров, приём седативных трав (пустырник, валериана), витаминотерапия.

    Конечно, вся работа нашего учреждения построена на тесных партнёрских взаимоотношениях с родителями воспитанников. Мы прислушиваемся к их мнению, пожеланиям, стараемся находить оптимальное решение при проблемных ситуациях. В детском саду широко оказывается консультативная помощь по формированию у детей здорового образа жизни. Для этого оформляются интересные консультации, ширмы, информационные стенды, фото-стенды. Родители являются активными участниками  групповых, общих собраний, походов, праздников, досугов.

   Насыщенная, увлекательная, интересная работа по здоровьесбережению детей, приносит результаты:

- снижение заболеваемости детей: (таблица)

- уменьшение количества часто болеющих детей (схема)

  Пусть эти цифры небольшие, но за каждой из них стоит конкретный ребёнок, его здоровье и огромная работа, творческий поиск, инициативность педагогов нашего МДОУ.

Схемы

В структуре хронической заболеваемости преобладают так называемые «школьные болезни»:

  1. нарушение зрения
  2. заболевания опорно- двигательного аппарата
  3. нервные болезни

 По отношению к организму ребёнка дошкольного возраста наиболее разрушающими здоровье факторами являются:

  1. неправильное питание
  2. гиподинамия (дефицит двигательной активности)
  3. существенный рост интеллектуальной нагрузки и высокий объём вредной информации
  4. нарушение биологических ритмов

 Понимая всю важность проблемы здоровьесбережения детей,

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поддержка и развитие детской инициативы в Дошкольном учреждении.

В развитии  инициативы и самостоятельности важно:Постоянно расширять область задач. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых п...

Развитие творческой инициативы педагогов дошкольного учреждения в обеспечении здоровьесбережения воспитанников.

В условиях модернизации Российского образования, важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить, находить нестандартные решения.  Понимая, что здоровье де...

Развитие творческой инициативы педагогов дошкольного учреждения в обеспечении здоровьесбережения воспитанников.

  В условиях модернизации Российского образования, важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить, находить нестандартные решения.  Понимая, ч...

«Практика применения элементов программы ТРИЗ в детском дошкольном учреждении с целью развития творческой инициативы у детей старшего возраста»

Самая главная цель, которую ставит перед собой ТРИЗ, - формирование у детей творческого мышления, т. е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в разли...

Описание опыта работы старшего воспитателя по теме «Психологический климат в коллективе как фактор развития творческого потенциала педагогов дошкольного образовательного учреждения»

В современных условиях возрастает значение личностных качеств, поскольку главный потенциал общества – это возможности самого человека. В этих условиях возрастает потребность общества в творческо...